Публикация «Актуальность использования технологии проектного обучения на уроках окружающего мира при изучении природы родного края»
МБОУ «Средняя школа №9» г Смоленска
Пилипенко Т.А.
Актуальность применения технологии проектного обучения на уроках окружающего мира при изучении природы родного края
Современное общество предъявляет высокие требования к уровню владения гражданином определенных умений. В современном мире человек должен обладать огромным количеством разнообразных компетенций. Прежде всего, в условиях агрессивной информационной среды он должен быть способен продуктивно мыслить. Главным умением становится способность быстро приспосабливаться к новым динамично меняющимся условиям, саморазвиваться и самообразовываться. Главной компетенцией, формируемой в процессе обучения в школе, является компетенция «умение учиться» – именно это позволит будущему гражданину быстро приспосабливаться к меняющимся условиям социальной среды и быть востребованным на рынке труда, а главное, быть полезным своей стране и обществу.
Образование подрастающего поколения во всех исторических периодах являлось одним из приоритетных направлений государственной политики страны. В данной связи российское общество, а в частности, представители педагогической сферы С.Т. Шацкий и Н.К. Крупская с большим интересом отнеслись к опыту американских ученых в первой половине XX века
Дж. Дьюи, И. Дьюи, Х. Килпатрика и Э. Коллингса в усовершенствовании учебно-методической технологии в прагматической педагогике, провозгласившей принцип «обучения посредством делания». Основная идея данного принципа заключалась в выполнение ребенком учебной деятельности, ориентированной на решение поставленных задач и нахождение решений в проблемных ситуациях.
Так, современные педагоги М.Е. Клименко,
А.С. Мельникова, Я.Э. Новикова,
А.В. Хуторской, В.Н. Янушевский были сторонниками активного применения в учебно-воспитательном процессе в образовательных учреждениях метода проектов.
Как подчеркивает М.Е. Клименко, проектная деятельность является эффективным методом обучения школьников и формирует у ребят развитие практических навыков и творческого мышления. Использование данного метода на уроках краеведения, истории родного края позволяет учащимся проводить исследования, опираясь не только на теоретические материалы о животном и растительном мире, но и организует практический опыт наблюдения за различными природными явлениями.
А.В. Хуторской, долгое время, работая над зарубежными методами, заключил, что ведущее место в обучении младших школьников необходимо отвести самому процессу взаимодействия учащихся на уроке в период работы над своими исследованиями. Роль учителя сводится к информированию и контролю над наблюдениями ребят. Такой опыт позволяет раскрыть потенциал учащихся и получить глубокие и качественные знания о том или ином явлении или процессе.
Эта тема достаточно полно раскрыта в педагогике, но практические рекомендации по применению метода проекта в образовательной деятельности на различных этапах и типах уроков отсутствуют, что не позволяет педагогу постоянно использовать данный метод.
Исходя из сказанного, мы можем сформулировать актуальность использования технологии проектного обучения:
1. Для того, чтобы школьник успешно усваивал материал по предмету «Окружающий мир», необходимо правильно выбирать методы деятельности ребенка на уроке и грамотно сочетать их между собой, с учетом индивидуальных и личностных особенностей.
2. Технология проектного обучения способствует успешному усвоению программного материала по предмету «Окружающий мир» на практике, в работе учителя начальных классов.
Проводя уроки окружающего мира с использованием технологии проектного обучения и наблюдая за учащимися на уроках и во внеурочной деятельности, я заметила, насколько обучающимся нравится этот вид деятельности. Работа с использованием проектного метода и его элементов не только вызывает у них эмоциональный отклик и кратковременный живой интерес, но и способствует пробуждению стойкого интереса к изучаемым явлениям и объектам живой природы. Поддержке интереса также способствует выбранная удачная форма групповой работы (группового проекта), когда каждый член группы ответственен за общий результат. Вся работа в общем способствует развитию универсальных учебных действий, особенно коммуникативных, ведь ребятам приходится работать вместе, обсуждать, отстаивать свою точку зрения, договариваться, познавательных, в ходе работы всегда идет интенсивная работа с информацией, ее анализом, систематизацией, регулятивных, ведь работа над групповым проектом требует умения планировать свои действия, распределять обязанности, и, конечно, личностных качеств, не все у обучающихся получается во время работы, они помогают друг другу, если кто-то не справлялся со своей задачей, поддерживают, если сталкиваются с трудностями, помогают отстаивать позицию своим товарищам. Трудно переоценить подобную работу и потенциал использования данной технологии в начальной школе. Учащиеся, которые раньше проявляли пассивность на уроках, с удовольствием вовлекаются в работу, охотнее общаются со сверстниками и контактируют с учителем.
Поиск оптимальных методов и средств обучения подрастающего поколения – важнейшая задача каждого школьного учителя. Необходимость и значимость использования современных методов обучения в начальной школе, и собственно метода проектов в своих работах обосновывают многие современные педагоги и ученые. Я как педагог практик, считаю технологию проектного обучения одной из самых удачных при изучении природы родного края.
Список литературы:
Вопросы экологического образования школьника // Начальная школа плюс до и после: научно-методический журнал. 2013. № 11.
с. 3 – 29.
Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
Гилева Е.А. История развития метода проектов в российской школе // Наука и школа. 2007. № 4. с. 13 – 15.
Дубова М.В. Как рождается проект: [проектная деятельность в школе] // Начальная школа . 2012. №11. с. 63 – 68.
Жбанова О.В. Проектная деятельность учащихся – инновационная или традиционная форма обучения учащихся? // Инновации в образовании. 2009. №5. с. 31 – 37.