Статья «Алгоритм подготовки к ГИА по географии. Из опыта работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ»
Алгоритм подготовки к ГИА по географии.
Из опыта работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ учителя МБОУ Спасской СОШ №6 им. И.Т. Сидоренко Румбешт Р.Ф.
Концепция модернизации образования ставит перед образованием цель «стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности». Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Новый образовательный стандарт ориентирует учителя на достижение этой цели, определяет задачи, которые призваны решать школьные предметы – география. Учителю, с одной стороны, необходимо сохранить фундаментальность исторического образования, с другой – внедрять компетентностный подход в преподавании географии. Введение в школе ЕГЭ и ГИА повышает требования к учителю географии.
Подготовка выпускников к ЕГЭ и ГИА по географии должна осуществляться не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и начиная с 6класса поэтапно:
1 этап - работа с понятиями (терминами) на уроках: выделение ключевых слов-маркеров; подчеркивание; перевод из одной знаковой системы в другую;
2 этап - работа с текстами: развитие навыков осознанного прочтения текста;
3 этап - работа в рабочих тетрадях со схемами, рисунками, таблицами, закрепление и самопроверка своих знаний.
4 этап - работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ЕГЭ, работа по формированию умений выполнения чертежей и расчетов.
5 этап - внеклассная работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний (работа с интерактивными презентациями, проектная деятельность, применение игровых и развивающих критическое мышление технологий, работа с ИКТ технологиями - создание развивающих заданий, тестов, кроссвордов, заданий по прочтению текста и пр.). В интернете существует много сервисов. Помогающих готовить учащихся к экзамены. Есть готовые задания на сайте lecta.ru. есть возможность для учителя самостоятельно создавать такие упражения-тренинги. Предлагаю интерактивные задания, выполненные в среде http://learningapps.org. Адрес моих заданий: http://learningapps.org/user/Румбешт РозаВ 5-7 классах наиболее эффективны командные развивающие игры, несущие в себе соревновательный элемент, работа в паре для закрепления географической номенклатуры, а в 8-11 классах – деловые игры и семинары, задание на построение графиков и таблиц, анализ статистических данных, умение обрабатывать данные таблиц.
Для реализации системы индивидуальных письменных заданий по географии хочется порекомендовать некоторые общие условия, обеспечивающие эффективность индивидуальной практической работы как на уроке, так и дома.
Индивидуальную практическую работу лучше выполнять письменно, особенно в старших классах – это способствует развитию письменной речи и готовит к новому формату экзаменов.
Индивидуальная практическая работа наиболее целесообразна на уроках закрепления и углубления нового материала и развития умений и навыков, иногда – в качестве домашнего задания (конечно, объём домашней работы не должен быть слишком большим). При этом, кроме уже традиционных заданий по составлению планов и таблиц, хороший эффект дает использование метода «незаконченных предложений», когда учащимся необходимо подобрать дополнительную недостающую информацию к уже имеющимся сведениям. Необходимо использовать задания разных уровней сложности .
Еще одним важным этапом подготовки учащихся к итоговой аттестации является регулярное изучение нормативных документов по ЕГЭ и ГИА; изменений, вносимых в структуру КИМов; аналитических отчетов ФИПИ по результатам экзаменов текущего года, в которых дается не только качественный анализ заданий и типичных ошибок, допущенных выпускниками, но и даются ценные методические рекомендации по подготовке к экзаменам в следующем году.
С учетом таких рекомендаций я стараюсь строить свою работу на уроке. Предлагаю вашему вниманию некоторый собственный опыт использования педагогических приемов, применяемых с учетом типичных ошибок учащихся в экзаменационных работах.
1) В части А и С ГИА выпускники часто допускают ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий, Поэтому считаю очень важным вести работу по формированию ведущих понятий курса. Для этого, начиная с младших классов, учащиеся в тетрадях ведут географические словари терминов, по которым можно проводить регулярные письменные контрольные работы и устные опросы на каждом уроке в качестве дополнительных заданий при ответе у доски, зачета по каждому разделу. Так происходит закрепление понятийного минимума как отдельным учеником, так и класса в целом.
Примерный список понятий по темам:
Тема «Карты. Чтение карт»: абсолютная высота, относительная высота, горизонталь, условные топографические знаки, карта, план местности, масштаб, шкала глубин и высот, отметка высоты и глубины.
Тема «Географические координаты»: географическая широта, географическая долгота, параллель, меридиан, нулевой меридиан, экватор, полюса земли
Тема «Климат»: солнечная радиация, прямая, рассеянная, суммарная, амплитуда температур, средняя температура, ветер, циклон, антициклон, атмосферное давление, метеоприборы и единицы измерения температуры, давления, влажности, силы и направления ветра и др.
Тема «Мировой океан»: океан, море, внутренне море, окраинное море, остров, полуостров, залив, пролив, течение, котловина.
Тема «Внутренние воды»: река, левый и правый приток, устье, исток, дельта, эстуарий, водосборный бассейн, водораздел, подземные воды,
Тема «Население»: миграция, эмиграция, реэмиграция, урбанизация, городская агломерация, плотность населения, город, трудовая миграция,
Тема «Рельеф»: горы, хребты, горная страна, равнина, низменность, плоскогорье, возвышенность.
2) Анализ результатов проведения ГИА показал, что по-прежнему высок уровень невыполнения заданий на осознанное чтение текста, предполагающих умение, систематизировать и интерпретацию географическую информацию по определенной теме из текстов (экономических, публицистических экологических, политических, социальных, географических).
Поэтому важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ и ГИА является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос.
3) В экзаменационной работе ГИА трудным для выполнения оказалось для учащихся задание 15, в котором необходимо прочитать фрагмент текста и объяснить причины каких-либо географических явлений: землетрясений, вулканизма, оползней, образования болот и др. Умение ответить на вопрос базируется, конечно, на знании теоретического материала за курс географии, но забывается. Поэтому на уроках, изучая тему, записываются шаблоны ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы, а на консультациях учащиеся сдают эти шаблоны в виде зачета. Шаблоны ответов учитель может составить сам или воспользоваться ресурсом Сдам ГИА.
Примеры шаблонов (взяты на сайте Сдам ГИА)
1.Наличие многолетней мерзлоты в окрестностях Магадана объясняется тем, что средняя годовая температура воздуха в этом городе отрицательная. ИЛИ низкими температурами воздуха в зимний период и большой продолжительностью зимы. Примеры ответов: • В Магадане зимы холодные и длинные. • Среднегодовая температура воздуха в Магадане ниже нуля, и мерзлота не успевает растаять.
2. Частые землетрясения объясняются положением территории на границе литосферных плит. Примеры ответов: - Чили находится в зоне контакта литосферных плит. - Здесь происходит столкновение двух литосферных плит.
3. Сезон дождей в Южной Азии начинается в июле и продолжается до середины осени. В это время дуют муссоны, приносящие много осадков. Индия находится в субэкваториальном поясе, в нём дожди идут летом, потому что материк сильно прогревается, там образуется область низкого давления и с океана дуют влажные воздушные массы.
4. Псковская область расположена в зоне избыточного увлажнения. Осадков выпадает более 700 мм, испаряемость около 600 мм. Коэффициент увлажнения больше единицы, что приводит к накоплению излишков влаги.
ИЛИ В рельефе Псковско-Чудская приозёрная низменность представлена низменной равниной с малыми перепадами высот, а, значит, мал общий уклон рек, что не способствует выводу излишков воды за пределы области.
4. Задание ГИА номер 20 требует умений читать карту местности, работать с масштабом карты, определять экспозицию склона и пр. Следует иметь в виду, что такой вид работы сегодня учащиеся выполняют в 5 классе, причем не так масштабно, как это спрашивается на ГИА. Поэтому задание требует не только дополнительной работы на уроках в 5 классе, но и на консультациях в 9 классе. Этот блок знаний важен, так как на основе плана местности в ГИА три задания.
При анализе работ учащихся над планами местности в младших классах типичные недостатки каждого ученика при помощи диагностических карт. Познакомив учащихся с этими недостатками, направить самостоятельную работу учеников по определению правильного способа деятельности.
5. Самое сложное для учащихся – задание 23, когда ученики должны определить факторы размещения различных отраслей промышленности и сельского хозяйства.
ЧТО НУЖНО ПОМНИТЬ УЧИТЕЛЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Для успешного выполнения заданий ЕГЭ и ГИА нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают экзаменационных заданий прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.
Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение.
В ходе изучения курса целесообразно усилить внимание к выработке широкого круга общеучебных и предметных умений. Практически на каждом занятии могут быть использованы задания по подготовке к экзамену.
При подготовке к ЕГЭ по географии необходимо систематически проводить мониторинг подготовки к ГИА для выявления типичных ошибок и работать над их устранением.
В приложении 1. образец диагностической карты для 9 и 11 классов.
Приложение 1.
Диагностическая карта учащегося по подготовке к ГИА по географии в 9 классе
Диагностическая карта уч-ся 9- __ класса ФИ __________________________________
Тема/ Дата |
||||||||||||||||||||
1.Географические особенности природы и народов Земли |
||||||||||||||||||||
2.Географическое положение России |
||||||||||||||||||||
3.Особенности природы России |
||||||||||||||||||||
4.Геоэкологические проблемы |
||||||||||||||||||||
5.Отрасли хозяйства России, особенности размещение |
||||||||||||||||||||
6.Природные ресурсы, их использование и охрана |
||||||||||||||||||||
7.Особенности населения России |
||||||||||||||||||||
8.Территориальная обеспеченность ресурсами |
||||||||||||||||||||
9.Разные территории Земли, их обеспеченности ресурсами |
||||||||||||||||||||
10.Географические явления и процессы в геосферах |
||||||||||||||||||||
11.Разные территории Земли: анализ карты |
||||||||||||||||||||
12.Причины возникновения геоэкологических проблем |
||||||||||||||||||||
13.Существенные признаки геогробъектов и явлений |
||||||||||||||||||||
14.Географические координаты |
||||||||||||||||||||
15.Географические явления и процессы в геосферах (C1) |
||||||||||||||||||||
16.Географические объекты и явления |
||||||||||||||||||||
17.Разные территории Земли: анализ карт |
||||||||||||||||||||
18.Расстояние на карте просмотреть |
||||||||||||||||||||
19.Направление на карте просмотреть |
||||||||||||||||||||
20.Чтение карт различного содержания (C2) |
||||||||||||||||||||
21.Чтение и анализ карт просмотреть |
||||||||||||||||||||
22.Географические объекты и явления |
||||||||||||||||||||
23. Разные терр Земли, их обеспеченности ресурсами (C3) |
||||||||||||||||||||
24.Определение поясного времени |
||||||||||||||||||||
25.Особенности природно-хозязон и районов России |
||||||||||||||||||||
26.Географические явления и процессы в геосферах |
||||||||||||||||||||
27.Анализ информации о разных территориях Земли |
||||||||||||||||||||
28.Выявление эмпирических зависимостей |
||||||||||||||||||||
29.Географические следствия движений Земли |
||||||||||||||||||||
30.Выявление признаков географических объектов и явлений |
Приложение 2.
Диагностическая карта учащегося по подготовке к ГИА по географии в 11 классе
Диагностическая карта уч-ся ______ класса _______________________________ по подготовке к ЕГЭ по географии на 2017-2018 уч. год
Содержание / Дата |
|||||||||||||||
Географические модели. Карта и план местности |
|||||||||||||||
Литосфера. Атмосфера. Гидросфера |
|||||||||||||||
Литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Географическая оболочка Земли. |
|||||||||||||||
Широтная зональность и высотная поясность |
|||||||||||||||
Географические особенности России |
|||||||||||||||
Форма, размеры, движение Земли |
|||||||||||||||
Мировой океан и его части. Воды суши. |
|||||||||||||||
Половозрастной состав населения |
|||||||||||||||
Половозрастной состав населения |
|||||||||||||||
Географические особенности размещения населения |
|||||||||||||||
Географические характеристики крупных стран мира |
|||||||||||||||
Городское и сельское население. Города |
|||||||||||||||
География отраслей промышленности России, сельского хозяйства и важнейших видов транспорта |
|||||||||||||||
Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России |
|||||||||||||||
Признаки географических объектов и явлений |
|||||||||||||||
Мировое хозяйство. Хозяйство России. Регионы России |
|||||||||||||||
Погода и климат. Распределение тепла и влаги на Земле |
|||||||||||||||
Административно-территориальное устройство России |
|||||||||||||||
География отраслей промышленности России. Страны-экспортеры мира |
|||||||||||||||
Часовые зоны |
|||||||||||||||
Направление и типы миграции населения России |
|||||||||||||||
Природные ресурсы |
|||||||||||||||
Этапы геологической истории земной коры. Геологическая хронология |
|||||||||||||||
Географические характеристики крупных стран мира |
|||||||||||||||
Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России |
|||||||||||||||
Географические модели. Карта, план местности |
|||||||||||||||
Литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Ноосфера |
|||||||||||||||
География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер |
|||||||||||||||
Земля как планета, современный облик планеты |
|||||||||||||||
Численность, естественное движение населения России |
|||||||||||||||
Направление и типы миграции |
|||||||||||||||
Природные ресурсы. Природопользование |
|||||||||||||||
Широтная зональность и высотная поясность |
|||||||||||||||
Форма, размеры, движение Земли |
|||||||||||||||
Уровень и качество жизни населения |
|||||||||||||||
Занятость населения. Отраслевая структура хозяйства |
|||||||||||||||
Страны-экспортеры сельскохозяйственной продукции |
|||||||||||||||
Современная политическая карта мира |
|||||||||||||||
Размещение населения России. Основная полоса расселения |
|||||||||||||||
География религий мира. Народы и основные религии России |