Экологический проект «Спаси Ёжика, сохрани батарейку правильно»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №622 Выборгского района г.Санкт-Петербурга
Экологический проект
«Сдай батарейку – спаси планету»
Подготовила: Елисеенко О.С.
учитель биологии
Санкт-Петербург
Паспорт проекта
Организатеры – Директор ГБОУ гимназия №622 Алексахина Наталья Владимировна, учитель биологии Елисеенко Олеся Сергеевна
Тип проекта: экологической направленности
Сроки реализации: сентябрь - декабрь
Место проведения: ГБОУ гимназия №622 Выборгского района
Участники проекта: ученики, родители и коллектив ГБОУ гимназия №622
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность проекта:
Вопросы сбора, утилизации и переработки использованных батареек и аккумуляторов чрезвычайно актуальны в настоящее время. Утилизация этих отходов является одной из самых сложных проблем переработки вторичного сырья. Практически во всех батарейках содержатся токсичные вещества в виде различных металлов и химикатов, которые при разрушении корпусов батареек попадают в природную среду.
При производстве элементов питания используются свинец, никель, кадмий, цинк, ртуть, оксид серебра, кобальт, литий. Никелево-кадмиевые батарейки, которые применяются в сотовых телефонах, — наиболее значимые потенциальные источники кадмия; большую опасность представляют ртутные и литиевые батарейки как поставщики ртути и лития в природную среду; кроме того, литий может самопроизвольно вступать в реакции с кислородом воздуха и воспламеняться.
Наша жизнь во многом зависит от состояния окружающей среды. И сегодня это понимает каждый житель планеты Земля. С каждым годом мы все сильнее ощущаем существующие экологические проблемы. Мы стараемся выбрать качественные, экологически чистые продукты в магазине, гуляем в местах, где чистый воздух, строим дома в экологически чистых районах.
«Одна пальчиковая батарейка, беспечно выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей!»
Цель проекта: формирование ответственного отношения к природе.
Задачи:
1. Расширять знания детей и взрослых о взаимосвязи мира природы и деятельности человека.
2. Воспитывать экологически грамотное поведение в природе: помочь понять необходимость сортировать мусор и сдавать «опасные» отходы в специализированные контейнеры и приемные пункты.
3. Посредством беседы в игровой форме, игровых ситуаций помочь ребенку ощутить радость и невзгоды от вторжения человека в мир природы.
4. Формировать навыки сотрудничества.
Проблемы, решению которых будет способствовать проект:
Проблема заключается в том, что люди попросту не знают о той опасности, которую таит в себе обыкновенная батарейка. Нередко можно наблюдать картину, когда использованные батарейки беспорядочно разбросаны по дому, выбрасываются вместе с бытовым мусором. В батарейках содержится множество различных опасных и вредных металлов, которые наносят существенный вред нашему здоровью.
Ожидаемые результаты по проекту:
-информировать всех участников проекта о вредном воздействии неправильной утилизации батареек на окружающую среду и здоровье населения
-понимать, что состояние окружающей среды зависит от каждого из нас, в том числе и от него самого
-приобретение навыка – не выбрасывать батарейки вместе с мусором, использовать специальные емкости или сдавать их в специальные пункты сбора
Речевое развитие | - Обогащение активного словаря - составление рассказов по проблемной ситуации - обучение детей умению вести ролевой диалог - разбор проблемных ситуаций и обыгрывание детьми |
Познавательное развитие | -развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; -формирование познавательных действий, становление сознания; -развитие воображения и творческой активности; -формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира |
Социально-коммуникативное | -усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; -развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, -формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, -формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. |
Художественно-эстетическое | -стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; -реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). |
Физическое развитие | -становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). -становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; |
План мероприятий по реализации проекта:
№ | Мероприятия | Сроки реализации | Ответственный |
Подготовительный этап | |||
1. | Изучение проблемы «Вред, наносимый природе неправильной утилизацией батареек» | Сентябрь | Елисеенко О.С. |
2. | Подбор информационного материала для родителей «Опасность тяжелых материалов» | Сентябрь | Елисеенко О.С. |
3. | Опрос родителей: - Сколько батареек в вашей семье и как вы их утилизируете? | Сентябрь | Елисеенко О.С. |
4. | Решения проблемы утилизации использованных батареек: контейнеры для сбора батареек | Сентябрь-октябрь | Елисеенко О.С. |
Основной этап | |||
1. | Беседы: «Как вести себя в природе?» «Человек и животные» «Как беречь природу?» « Для чего нужна батарейка?», «Почему нельзя бросать батарейку в мусорное ведро?», «Куда деть использованную батарейку?» «Без чего нам не прожить?». | Октябрь | Елисеенко О.С., классные руководители |
2. | Лепка «Ежик» (использование различных материалов) | Октябрь | Елисеенко О.С., классные руководители начальных классов, учителя технологии |
3. | Оформление плакатов «Спаси Ёжика, сдай батарейку правильно» (совместно с родителями), выставки рисунков «Как помочь Ежику» | Октябрь | Елисеенко О.С., учитель изобразительного искусства |
4. | Консультация для родителей «Опасность тяжелых материалов» | Октябрь | Елисеенко О.С. |
5. | Установка экобоксов | Осенние каникулы | Елисеенко О.С., ученики 10-11классов |
6. | Сочини сказку о проблемах загрязнения окружающей среды и нарисуй иллюстрации (домашнее задание) | Октябрь- ноябрь | Ученики 1-11 классов |
Заключительный этап | |||
1. | Участие в акции «Спаси Ёжика, сдай батарейку правильно» | Ноябрь | Елисеенко О.С., классные руководители, ученики и родители 1-11классов |
2. | Оформление альбома сказок о проблемах загрязнения окружающей среды (с использованием иллюстраций детей) | Декабрь | Елисеенко О.С., ученики и родители 1-11классов |
3. | Подведение итогов о реализации проекта: «Спаси Ёжика, сдай батарейку правильно»: сколько утилизировано батареек, как мы помогли природе | Декабрь | Елисеенко О.С. |
Выводы: Школьный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Кроме того любая программа предусматривает ознакомление школьников с окружающим миром, неотъемлемым частями которого является мир природы и среда, созданная человеком. Представленный проект позволяет решить задачи ФГОС в области экологического воспитания через интеграцию пяти образовательных областей, в различных видах детской деятельности. Экологическое воспитание детей в условиях школьного образовательного учреждения способствует накоплению у детей конкретно – образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, привидения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе.
В результате дети начинают понимать, что:
объекты и явления взаимосвязаны и представляют собой единое целое;
окружающий мир не является чем-то статичным, он постоянно изменяется.
При построении системы экологической работы во время проекта мы обратили особое внимание на следующие основные направления:
Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний учеников.
Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: праздники, беседы, экологические игры, игры-путешествия.
Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.