Материал к уроку чтения: Александр Иванович Куприн «Барбос и Жулька»
Тема: Александр Иванович Куприн «Барбос и Жулька»
Цели деятельности учителя:
1) познакомить с жизнью и творчеством А.И. Куприна;
2) учить анализировать поступки героев;
3) прививать любовь к животным;
4) отработать навыки постепенного увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.
Планируемые результаты:
- Предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;
- Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать навыки сотрудничества со взрослыми, знакомиться с общечеловеческими ценностями.
Регулятивные универсальные учебные действия: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
Познавательные универсальные учебные действия: строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться
на разнообразие способов решения задач; основам смыслового восприятия художественных
текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов
Коммуникативные универсальные учебные действия: владеть диалогической формой коммуникации, формулировать собственное мнение и позицию
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданием.
Этап урока. Методы и приемы. | Содержание. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | УУД |
1. Орг. момент. Мотива-ционный Словес.: слово учителя | -Проверим готовность к уроку. Пожелаем удачи, все у нас получится! | Эмоционально настраиваются на работу | К.: планирование учебного сотрудничества |
2. Постановка учебной задачи и ее решение Практич.: обсуждение стихотворения Словес.: беседа, ответы на вопросы | -Начнем урок со стихотворения, послушай его внимательно. Сегодня вышел я из дома. Пушистый снег лежит кругом. Гляжу - навстречу мой знакомый Бежит по снегу босиком. И вот мы радости не прячем Мы - неразлучные друзья. Визжим и прыгаем, и скачем И он, и я, и он, и я! -О чем это стихотворение? ( О дружбе) -Что такое дружба? (Дружба – глубокие, искренние отношения между людьми.) -Но сегодня мы поговорим о необычной дружбе. А о какой дружбе пойдет речь, откуда мы можем узнать? (Посмотреть в учебнике) -Нам в помощь рабочий лист. -Прочитай название произведения, которое мы будем изучать. Рассмотрите иллюстрацию и предположите, о чем оно.( О дружбе собачьей) -Узнаем, кто написал это произведение. Расшифруй запись. (Александр Иванович Куприн) РДНАСКЕЛА ЧИВОНАВИ НИРПУК -Какая тема нашего урока? (А.И Куприн «Барбос и Жулька» Какие задачи мы поставим на урок? -Познакомиться с жизнью и творчеством А,И Куприна -Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька» -Определить жанр произведения -Дать характеристику героям произведения -Учиться анализировать поступки героев | Слушание, анализ Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение | П: осмысленно читают текст Р.: выполнение учебного действия К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
3. Решение частных задач. Словес.: слово учителя Нагл.: презентация Словес.: фронтальный опрос, учебный диалог | -Итак, 1 задача, которую поставили… -Что вы помните об этом писателе? Какой рассказ вы читали в 3 классе? («Слон») Сейчас я вам расскажу про жизнь и творчество А. И. Куприна. Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 г. в городе Наровчат Пензенской губернии. В годовалом возрасте потерял отца. Мать из-за тяжелого материального положения была вынуждена отдать сына в сиротское училище.(Первые такие училища были предназначены для сирот) В 1880 г. Куприн поступил в Московскую военную гимназию, а затем в военное училище. В течение десятилетия отставной офицер жил в постоянной нужде, перебиваясь случайными заработками. Однако именно в эти годы происходило становление А.И. Куприна как писателя. В 1909 г. талант А.И. Куприна был отмечен Пушкинской премией. В начале первой мировой войны добровольцем отправился на фронт, а после. организовал в собственном доме госпиталь для раненых. Александр Иванович Куприн за всю свою жизнь написал очень много произведений. В том числе и для детей. Такие, как: «Белый пудель», «Слон», «Изумруд», «Волшебный ковёр», «Чудесный доктор» и многие другие интересные рассказы. 1)-Что интересного узнал о Куприне? ОЦЕНИВАНИЕ Физкультминутка. -Прежде, чем погрузиться в произведение, давайте проведём словарно-лексическую работу. Разберём значение слов, которые нам будут встречаться в тексте. Объясни значение слов, в этом тебе поможет литературный словарик Репяха- это колючки репейника, которые очень сложно снимать с шерсти животного или одежды человека. Сталактит - имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями. Флирт - любовная игра, кокетство. Приземистый - 1) малорослый и плотный по сложению; . 2) маленький, низкий. Фестон - один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья. ИсконИ-с давних пор Подпалина - рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного. Отставной- окончательно оставивший службу, государственный служащий Лицемерие - поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью. Почтенный- заслуживающий уважения Подворотня-пространство, щель между воротами и землёй. Лавры - ветви лаврового дерева, венок из них - символ победы, славы, награды. Кучер- человек, который должен управлять каретой, предназначенной для перевозки пассажиров Чтение рассказа «Барбос и Жулька» -Теперь, когда мы познакомились со словами, которые нам будут встречаться в тексте, перейдём к чтению рассказа «Барбос и Жулька». (с. 85 – 91 учебника) 1)Каким был Барбос? 2)Какой была Жулька? 3)Как люди относились к собакам? (снисходительно) 4)Что царило между собаками? (редкое согласие и самая нежная любовь) 5)Как ты думаешь, что произошло дальше? 6)Кто лучше всего понимал животных?(Дети) -Твои впечатления от прочитанного? -Как ты думаешь, почему автор в начале произведения подробно описывает собак? (Чтобы мы поняли их характер) -Выполнили 2-ю задачу? ОЦЕНИВАНИЕ -Определим жанр произведения ОЦЕНИВАНИЕ | Слушают рассказ учителя | П.: извлечение необходимой информации из текста. П.: поиск и выделение необходимой информации П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение |
4. Анализ произведения | -Найди и прочитай внешнее описание Барбоса. -Описание Жульки. -Какие слова подобрал Куприн для описания внешности своих героев? -Давай посмотрим таблицу в рабочем листе- 2 строчка -Как ты думаешь, зависит ли смелость о внешнего вида собаки? -Заполним 1-ю строку -Только ли внешностью отличаются эти 2 собаки? -Что их связывало?(Дружба) ОЦЕНИВАНИЕ -Смог ли дать характеристику героям -Найдите и прочитайте поведение бешеного пса во дворе? -Как поступили люди? -А как бы вы поступили? -Как повел себя Барбос? Какое чувство нужно показать при чтении? -Ожидал ли ты такого поступка? Почему? -Как повела себя Жулька? С каим чувством нужно прочитать? -Можно ли назвать ее поступок героическим? -Найди и прочитай, что явилось причиной смерти? -Как поел себя Барбос? ОЦЕНИВАНИЕ -Удалось ли тебе проанализировать и понять поступки героев? | | |
5. Подведение итогов. | -Как ты думаешь, почему рассказ о животных трогает нашу душу? (Они живые существа, это животные, о которых мы должны заботиться) -Какие чувств ты испытывал? -Как ты думаешь, можно ли было изменить конец рассказа? | | |
Рефлексия. Словес.: обобщение, высказывания учащихся, самоанализ Нагляд.: презентация | -Вернемся к задачам урока -Все ли задачи выполнили? -Посмотри на самооценку и подумай, что бы ты поставил себе за урок, переводя в отметку. Продолжите предложения. Сегодня на уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел… Домашнее задание: подобрать пословицы к рассказу, подготовить пересказ или пересказ и придумать свою концовку | Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение, делают выводы. | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Р: осуществляют итоговый контроль. |