Статья «Система работы при подготовке учащихся к ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ на основе современных образовательных технологий»
Система работы при подготовке учащихся к ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ
на основе современных образовательных технологий
Подготовила: Миниахметова Галия Игоревна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №23 г.Екатеринбург
Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ – это очень ответственный процесс, он имеет свою специфику. Ученику для успешной сдачи ГИА нужно знать все особенности и «подводные камни» экзамена. И от того, насколько грамотно будет выстроен этот процесс, зависит наш результат и результат наших учеников.
У меня, как и у других учителей-словесников нашей школы, сложилась определённая система подготовки учащихся к итоговой аттестации. Сначала необходимо составить программу по подготовке к ГИА. Анализ работ показывает, что на экзамене контролируются не отдельные знания, а их комплекс, составляющий ту или иную компетенцию. Следовательно, программа и задания составляются с учетом всех компетенций: лингвистической, языковой, коммуникативной.
Анализ работ прошлых лет в нашей показал целый ряд проблем:
Проблема адекватного восприятия текста на слух (1 часть экзамена - -изложение);
Проблема освоения лексического богатства русского языка (задания тестовой части);
Проблема определения грамматической основы предложения;
Проблема определения вида подчинительной связи в сложноподчиненных предложениях.
В результате в программу подготовки к ГИА закладывается усиление практической направленности заданий, направленных на ликвидацию пробелов в данных областях и закрепляющие умения и навыки по определенным темам.
Система подготовки к ОГЭ и ЕГЭ предусматривает наряду с традиционными технологиями, использование современных технологий, таких как:
Тестовые технологии
Групповые технологии
Информационно-коммуникационные технологии
Технология дифференциации
Здоровьесберегающие технологии
При изучении нового материала, закрепления, обобщения проверки знаний используем тестовые технологии. Применяем различные виды тестов: с выбором ответов, и без выбора ответов, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности и ложности.
После проведения подобной работы (на уроках, во время консультаций, индивидуальных занятий) заполняем таблицу, по которой можно отследить, какие темы заданий усвоены учащимися хорошо, а над которыми следует ещё потрудиться.
Эффективно использовать групповые технологии на этапе обучения сочинению-рассуждению (Например, ОГЭ - 15.2 и 15.3) следующим образом: в группах по 3 человека распределяются обязанности: 1 ученик пишет вступление, 2 – формулирует тезис и аргументы к нему, а 3 ученик - пишет заключение. Когда работа готова, каждая группа предъявляет наработанное. Ребята вместе с учителем выбирают лучший вариант каждой части сочинения. Затем после такого мозгового штурма каждый ученик пишет свое сочинение-рассуждение.
ИКТ также играет не мало важную роль в системе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Я активно использую ИКТ (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет - ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке как к урокам, так и к экзамену.
Применение новых ИТ позволяет разнообразить и комбинировать методы и средства работы по подготовке к итоговой аттестации учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.
В рамках урока проводим тренировочные и диагностические работы в режиме on-line. Также предлагаю ученикам выполнять их и в домашних условиях. Опыт показывает, что учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и часто обращаются за консультациями по поводу трудностей.
Я рекомендую учащимся и их родителям прежде всего официальные сайты ГИА-9, ФИПИ, «По уши в ГИА(ОГЭ) и ЕГЭ». А также активно используем платформу ЯКЛАСС и работу по модели «перевернутого класса».
Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе. На уроке пояснение каждой темы занимает 10 - 15 минут, остальное время уделяется решению ключевых задач. Таким образом, базовый уровень получает весь класс. Затем переходим к дифференцированному обучению. Как показывает опыт, не все дети способны на одном уровне овладеть изучаемым материалом, поэтому учитываю индивидуальные возможности каждого ученика. Так реализуется работа с одаренными детьми и детьми из «группы риска».
Для этого использую дополнительный дидактический материал из КИМов, проецирую на экран задания по каждой теме, аналогичные тем, которые представлены в демоверсии. Решив задания, учащиеся отмечают правильно выполненные, а те задания, с которыми они не смогли справиться, выполняем совместно, проговаривая алгоритм действия, что способствует лучшему усвоению темы.
Немаловажную роль в диагностике уровня подготовки учащихся играют пробные экзамены, проводимые в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к проведению экзамена.
Такая система работы помогает мне решать основную задачу современной методики обучения русскому языку – формирование трёх видов компетенции учащихся:
-
-
языковой;
лингвистической;
коммуникативной;
-
Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке учащихся к ОГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим результат.
И это не только успешная сдача выпускниками экзамена по русскому языку, но и воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью, личности компетентной. И, как мне кажется, самое главное в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся и кропотливая деятельность вместе с учителем.