Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру
"Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру".
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи.
Проводя беседы, анкетирование родителей, я обнаружила, что многие из них считают, что главной целью обучения детей математике является обучение счету, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Порой родители забывают, что математика вносит большой вклад в активизацию умственной деятельности детей,развитие основных умственных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
При формировании элементарных математических представлений у детей, мы ставим перед собой целью - интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.
Чтобы достичь вышеупомянутой цели,мы решаем следующие задачи:
• Формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности
• Формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании
• Овладение математической терминологией
• Развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка
• Формирование простейших графических умений и навыков
• Формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.)
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»
(Василий Александрович Сухомлинский)
Проанализировав вышеупомянутую информацию, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры. Т. к. именно дидактическая игра - это специально организованная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Именно дидактические игры стимулируют познавательную активность детей. В них удаётся сконцентрировать внимание даже самых инертных детей. Вначале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к самому учебному материалу. Чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно осуществлять обучение ребят математике, необходимы игры особого рода. Они должны быть организованы так,чтобы: во-первых, при выполнении игровых действий возникала необходимость в практическом применении счёта и логики; во-вторых, содержание игры и действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.
Конечно, чтобы применение дидактических игр было успешным, нельзя забывать про индивидуально-дифференцированный подход к детям.
Дидактические игры по формированию элементарных математических представленийусловно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Игры с цифрами и числами.
Упражняют детей в прямом и обратном счете, закрепляют порядок следования чисел натурального ряда, представления о соответствии между количеством, числом и цифрой, развивают внимание, реакцию, эмоционально-волевую сферу, активизируют умственную деятельность.
В нашей группе дети очень любят в игры с мячом. Дети с увлечением играют в «Считай, не ошибись», «На один больше», «На один меньше». А теперь в подготовительной группе сами предлагают поиграть в «На 2 больше», «Путаница», «Какой цифры не стало?», «Исправь ошибку», «Посчитай-ка», «Рыбалка».Замечальное лото «Веселый счет» нравится детям, т. к. содержит математические загадки.
«Числовые домики» – на развитие знаний о составе числа.
Игры путешествия во времени.
Уточняют и закрепляют временные понятия, развивают коммуникативные навыки детей. Особенно дети любят игры с мячом «Утро, день, вечер, ночь», «Лови, бросай, дни недели называй», «Что за чем?», «Круглый год». В них мы играем по-разному. Поочередно перекидываем или перекатываем мяч, говоря названия дней недели, частей суток, месяцев и т. д. Или один ребенок набивает мяч от пола, произнося названия, а затем передает другому для продолжения. Игра-бродилка «Времена года».
Игры на развитие пространственных представлений детей.
«Путешествие», «Кто первым отыщет игрушку?», «Мастерская ковров», «Веселые ладошки».
По просьбе сказочного героя, ребятам надо найти игрушку в групповой комнате по словесной инструкции. «От стола пройти 3 шага вправо, 2 прямо и т. д. ". Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, задание усложняется – т. е. в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет.
В игре «Мастерская ковров» дети сами создают свой оригинальный узор из геометрических фигур, затем рассказывают про него. «Красный круг в центре, в правом верхнем углу – зеленый треугольник, в правом нижнем – голубой и т. д»
В игре «Веселые ладошки» нужно посчитать сколько ладошек смотрит направо, налево и т. д.
Игры с геометрическими фигурами.
Мы применяем для развития сенсорного восприятия, расширения представлений о геометрических фигурах и формах. В игры «Досочки Сегена», «Сложи квадрат», «Собери домик», «Собери кораблик», «Формы», «Фигуры» играю с ребятами, как индивидуально, так и маленькими подгруппами. Это зависит от индивидуальных особенностей детей. При игре по одному, ребенок сопровождает свои действия рассказом о том, из каких фигур и какого цвета он собирает картинку. В подгруппе ввожу соревновательный момент, что поддерживает интерес и быстрый темп игры
Надо сказать, что дидактические игры для ФЭМП тесно связаны, дополняют друг друга.
И для развития логического мышления (навыков по классификации, сравнению, обобщению) мы проводим игрыпо методике Никитина: «Хамелеон», «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Дроби».
Соты «Кайе», «Колумбово яйцо», «Цветовой код» игры на
составление различных плоскостных конструкций по инструкции
«Аналогии», «Логические таблицы»
Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» через процесс формирования элементарных математических представлений в нашей группе организован центр занимательной математики.
Математическое развитие ребенка только в дошкольном учреждении не имело бы смысла без взаимодействия с родителями группы. Мы стараемся использовать разнообразные формы работы с родителями: традиционные - это родительские собрания, индивидуальные и общие консультации, тематические стенды общего характера и специалистов ДОУ. Во время консультаций мы старались донести до родителей нужную информацию на темы «Математика вокруг нас», «Пластилиновые цифры».
Мы используем такую форму работы как проектная деятельность. Сейчас проходит подготовительный этап проекта «Цифры вокруг нас», в ходе которого дети узнают о происхождении цифр, выполнят творческие работы и завершится проект выставкой совместных работ детей и родителей. На родительском собрании мы планируем провести семинар-практикум «Математика перед школой».
Мы уверены, что развитие познавательных способностей и интереса дошкольников – один из важнейших вопросов развития ребенка дошкольного возраста. Нашим детям интересно узнавать что-то новое и интересна новая деятельность, думаю, они всегда будут стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на их умственном развитии и развитии в целом.