Алгоритм работы над сочинением по тексту повествовательного характера в целях подготовки к ГИА-11 в форме ГВЭ (500 вариант работы)

5
0
Материал опубликован 29 June 2022

Алгоритм работы над сочинением по тексту повествовательного характера в целях подготовки к ГИА - 11 в форме ГВЭ

(500-ый вариант работы)


Недоразвитие слуховой функции, речевое недоразвитие обучающихся с нарушением слуха, особенности развития их мыслительных процессов и осмысления ими читаемых текстов – всё это крайне затрудняет самостоятельное написание такими детьми сочинения по прочитанному тексту: им нужно не только прочитать и понять предложенный текст, но и письменно связно выразить свои мысли и аргументировать свое мнение. В связи с этим возникает необходимость алгоритмизации процесса работы над сочинением в целях облегчения работы обучающихся и повышения ее результативности. Работа по алгоритму (точной инструкции) позволяет сформировать у обучающихся устойчивые речевые навыки, необходимые для написания сочинения, снимает повышенную тревожность при выполнении данного вида работы.


I. Самостоятельное чтение текста (2 – 3 раза).

II. Работа над словарём (определение значений трудных для понимания слов, работа с толковым словарем).

III. Работа над осмыслением текста (поиск ответов на вопросы):

1. Кто главный герой (главные герои) текста?

2. Что сделал (-и) главный (-ые) герой (-и)? (кратко рассказать о поступке героя / героев).

3. Оцените поступок главного героя (главных героев).

Кто? совершил (-а, -и) (какой?) поступок.

Кто? проявил (-а, -и) (что?).

Кто? почувствовал (-а, -и) (что?).

IV. Работа над черновиком сочинения (по плану сочинения):

1. Проблема текста (2 предложения):

1. Формулировка проблемы текста

с помощью вопросительного предложения

с помощью словосочетания ПРОБЛЕМА (ЧЕГО?)

2. Именно на это вопрос ищет ответ кто? (Ф. И. О. автора текста).

Над этим вопросом заставляет задуматься кто? (Ф. И. О. автора текста).

Об этом заставляет задуматься в предложенном тексте кто? (Ф. И. О. автора текста).

Кто? (Ф. И. О. автора текста) поднимает в тексте (актуальную в современном мире / обществе) проблему чего?

2. Комментарий проблемы: какую историю рассказывает автор текста, чтобы ответить на данный вопрос? (3 - 5 предложений).

Если проблема была сформулирована с помощью вопросительного предложения

Если проблема была сформулирована с помощью словосочетания ПРОБЛЕМА (ЧЕГО?)

Чтобы ответить на данный вопрос, автор текста рассказывает о ком? (назвать главных героев текста, указанных в ответе на 1-ый вопрос). Он / она / они что сделал (-а, -и)? (записать ответ на 2-ой вопрос). Записать ответ на 3-ий вопрос.

Размышляя над данной проблемой, автор текста рассказывает о ком? (назвать главных героев текста, указанных в ответе на 1-ый вопрос). Он / она / они что сделал (-а, -и)? (записать ответ на 2-ой вопрос). Записать ответ на 3-ий вопрос.


3. Позиция автора: ответ автора на свой вопрос (вопрос обозначен в 1-ой части сочинения).

Писатель уверен, что …

Писатель приводит нас к выводу о том, что …

4. Собственная позиция: свой ответ на вопрос, обозначенный в 1-ой части сочинения.

Невозможно / трудно не согласиться с мнением кого? (Ф. И. О. автора текста). Действительно, … .

5. Аргумент: доказательство правильности собственного мнения.

из литературного произведения

из знаний и жизненного опыта

Многие русские и советские писатели в своих произведениях рассказывали о чём? (кого? когда?). Например, кто? (Ф. И. О. писателя) в каком произведении? (жанр, название произведения) повествует о ком? (назвать героя / героев). Что сделал (-и) главный (-ые) герой (-и)? (кратко рассказать о поступке героя / героев). Оценить поступок главного героя (героев).

В нашей жизни можно найти множество примеров чего? (кого? когда?). Например, кто? (когда?) что сделал (-а, -и)? (кратко рассказать о поступке героя / героев). Оценить поступок героя (героев).

6. Заключение: вывод.

Таким образом, … .

Именно … .

Данный текст учит … .

Данный текст еще раз заставляет задуматься о важности / необходимости чего? в жизни человека / в современном обществе / в мире.

V. Проверка сочинения на черновике, корректировка, исправление ошибок (работа с орфографическим словарем).

VI. Переписывание изложения из черновика в тетрадь (на бланк ответов).

VII. Проверка переписанного сочинения, исправление (при необходимости) ошибок.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.