Аналитическая справка о результатах диагностирования учащихся 9 класса
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О РЕЗУЛЬТАТАХ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 «Б» КЛАССА.
ЦЕЛЬ: исследование уровня развития личности учащихся 9 «б» класса.
ДАТА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ: февраль, 20__ г.
КОЛИЧЕСТВО РЕСПОНДЕНТОВ: 22 чел.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ:
1.МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Охвачено диагностированием 22 учащихся из общего числа 24.
Проведенная в классе социометрия показала следующее:
· класс довольно-таки разрознен;
· большинство учащихся пассивны, равнодушен;
· не просматривается ядро класса.
В классе лидеров нет, предпочитаемых 10 человек пользуются уважением.
Была проведена методика «Наши отношения».Утверждения , которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосферы в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.
Выявились следующие удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива:
Взаимоприемлемость ( дружба, сплоченность, конфликтность)
1.Наш класс дружный и сплоченный. 1 чел.
2.В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя. 9 чел.
3.Наш класс очень не дружный. Трудно учиться в таком классе. 6 чел.
Взаимопомощь ( или ее отсутствие ).
1.В нашем классе принято помогать без напоминания. 1 чел.
2.В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям. 4 чел.
3.В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.
6 чел.
4. В нашем классе отказываются помогать друг другу. 5 чел.
В классе отсутствуют сплоченность, взаимопонимание, взаимопомощь и взаимоответственность, а также бескорыстно здоровая критика.
Избирательные связи и отношения в классе привели к образованию нескольких микрогрупп, эмоционально- психологического характера (дружеских и приятельских), каждая из которых включает небольшое количество детей, испытывающих по отношению друг к другу чувства взаимной симпатии, заинтересованности, дружбы.
Данные результаты нельзя считать абсолютно достоверными, т.к. социальный статус ученика в классе может меняться в зависимости от различных ситуаций, от количества диагностируемых, от общего настроя учащихся, от их заинтересованности в объективных результатах.
2.УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
В классе достаточно заметно отличаются друг от друга по интересу к учению, по уровню интеллектуального развития и по кругозору, по объему прочности знаний, по уровню личностного развития. Этими различиями определяется дифференцированное отношение к учебе, которое определяет избирательный характер отношения к школьным предметам. Одни из них становятся нужными и любимыми, и потому интерес к другим учебным предметам снижается.
Диагностирование учащихся и уровня развития в учебной деятельности предусматривало изучение мотивационной и организационно-деятельной сферы учащихся.
Определение уровня стимулирования учащихся и стиля их учебной деятельности выявило следующую закономерность:
- интерес, стимул учащихся к учебе выше сформированных навыков, стиля учебной деятельности, т.е. желание учиться пока еще есть, а вот умение организовать себя, свое рабочее место, свою деятельность почти у всех учащихся (по их мнению) на низком уровне.
Стимулирование деят-ти (СД). Стиль учебной деятельности (СУД)
Высокий - 4 высокий - 1
В.среднего - 5 в.среднего - 0
Средний - 4 средний - 1
Н.среднего - 3 н. среднего - 4
Низкий - 2 низкий -12
Изучение мотивационной сферы учащихся, их интереса к учебным предметам помогло выявить определенные закономерности в их учебной деятельности.Анкета «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам ?» помогло увидеть уровень сформированности интереса учащихся к учебной деятельности, выявить предметы, вызывающие наибольший интерес, и предметы , менее любимые учащимся, а также определить учащихся с высокой или хорошей мотивацией и учащихся, нуждающихся в особом внимании.
Анкетирование показало, что из 22 учащихся 9 учащихся ( что составляет 45 %) учатся по необходимости, 12 % проявляют интерес к отдельным предметам , 35% -относятся к учебе «ситуативно» ( от случая к случаю). Повышенный интерес к учебе, интерес к самообразованию испытывает лишь 8% учащихся.
Наиболее высокие показатели интереса к учебе у ______.
Особое внимание учителей требуют такие ученики, как ________. У.Ренат показал самый низкий уровень интереса к учебе, к самообразованию. Нелюбимыми школьными предметами являются физика, химия, история, алгебра.
Анкетирование показало следующие результаты:
*наиболее высокие показатели имеет учебный предмет – физкультура;
*не любимыми школьными предметами являются физика и химия;
*право имеет средние показатели;
*наименее интересным уроком является геометрия.
Рейтинг участвовавших предметов.
Учебный предмет |
Люб.предмет |
Ср. балл |
Нелюб.предмет |
1. Физ-ра 2. Калм.яз. 3. история 4. англ.яз 5. русский яз. 6. алгебра 7. биология 8. литература 9. география 10. право 11. информатика 12. ИКРК 13. труд 14. физика 15. химия 16. черчение 17. геометрия |
+40.9 +37.5 +27.2 +22.7 +18.1 +18.1 +18.1 +13.6 +13.6 +13.6 +13.6 +13.6 +13.6 +13.6 +13.6 +9.09 +4.5 |
18.1 25 13.6 45.4 27.2 22.7 18.1 27.2 18.1 13.1 25 4.5 0 0 9.09 18.1 4.5 |
-4.5 -37.5 -9.09 0 0 0 0 0 0 -4.5 -4.5 0 -4.5 -27.2 -31.8 -9.09 -4.5
|
3.ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ, ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ.
С целью изучения профессиональной ориентации учащихся, их интересов и склонностей девятиклассникам было предложено 4 методики: субъективно- ориентированная адаптация дифференциально- диагностического опросника Е.А.Климова; теппинг-тест для оценки возможностей саморегуляции действий; тест Дж. Голланда на определение типа личности и профессиональных предпочтений; анкета на выявление интересов и склонностей учащихся.
Выявились следующие результаты тестирования:
Художественный тип личности – 7 чел.
Социальный тип личности -5 чел.
Реалистический тип личности - 3 чел.
Конвекциональный тип личности-3 чел
Предприимчивый тип личности -2 чел
Интеллектуальный тип личности –2 чел
К группе учащихся с артистическим типом относятся Б. Л. , Г,О,_____.Люди этого типа обычно опираются на эмоции, воображение, интуицию, имеют сложный взгляд на жизнь. Независимы в решениях, оригинальны. У них высоко развиты моторные и вербальные способности, у них высокий жизненный идеал с утверждением своего «я». Обычно они предпочитают музыку, рисование, литературное творчество.
К социальному типу относятся _________. Люди этого типа обладают социальными умениями, нуждаются в контактах. Они обычно стремятся поучать и воспитывать, активны, но часто зависит от мнения группы людей. Из получаются неплохие учителя, врачи, психологи.
____________относятся к реалистическому типу личности. Чаще всего у них развиты математические, невербальные способности. Им рекомендуются такие профессии, как механик, электрик, агроном.
К предприимчивым людям можно отнести ___________. Представители этого типа любят руководить. Хорошо решают задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивны и предприимчивы, чаще всего предпочитают такие профессии, как артист, журналист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат.
К конвекционному типу относятся такие учащиеся как ____________. У людей такого типа слаборазвиты организаторские способности, но преобладают математические. Чаще всего они предпочитают профессии, связанные с канцелярией и расчетом.
Методика профессионального ориентирования и определения соответствия возможности человека требованиям профессии позволило определить преобладающую сферу ( направленность) интересов по схеме, предложенной Е.А. Климовым, но дополнительно к этому выявили еще и динамику интересов на данном этапе развития, обеспеченность преобладающей направленности интересов соответствующим умениям, наличие позитивного отношения к выполняемым делам в вынужденных условиях, отношения к собственным усилиям; на базе этих данных.
№ |
показатель |
Фамилии (инициалы) учащихся |
|||||
Б.В. |
И.М. |
Д.Н. |
Б.Л. |
М.С. |
М.З. |
||
1. 2. 3.
4.
5. 6.
7.
8.
9. 10. 11.
12. 13. 14. |
Сфера интересов Сфера умелости Сфера позитивного отношения принуждению Сфера с минимальной оценкой затрачиваемых усилий Сфера склонностей Направленность активности. Сформированность общительности. Сформированность рефлексии. Критичность в оценках. Динамика интересов. Стремление к упорядочности действий. Умение саморегуляции. Энергетические ресурсы Рекомендации для деффенцированного обучения. |
ТЗ ТЗ ТЗ
ТЗ
ТЗ + +
+
+
= + --
-+ И Тт |
Т ТЧ Т
Ч
Т +
+
+
= = -+
+- СТ Тп |
Т
П ТП
Ч
Т ++
-
-
+ = --
++ И Тп |
З ЗЧХ ТЧ
ЗХ
З +
+
+
= + --
+- М Гт |
З ТЗ ТХ
З
З ++
+
+
= + ++
+- М Гт |
Х ЧХ ХЧ
ХЧ
Х +
+
-
+ + -+
++ СТ Гп |
Условные обозначения. 1- выраженность интереса в сферах труда (П. - природа, Т- техника, Ч- человек, З - знаковые системы, Х - наличие соответствующих умений к настоящему времени;
3.- преобладание художественный образ);
2. –положительного отношения над отрицательным в условиях вынужденного выполнения задания;
4.-затрачиваемые усилия, необходимые для успешной работы в условиях вынужденного выполнения задания;
5.-склонности, определяемые при условии совпадения вынужденного интереса с наличием соответствующих умений, преобладанием положительного отношения над отрицательным и минимальными затратами усилий;
6.-преоладающая (+/-) или сбалансированная (=) направленность учащихся на достижения успеха или на избегание неудачи;
7.-сформированность умений общения и склонность к этому виду активности (+ или -);
8.-развитость рефлексии ( способности осознавать необходимые преобразования в окружающих обстоятельствах и себе самом);- -- слабая, +/- -- с частичными пробелами, + -- хорошая;
9.- критичность по отношению к своим умениям и возможностям;
10.-динамика интересов «раньше и теперь»: + - расширение сферы интересов, - - сужение сферы интересов, = - стабильность;
11.-первый + или - -- упорядоченность действий при выполнении сложных заданий;
12.- первый + или - -- способность регулировать свои усилия при усложнении задания, второй + или - -- способность регулировать свои усилия при усложнении задания в соответствии с предложенным способом работы;
13.-энергитическая истощаемость ( И ), мобилизируемость ( М), стабильность ( СТ) в работе с заданием;
14.- итоговые рекомендации к определению специализация. ( Тт- техническое теоретическое; Тп- техническое практическое; Гт- гуманитарное теоретическое; Гп- гуманитарное практическое).
Некоторые учащихся не определились с выбором будущей профессии, целенаправленного и осознанного отношения к этому вопросу у них нет. Их уровень познания самих себя недостаточен.
В будущем ученики хотели бы стать:
Медсестрой- 2 чел.
Врачом- 2 чел.
Актером- 2 чел.
Хирургом – 1 чел.
Дизайнером –1 чел.
Парикхмахером – 1чел.
Футболистом- 1 чел.
Менеджером- 1 чел.
Повором- 1 чел.
Дальнебойщиком- 1 челИзучение круга интересов и увлечений показало следуещее:
из 22 учащихся – 13 чел. Любят читать, 6 чел. не читают совсем, 3 чел. не ответили.
Фантастику – 3 чел.
Детективы- 3 чел.
Ужасы- 2 чел.
Приключения –1 чел.
Худ. литературу – 1 чел.
3 чел. читают только то, что задают на уроках.
В числе хобби были указаны следующие увлечения:
Музыка –11 чел.
TV – 4 чел.
Вязание – 2 чел.
Чтение- 2 чел.
Шитье – 1 чел.
Девятиклассники посещают секции:
Футбол- 3 чел.
Волейбол- 3 чел.
4.УРОВЕНЬ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Цель: изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой.
Результаты:
А.Айслу- 48 %
Б.Виктор – 32 %
Б. Людмила- 34 %
Г. Анна- 68 %
К. Сара- 46 %
К. Елена- 50 %
М. Станислав- 29%
М. Зоя- 37 %
О. Валентина – 46 %
Р. Гульмира – 60 %
С. Джейн- 65 %
Т. Лейла –43 %
У. Галина – 29 %
У. Михаил- 25 %
У. Марат- 29 %
Х. Светлана – 23%
Ш. Елена- 41 %
Определение уровня тревожности по шкале личностной тревожности позволило увидеть, что повышенной тревожностью обладают 4 чел. ( 23%); умеренной тревожностью- 13 чел. ( 77 %).
Результаты диагностики уровня школьной тревожности
Факторы |
Результаты |
1.Общая тревожность в школе- общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его в включение в жизнь школы. |
ппп Жззжжллл 44 % |
2.Переживание социального стресса- эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты ( прежде всего- со сверстниками ). |
41 % |
3.Фрустрация потребности в достижении успеха -неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д. |
41 % |
4.Страх самовыражения- негативные эмоциональные переживание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. |
59 % |
5.Страх ситуации проверки знаний- негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки ( особенно- публичной) знаний, достижений, возможностей. |
59 %
|
6.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих- ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок. |
52 %
|
7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу- особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. |
38 % |
8.Проблемы и страхи в отношениях с учителями- общий негативный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка. |
47 % |
5. АГРЕССИВНОСТЬ.
Цель: Исследование формы агрессивных и враждебных реакций.
Результаты диагностики агрессивности.
Форма агрессивных и враждебных реакций. |
Результаты. |
1.Физическая агрессия ( нападение ) – использование физической силы против другого лица. |
86 %
|
2.Косвенная агрессия- агрессия окольными путями направленная на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости, проявляющие в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.д. ). |
62 % |
3.Раздражение- готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости. |
57 %
|
4.Негативизм- оппозиционные реакции, направленные против авторитета и руководства (от пассивного сопротивления до активной борьбы против установленных законов и правил). |
66 % |
5.Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. |
65 % |
6.Подозрительность- недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. |
54 % |
7.Вербальная агрессия-выражение негативных чувств как через форму (ссоры, крик, визг), так и через содержание словесных ответов ( упреки, угрозы, проклятья, ругань, насмешки). |
69 %
|
8.Угрызения совести, чувство вины- выражают сдерживающее влияние чувство вины на проявления форм поведения, которые обычно запрещаются ( нормами общества), степень убежденности человека в том, что он является плохим человеком, совершающие плохие поступки. |
73 |
Выводы: данное исследование помогло выявить, что у девушек наиболее высокие показатели агрессивности, чем у юношей.
6.ПРОДУКТИВНОСТЬ ПАМЯТИ.
Цель: изучение особенностей кратковременной и долговременной памяти в аспекте их продуктивности.
Результаты четырех тестирований, проведенных по 4 параметрам ( зрительная память при восприятии слов, чисел, геометрических фигур; слуховая память при восприятии и воспроизведении смыслового текста),позволило судить об общем уровне продуктивности памяти учащихся.
Результаты по первым трем тестам:
Отлично- 0 чел.
Очень хорошо- 1 чел.
Хорошо- 10 чел.
Удовлетворительно-8 чел.
Плохо- 1 чел.
Очень плохо- 0 чел.
Результаты 4 теста :
Отлично- 0 чел.
Очень хорошо- 0 чел.
Хорошо- 3 чел.
Удовлетворительно-9 чел.
Плохо- 8 чел.
Очень плохо- 0 чел.
Выводы: У учащихся 9 «б» класса механическая память наиболее развита, чем оперативная, т.к. им легче запомнить мало связанные между собой слова и числа, чем воспроизвести пронумерованные мысли.