12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Провозина В.В.16

 

ТЕМА УРОКА: А.И.Солженицын «Матренин двор»

 

Тип урока: урок-исследование (спаренные уроки)

 

ЦЕЛИ УРОКА:

помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, совесть, человечность.

«вслед за автором» проследить за судьбой русской женщины, которая выдержала суровые испытания жизни и сумела сохранить добрую и отзывчивую душу;

 

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:

рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор»;

портрет писателя;

аудиозапись рассказа «Матрёнин двор»;

печатная таблица «Способы создания образа героя».

 

ХОД УРОКА.

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

Н. Рубцов.

1.Рефлексия. Создание проблемной ситуации на уроке.

Слово учителя под медленную композицию.

Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.

- Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.

- Я ищу человека, - ответил Демосфен.

Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.

- Человека, - снова ответил Демосфен.

- Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того.., - засмеялись жители Афин.

- Я ищу человека…

- Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках?

( Помните, что при ответе на вопросы вы берете се6е жетоны, по количеству которых будет выставлена оценка в конце урока).

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было

Че-ло-век с большой буквы? Как он должен жить? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти у Александра Исаевича Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.

 

2. Сообщение темы и целей урока

Работа с эпиграфом (записать в тетрадь – проверка в конце урока). - А что такое эпиграф? Для чего он нужен?

- В чем его смысл и насколько удачно он подобран, мы поговорим в конце урока, когда будем подводить итоги.

 

3. Проверка д/з. Опрос по содержанию.

- Что вы изобразили бы на обложке, будучи иллюстратором? А какие самые запоминающиеся эпизоды рассказа проиллюстрировали бы?

 

4. Работа с текстом произведения.

Итак, произведение вами прочитано, обратимся к его началу.

Тетрадь разделите на две колонки: в первую будете записывать черты характера Матрены, во вторую – способы и приемы создания её образа. Записи в тетрадь будете делать по ходу всего урока.

 

- Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матрёной?

- Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца? Хочет ли Матрена заполучить такого выгодного жильца? О чём это говорит? Как объясняет причину отказа?

Для жителей села Матрена – никудышняя хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме. Но герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему – и остается жить у Матрены.

- Чем же старая крестьянка, простая труженица привлекла внимание рассказчика? Познакомимся с ней поближе.

- Для этого вспомните способы создания образа героя произведения (таблица)

Отвечать будете по группам.

 

 

5. Работа в мини-группах, каждой - карточка с заданием

(карточки прилагаются)

- Обратите внимание, что знакомство с героиней начинается с её дома, её избы Солженицын продолжает традиции русской литературы: мир Турбинных в пьесе «Белая гвардия» был описан Булгаковым через их дом; с описания дома Мелеховых начинается «Тихий Дон» Шолохова.

- Что же представляет собой изба , в которой поселился Игнатич?

Карточка: 1 гр. Интерьер как способ создания характера.

- Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич?

- На какие важные детали в её описании обращает наше внимание автор? - Кто населяет избу Матрены?

 

- На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

Карточка: 2 гр. Портрет как способ создания характера.

- Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

- Какими средствами выразительности пользуется автор, рисуя образ героини? (заполняется вторая колонка тетради)

 

«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей, » - прямо заявляет автор.

- В чем особенность речи героини?

Карточка: 3 гр. Речь как способ создания характера.

- Проследите за речью героини. В чем особенность её речи героини? (обратите внимание на тон, тембр речи.)

- Приведите примеры использования ею просторечной, диалектной лексики.

- Как характер Матрены раскрывается в её речи?

 

- Каково отношение героини к православной вере? (1колонка тетр.)

4 гр. Отношение к православной вере.

- Найдите страницы рассказа, которые описывают отношение Матрены к православной вере.

- По каким христианским заповедям живет героиня?

 

- Как проходит обычный день у Матрены? В чем смысл её жизни?

Карточка: 5 гр. Жизнь и быт Матрены.

- Как проходит обычный день у Матрены? Чем она занимается?

- Как относится к работе? Есть ли у неё средство вернуть себе доброе расположение духа?

- В чем смысл её жизни? Готова ли она помочь другим? Просит ли что-то взамен?

- Как называется такое качество? (первая колонка тетради - бескорыстная)

 

- А к ней как относятся окружающие?

Карточка: 6 гр.Отношение окружающих к героине.

- Как к Матрене относятся окружающие:

- родные,

- соседи,

- правление колхоза?

- «Много накопилось в тот год обид у Матрены». О каких обидах героини рассказывает автор?

Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.

- Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?

Не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо (1 кол. тетр.)

Таков её мир, так она живет. Но приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину. Почему?

6. Именно в этот вечер Матрёна полностью раскрывается перед Игнатичем.

Инсценирование эпизода.

 

Важную роль в раскрытии идеи произведении часто играет цветопись.

- Подумайте, какой цвет, по-вашему, может соответствовать каждому эпизоду из жизни Матрены? Почему?

- Через какие детали передает автор внутреннее состояние героини? Как называется такой прием в литературе? (психологизм) – вторая колонка тетради

7. Работа с учебником.

И еще один прием, с которым мы встречаемся впервые, использует автор в описании героини. Откройте стр. 323 учебника, прочитав со слов «Обратив внимание…», сделайте вывод: что лежит в основе этого литературного приема? (част. НЕ, какая она? А отрицает ли автор? Нет утверждает.)

«Утверждением через отрицание» называется этот прием (тетрадь)

Не жалко Матрене горницы, «жутко ей было ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет, » - пишет автор. Она отчётливо понимает: «…было это – конец её жизни всей».

 

- Каковы причины гибели Матрёны?

Вот и не стало Матрёны. «Убит родной человек, » - не скрывает своего горя рассказчик.

- Как относятся к её смерти в деревне?

И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Автор признаёт, что и он, породнившийся с Матреной, так до конца её не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.

И рассказ – это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого.

 

8. Анализ финала рассказа. Звучит аудиозапись финала рассказа в прочтении самого автора.

- Как вы понимаете эти слова? В чём смысл слова «праведник»?

Кстати, первоначальное название рассказа, данное самим Солженицыным, звучало так: «Не стоит село без праведника» Это потом, по цензурным соображениям, он был переименован.

 

- Можем ли мы назвать нашу героиню праведницей? (Какая запись получилась у вас в тетради в первой колонке?)

 

- Ответьте теперь на вопрос: «Насколько удачно подобран эпиграф к нашему сегодняшнему уроку?» Отражает ли он характер героини?

 

- Нужны ли, по-вашему, такие праведники в нашей жизни?

Но на этот вопрос вы ответите дома, еще раз вспомнив те уроки доброты, совести, человечности, которые преподал нам А.И.Солженицын.

 

9. Итог урока.

А итогом нашего занятия будет песня в исполнении учениц, которая,

по-моему, созвучна теме или аудиозвучание композиции Б.Окуджавы «Молитва»

 

10. Дом. задание вы получили; посчитав жетоны, поставьте в дневник оценку за свою работу на уроке.

 

 

Урок разработан Провозиной Викторией Викторовной, учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ №1 ст. Новопокровской Краснодарского края

Опубликовано


Комментарии (2)

Юлия Васильевна Воробьева, 03.07.22 в 10:09 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Виктория Викторовна! Очень люблю этот рассказ. Ваша работа будет полезна учителям
Провозина В.В., 05.07.22 в 15:15 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзыв, Юлия Васильевна!!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.