Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ
Урок русского языка в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ.
А.И. Солженицын «Колокольня»
Структура сочинения - рассуждения
Вступление
Проблема ( в какой форме можно записать проблему?)
а). в повествовательной форме: проблема чего? СОВЕСТИ
б). В форме вопроса (нужна ли человеку совесть?)
3. Комментарий
а). На каком материале автор раскрывает проблему?
б). Для чего он это пишет?
Позиция автора
Ваша позиция
Аргументы (какие аргументы и сколько мы можем использовать в сочинении?)
а). 1 аргумент (лит) + 1 аргумент (литературный)
б). 1 аргумент (лит) + 1 аргумент (из жизненного опыта)
7. Вывод
Словарная работа
Окоём – о·ко-ём. 1. поэт. пространство, которое можно
окинуть взглядом, горизонт.
Хляби - (устаревшее выражение), бездна , водные глубины.
Затопить - 1. Залить (водой) поверхность чего-н. Затопило
(безл.) луга в поймах. 2. Погрузить в воду, в глубину (о
больших предметах).
Затопленцы – те, кого затопили.
Дюжина - старинная мера поштучного счета, равная двенадцати, применявшаяся до введения метрической
Системы (двенадцать метров, двенадцать свечей).
Сажень - старинная русская мера длины, равная трём
аршинам (2,13 м)
Словарная работа
МОЛОГА и вся на дне! –
Молога – Древний город, затоплен в 1935 году при строительстве Рыбинского и Углического гидроузлов. 130 тысяч человек выселено с территории города. Некоторые жители нашли здесь смерть: добровольно ушли из жизни со своим домом при наполнении водохранилища 294 человека.
На дне Рыбинского водохранилища покоятся 600 деревень и сел, кладбища, церкви. Уровень воды в водохранилище колеблется: раз в два года Молога показывается из воды. Обнажаются улицы, фундаменты домов, кладбища с надгробиями.
Какова тема крохотки «Колокольня»?
(изображение Калязинской колокольни)
Калязин - один из старинных русских городов. На берегах Волги. Первое известное упоминание о нем относится к 12 веку
Что вы знаете о Калязине и калязинской колокольне?
В 15 веке в этом городе был построен Троицкий Калязинский монастырь. Монастырь стал украшением города, центром его экономической и духовной жизни
При монастыре была построена колокольня в 16 веке. Высота ее более 74 метров. Это была колокольня с 12 колоколами. Самый большой колокол весом в 501 пуд был отлит в ноябре 1835 года на средства Полежаевых, жителей этого города
Много бед пережил этот город: и монголо-татарское иго,
и нашествие поляков, и гражданскую войну
Старинный монастырь, стены которого видели множество событий русской истории, как и вся старая часть города Калязина, навсегда ушли от людей в 1932 году, когда были погребены под водами строящегося Угличского водохранилища
Сегодня от прежнего города осталось несколько улиц, три церкви, монастырские острова да колокольня… Теперь каменная колокольня – памятник великолепной архитектуры, главная достопримечательность Калязина
К сожалению, многие великие стройки советской страны много горя принесли на берега Волги. Калязин затоплен большевиками, которые поскупились на строительство второй плотины. В этом районе в зону затопления вошло 65 населенных пункта. Почти все они скрылись под водой полностью. Тогда же отзвонили навеки 15 церквей, в том числе и калязинская колокольня
Какие проблемы ставит автор в предложенном тексте?
а).уничтожение русских городов, русской старины;
б).разрушение объектов культуры;
в).историческая память, национальные ценности;
г).судьба России, русских людей;
д).безответственное отношение власти к народу,
историческому прошлому страны;
е). сохранение духовно – исторической памяти народа.
Многие писатели, историки, ученые оставили свое отношение к происходящему. В том числе и А.И. Солженицын
Выдающийся русский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1970г), академик Российской академии наук (1997г), лауреат Государственной премии (2007г).
Автор многих замечательных произведений:
«Архипелаг Гулаг», «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Крохотки» и других
Александр Исаевич Солженицын (1918 – 2008 гг)
«Крохотки» – сборник миниатюр, которые писались с 1958 по 1960 годы под впечатлениями от поездок по Средней России. Одна из них «Колокольня». В ней он рассказал о затоплении города Калязин и о символе этого города – калязинской колокольне
Проблема: сохранение духовно – исторической памяти народа
Комментарий:
А.И. Солженицын обращается к истории нашего Отечества, показывает, сколько пережила наша Родина (войны, набеги, смена власти, бунты, революции…). Но она не пала, стойко выдержала все, оставалась на плаву. И утопить ее не смог никто!
Именно поэтому писатель обращает внимание на калязинскую колокольню, она олицетворяет Россию и является символом надежды для людей.
Колокольня – это православный христианский символ. Образ несломленной, непокоренной России ассоциируется автором с образом колокольни. Тоже несломленной и непокоренной.
Духовное возрождение России автор усматривает в
тесной связи человека с православной культурой.
Найдите в тексте авторскую позицию.
Как А.И. Солженицын относится к происходящим
событиям?
а).А.И. Солженицын верит в будущее России, в ее
духовное возрождение;
б).Он призывает к бережному отношению к истории
своего Отечества, к духовному единению нации;
в).Он считает, что пренебрегать духовно –
историческим опытом прошлого безнравственно;
г).Осквернение памятников культуры – это
преступление против Родины;
Согласны ли вы с мнением автора? Почему?
Какие аргументы вы могли бы привести, чтобы доказать свою точку зрения?
Из литературы:
Валентин Распутин «Прощание с Матерой»
Роман Сечин «Затопленная зона»
Владимир Солоухин «Время собирать камни», «Черные доски», «Письма из Русского музея»
Дмитрий Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
Из жизни:
История Храма Христа Спасителя
История православных церквей нашего города.
Валентин Распутин «Прощание с Матерой»
Я не мог не написать «Матеру», как сыновья, какие бы они не были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определенном смысле для меня рубеж в писательской работе. На Матеру уже вернуться нельзя: остров затопило. Очевидно, придется вместе с жителями деревни, которые мне дороги, перебираться в новый поселок и посмотреть, что станет с ними там»
Роман Сенчин «Зона затопления»
Страна принимала грандиозные планы: строить заводы, реки поворачивать вспять, стране нужна была электроэнергия
При строительстве Богучанской ГЭС уйдут под воду десятки деревень, сотни километров пашенной земли, с ними и русская, сибирская культура, копившаяся веками
Значительное место в творчестве Владимира Солоухина занимают художественно- публицистические очерки «Письма из Русского музея», «Черные доски», «Время собирать камни». В них подняты проблемы спасения и восстановления гибнущих памятников старины. Борьба за спасение памятников, находящихся под угрозой разрушения и полного исчезновения, стала делом его жизни
Владимир Солоухин
Дмитрий Сергеевич Лихачев
Историческая память – основа совести и нравственности, основа культуры. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память – наше богатство, наша связь с прошлым…
Бассейн на месте Храма Христа Спасителя (1968-1994 год)
1837 год
Храм Христа Спасителя 1931 год
1797 - 1809
1940
Первоначальная деревянная кладбищенская Троицкая церковь существовала с 1770 года. В 1940 году Свято-Троицкую церковь закрыли. В здании храма расположился склад кинопроката. Кладбище было снесено в 1949 году и переоборудовано в городской сад. К церкви пристроили танцплощадку. Это был горсад, любимое место развлечения горожан
29 сентября 1971 года Совет Министров Бурятской АССР принял здание Свято-Троицкой церкви на государственную охрану.
В 1988 в храме начались ремонтные и реставрационные работы.
Первое богослужение было проведено 28 декабря 1991 года.
В 1992 был установлен крест, а колокола — 14 сентября 1994 года
1991
Свято-Одитриевский собор. Начатое в 1741 году строительство собора длилось более чем 40 лет. Храм стал первым каменным зданием города. 1930 году храм закрыли и стали использовать здание собора как склад. В этом же году сняли колокола. Позже в этом здании разместился музей истории Бурятии. В 1992 году при соборе был вновь зарегистрирован православный приход и начаты работы по благоустройству прилегающей территории
Сей Поклонный крест освещен и установлен в память о Спасской церкви – первом храме г. Верхнеудинска, стоявшем здесь с 1696 года и разрушенном в 1930-х годах
Забота о памятниках истории и культуры:
каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (часть 3 статья 44
Конституции РФ)
Затонувшие церкви служат
доказательством тому, что люди могут создавать невероятные строения, но также обязательно найдутся другие люди, которые все могут в один момент уничтожить. Мы топим целые города и деревни ради создания дамб и резервуаров, но церкви стоят непобедимыми над
поверхностью воды. Они стоят и напоминают нам о нашей обязанности: сохранить прошлое ради будущего, сохранить в себе человека…
Ахметшина Наталья Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Квачадзе Александра Ивановна
Ирина Владимировна Казарцева
Колышкина Елена Владимировна