Статья «Альтернативные способы решения заданий ЕГЭ по русскому языку»
Е.Н.Платик
МБОУ «СОШ № 34», г. Братск
Альтернативные способы решения заданий ЕГЭ по русскому языку
Время споров и дружного возмущения родителей и учителей по поводу сдачи экзаменов по русскому языку в формате ЕГЭ прошло. Главной проблемой на сегодня является не форма экзамена, а поиск новых форм и методов для подготовки учащихся к ЕГЭ.
Проработав 25 лет в школе, постоянно изучая методику преподавания своего предмета, испробовав множество разнообразных приемов и методов, прихожу к выводу, что в большинстве случаев, традиционная система преподавания не эффективна. Особенно это заметно на примере моего класса. В классе 17 учащихся, казалось бы, работай и радуйся, - это не 30 человек, можно каждому уделить должное внимание. Из 17 ребят, только трое воспитываются в полных семьях, практически все малообеспеченные, некоторые из неблагополучных семей, поэтому надеяться на положительную и сознательную мотивацию к получению должного образования и помощь со стороны родителей не приходится. Да и сами ребята, привыкшие к отрицательным оценкам и непривыкшие трудиться, к знаниям не стремятся. Однако на экзаменах эти факторы не учитываются, а овладеть минимумом по предмету и сдать экзамен обязаны все.
Невольно задаешься вопросом: как быть в данной ситуации?
В книжном магазине случайно (может быть, и нет) приобрела брошюру Натальи Романовой «Идеальная грамотность» (Русский язык без правил и словарей). Автор книги – филолог, нейрофизиолог, руководитель и автор курса «Без правил» (альтернативная программа практической грамотности с запатентованной методикой) Наталья Романова утверждает, что можно: «быстро научиться писать без ошибок (даже если до этого вы всю жизнь их делали в большом количестве и учились только на двойки)». Некоторые приемы, которые мы с ребятами освоили, позволяют решать тестовые задания ЕГЭ безошибочно.
Задание 15: Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Мощё(1)ная мраморной плиткой прихожая украше(2)а стекля(3)ыми вазами и золочё(4)ой мебелью, созда(5)ой лучшими мастерами Италии.
Чтобы правильно ответить на это задание ученик должен помнить правила написания Н и НН с различными частями речи, слова-исключения, полные и краткие причастия, действительные они или страдательные, есть ли у причастий зависимые слова. Согласитесь, что подчас это сложно даже отличнику, а что говорить о тех, кто занимается хуже? Быстро и безошибочно определить, сколько «Н» в каждом слове можно приемом «опора на речь». Речевой прием «язык прижать» (где язык прижимается к верхнему небу и держится, сколько хочешь, там две Н). Значит, верный ответ - 1,3,5. А чтобы проверить себя, можно воспользоваться дополнительным контролем - алгоритмом (только при крайней необходимости, в данном примере это слово «мощенная», где необходимо учитывать зависимое слово).
Все слова делятся на 2 группы:
Действия суффиксы под запретом |
Чистые решают суффиксы |
||
1) есть приставка 2) есть подробность (зависимые слова) 3) есть блок "ован" 4) есть в вопросе приставка "с" (что сделать?) 5) ничего нет |
2н 2н
2н 2н
1н |
1) 1+1 2) ан-ян-ин "жив" 3) онн - енн
4) в трудных случаях проверка "скажи иначе" |
2н 1н 2н |
Рассмотрим задание 14: Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
ЧТО(БЫ) воспитать щенка, необходимо много усилий, ЗА(ТО) сколько радости он вам доставит.
Младший сын ТАК(ЖЕ) любил книги, как и все в нашей семье, (ПО)ЭТОМУ у нас не возникло сомнения в том, что подарить ему в День рождения.
ЧТО(БЫ) рыба клевала ТАК(ЖЕ) хорошо, как вчера, я накопал свежих червей.
Я благодарю Вас, а ТАК(ЖЕ) Вашего секретаря ЗА(ТО), что мне дали возможность изучить этот проект.
В школьных учебниках много теории и проверок по этому поводу: надо знать части речи и правила их написания. Достаточно же сделать одну самую простую и быструю проверку: закрой частицу пальцем - будет ответ.
Задание 10 ЕГЭ тоже можно решить с помощью приема «опора на речь». Правило о «глухих» и «звонких» согласных работает не всегда, потому что не все ребята быстро и точно вспоминают, какие согласные глухие, а какие звонкие. Надо прочитать внятно и послушать себя, а при этом можно ещё и «заткнуть уши», тогда в выборе буквы точно не ошибёшься.
Познакомившись с методикой и приёмами преподавания Натальи Романовой, я нашла для себя много нового и полезного. Необходимость развития у учащихся слухо-речевого внимания, слухо-речевой оперативной памяти, зрительного контроля и моторного контроля очевидна.
Однако не могу согласиться с автором в том, что «школьные учителя, никак не адаптировавшие свою программу к новым условиям, не могут подготовить к ЕГЭ и что знание правил нормативной грамматики и попытка их применить, если и могут привести к результату, то только отрицательному».
Знание основ школьной программы необходимо так же, как и знакомство ребят с альтернативными способами решения заданий. А обучающийся уже сам выберет, каким способом ему воспользоваться, чтобы прийти к верному результату.
Использованная литература
1. Романова Н. Идеальная грамотность. - СПб: Питер, 2010
2. htth://www. romanova-scool.ru