12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Перминова Галина Анатольевна29

Актуальные советы учителя- логопеда

для родителей будущих первоклассников.

Уважаемые папы и мамы!


​​​​​​​ Советы учителя-логопеда родителям будущих первоклассников

6 лет — это возраст, когда ребенок должен через год идти в школу. Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс.

Советы логопеда. На что нужно обратить внимание при подготовке к школе? звукопроизношение фонематическое восприятие грамматический строй речи слоговая структура слова словарный запас связная речь зрительно-пространственные представления мелкая моторика

Звукопроизношение
К моменту поступления в школу ребенок должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке За год до поступления в школу необходимо проконсультироваться с логопедом. Если ваш ребенок говорит, по вашему мнению, абсолютно «чисто», не помешает проконсультироваться у специалиста.

Для автоматизации и дифференциации звуков разучивайте с ребенком стихи, загадки, скороговорки, чистоговорки. Следите за плавностью и темпом речи ребенка.

Фонематическое (слуховое) восприятие
Для успешного обучения у ребенка должен быть развит фонематический слух и сформировано фонематическое восприятие способность слышать есть данный звук в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности ( кот, ток, рамка, марка); способность различать близко звучащие, но разные по значению слова (бочка –дочка – почка – печка – свечка ) умение определять линейную последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; осознание или подсчет количества звуков в слове.
Для определения уровня развития фонематического слуха можете предложить детям следующие игровые задания Попросите ребенка найти среди предложенных картинок те, в названии которых есть заданный звук. Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда он услышит заданный звук. Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на определенный звук. Попросите ребенка послушать слова, и назвать звук, который «спрятался» в середине слова.
Чтобы определить степень сформированности фонематического восприятия ребенка предложите ему следующие задания Предложите ребенку «поселить» звук в свой домик ( показать на схеме место заданного звука). Хлопнуть в ладоши, если услышишь в слове заданный звук в начале слова ( в середине, конце). Попросите ребенка назвать последний звук в слове, предпоследний, первый, второй. Посчитать количество звуков в слове, определить в каком слове больше звуков. Хлопнуть в ладоши, нарисовать кружочки, положить палочки по количеству звуков в слове.

Слоговая структура слов
Состояние слоговой структуры слова Шестилетний ребенок должен уметь безошибочно произносить слова сложной слоговой структуры типа: « велосипедист, регулировщик, водопровод», и использовать их в речи: «Экскурсовод провёл интересную экскурсию». Состояние словарного запаса Проверьте, знает ли ребенок времена года, их признаки, месяцы, дни недели; качества предметов, родственные связи; правильно ли употребляет приставочные глаголы; есть ли в его словаре существительные, обозначающие: профессии (дирижер, балерина, комбайнер и т.д.), названий спортсменов по видам спорта (бегун, пловчиха, боксер); проверьте наличие в словаре детей сложных существительных: (соковыжималка, ледоход и т.д.), прилагательных (тонконогий, длиннохвостый, остромордая), притяжательных прилагательные (лисий, обезьяний и т.п.).

Грамматический строй

Ребёнок должен уметь правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными.

Чтобы определить состояние грамматического строя речи, поиграйте с ребенком в следующие игры ( можно использовать мяч) «один – много » (стол – столы, лиса – лисы, яблоко – яблоки); «большой – маленький» ( стул – стульчик, чашка – чашечка); попросите ребенка посчитать предметы: 1 стол,2 стола, 3 стола,4 стола, 5 столов; «чего не стало» ( кукла – нет куклы, машина – нет машины); «игра в прятки» (употребление предлогов). Котик прячется за шкафом, котик вышел из-за шкафа и т. д. «Чей хвост? Чья нора?» у лисы – хвост лисий, у белки – беличий, у мышки норка – мышиная, у барсука – барсучья и т.п.

Словарный запас

Словарный запас к 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой около 2000 слов.
В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.

Связная речь
Состояние связной речи. Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего первоклассника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок. К 7 годам ребёнок должен уметь:
• пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки
• составлять рассказ по картинке
• составлять рассказ по серии картин
• отвечать на вопросы по тексту
При пересказе (рассказе) обращается внимание
- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),
- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),
- на лексику (полнота и точность использования слов),
- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

Мелкая моторика рук и общая

Важным условием полноценного овладения ребенком навыками письма является достаточная степень развития мелкой моторики пальцев рук. Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи: пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок и аппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.

Для развития мелкой моторики рук можно предложить детям:

Выкладывание букв из мозаики, семян, пуговиц, кусочков бумаги…..

Игры с пластилином. Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

Игры с бумагой(плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигур).

Известно, что упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевое развитие ребенка, активизируя отделы коры головного мозга. Зрительно-пространственное представление. Попросите ребенка показать: правый глаз, левую руку, левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет в комнате, следуя инструкциям: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево, иди 3 шага вперед».

Пространственные представления

 Ребенок дошкольного возраста должен уметь четко ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве, а также на тетрадном или альбомном листе. Ориентировка в пространстве включает в себя умение определять направление движения, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево). Дошкольник должен уметь обозначать словами положение предмета по отношению к себе (впереди меня - стол, позади меня - шкаф, справа от меня - дверь, слева - окно).

Хорошо, если ребенок умеет определять положение различных предметов в пространстве, используя слова: «внизу», «вверху», «впереди», «сзади», «перед», «за», «между», «рядом».

На листе бумаги малыш должен уметь показывать правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний и левый нижний углы, середину листа.

На листе бумаги в клетку, изображая различные предметы и фигуры, малыш должен понимать слова «левее», «правее», «выше», «ниже», «от», «до», «над», «под». Также он должен уметь изображать фигуры на листе бумаги, срисовывая с образца или под диктовку (графический диктант: одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз и т. д.).

Психические процессы

Все психические процессы тесно взаимосвязаны. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом.

Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).

Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением).

Также необходимо развивать у ребёнка и очень важно:

- коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции);

-состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила);

- мотивацию (наличие желания учиться, узнавать новое).

- развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение элементарных задач).

Если ребенок читает:

Чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок понимает прочитанное.

Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.

Если имеются проблемы – не огорчайтесь, есть специалисты, которые помогут Вам и вашему ребенку, главное -своевременное выявление нарушений и раннее начало коррекционных мероприятий.

Группа риска

В группу риска попадают следующие учащиеся:

- Если ребенок левша.

- Если он – переученный правша.

-Если ваш ребенок посещал логопедическую группу.

-Если в семье говорят на двух и более языках.

-Если ребенок слишком рано пошел в школу.

-Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

-Если нарушено звукопроизношение (возможны ошибки на письме: ребенок пишет то, что говорит).

-Если нарушено фонематическое восприятие (ребенок не может правильно повторить слоги, набор звуков).

Уважаемые родители!
Если Ваш ребёнок самостоятельно справляется со всеми предложенными заданиями, это значит, что у него хорошие предпосылки для успешного овладения чтением и письмом. Если же у ребёнок испытывал затруднения, не мог понять или справиться с заданием самостоятельно, не отчаивайтесь! Проанализируйте причины, обратитесь к специалистам, позанимайтесь с ним перед поступлением в школу!
Будьте лучшими помощниками ваших детей.Самое главное, что вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем.

Успехов Вам и Вашему первоклашке!

Перминова Галина Анатольевна – учитель-логопед, учитель-дефектолог



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.