Литературная викторина по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор» (9 класс)

5
1
Материал опубликован 17 November 2017 в группе

Литературная викторина по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»

Цели:

· развитие познавательного интереса учащихся к творчеству А.И.Солженицына;

· использование викторины в качестве дидактического материала для проверки

знаний учащихся по содержанию рассказа (в устной или письменной форме);

1.Общий раздел

1. Как первоначально назывался рассказ?

2. Кто настоял на изменении названия рассказа?

3. Когда был написан рассказ?

4. Назовите год действия в рассказе.

5. В каком году был опубликован рассказ?

6. Назовите имя, фамилию, отчество героини, именем которой назван двор.

7. Как называется деревня, где происходят события?

8. Какие ассоциации вызвало у Игнатича название деревни Тальново?

9. В каком значении употреблено слово «кондовый»?

10. Какие значения имеет ключевой образ рассказа «Матрёнин двор»?

11. Какая музыка ближе Матрёне Васильевне - народные песни в исполнении Шаляпина

или романсы Глинки? Почему?

12. Счастлива ли была Матрёна Васильевна в семейной жизни?

13. Почему односельчане считали, что в Матрёне Васильевне «порча», в чём, на их

взгляд, она проявлялась?

14. Каким способом возвращала себе Матрёна Васильевна «доброе»

расположение духа?

15.Чем для Матрёны был её дом, в котором она прожила 40 лет?

16. Почему Матрёна решает отдать Кире горницу?

17. Как автор показывает святотатственный характер действий тех, кто

посягнул на целостность Матрёниного двора?

2.Чей это портрет?

1. «Простодушный взгляд блекло-голубых глаз», «лучезарная улыбка».

2. «Она была тоже женщина городская, решительная, коротким серым полупальто и

грозным взглядом как бы военная».

3. «Всё лицо его облегали густые чёрные волосы, почти не тронутые

сединой: с чёрной окладистой бородой сливались усы густые, чёрные,

так что рот был виден едва…».

4. . « …круглый румяный… выглядевший как кот после блинов».

5. «Её завитые локончики жалко растрепались. Красны, как кровью

залиты, были глаза».

3.Кто из персонажей рассказа …

«…с мужем воспитывали её престарелую мать»?

«…в колхозе она работала не за деньги - за палочки. За палочки трудодней в

замусоленной книжке учётчика»?

«…валилась и сутки - двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала, но и не

шевелилась почти»?

« Боялась …пожара, боялась молоньи, а больше всего почему-то – поезда»?

Жаловалась, «что муж её бьёт, и скаред муж, жилы из неё вытягивает, и плакала …подолгу,

и голос-то всегда у неё был на слезе…»?

«по улице на мужиков с кулаками бегал…»?

«…все дружно обругали её (Матрёну) дурой за то, что горницу отдала, сказали, что

видеть её больше не хотят…»?

«Хотел повеситься, из петли вынули… Сейчас пошёл сам, арестовался. Да его теперь

не в тюрьму, его в дом безумный»?

«…не пришёл на поминки Матрёны…Но в ближайшие дни он два раза враждебно приходил

в эту избу на переговоры с Матрениными сёстрами и с сапожником – дезертиром»?

« И даже о сердечности и простоте Матрёны…она говорила с презрительным

сожалением»

4.Кому принадлежат слова:

1. « Ни к столбу, ни к перилу эта работа».

2. «Бойся портного да пастуха. По всей деревне тебя ославят, если что им

не так».

3. «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

4. «Незнайка на печи лежит, а знайку на верёвочке ведут…»

5. «Две загадки в мире есть: как родился – не помню, как умру – не знаю».

6. «Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и

злодеев».

7. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый

праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».

Ответы.

1. Общий раздел.

1. «Не стоит село без праведника». 2. А.Т.Твардовский. 3.1959. 4.1956.

5. 1963. 6. Матрёна Васильевна Захарова. 7.Тальново. 8. Мечту о кондовой России.

9.В значении «старинный, исконный». 10. 1) Конкретное социально- историческое. 2)

Символическое значение: двор (дом) Матрёны Васильевны является островком

христианской России, здесь живут по законам христианской морали. 11. Романсы

Глинки: в песнях, исполняемых Шаляпиным, Матрёна Васильевна почувствовала

искусственность, игру, а романсы Глинки для героини подобны молитве, которая

просветляет и преображает. 12. Нет. 13.Умерли один за другим шестеро детей, «не

гналась за обзаводом», была «не бережная», «глупая», помогала чужим людям

бескорыстно, « и даже о сердечности и простоте» Матрёны говорили «с

презрительным сожалением». 14. С помощью работы, после которой Матрёна

становилась просветлённой и одухотворённой. 15. Это была её жизнь, её крепость,

«спасительный круг». 16. Матрёна в принципе не может отказать в помощи

нуждающемуся, а тем более, своей воспитаннице. 17. «Все работали как безумные… в

ожесточении…»

2. Чей это портрет

1.Матрёны. 2. Жены председателя. 3. Фаддея Григорьева. 4. Антошки Григорьева. 5.

Киры, приёмной дочери Матрёны.

3. Кто из персонажей рассказа…

1.Женщина, торговавшая молоком. 2.Матрёна. 3. Матрёна. 4. Матрёна. 5.Матрёна,

жена Фаддея. 6.Ефим, муж Матрёны Васильевны. 7.Три сестры Матрёны. 8. Муж Киры.

9. Фаддей. 10.Золовка Матрёны.

4. Кому принадлежат слова

1.Матрёне. 2. Матрёне. 3.Автору. 4.Маше, подруге Матрёны. 5.Древней

старухе. 6. Автору. 7. Автору.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

спасибо, Ольга Викторовна!

18 December 2020