12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рафекова Дания Рястемовна384
Я прикасаюсь к будущему, я учу. А какое будет это будущее, во многом зависит от нас!
Россия, Волгоградская обл., рп. Светлый Яр
Материал размещён в группе «ФГОС конспект»
9

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе «И.А.Куприн «Барбос и Жулька»»



Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: создать условия для знакомства с произведением детской классической литературы, раскрыть смысл рассказа Куприна «Барбос и Жулька».

  • Способствовать знакомству учащихся с жизнью и творчеством А. И. Куприна; формированию умений давать словесное описание портрету писателя; способствовать усвоению рассказа «Барбос и Жулька», его темы и идеи; содействовать формированию умений членить текст на главные мысли, картины, составлять план рассказа; формированию понятий о литературных героях- положительных и отрицательных; формированию умений давать словесное описание портрету писателя;
  • Содействовать развитию уровня восприятия учащимися литературного произведения; навыка быстрого, правильного выразительного чтения; развитие логики, мышления, воображения;
  • Воспитывать доброжелательное взаимодействие в коллективе, товарищеские качества,      взаимопомощь, дружелюбие, интерес к творчеству писателя;

 

Дидактические средства:

Для учителя: пословицы, презентация;

Для обучающихся: учебник;


Барбос и Жулька
PPTX / 1.36 Мб

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Название этапа,

цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной  деятельности

 

Настраивает на готовность; проверяет работу

- Прозвенел звонок! Внимание! Посмотрите ребята друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, успехов и добра. Садитесь! 
- Руки? (- На месте) 
- Ноги? (- На месте) 
- Локти? (- У края) 
- Спина? (- Прямая) 

а.

-Будьте активными и очень внимательными! Как наш друг Знайка, который всегда наблюдает за вашей работой.

 

(настраиваются на работу)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция, настрой на работу на уроке лит. чтения;

(Л) самоопределение, смыслообразование,

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости к сверстникам и учителю;

2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

 

 

Работа над пословицей

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Прочтите пословицы. Объясните их смысл.

Легко подружиться, тяжело разлучиться.

Кто не испытал дружбы, тот не жил.

 

Будь верен до смерти.

 

При верном псе и сторож спит.

 (прикреплены на доске)
 

- Саша выучил наизусть стихотворение «Про тех, кто лает» С. Михалкова. Послушайте его.

 

 

 

 

 

-Ребята, с какими вы познакомились произведениями, где рассказано про собак?

 

-Когда мы дружим, мы привязываемся к человеку.

-Без друга невозможно прожить на белом свете! Он нужен для души.

-Нужно быть верным своему другу и всегда говорить правду.

-Если у тебя будет верный друг, то не нужно ничего бояться.

 

На свете множество собак –И на цепи и просто так:

Собак служебных – пограничных,

Дворовых «шариков» обычных.

 

Л.Н.Толстой «Лев и собачка», Д.Н.Сибиряк «Постойко», А.И.Куприн «Белый пудель»

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование УУД:

(К) умение работать в коллективе, слушать и понимать речь других.

(П) выяснение смысла пословиц; повторение названий рассказов о животных, собаках ;

(Р) организация деятельности, посредством мотивации;

(Л) выражение своих мыслей с полнотой и точностью и учетом разных мыслей; формирование чувства сопереживания и взаимопомощи;

3.

Построение проекта выхода из затруднения

 

Решение проблемной ситуации, мини-исследование;

выявление темы детьми.

 

 

 

 

 

-Ребята, вы уже догадались с произведением на какую тему мы будем сегодня знакомиться?

 

-Посмотрите на эти записи. (слайд 1)

«Слон», «Чудесный доктор», «Белый пудель»

-Что объединяет эти записи?

 

-Также он написал произведение о собаках «Барбос и Жулька». Какова же тема сегодняшнего урока?

 

 

 

 

 

-С произведением о собаках.

 

 

 

 

 

-Все произведения о животных. Их написал А.И.Куприн

 

А.И.Куприн. Барбос и жулька.

 

Фронтальная

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

учатся определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других;

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя; прогнозировать содержание темы

4.

Реализация построенного проекта.

 

 

Словесное описание портрета Куприна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное чтение

 

 

 

 

Проверка первичного восприятия

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

 

 

Аналитическая беседа. Составление плана со вторичным чтением, развитием выразительности речи

 

 

 

 

 

 

-Что вы знаете о А.И.Куприне?

- Посмотрите на портрет писателя. Опишите его. (слайд)

Куприн родился в семье мелкого чиновника 7 сентября 1870 г. в городе Наровчат Пензенской губернии. Отец его умер, когда мальчику не было и четырех лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме. Мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион. В 1880 г. Куприн поступил во 2-ю Московскую военную Гимназию (с 1882 г. ка­детский корпус), а в 1888 г. - в московское Александровское военное училище.

Как писатель он показал свой талант еще в училище, опубликовал несколько рассказов.

Полностью посвятил себя литературе после выхода в отставку.

Куприн был добрым, отзывчивым и талантливым человеком с широкой душой.

Он был очень необыкновенным человеком. Куприну было интересно всё новое: когда появились первые воздушные шары, они одним из первых поднялся на воздушном шаре.

Он работал корреспондентом газеты, зубным врачом, грузчиком арбузов, был певчим в хоре и даже суфлёром.

Всё творчество Александра Ивановича Куприна дышит любовью к Родине, трудолюбивому народу, щедрой природе,  к животным и людям, а также великому  русскому языку.

Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он писал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах.

 

-Чтобы правильно и хорошо усвоит рассказ нужно знать значения незнакомых слов. Объясните значение следующих слов. (Слайд)

СТАЛАКТИТ - имеющий форму сосульки, спуска­ющейся с потолка пещеры, известковый нарост, об­разованный просачивающимися каплями.

ПРИЗЕМИСТЫЙ - 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий.

ФЛИРТ - любовная игра, кокетство.

ЛИЦЕМЕРНЫЙ - отличающийся лицемерием, ис­полненный лицемерия.

ЛИЦЕМЕРИЕ - поведение, прикрывающее неиск­ренность, злонамеренность притворным чистосерде­чием, добродетелью.

ФЕСТОН - один из выступов зубчатой каймы по кра­ям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.

КАРЬЕР - самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

ПОДПАЛИНА - рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

ТРИУМФАЛЬНЫЙ - триумф - блестящий успех, торжество.

ЛАВРЫ - ветви лаврового дерева, венок из них - сим­вол победы, славы, награды. (Увенчать лаврами побе­дителя. Пожинать лавры (перенос.) - пользоваться плодами успехов.).

-Сейчас я начну читать, а вы продолжите. Все следим. По цепочке.

Выразительное чтение рассказа.

 

Проверка первичного восприятия.

 - Вам понравился рассказ? С каким настроением вы его слушали?

- О чём вы задумались, прослушав рассказ?

Физминутка.

Упражнения на расслабление мышц спины, шеи, плеч.

Упражнения для глаз. Игра «Поймай муху».

 

- Как люди относились к собакам?

 

 

 

 

 

 

 

 - Кто лучше всего понимал животных?

- Как вы думаете, почему автор в начале произведения подробно описывает внешний вид собак?

-Ребята, сейчас мы будем составлять план рассказа и одновременно отвечать на вопросы. Итак, кого из собак первым описывает автор? Зачитайте.

-Дайте характеристику Барбоса.

 

-Какой будет второй пункт плана?

 -О чем ведется рассказ дальше?

 

-Зачитайте.

-Найдите описание дружбы Барбоса и Жульки.

- Найдите и прочитайте поведение бешеного пса во дворе.

- Как поступили люди, увидев во дворе бешеного пса? Прочитайте. С каким чувством вы будете читать отрывок?

- А как бы вы поступили в такой ситуации?

- Найдите и прочитайте, а как повёл себя Барбос в этот момент? Какие чувства передадите при чтении?

- Ожидали вы от него такого поступка? Почему?

 

-Каков следующий пункт плана? О поступке кого идет речь?

- Прочитайте, как поступила Жулька. С какой интонацией вы будете читать эти строки?

- Почему Жулька выбежала наперерез бешеной собаке? Можно ли её поступок считать героическим?

- Как вы думаете, зачем автор пишет «Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности. Откуда-то из-за сарая выскочила маленькая Жулька и во всю прыть своих тоненьких ножек понеслась наперерез бешеной собаке»?

-Что случилось с Жулькой после?

- Найдите в тексте и зачитайте, что явилось причиной смерти Жульки.

-Какой заключительный момент рассказа?

Работа над иллюстрацией к тексту.

- Рассмотрите рисунок на стр 63 Кого изобразил художник?

- Какой эпизод изобразил художник?

- Каким мы видим Барбоса в этот момент? Какие чувства он испытывает? Почему?

Постановка проблемы.

- Как вы думаете, почему рассказ о жизни собак, так трогает нашу душу, чувства?

- А были ли у вас моменты в жизни, когда приходилось расставаться со своими питомцами?

 

- Какие чувства вы тогда испытывали?

 

 

- Скажите, а можно ли было изменить конец рассказа? Как?

 

-Обратите внимание на составленный нами план. У вас в учебнике на стр 64 дан план, но его нужно дополнить. Дополняем. Этот план вам поможет при подготовке к пересказу.

(Ответы учащихся)

Это широкоплечий, коренастый мужчина с добрыми глазами. Его взгляд пронизан любовью и теплотой души.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Продумывают значение слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выразительное чтение рассказа детьми

 

 

 

-Да. С грустным, жалко собачку.

-Почему так произошло. Можно ли было изменить это все?

Физминутка.

Упражнения на расслабление мышц спины, шеи, плеч.

Упражнения для глаз. Игра «Поймай муху».

- К Жульке хорошо, заботились о ней, это была домашняя собака. А Барбоса постоянно гнали на улицу, но тоже любили и заботились. А дети их очень любили и заботились.

 

-Дети

-Чтобы мы смогли понять их характер

 

 

 

План

 

 

 

 

1.Барбос

(Зачитывают описание собак)

 

2.Жулька.

(Зачитывают описание собаки.)

 

3.Бабос на посту.

 

 

 

4.Барбос и Жулька.

 

 

5.Бешеный пес.

С чувством страха.

 

-Попыталась бы спасти.

 

 

-Барбос струсил

-Страх

 

-Нет, т.к.раньше всегда кидался в драку.

 

6.Поступок Жульки

 

-Жулька поступила отважно! Как герой. С нарастающей интонацией.

 

 

 

 

 

-Он хочет показать что маленькая Жулька не побоялась бешеного пса! И то что никто не ожидал этого от нее.

 

7.Болезнь Жульки

 

 

 

8.Прощание собак

 

 

-Это изображен Барбос, он грустит о смерти Жульки. Его чувства полны горя и отчаяния.

-Это животные, за которых мы несём ответственность; они живут у нас дома и нам нужно заботиться о них и любить их; они живые существа.

 

 

 

 

 

 

 

-Чувства тоски, горечи, боли, надежды на лучшее.

 

-Если бы люди и сильный Барбос не спрятались, не разбежались, а выскочили на защиту Жульки, то может быть она и осталась жива.

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование УУД:

(Р) организация своей деятельности; понимать цели и задачи деятельности;

(К) осваивают диалоговую форму общения; умение слушать и понимать речь учителя

(П) развитие логики, мышления; умения составлять план рассказа, вычленять главное; развитие речи путем словесного описания портрета;

5.

Включение в систему знаний и повторение

 

Д.З.

 

 

 

Подведение итога, выявление усвоения знаний

Домашнее задание, открываем дневники. Записываем -перечитать рассказ. Подготовиться к пересказу.

По желанию нарисовать иллюстрацию к рассказу.

 

-Итак ребята, подведем итоги. Что нового вы сегодня узнали?

 

 

 

 

 

 

-Какая основная мысль рассказа «Барбос и Жулька»?

 

-Оценивание.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Мы узнали сведения о писателе А.И.Куприне, о том что он рано потерял отца, но закал духа помог ему стать человеком и писать произведения о русских людях, природе и животных.

-Куприн в этом рассказе хотел показать нам образец дружбы, на примере Жульки, её отношение к Барбосу.

фронтальная

 (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

6.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

Дети дают самооценку своей детельности

- Давайте вспомним наш девиз: «С малой удачи начинается большой успех»

- Попробуйте сами определить насколько хорошо вы усвоили новые знания по «волшебному светофору».

- Вы выбираете:

 - красный цвет, если считаете, что вам было трудно на уроке

 - жёлтый цвет, если усвоили новые знания, но  вам ещё нужна помощь

 - зелёный цвет, если вы усвоили новые знания и можете помочь другим.

- Мы сегодня хорошо поработали. Многое успели сделать.

- А теперь оценим результат деятельности всего класса.

- Прочитаем хором слово: «Молодцы».

 Спасибо за старание! Ведь главное – желание! А навыки и знания с годами к вам придут.

- Спасибо за работу. Урок окончен. (слайд)

 

 

(Оценивают свою работу с помощью светофора)

фронтальная

– рефлексия способов и условий действия (П);

– самооценка на основе критерия успешности, с помощью светофора (Л);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

 

 

Опубликовано в группе «ФГОС конспект»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.