Алгоритм работы над сочинением по тексту повествовательного характера в целях подготовки к ГИА-11 в форме ГВЭ (500 вариант работы)
Алгоритм работы над сочинением по тексту повествовательного характера в целях подготовки к ГИА - 11 в форме ГВЭ
(500-ый вариант работы)
Недоразвитие слуховой функции, речевое недоразвитие обучающихся с нарушением слуха, особенности развития их мыслительных процессов и осмысления ими читаемых текстов – всё это крайне затрудняет самостоятельное написание такими детьми сочинения по прочитанному тексту: им нужно не только прочитать и понять предложенный текст, но и письменно связно выразить свои мысли и аргументировать свое мнение. В связи с этим возникает необходимость алгоритмизации процесса работы над сочинением в целях облегчения работы обучающихся и повышения ее результативности. Работа по алгоритму (точной инструкции) позволяет сформировать у обучающихся устойчивые речевые навыки, необходимые для написания сочинения, снимает повышенную тревожность при выполнении данного вида работы.
I. Самостоятельное чтение текста (2 – 3 раза).
II. Работа над словарём (определение значений трудных для понимания слов, работа с толковым словарем).
III. Работа над осмыслением текста (поиск ответов на вопросы):
1. Кто главный герой (главные герои) текста?
2. Что сделал (-и) главный (-ые) герой (-и)? (кратко рассказать о поступке героя / героев).
3. Оцените поступок главного героя (главных героев).
Кто? совершил (-а, -и) (какой?) поступок.
Кто? проявил (-а, -и) (что?).
Кто? почувствовал (-а, -и) (что?).
IV. Работа над черновиком сочинения (по плану сочинения):
1. Проблема текста (2 предложения):
1. Формулировка проблемы текста | |
с помощью вопросительного предложения | с помощью словосочетания ПРОБЛЕМА (ЧЕГО?) |
2. Именно на это вопрос ищет ответ кто? (Ф. И. О. автора текста).
Над этим вопросом заставляет задуматься кто? (Ф. И. О. автора текста).
Об этом заставляет задуматься в предложенном тексте кто? (Ф. И. О. автора текста).
Кто? (Ф. И. О. автора текста) поднимает в тексте (актуальную в современном мире / обществе) проблему чего?
2. Комментарий проблемы: какую историю рассказывает автор текста, чтобы ответить на данный вопрос? (3 - 5 предложений).
Если проблема была сформулирована с помощью вопросительного предложения | Если проблема была сформулирована с помощью словосочетания ПРОБЛЕМА (ЧЕГО?) | |
Чтобы ответить на данный вопрос, автор текста рассказывает о ком? (назвать главных героев текста, указанных в ответе на 1-ый вопрос). Он / она / они что сделал (-а, -и)? (записать ответ на 2-ой вопрос). Записать ответ на 3-ий вопрос. | Размышляя над данной проблемой, автор текста рассказывает о ком? (назвать главных героев текста, указанных в ответе на 1-ый вопрос). Он / она / они что сделал (-а, -и)? (записать ответ на 2-ой вопрос). Записать ответ на 3-ий вопрос. |
3. Позиция автора: ответ автора на свой вопрос (вопрос обозначен в 1-ой части сочинения).
Писатель уверен, что …
Писатель приводит нас к выводу о том, что …
4. Собственная позиция: свой ответ на вопрос, обозначенный в 1-ой части сочинения.
Невозможно / трудно не согласиться с мнением кого? (Ф. И. О. автора текста). Действительно, … .
5. Аргумент: доказательство правильности собственного мнения.
из литературного произведения | из знаний и жизненного опыта |
Многие русские и советские писатели в своих произведениях рассказывали о чём? (кого? когда?). Например, кто? (Ф. И. О. писателя) в каком произведении? (жанр, название произведения) повествует о ком? (назвать героя / героев). Что сделал (-и) главный (-ые) герой (-и)? (кратко рассказать о поступке героя / героев). Оценить поступок главного героя (героев). | В нашей жизни можно найти множество примеров чего? (кого? когда?). Например, кто? (когда?) что сделал (-а, -и)? (кратко рассказать о поступке героя / героев). Оценить поступок героя (героев). |
6. Заключение: вывод.
Таким образом, … .
Именно … .
Данный текст учит … .
Данный текст еще раз заставляет задуматься о важности / необходимости чего? в жизни человека / в современном обществе / в мире.
V. Проверка сочинения на черновике, корректировка, исправление ошибок (работа с орфографическим словарем).
VI. Переписывание изложения из черновика в тетрадь (на бланк ответов).
VII. Проверка переписанного сочинения, исправление (при необходимости) ошибок.