12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Румбешт Роза Фидаиловна5296
Люблю путешествия, детей и путешествовать с детьми)
Россия, Краснодарский край, Усть-Лабинск
Материал размещён в группе «География. Подготовка к ГИА, ЕГЭ.»
3

Статья «Алгоритм подготовки к ГИА по географии. Из опыта работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ»

 Алгоритм подготовки к ГИА по географии.

Из опыта работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ учителя МБОУ Спасской СОШ №6 им. И.Т. Сидоренко Румбешт Р.Ф.

Концепция модернизации образования ставит перед образованием цель «стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности». Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Новый образовательный стандарт ориентирует учителя на достижение этой цели, определяет задачи, которые призваны решать школьные предметы – география. Учителю, с одной стороны, необходимо сохранить фундаментальность исторического образования, с другой – внедрять компетентностный подход в преподавании географии. Введение в школе ЕГЭ и ГИА повышает требования к учителю географии.

Подготовка выпускников к ЕГЭ и ГИА по географии должна осуществляться не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и начиная с 6класса поэтапно:

1 этап - работа с понятиями (терминами) на уроках: выделение ключевых слов-маркеров; подчеркивание; перевод из одной знаковой системы в другую;

2 этап - работа с текстами: развитие навыков осознанного прочтения текста;

3 этап работа в рабочих тетрадях со схемами, рисунками, таблицами, закрепление и самопроверка своих знаний.

4 этап - работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ЕГЭ, работа по формированию умений выполнения чертежей и расчетов.

http://learningapps.org. Адрес моих заданий: http://learningapps.org/user/Румбешт Роза

В 5-7 классах наиболее эффективны командные развивающие игры, несущие в себе соревновательный элемент, работа в паре для закрепления географической номенклатуры, а в 8-11 классах – деловые игры и семинары, задание на построение графиков и таблиц, анализ статистических данных, умение обрабатывать данные таблиц.

Для реализации системы индивидуальных письменных заданий по географии хочется порекомендовать некоторые общие условия, обеспечивающие эффективность индивидуальной практической работы как на уроке, так и дома.

Индивидуальную практическую работу лучше выполнять письменно, особенно в старших классах – это способствует развитию письменной речи и готовит к новому формату экзаменов.

Индивидуальная практическая работа наиболее целесообразна на уроках закрепления и углубления нового материала и развития умений и навыков, иногда – в качестве домашнего задания (конечно, объём домашней работы не должен быть слишком большим). При этом, кроме уже традиционных заданий по составлению планов и таблиц, хороший эффект дает использование метода «незаконченных предложений», когда учащимся необходимо подобрать дополнительную недостающую информацию к уже имеющимся сведениям. Необходимо использовать задания разных уровней сложности .

Еще одним важным этапом подготовки учащихся к итоговой аттестации является регулярное изучение нормативных документов по ЕГЭ и ГИА; изменений, вносимых в структуру КИМов; аналитических отчетов ФИПИ по результатам экзаменов текущего года, в которых дается не только качественный анализ заданий и типичных ошибок, допущенных выпускниками, но и даются ценные методические рекомендации по подготовке к экзаменам в следующем году.

С учетом таких рекомендаций я стараюсь строить свою работу на уроке. Предлагаю вашему вниманию некоторый собственный опыт использования педагогических приемов, применяемых с учетом типичных ошибок учащихся в экзаменационных работах.

1) В части А и С  ГИА выпускники часто допускают ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий, Поэтому считаю очень важным вести работу по формированию ведущих понятий курса. Для этого, начиная с младших классов, учащиеся в тетрадях ведут  географические словари терминов, по которым можно проводить регулярные письменные контрольные работы и устные опросы на каждом уроке в качестве дополнительных заданий при ответе у доски, зачета по каждому разделу. Так происходит закрепление понятийного минимума как отдельным учеником, так и класса в целом.

Примерный список понятий по темам:

Тема «Карты. Чтение карт»: абсолютная высота, относительная высота, горизонталь, условные топографические знаки, карта, план местности, масштаб, шкала глубин и высот, отметка высоты и глубины.

Тема «Географические координаты»: географическая широта, географическая долгота, параллель, меридиан, нулевой меридиан, экватор, полюса земли

Тема «Климат»: солнечная радиация, прямая, рассеянная, суммарная, амплитуда температур, средняя температура, ветер, циклон, антициклон, атмосферное давление, метеоприборы и единицы измерения температуры, давления, влажности, силы и направления ветра и др.

Тема «Мировой океан»: океан, море, внутренне море, окраинное море, остров, полуостров, залив, пролив, течение, котловина.

Тема «Внутренние воды»: река, левый и правый приток, устье, исток, дельта, эстуарий, водосборный бассейн, водораздел, подземные воды,

Тема «Население»: миграция, эмиграция, реэмиграция, урбанизация, городская агломерация, плотность населения, город, трудовая миграция,

Тема «Рельеф»: горы, хребты, горная страна, равнина, низменность, плоскогорье, возвышенность.

2) Анализ результатов проведения ГИА показал, что по-прежнему высок уровень невыполнения заданий на осознанное чтение текста, предполагающих умение, систематизировать и интерпретацию географическую информацию по определенной теме из текстов (экономических, публицистических экологических, политических, социальных, географических).

Поэтому важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ и ГИА является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос.

3) В экзаменационной работе ГИА трудным для выполнения оказалось для учащихся задание 15, в котором необходимо прочитать фрагмент текста и объяснить причины каких-либо географических явлений: землетрясений, вулканизма, оползней, образования болот и др. Умение ответить на вопрос базируется, конечно, на знании теоретического материала за курс географии, но забывается. Поэтому на уроках, изучая тему, записываются шаблоны ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы, а на консультациях учащиеся сдают эти шаблоны в виде зачета. Шаблоны ответов учитель может составить сам или воспользоваться ресурсом Сдам ГИА.

Примеры шаблонов (взяты на сайте Сдам ГИА)

1.На­ли­чие мно­го­лет­ней мерз­ло­ты в окрест­но­стях Ма­га­да­на объ­яс­ня­ет­ся тем, что сред­няя го­до­вая тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха в этом го­ро­де отрицательная. ИЛИ низкими тем­пе­ра­ту­ра­ми воз­ду­ха в зим­ний пе­ри­од и боль­шой про­дол­жи­тель­но­стью зимы. Примеры ответов: • В Ма­га­да­не зимы хо­лод­ные и длинные. • Среднегодовая тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха в Ма­га­да­не ниже нуля, и мерз­ло­та не успе­ва­ет растаять.

2. Ча­стые зем­ле­тря­се­ния объ­яс­ня­ют­ся по­ло­же­ни­ем тер­ри­то­рии на гра­ни­це ли­то­сфер­ных плит. Примеры ответов: - Чили на­хо­дит­ся в зоне кон­так­та ли­то­сфер­ных плит. - Здесь про­ис­хо­дит столк­но­ве­ние двух ли­то­сфер­ных плит.

3. Сезон до­ждей в Южной Азии на­чи­на­ет­ся в июле и про­дол­жа­ет­ся до се­ре­ди­ны осени. В это время дуют муссоны, при­но­ся­щие много осадков. Индия на­хо­дит­ся в суб­эк­ва­то­ри­аль­ном поясе, в нём дожди идут летом, по­то­му что ма­те­рик силь­но прогревается, там об­ра­зу­ет­ся об­ласть низ­ко­го дав­ле­ния и с оке­а­на дуют влаж­ные воз­душ­ные массы.

4. Псков­ская об­ласть рас­по­ло­же­на в зоне из­бы­точ­но­го увлаж­не­ния. Осад­ков вы­па­да­ет более 700 мм, ис­па­ря­е­мость около 600 мм. Ко­эф­фи­ци­ент увлаж­не­ния боль­ше еди­ни­цы, что при­во­дит к на­коп­ле­нию из­лиш­ков влаги.

ИЛИ В ре­лье­фе Псков­ско-Чуд­ская приозёрная низ­мен­ность пред­став­ле­на низ­мен­ной рав­ни­ной с ма­лы­ми пе­ре­па­да­ми высот, а, зна­чит, мал общий уклон рек, что не спо­соб­ству­ет вы­во­ду из­лиш­ков воды за пре­де­лы об­ла­сти.

4. Задание ГИА номер 20 требует  умений читать карту местности, работать с масштабом карты, определять экспозицию склона и пр. Следует иметь в виду, что такой вид работы сегодня учащиеся выполняют в 5 классе, причем не так масштабно, как это спрашивается на ГИА. Поэтому задание требует не только дополнительной работы на уроках в 5 классе, но и на консультациях в 9 классе. Этот блок знаний важен, так как на основе плана местности в ГИА три задания.

При анализе работ учащихся над планами местности в младших классах   типичные недостатки каждого ученика при помощи диагностических карт. Познакомив учащихся с этими недостатками, направить самостоятельную работу учеников по определению правильного способа деятельности.

5. Самое сложное для учащихся – задание 23, когда ученики должны определить факторы размещения различных отраслей промышленности и сельского хозяйства.

ЧТО НУЖНО ПОМНИТЬ УЧИТЕЛЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Для успешного выполнения заданий ЕГЭ и ГИА нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают экзаменационных заданий прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.

Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение.

В ходе изучения курса целесообразно усилить внимание к выработке широкого круга общеучебных и предметных умений. Практически на каждом занятии могут быть использованы задания по подготовке к экзамену.

При подготовке к ЕГЭ по географии необходимо систематически проводить мониторинг подготовки к ГИА для выявления типичных ошибок и работать над их устранением.

 В приложении 1. образец диагностической карты для 9 и 11 классов.

 

Приложение 1.

Диагностическая карта учащегося по подготовке к ГИА по географии в 9 классе

Диагностическая карта уч-ся 9- __ класса ФИ __________________________________

Тема/ Дата

                         

1.Географические особенности природы и народов Земли 

                         

2.Географическое положение России 

                         

3.Особенности природы России 

                         

4.Геоэкологические проблемы 

                         

5.Отрасли хозяйства России, особенности размещение 

                         

6.Природные ресурсы, их использование и охрана 

                         

7.Особенности населения России 

                         

8.Территориальная обеспеченность ресурсами 

                         

9.Разные территории Земли, их обеспеченности ресурсами 

                         

10.Географические явления и процессы в геосферах 

                         

11.Разные территории Земли: анализ карты 

                         

12.Причины возникновения геоэкологических проблем 

                         

13.Существенные признаки геогробъектов и явлений 

                         

14.Географические координаты 

                         

15.Географические явления и процессы в геосферах (C1) 

                         

16.Географические объекты и явления 

                         

17.Разные территории Земли: анализ карт 

                         

18.Расстояние на карте просмотреть

                         

19.Направление на карте просмотреть

                         

20.Чтение карт различного содержания (C2) 

                         

21.Чтение и анализ карт просмотреть

                         

22.Географические объекты и явления 

                         

23. Разные терр Земли, их обеспеченности ресурсами (C3) 

                         

24.Определение поясного времени 

                         

25.Особенности природно-хозязон и районов России 

                         

26.Географические явления и процессы в геосферах 

                         

27.Анализ информации о разных территориях Земли 

                         

28.Выявление эмпирических зависимостей 

                         

29.Географические следствия движений Земли 

                         

30.Выявление признаков географических объектов и явлений 

                         

Приложение 2.

Диагностическая карта учащегося по подготовке к ГИА по географии в 11 классе

Диагностическая карта уч-ся ______ класса _______________________________ по подготовке к ЕГЭ по географии на 2017-2018 уч. год

Содержание / Дата

                             

Гео­гра­фи­че­ские модели. Карта и план местности

                             

Литосфера. Атмосфера. Гидросфера

                             

Литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Гео­гра­фи­че­ская оболочка Земли.

                             

Ши­рот­ная зональность и вы­сот­ная поясность

                             

Гео­гра­фи­че­ские особенности России

                             

Форма, размеры, дви­же­ние Земли

                             

Ми­ро­вой океан и его части. Воды суши.

                             

По­ло­воз­раст­ной состав населения

                             

По­ло­воз­раст­ной состав населения

                             

Гео­гра­фи­че­ские особенности раз­ме­ще­ния населения

                             

Гео­гра­фи­че­ские характеристики круп­ных стран мира

                             

Го­род­ское и сель­ское население. Города

                             

 Гео­гра­фия отраслей про­мыш­лен­но­сти России,

сель­ско­го хозяйства и важ­ней­ших видов транспорта

                             

Природно-хозяйственное рай­о­ни­ро­ва­ние России. Ре­ги­о­ны России

                             

При­зна­ки географических объ­ек­тов и явлений

                             

Ми­ро­вое хозяйство. Хо­зяй­ство России. Ре­ги­о­ны России

                             

По­го­да и климат. Рас­пре­де­ле­ние тепла и влаги на Земле

                             

Административно-территориальное устрой­ство России

                             

Гео­гра­фия отраслей про­мыш­лен­но­сти России. Страны-экспортеры мира

                             

Ча­со­вые зоны

                             

На­прав­ле­ние и типы ми­гра­ции населения России

                             

При­род­ные ресурсы

                             

Этапы гео­ло­ги­че­ской истории зем­ной коры. Гео­ло­ги­че­ская хронология

                             

Гео­гра­фи­че­ские характеристики круп­ных стран мира

                             

Природно-хозяйственное рай­о­ни­ро­ва­ние России. Ре­ги­о­ны России

                             

Гео­гра­фи­че­ские модели. Карта, план местности

                             

Литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Ноосфера

                             

Гео­гра­фия основных от­рас­лей производственной и не­про­из­вод­ствен­ной сфер

                             

Земля как планета, со­вре­мен­ный облик планеты

                             

Численность, есте­ствен­ное движение на­се­ле­ния России

                             

На­прав­ле­ние и типы миграции

                             

При­род­ные ресурсы. Природопользование

                             

Ши­рот­ная зональность и вы­сот­ная поясность

                             

 Форма, размеры, дви­же­ние Земли

                             

Уро­вень и ка­че­ство жизни населения

                             

За­ня­тость населения. От­рас­ле­вая структура хозяйства

                             

Страны-экспортеры сель­ско­хо­зяй­ствен­ной продукции

                             

Со­вре­мен­ная политическая карта мира

                             

Раз­ме­ще­ние населения России. Ос­нов­ная полоса расселения

                             

Гео­гра­фия религий мира. На­ро­ды и ос­нов­ные религии России

                             
5 этап - внеклассная работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний (работа с интерактивными презентациями, проектная деятельность, применение игровых и развивающих критическое мышление технологий, работа с ИКТ технологиями - создание развивающих заданий, тестов, кроссвордов, заданий по прочтению текста и пр.). В интернете существует много сервисов. Помогающих готовить учащихся к экзамены. Есть готовые задания на сайте lecta.ru . есть возможность для учителя самостоятельно создавать такие упражения-тренинги. Предлагаю интерактивные задания, выполненные в среде
Опубликовано в группе «География. Подготовка к ГИА, ЕГЭ.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.