Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе «И.А.Куприн «Барбос и Жулька»»
Пояснительная записка к презентации
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: создать условия для знакомства с произведением детской классической литературы, раскрыть смысл рассказа Куприна «Барбос и Жулька».
- Способствовать знакомству учащихся с жизнью и творчеством А. И. Куприна; формированию умений давать словесное описание портрету писателя; способствовать усвоению рассказа «Барбос и Жулька», его темы и идеи; содействовать формированию умений членить текст на главные мысли, картины, составлять план рассказа; формированию понятий о литературных героях- положительных и отрицательных; формированию умений давать словесное описание портрету писателя;
- Содействовать развитию уровня восприятия учащимися литературного произведения; навыка быстрого, правильного выразительного чтения; развитие логики, мышления, воображения;
- Воспитывать доброжелательное взаимодействие в коллективе, товарищеские качества, взаимопомощь, дружелюбие, интерес к творчеству писателя;
Дидактические средства:
Для учителя: пословицы, презентация;
Для обучающихся: учебник;
Барбос и Жулька
PPTX / 1.36 Мб
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
№ |
Название этапа, цель |
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма работы |
Результат |
1. |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
|
Настраивает на готовность; проверяет работу |
- Прозвенел звонок! Внимание! Посмотрите ребята друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, успехов и добра. Садитесь! а. -Будьте активными и очень внимательными! Как наш друг Знайка, который всегда наблюдает за вашей работой. |
(настраиваются на работу)
|
Фронтальная |
Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция, настрой на работу на уроке лит. чтения; (Л) самоопределение, смыслообразование, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости к сверстникам и учителю; |
2. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
|
Работа над пословицей
Чтение стихотворение
|
- Прочтите пословицы. Объясните их смысл. Легко подружиться, тяжело разлучиться. Кто не испытал дружбы, тот не жил.
Будь верен до смерти.
При верном псе и сторож спит. (прикреплены на доске) - Саша выучил наизусть стихотворение «Про тех, кто лает» С. Михалкова. Послушайте его.
-Ребята, с какими вы познакомились произведениями, где рассказано про собак?
|
-Когда мы дружим, мы привязываемся к человеку. -Без друга невозможно прожить на белом свете! Он нужен для души. -Нужно быть верным своему другу и всегда говорить правду. -Если у тебя будет верный друг, то не нужно ничего бояться.
На свете множество собак –И на цепи и просто так: Собак служебных – пограничных, Дворовых «шариков» обычных.
Л.Н.Толстой «Лев и собачка», Д.Н.Сибиряк «Постойко», А.И.Куприн «Белый пудель» |
Фронтальная
|
Формирование УУД: (К) умение работать в коллективе, слушать и понимать речь других. (П) выяснение смысла пословиц; повторение названий рассказов о животных, собаках ; (Р) организация деятельности, посредством мотивации; (Л) выражение своих мыслей с полнотой и точностью и учетом разных мыслей; формирование чувства сопереживания и взаимопомощи; |
3. |
Построение проекта выхода из затруднения
|
Решение проблемной ситуации, мини-исследование; выявление темы детьми.
|
-Ребята, вы уже догадались с произведением на какую тему мы будем сегодня знакомиться?
-Посмотрите на эти записи. (слайд 1) «Слон», «Чудесный доктор», «Белый пудель» -Что объединяет эти записи?
-Также он написал произведение о собаках «Барбос и Жулька». Какова же тема сегодняшнего урока?
|
-С произведением о собаках.
-Все произведения о животных. Их написал А.И.Куприн
А.И.Куприн. Барбос и жулька.
|
Фронтальная |
Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя; прогнозировать содержание темы |
4. |
Реализация построенного проекта.
|
Словесное описание портрета Куприна
Словарная работа
Первичное чтение
Проверка первичного восприятия
Физминутка
Аналитическая беседа. Составление плана со вторичным чтением, развитием выразительности речи
|
-Что вы знаете о А.И.Куприне? - Посмотрите на портрет писателя. Опишите его. (слайд) Куприн родился в семье мелкого чиновника 7 сентября 1870 г. в городе Наровчат Пензенской губернии. Отец его умер, когда мальчику не было и четырех лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме. Мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион. В 1880 г. Куприн поступил во 2-ю Московскую военную Гимназию (с 1882 г. кадетский корпус), а в 1888 г. - в московское Александровское военное училище. Как писатель он показал свой талант еще в училище, опубликовал несколько рассказов. Полностью посвятил себя литературе после выхода в отставку. Куприн был добрым, отзывчивым и талантливым человеком с широкой душой. Он был очень необыкновенным человеком. Куприну было интересно всё новое: когда появились первые воздушные шары, они одним из первых поднялся на воздушном шаре. Он работал корреспондентом газеты, зубным врачом, грузчиком арбузов, был певчим в хоре и даже суфлёром. Всё творчество Александра Ивановича Куприна дышит любовью к Родине, трудолюбивому народу, щедрой природе, к животным и людям, а также великому русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он писал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах.
-Чтобы правильно и хорошо усвоит рассказ нужно знать значения незнакомых слов. Объясните значение следующих слов. (Слайд) СТАЛАКТИТ - имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями. ПРИЗЕМИСТЫЙ - 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий. ФЛИРТ - любовная игра, кокетство. ЛИЦЕМЕРНЫЙ - отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия. ЛИЦЕМЕРИЕ - поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью. ФЕСТОН - один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья. КАРЬЕР - самый быстрый конский бег, ускоренный галоп. ПОДПАЛИНА - рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного. ТРИУМФАЛЬНЫЙ - триумф - блестящий успех, торжество. ЛАВРЫ - ветви лаврового дерева, венок из них - символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (перенос.) - пользоваться плодами успехов.). -Сейчас я начну читать, а вы продолжите. Все следим. По цепочке. Выразительное чтение рассказа.
Проверка первичного восприятия. - Вам понравился рассказ? С каким настроением вы его слушали? - О чём вы задумались, прослушав рассказ? Физминутка. Упражнения на расслабление мышц спины, шеи, плеч. Упражнения для глаз. Игра «Поймай муху».
- Как люди относились к собакам?
- Кто лучше всего понимал животных? - Как вы думаете, почему автор в начале произведения подробно описывает внешний вид собак? -Ребята, сейчас мы будем составлять план рассказа и одновременно отвечать на вопросы. Итак, кого из собак первым описывает автор? Зачитайте. -Дайте характеристику Барбоса.
-Какой будет второй пункт плана? -О чем ведется рассказ дальше?
-Зачитайте. -Найдите описание дружбы Барбоса и Жульки. - Найдите и прочитайте поведение бешеного пса во дворе. - Как поступили люди, увидев во дворе бешеного пса? Прочитайте. С каким чувством вы будете читать отрывок? - А как бы вы поступили в такой ситуации? - Найдите и прочитайте, а как повёл себя Барбос в этот момент? Какие чувства передадите при чтении? - Ожидали вы от него такого поступка? Почему?
-Каков следующий пункт плана? О поступке кого идет речь? - Прочитайте, как поступила Жулька. С какой интонацией вы будете читать эти строки? - Почему Жулька выбежала наперерез бешеной собаке? Можно ли её поступок считать героическим? - Как вы думаете, зачем автор пишет «Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности. Откуда-то из-за сарая выскочила маленькая Жулька и во всю прыть своих тоненьких ножек понеслась наперерез бешеной собаке»? -Что случилось с Жулькой после? - Найдите в тексте и зачитайте, что явилось причиной смерти Жульки. -Какой заключительный момент рассказа? Работа над иллюстрацией к тексту. - Рассмотрите рисунок на стр 63 Кого изобразил художник? - Какой эпизод изобразил художник? - Каким мы видим Барбоса в этот момент? Какие чувства он испытывает? Почему? Постановка проблемы. - Как вы думаете, почему рассказ о жизни собак, так трогает нашу душу, чувства? - А были ли у вас моменты в жизни, когда приходилось расставаться со своими питомцами?
- Какие чувства вы тогда испытывали?
- Скажите, а можно ли было изменить конец рассказа? Как?
-Обратите внимание на составленный нами план. У вас в учебнике на стр 64 дан план, но его нужно дополнить. Дополняем. Этот план вам поможет при подготовке к пересказу. |
(Ответы учащихся) Это широкоплечий, коренастый мужчина с добрыми глазами. Его взгляд пронизан любовью и теплотой души.
-Продумывают значение слов
Выразительное чтение рассказа детьми
-Да. С грустным, жалко собачку. -Почему так произошло. Можно ли было изменить это все? Физминутка. Упражнения на расслабление мышц спины, шеи, плеч. Упражнения для глаз. Игра «Поймай муху». - К Жульке хорошо, заботились о ней, это была домашняя собака. А Барбоса постоянно гнали на улицу, но тоже любили и заботились. А дети их очень любили и заботились.
-Дети -Чтобы мы смогли понять их характер
План
1.Барбос (Зачитывают описание собак)
2.Жулька. (Зачитывают описание собаки.)
3.Бабос на посту.
4.Барбос и Жулька.
5.Бешеный пес. С чувством страха.
-Попыталась бы спасти.
-Барбос струсил -Страх
-Нет, т.к.раньше всегда кидался в драку.
6.Поступок Жульки
-Жулька поступила отважно! Как герой. С нарастающей интонацией.
-Он хочет показать что маленькая Жулька не побоялась бешеного пса! И то что никто не ожидал этого от нее.
7.Болезнь Жульки
8.Прощание собак
-Это изображен Барбос, он грустит о смерти Жульки. Его чувства полны горя и отчаяния. -Это животные, за которых мы несём ответственность; они живут у нас дома и нам нужно заботиться о них и любить их; они живые существа.
-Чувства тоски, горечи, боли, надежды на лучшее.
-Если бы люди и сильный Барбос не спрятались, не разбежались, а выскочили на защиту Жульки, то может быть она и осталась жива.
|
Фронтальная
Фронтальная
|
Формирование УУД: (Р) организация своей деятельности; понимать цели и задачи деятельности; (К) осваивают диалоговую форму общения; умение слушать и понимать речь учителя (П) развитие логики, мышления; умения составлять план рассказа, вычленять главное; развитие речи путем словесного описания портрета; |
5. |
Включение в систему знаний и повторение
|
Д.З.
Подведение итога, выявление усвоения знаний |
Домашнее задание, открываем дневники. Записываем -перечитать рассказ. Подготовиться к пересказу. По желанию нарисовать иллюстрацию к рассказу.
-Итак ребята, подведем итоги. Что нового вы сегодня узнали?
-Какая основная мысль рассказа «Барбос и Жулька»?
-Оценивание. |
-Мы узнали сведения о писателе А.И.Куприне, о том что он рано потерял отца, но закал духа помог ему стать человеком и писать произведения о русских людях, природе и животных. -Куприн в этом рассказе хотел показать нам образец дружбы, на примере Жульки, её отношение к Барбосу. |
фронтальная |
(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
6. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
|
Дети дают самооценку своей детельности |
- Давайте вспомним наш девиз: «С малой удачи начинается большой успех» - Попробуйте сами определить насколько хорошо вы усвоили новые знания по «волшебному светофору». - Вы выбираете: - красный цвет, если считаете, что вам было трудно на уроке - жёлтый цвет, если усвоили новые знания, но вам ещё нужна помощь - зелёный цвет, если вы усвоили новые знания и можете помочь другим. - Мы сегодня хорошо поработали. Многое успели сделать. - А теперь оценим результат деятельности всего класса. - Прочитаем хором слово: «Молодцы». Спасибо за старание! Ведь главное – желание! А навыки и знания с годами к вам придут. - Спасибо за работу. Урок окончен. (слайд)
|
(Оценивают свою работу с помощью светофора) |
фронтальная |
– рефлексия способов и условий действия (П); – самооценка на основе критерия успешности, с помощью светофора (Л); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);
|