Доклад на тему «Активизация навыков говорения на уроках английского языка в рамках работы с УМК «Английский в фокусе» в 5 и 6 классах»
«АКТИВИЗАЦИЯ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РАБОТЫ С УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» В 5 И 6 КЛАССАХ.»
Учитель английского языка
МБОУ ЦО №4
Полуева Г.И.
г. Тула
2019
В настоящее время обучение иностранным языкам официально рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школы. На начальном этапе обучения у школьников закладываются основы для развития интереса к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, формируются первоначальные знания, навыки и умения, образующие фундамент для дальнейшего обучения.
С самого начала работа над языком должна носить ярко выраженный коммуникативный характер. Учащиеся должны понять, что язык - это основное средство общения и что цель обучения иностранному языку заключается не только в том, чтобы овладеть определенным количеством лексических и грамматических знаний и умений, но и в том, чтобы уметь применять эти знания для решения определенных коммуникативных задач, для достижения индивидуальных коммуникативных целей. Результатом процесса обучения должно стать формирование компетентного пользователя иностранного языка, готового осознанно и с желанием участвовать в диалоге и полилоге культур в современном развивающемся мире. И главной обязанностью педагога является необходимость сделать ученика активным участником образовательного процесса, посредством грамотного его построения.
Целью данного исследования является определение наиболее эффективных упражнений, направленных на развитие навыков говорения в УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight” для 5 и 6 классов, авторы В. Эванс, Дж. Дули, О. Подоляко, Ю. Ваулина).
Поставленная цель предопределяет решение следующих задач:
обозначить проблемы, препятствующие полноценному развитию навыков говорения учащихся 5-6 классов средней школы;
представить классификацию упражнений, направленных на обучение говорению на основании соответствующей научно-методической литературы;
проанализировать типы упражнений, направленных на развитие навыков говорения в УМК «Английский в фокусе» 5, 6;
выявить наиболее эффективные упражнения, направленные на развитие навыка говорения, исходя из специфики организации учебного процесса на уроках иностранного языка в 5 и 6 классах.
В данной работе будут рассмотрены упражнения УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”) издательства ПРОСВЕЩЕНИЕ, направленные на формирование лексического навыка говорения. По этому пособию, разработанному совместно российскими и британскими авторами, мы работаем уже 2 года и считаем его очень удачным.
Согласно требованиям к уровню владения иностранным языком выпускников средней школы, их речь должна отличаться логикой, связностью, обоснованностью. Ученик должен продемонстрировать достаточно высокое умение общения по затрагиваемым вопросам. Фактически же у выпускника средней общеобразовательной школы зачастую наблюдается низкий уровень сформированности навыков говорения. Причины этого, на мой взгляд, следует искать в среднем звене обучения.
Можно выделить ряд объективных и субъективных причин, препятствующих развитию навыков говорения на иностранном языке при переходе их начального в среднее звено.
К объективным можно отнести следующие причины:
недостаточно хорошая материально-техническая база школы (например, несоответствие технического оборудования кабинета современным требованиям);
отсутствие постоянной языковой практики у учителя;
большая наполняемость классов.
К наиболее весомым субъективным причинам можно отнести следующие: три, на мой взгляд, наиболее значимые –
проблема адаптации к средней школе;
проблема дефицита речевых средств (одна из самых острых на среднем этапе обучения);
низкая мотивация к обучению.
На данных трудностях хотелось бы остановиться более детально. Одной из главных проблем на среднем этапе остается низкая мотивация учащихся к обучению. Если в начальной школе ребенок учился в ходе игры, то при переходе на следующую ступень он начинает испытывать определенные трудности. Пятиклассники испытывают стресс ввиду значительного увеличения учебной нагрузки, изменения режима дня, знакомства с большим числом учителей с разными требованиями и особенностями преподавания (хотя относительно предмета Иностранный язык этот фактор играет не такую значительную роль ввиду того, что в большинстве случаев учитель остается прежний). Именно в этот период важно сохранить интерес к языку на том же уровне и осуществить плавный, безболезненный переход от специфики обучения младших школьников к осознанному обучению в среднем звене – от умения учиться в начальной школе к учебной деятельности с элементами самообразования и саморазвития в основной школе.
Надо сказать, что начальную школу нынешние пятиклассники и шестиклассники нашего ЦО заканчивали по УМК «Английский с удовольствием» (“Enjoy English” автор Биболетова). И, благодаря удачно выстроенной системе упражнений УМК “Spotlight”, был осуществлён плавный переход к обучению в среднем звене. Начальный модуль “Starter Module” имеет целью повторить изученный материал а, главное, подбодрить ребёнка и создать ситуацию успеха, что во время периода адаптации играет решающее значение. Для его безболезненного преодоления должны иметь место следующие условия:
создание игровых ситуаций общения;
использование различных здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, прослушивание музыки, передвижение по классу, если это предусмотрено заданием);
создание ситуации успеха;
соответствующее оформление классной комнаты (страноведческий материал, проектные работы детей, языковые и речевые опоры);
подбор «правильных» упражнений (наиболее продуктивных, с грамотно продуманной последовательностью и т.д.)
Упражнения, направленные на развитие навыков говорения относятся к рецептивно-продуктивным. При выполнении упражнений в говорении рецептивный компонент присутствует всегда: ученик слушает свою речь, когда говорит; его слушают другие ученики; упражнения в говорении по своей процедуре, как правило, «ответны» на какую-либо речь; продукции речи всегда предшествует восприятие ее компонентов на слух или в чтении, в момент речи или ранее.
Часто приходится наблюдать, как школьники, научившись довольно бойко оперировать тем или иным материалом в процессе выполнения упражнений, оказываются совершенно беспомощными, когда им приходится использовать тот же материал для выражения своих мыслей в реальном общении. Следовательно, нужен дополнительный арсенал средств, подводящий обучающихся к свободному владению речью. В соответствии с этими качественно разными дидактическими целями естественно дифференцировались и типы упражнений.
Не пренебрегая новейшими исследованиями, а также современной интерпретацией традиционных понятий, мы также делим все упражнения на два типа – языковые и коммуникативные.
Назначение языковых упражнений (называемых также подготовительные, предречевые, тренировочные, первичные, элементарные, некоммуникативные, аспектные, дриллы и т.д.) — целенаправленная активизация языкового материала, результатом которой должен быть навык оперирования определенными фонетическими, лексическими и грамматическими элементами или целыми предложениями.
Назначение коммуникативных упражнений (также называемых различным образом - речевые, ситуативные, синтетические, актуализированные, творческие упражнения в речи и т.д.) - активизация языкового материала в условиях речевой практики при решении коммуникативных и содержательных задач. Результатом такого рода активизации должна явиться речевая компетентность, операционная готовность включения в реальную коммуникацию.
Необходимо, чтобы у учащихся выработался подлинный автоматизм владения языковым материалом. Его можно выработать с помощью языковых упражнений, но такие упражнения не решают задачу обучения говорению на ИЯ. Становление подлинных автоматизмов возможно лишь в результате многократного употребления активизируемого материала в речи. Это означает, что нужны коммуникативные упражнения. А также то, что в преподавании ИЯ должно быть перераспределение соотношения между языковыми и коммуникативными упражнениями в пользу последних. Ведь, зачем нужна такая система упражнений, которая не может обеспечить практическое овладение языком.
Однако, на практике, в условиях ограниченной сетки часов, не всегда удается уделять больше внимания коммуникативным (речевым) упражнениям. Тогда остается такой выход – максимально возможное совмещение процесса целенаправленной активизации языкового материала и процесса речевой практики, придание упражнениям для активизации материала речевой направленности, с тем, чтобы учащиеся, выполняя эти упражнения, осуществляли акт связной речи.
Если говорить о психологических различиях между этими двумя типами упражнений, то в общих чертах направление всех выполняемых учебных действий можно охарактеризовать так: от упражнений, в которых внимание ученика направлено на языковую форму высказывания, к упражнениям, в которых его внимание сосредоточено на содержании высказывания.
Языковые упражнения должны:
носить тренировочный характер, под чем подразумевается максимальная повторяемость одних и тех же языковых элементов (структур, речевых образцов, слов и т.д.) на материале каждого упражнения;
быть преимущественно устными;
носить обучающий характер и предупреждать речевые ошибки. (Нельзя, чтобы учащихся постоянно ставили перед выбором между правильными и ошибочными вариантами, в результате чего последние могут закрепиться в их памяти.);
быть рассчитаны на отработку какого-либо одного нового языкового явления, что позволяет ученикам сосредоточить на нем внимание;
обеспечивать в качестве конечного продукта операции производство минимальной единицы речи - предложения. Все новые языковые явления (исключая фонемы) должны прорабатываться в пределах цельного высказывания, имеющего реальный, коммуникативно оправданный смысл;
ставить задачи, решение которых однотипно или однозначно, что не
только облегчает тренировочную работу школьников, но и обеспечивает
использование массовых форм контроля за их деятельностью и речью;
быть преимущественно одноязычными, особенно на первых этапах
активизации (Переводные упражнения в принципе не отвергаются, но отодвигаются на такие стадии, когда сам перевод носит как бы «беспереводный» характер, т.е. когда ученики вербализуют цельные смысловые куски, а не стремятся переводить каждое слово в порядке его появления в предложении.);
быть рассчитаны на широкое применение в индивидуальной, групповой и
парной формах работы.
Тренировочная (языковая) микросистема в УМК «Английский в фокусе» представлена такими упражнениями:
1) имитационные: повторение речевого материала вслед за звуковым источником (например “Spotlight 5” c. 66 №2 Look at the pictures. Listen and repeat. Раздел VOCABULARY. / SONGSHEETS.);
2) подстановочные: воспроизведение речевых образцов, видоизмененных на основе заданных элементов замены (например Рабочая тетрадь “Spotlight 5” c. 23 №1 Раздел VOCABULARY. );
3) комбинационные: построение на основе данных элементарных предложений более крупных синтаксических образований с помощью незначительных изменений (например Рабочая тетрадь “Spotlight 5” c. 36 №3 Remake the sentences as in the example. Раздел SPEAKING.);
4) трансформационные: видоизменение учащимися данных им предложений путем замены основной грамматической или лексической структуры по образцу (например “Spotlight 5” c. 58 №1b Work in pairs. Choose one of the characters in the pictures. Ask and answer Yes/No questions to find who the character is as in the example. Раздел VOCABULARY.);
5) конструктивные: самостоятельное построение учениками высказываний с опорой на данный им языковой материал (например “Spotlight 6” c. 37 № 8 Use the phrases from Ex.1 and the prompts below to speak about your daily routine. Раздел SPEAKING.);
6) переводные: перевод на завершающем этапе активизации языкового материала используется в основном как контролирующие упражнения (например после каждого модуля в разделе Grammar practice есть рубрика TRANSLATOR’S CORNER.).
Коммуникативные упражнения должны удовлетворять следующим требованиям:
сообщать ученикам информацию, поделиться которой может стать их реальной потребностью или учебным заданием; стимулировать продуцирование связной речи на основе их жизненного опыта и знаний;
стимулировать выражение своего отношения к тому или иному факту (событию, явлению, жизненной или учебной реальности; создавать ситуации для речевого общения в классе, моделируя одну из сфер реального устного общения;
быть коммуникативными как по содержанию, так и по форме; как по материалу, так и по процедуре выполнения;
строиться на проработанном и достаточно усвоенном учениками материале, с тем чтобы при порождении речи их основное внимание было направлено на содержание высказываний;
выполняться в форме одного из типичных видов устного общения (диалогического или монологического, индивидуального или группового, официального или непринужденного, контактного или дистантного);
предусматривать формирование одной из разновидностей речи, дифференцирующейся по: а) протяженности (реплика, фрагментарное высказывание, монологическое единство и др.); б) степени подготовленности; в) инициативности; г) психологическому основанию (память, сиюминутный анализ, воображение и т.д.); д) коммуникативному содержанию (описание, рассуждение, рассказ); е) цели коммуникативного поступка (повеление, совет);
вызывать функционирование всей системы психофизиологических механизмов, обеспечивающих порождение связной речи в реальных условиях.
Коммуникативную микросистему УМК «Английский в фокусе» составляют такие упражнения:
1) респонсивные: включающие вопросно-ответные и реактивные упражнения, основная единица обучения – предложение, суть операции – в реакции учеников на высказывание или вопрос (например “Spotlight 6” c. 102 №3 Read the dialogue and answer the questions. Раздел ENGLISH IN USE./ Рабочая тетрадь. PAIRWORK ACTIVITIES.);
2) ситуативные: включающие учебно-речевые проблемные ситуации, основная единица обучения – фрагментарное высказывание, суть операции – в реакции учеников на описание ситуации, содержащее стимул к речи (например “Spotlight 6” c. 32 №4 Use the map and the phrases to ask for and give directions. Раздел ENGLISH IN USE.);
3) репродуктивные: включающие пересказ, сообщение, информацию; единица обучения – монологическое единство, суть операции – в изложении некоторого речевого материала учениками, побуждаемыми содержащимся в нем стимулом или предписанием (например “Spotlight 6” c. 47 № 6 Listen to the music and the sounds. Imagine the scene. Describe to your partner what is happening. Раздел SPEAKING.);
4) дескриптивные: включающие описание визуальных материалов (картинок, видео и кинофильмов), основная единица обучения – монологическое единство, суть операции – в переложении на звук зрительного ряда, имеющего содержание (например “Spotlight 6” c. 47 №5 Use the prompts to say what the people in the picture are doing. Раздел GRAMMAR / В конце учебника красочные картинки для описания, охватывающие основные лексические темы учебника. В 6 классе это Family Members, My favourite Day, Feasts, Leisure Activities, Food & Refreshments, Holiday Time.);
5) дискутивные: включающие учебную дискуссию и комментирование, единица обучения – связное высказывание различной протяженности, суть операции – в реакции на некоторую экспозицию, стимулирующую обучаемых к выражению своего отношения к ней (например “Spotlight 6” Cекция Spotlight on Russia c. 7 What is special about St Petersburg? Look at the picture and discuss it in class/ with your partner.);
6) композиционные: включающие устные сочинения учеников с опорой на данный им материал (тему, пословицу), свободный рассказ; единица обучения – развернутый монолог (например “Spotlight 6” c. 93 №3 Present the food pyramid in Ex. 1 to the class. Say what each group gives us. Раздел EXTENSIVE READING.);
7) инициативные: включающие ролевые игры, «интервью», «пресс-конференции», различные виды импровизаций; единица обучения – предложение, фрагментарное высказывание; суть операции – в вербализации внутреннего стимула к организации общения (например “Spotlight 6” c. 102 №4 You want to book a room. Take the roles of a receptionist and a customer. Use the prompts to act out a telephone conversation. Раздел ENGLISH IN USE.);
8) игровые: включающие разного рода загадки, шарады, игры (например “Spotlight 5” c. 76 GAME The leader uses his / her arms to show the time. In turn, the teams say what time it is.).
УМК «Английский в фокусе» удачно построен для эффективного развития навыков говорения как монологической, так и диалогической речи. Дифференцированная система упражнений в учебнике и рабочей тетради даёт возможность обучения разноуровневых учеников. Ряд наиболее эффективных коммуникативных упражнений, по моим наблюдениям: «Поиск недостающей информации», «Упражнения-интервью», «Описание картинки», «Обмен мнениями» и «Пересказ историй». Проанализировав структуру учебника «Английский в фокусе», я пришла к выводу, что упражнения эти можно найти, в основном, в таких разделах, как English in Use, Everyday English, Speaking, GAME, Translator’s corner.
Но нельзя забывать, что положительная динамика урока и усвоения материала зависит не только от адекватного выбора упражнений, но и от правильной их последовательности. Устные упражнения должны располагаться в строгой последовательности с учетом нарастания трудностей при производстве речи, так чтобы каждая последующая группа упражнений основывалась на умениях и навыках, развитых упражнениями предшествующих групп. При этом важно правильно оценить пригодность отдельных упражнений для данного класса и вовремя уловить момент перехода от одного упражнения к другому.
Выводы:
Устранение ряда объективных и субъективных причин, препятствующих развитию навыков говорения на иностранном языке при переходе детей из начального в среднее звено, позволит значительно повысить эффективность применения устных упражнений.
Упражнения, направленные на развитие навыков говорения, можно разделить на два типа – языковые и коммуникативные.
Успешное формирование и развитие навыков устной речи зависит не только от адекватного выбора упражнений, но и от правильной их последовательности в ходе урока.
УМК «Английский в фокусе» предлагает достаточный выбор упражнений, направленных на развитие навыков говорения обучающихся 5 и 6 классов и плавного их перехода из начального звена в основную школу. Наиболее эффективные тренировочные упражнения можно найти в таких разделах, как Vocabulary, Speaking, Translator’s Corner, Songsheets. Наиболее эффективные коммуникативные упражнения – в English in Use, Everyday English, Extensive Reading, GAME, PAIRWORK ACTIVITIES.
В ходе урока учитель должен стремиться к уважению каждого мнения и идеи обучающихся и созданию такой среды, в которой ученикам будет комфортно говорить.
Использованные источники:
Зарипова А. А. «Особенности реализации коммуникативного подхода в обучении английскому языку в средней школе».
Зимина А.С., Фахрутдинова Р.А. Статья «Формирование лингвистических компетенций в процессе обучения иностранному языку».
Малюева И.А. «Тренировочные и коммуникативные упражнения при обучении говорению».
Пассов Е.И. «Коммуникативные упражнения»
Сидорова Е.А. «Системность и типология упражнений для обучения говорению»
Скалкин В.А. «Системность и типология упражнений для обучения говорению»
Хаметова И. «Трудности в формировании навыков говорения на среднем этапе обучения и пути их преодоления»