Аналитическая справка о результатах проверки техники чтения учащихся 2–4 классов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АМВРОСИЕВСКАЯ ШКОЛА №6»
АМВРОСИЕВСКОГО РАЙОНА
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ул. Молодёжная, 3А г. Амвросиевка, Амвросиевский район. 87300 тел.3-24-42 email – school6 - amvr @mail.ru
Аналитическая справка
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ.
от 28. 05. 2018 г.
Цель проверки: проверить наличие базовых знаний по чтению у учащихся 2-4 классов, уровень сформированности навыка беглого, выразительного, безошибочного чтения; готовность учащихся к обучению в последующих классах.
Метод: опрос обучающихся
Согласно плану работы школы, с «19» по «25» мая администрацией школы в частности заместителем директора по УВР Юсуфзяновой И. В. осуществлялась проверка техники чтения младших школьников, учащихся 2 – 4 классов по русскому языку вслух и молча (3,4 классы). Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, и посредством чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Учитывая это, в начальной школе большое внимание обращается на проведение уроков чтения и внеклассного чтения. Проверка техники чтения проводилась по единым текстам в параллели, чтение вслух: 2 классы: рассказ Е. Пермяка «Чужая калитка»; 3 классы: В Осеева «Что легче»; 4 классы: рассказ С. Лагерлёфа «Святая ночь». Чтение молча: 3 классы: рассказ А. Платонова «Цветок на земле»; 4 классы: отрывок из сказки Г. Х. Андерсена «Русалочка», из сборника проверки техники чтения в 1-4 классах. Во внимание брались выразительность чтения и умение пересказать прочитанный текст.
В соответствии с требованиями системы контроля и оценивания учебных достижений, обучающихся начальной школы по окончанию года, они должны прочитать следующее количество слов в минуту: (вслух) 2 класс – 50 - 60 слов; 3 класс – 75 -80 слов; 4 класс – 90 - 95 слов; (молча) 3 класс – 95 - 110 слов; 4 класс – 130 - 150 слов.
Результаты проверки техники чтения учащихся 2 – 4 классов (вслух)
2 классы
№ |
класс |
всего |
читало |
«2» |
% |
«3» |
% |
«4» |
% |
«5» |
% |
Кач.зн. |
1 |
2 – А |
23 |
23 |
0 |
0 |
2 |
9 |
4 |
17 |
17 |
74 |
91 |
2 |
2 - Б |
25 |
25 |
0 |
0 |
3 |
12 |
3 |
12 |
19 |
76 |
88 |
3 |
2 - В |
19 |
19 |
0 |
0 |
6 |
31 |
3 |
16 |
10 |
53 |
69 |
итого |
67 |
67 |
0 |
0 |
11 |
16 |
10 |
15 |
46 |
69 |
84 |
3 классы
класс |
всего |
читало |
2 |
% |
3 |
% |
4 |
% |
5 |
% |
Кач.зн. |
|
1 |
3 - А |
23 |
23 |
0 |
0 |
4 |
17 |
6 |
26 |
13 |
57 |
83 |
2 |
3 - Б |
23 |
23 |
1 |
4 |
3 |
13 |
6 |
26 |
13 |
57 |
83 |
3 |
3 - В |
24 |
24 |
1 |
4 |
4 |
17 |
5 |
21 |
14 |
58 |
79 |
итого |
70 |
70 |
2 |
3 |
11 |
17 |
17 |
26 |
40 |
57 |
83 |
4 классы
№ |
класс |
всего |
читало |
«2» |
% |
«3» |
% |
«4» |
% |
«5» |
% |
Кач.зн. |
1 |
4 - А |
23 |
23 |
3 |
13 |
0 |
0 |
6 |
26 |
14 |
61 |
87 |
2 |
4 - Б |
16 |
16 |
1 |
6 |
4 |
25 |
2 |
12 |
9 |
57 |
69 |
3 |
4 - В |
22 |
22 |
0 |
0 |
2 |
9 |
6 |
27 |
14 |
64 |
91 |
итого |
61 |
61 |
4 |
7 |
6 |
10 |
14 |
23 |
37 |
60 |
83 |
Результаты проверки техники чтения учащихся 3, 4 классов (молча)
3 классы
№ |
класс |
всего |
читало |
«2» |
% |
«3» |
% |
«4» |
% |
«5» |
% |
Кач.зн. |
1 |
3- А |
23 |
23 |
1 |
3 |
3 |
14 |
8 |
35 |
11 |
48 |
83 |
2 |
3- Б |
23 |
23 |
0 |
0 |
3 |
13 |
5 |
22 |
15 |
65 |
87 |
3 |
3- В |
24 |
24 |
1 |
4 |
8 |
33 |
3 |
13 |
12 |
50 |
63 |
итого |
70 |
70 |
2 |
3 |
14 |
20 |
16 |
23 |
38 |
54 |
77 |
4 классы
№ |
класс |
всего |
читало |
«2» |
% |
«3» |
% |
«4» |
% |
«5» |
% |
Кач.зн. |
1 |
4 - А |
23 |
23 |
5 |
22 |
3 |
13 |
0 |
0 |
15 |
65 |
65 |
2 |
4 - Б |
16 |
16 |
1 |
6 |
1 |
6 |
4 |
25 |
10 |
63 |
88 |
3 |
4 - В |
22 |
22 |
0 |
0 |
2 |
10 |
10 |
45 |
10 |
45 |
90 |
итого |
61 |
61 |
6 |
10 |
6 |
10 |
14 |
23 |
35 |
57 |
80 |
Проверкой было охвачено всего 67 обучающихся 2 классов; 70 обучающихся 3 классов; 61 обучающийся 4 классов. В ходе проверки было выявлено, что у большинства обучающихся сформированы основные навыки чтения:
1). Осмысленность чтения, понимание прочитанного текста.
2). Способ чтения.
3). Безошибочность чтения.
4). Выразительность чтения.
5). Темп чтения.
Учителя начальных классов проводят мониторинг проверки техники чтения младших школьников, следят за повышением или понижением качества нормы чтения учащихся класса, ведут необходимые записи данных.
Анализ результатов проверки техники чтения показал, что во 2-х классах у детей сформирован необходимый навык чтения, многие обучающиеся овладели процессом сознательного правильного, выразительного чтения целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи: 88% учащихся на конец года укладываются в норму и читают выше нормы. Лучшие результаты показали ученики 2-А, 2 - Б. классов, учителя: Редченко В. И., Каланчук Л. В.- качество знаний соответственно - 91%, 88%. Учащиеся 2 классов усвоили обязательный минимум содержания обучения и готовы к продолжению образования в последующих классах.
Учителя, работающие во 2 классах, регулярно проверяют технику чтения. Проверка техники чтения обучающихся 2 классов показала, что учителя правильно оценивают работу обучающихся.
Анализ результатов проверки техники чтения в 3-х классах показал стабильные показатели, и позволяет сделать вывод, что у большинства детей в третьих классах сформирован навык чтения и потребность в чтении, обучающиеся выполняют требования по технике чтения, правильно интонируют прочитанное, умеют читать диалоги, правильно делают логические ударения в предложении, учителя: Марфутина М. С. (3 - А кл.), Шарафаненко А. А. (3 - Б кл.) соответственно качество знаний - 83%, 83%.
Результаты проверки навыков техники чтения обучающихся третьего класса, представленные в таблице, дают возможность утверждать, что 100% школьников овладели основными навыками чтения в разной степени успешности: 100 % читают осознанно, 56 % - без ошибок, 76% учащихся читают целыми словами, 70 % читают в темпе, соответствующем или превышающем норму, 68% читают выразительно, не только соблюдая логические паузы, но и придавая содержанию текста эмоциональную окраску. Это говорит о наличии положительной динамики развития навыков техники чтения (способа, темпа и правильности) у обучающихся.
Анализ результатов проверки техники чтения в 4-х классах показал, что у 86% учащихся на конец года сформирован навык чтения вслух в соответствии с нормами, установленными программами Ученики 4 классов выполняют требования по технике чтения, определяют главную мысль, читают диалоги, умеют пересказать прочитанный текст, как на русском так и на украинском языках (вслух и молча). Ниже нормы читают обучающихся и при этом допускают следующие ошибки: искажение в словах и в окончаниях слов, неправильное ударение, повтор слов и предложений. Это обучающиеся 4 – А класса: Бережной Н., Ефименко М., Войтенко К., Орюпина А. и 4 – Б класса: Анастасенко А. Также, необходимо обратить внимание на отработку безошибочного чтения в 4 классах, правильного прочтения слов, правильной постановки ударения в читаемых словах у Бережного Н., Ефименко М., Войтенко К., Орюпиной А. - 4 – А класс; Анастасенко А. - 4 – Б класс; Волкова К., Дмитриева З., Иванникова К. – 4 – В класс.
Вывод: результаты, полученные в ходе проверки навыков техники чтения говорят о том, что за курс обучения чтению в начальной школе все уч-ся (100%) овладели беглым, осознанным чтением, используя при этом средства выразительности (68%). Безошибочным чтением овладели 56 % уч-ся. Высокий темп чтения показали 67% уч-ся. Однако, имея высокий темп чтения, уч-ся 2-4 классов допускают большое количество ошибок при чтении (соответственно 51%, 42%. 39%). Самой распространенной ошибкой при чтении является пропуск, замена букв (от 54% во 2 классе до 21 % в 4 классе).
Темп чтения большинства учащихся 2-4 классов превышает норму: Васильченко Т., Пронина В., Сойников А., Хусаинов Д., Пономарева С., Шадров Д., Шахова А. (2 – А кл.); Вечеря М., Гвоздецкая Н., Игнатенко А., Светлицкая М., Шеляг М., Юнаковская Ю. (2 – Б кл.); Шевченко М., Четверик А., Леснова М., Деревянченко П. (3 – А кл.); Афонина Я., Склярова М., Чернышов К. (3 – Б кл.); Витченко А., Донских П., Иващенко С., Пономарев В., Юрчук В., Юрчук Я., Ященко А. (3 – В кл.); Бочалова К. ,Скрябина М., Атаджанян А., Хохлов Н., Шашенков И., Романенко Е. (4 - А кл.); Ковалева М., Семенов А., Зеленин А., Черникова Е., Брусницын Н., Скубченко Д. (4 -Б кл.); Якушонок Д., Диденко С., Морозова А., Заднепровский М., Грудненко С., Кишкинов Д., Плотницкий И., Серикова Е.. Яценко К.. Щукий В., Чернявская А. (4 - В кл.);
Но есть ученики, которые имеют низкий уровень: Мандрыка М., ХалецкаяА. (2 – А кл.); Сычев А., Бондаренко Д., Ефременкова Ю. (2 – Б кл.); Корявых И., Снисарский И. (3 – А кл.); Карпяк А., Петрова А.. Пизик Э. (3 – Б кл); Горбань С., Грибков К., Довгополый Д. (3 – В кл.); Бережной Н., Войтенко К., Ефименко М., Орюпина А., Скрипник А. (4 - А кл.); Дядиченко Е.. Анастасенко А., Цупка А.(4 – Б кл.); Волков К., Дмитриев З., Петрова Д. (4 - В кл) Причинами несформированности техники чтения является то, что эти обучающиеся с нарушениями речевого развития, соматически ослабленные, с нарушениями памяти, внимания.
В связи с выше изложенным рекомендуется:
1. Учителям начальных классов:
1.1.Савельевой И. Л., Леоненко Т. И., Юсуфзяновой И. В., Марфутиной М. С., Шарафаненко А. А, Витюговой Е. А., Редченко В. И., Каланчук Л. П., Никитюк Л. П., проанализировать результаты проверки техники чтения, обратить внимание на качество чтения учеников, а также уделить особое внимание ученикам, которые показали низкие результаты.
1.2. Проводить групповые и индивидуальные занятия с учащимися, имеющими начальный и средний уровень навыков чтения.
1.3. Разработать серию заданий для учеников низкого уровня знаний.
1.4. Изучать и внедрять опыт работы педагогов – новаторов по преодолению ошибочного чтения;
1.5. Широко использовать информационные технологии в пропедевтической работе по литературе.
1.6. Проводить целенаправленную работу с родителями по формированию навыков активного читателя у обучающихся 2-4 классов; провести родительские собрания, на которых выдать рекомендации о руководстве домашним чтением в семье на период летних каникул (до 25 мая).
2. Руководителю кафедры учителей начальных классов и ГПД Савельевой И. Л. на заседании группы:
2.1. Обсудить итоги проверки техники чтения учащихся 2-4 классов.
2.2. Вместе с библиотекарями Войтенко А. В., Кравченко В. П. составить график библиотечных уроков на следующий учебный год.
2.3. Разработать единые требования по проверке техники чтения среди учеников.
Зам директора по УВР Юсуфзянова И. В.