Доклад на тему «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру»
Активизация речи детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру.
Развитие речи – дело сложное. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребёнка. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются в его поведении, а также на его деятельности в различных формах.
Слайд 1.
Правильная речь- основа развития ребенка, залог его успешной учебы. От ее качества зависит успешность обучения. Поэтому мы должны обратить особое внимание на развитие речи.
Развитие связной речи зависит от особенностей детей младшего дошкольного возраста.
Детство — это период усиленного развития, воспитания и обучения.
Для решения задач по развитию речи прежде всего необходимо комплексно решить следующие задачи:
побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь;
научить слушать взрослого;
научить выполнять простые поручения по словесной инструкции;
вызывать речевое подражание (активизация речи детей должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой -только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить)
Роль дидактических игр в развитии речи дошкольника
Пополнение и активизация словаря
Развитие связной речи
Формирования правильного звукопроизношения
Но все задачи развития и воспитания детей он сможет полноценно решить только при условии правильного обучения речи.
Обучение через игру. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры.
Слайд 3.
Виды дВиды дидактических игр
Настольно-печатные игры
Игры с предметами или игрушками
Словесные игры
Главная особенность дидактической игры состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения.
Дидактические игры – эффективный метод активизации словаря детей. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, например, закрепляет знание о цвете, пространстве, времени, счете и т.д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую должен освоить ребенок.
Слайд 4.
Структура дидактической игры
Игровая задача
Правила
Игровые действия
Дидактические задачи
Результат
Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанное действие, сказанные слова.
Слайд 5.
Дидактические принципы:
Проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе своей собственной деятельности.
Мотивированности- знания приобретают для ребенка личностный смысл.
Интегрированности- взаимосвязь всех разделов программы.
Индивидуализации- способствует развитию личностных качеств.
Психологической комфортности- создание спокойной , доброжелательной атмосферы
Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. Он много узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких как, форма, цвет, величина, вес, качество материалов и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.
Слайд 6.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Дидактические игры – это обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей.
Слайд 7.
Таким образом, использование дидактических игр дает больше возможностей для развития речи у детей дошкольного возраста:
Повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;
Обеспечивается психологический комфорт;
Дети запоминают большое количество речевого материала;
Активизируются высшие психические функции: память, внимание, мышление.
Для играющих детей воспитательно-образовательное значение реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.