12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Рагулина Любовь Давыдовна3264
Россия, Новосибирская обл., Тогучинский район, с. Киик
Материал размещён в группе «Школьный психолог»
9

Аналитическая справка по результатам итоговой психодиагностики пятиклассников


Педагог-психолог МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа»

Новосибирской области Рагулина Любовь Давыдовна

Аналитическая справка

по результатам итоговой психодиагностики пятиклассников.

от 25 апреля 2014 года

В начале учебного года проводилось психологическое исследование с пятиклассниками, основная цель которого

– изучить возможности успешной адаптации учащихся при переходе из начальной в основную школу.

Обследование выполнялось в начале учебного года - I четверти (сентябрь 2013 г). В работе использованы следующие диагностические методики:

ОПРОСНИК «УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ» (Карпова Г.А.)

Методика изучения мотивации учащихся при переходе в основную школу

ОПРОСНИК «ЧУВСВА В ШКОЛЕ» - для диагностики адаптации к школе.

МЕТОДИКА «ЦВЕТНЫЕ ПИСЬМА»

МЕТОДИКА ФИЛЛИПСАдля определения степени школьной тревожности.

В I п/г в диагностике принимали участие 9 детей.

На основе диагностики определены следующие проблемы, осложняющие ход нормального возрастного развития ребенка, адаптацию в школе, успешность школьной жизни:

выявлен психологический дискомфорт - страх, стресс, тревога на некоторых уроках,

отмечаются отрицательные чувства в школе - для большинства учащихся характерно беспокойство, усталость, тревога за будущее,

присутствует повышенная школьная тревожность, связанная с различными формами их включения в жизнь школы, неуверенность, страхи, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач,

что могли привести к проявлениям школьной дезадаптации и снижению учебной мотивации.

В конце учебного года проведено итоговое обследование, которое включает следующие разделы по определению динамики

доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе,

психологической комфортности учащихся на разных уроках,

уровня и характера тревожности, связанной со школой, оценка эмоциональных особенностей отношений ребенка со сверстниками и учителями.

Во II п/г в диагностике принимали участие 11 учащихся (выбыла 1 ученица – Ф.И. , прибыли 3 - Ф.И. ).

В работе использованы те же диагностики, кроме тех, которые связаны с учебной мотивацией, так как в целом у пятиклассников сформировано положительное отношение к школе.

Динамика в целом по классу показана на 8 учащихся.

В начале учебного года решением шпп консилиума

- разработано психолого-педагогическое сопровождение учащихся,

- составлены рекомендации учителям – предметникам, классному руководителю, родителям, социальному педагогу, психологу

с целью:

Снижения тревожности, связанной с различными аспектами школьной жизни;

Оказания учащимся помощи в период адаптации при переходе в среднее звено;

Формирования коммуникативных компетенций, развитие навыков позитивного общения;

Сохранения здоровья, эмоционального благополучия ребенка

как основы успешного дальнейшего совместного обучения

Для работы с детьми социальным педагогом и психологом составлена программа сопровождения детей на этапе адаптации к средней школе «Общение в моей жизни»

Программа состоит из 14 занятий, которые проводились в групповой форме 1 раз в неделю продолжительностью 35-45 минут. ПРОГРАММА ВЫПОЛНЕНА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА, АВТОРОВ А.В. МИКЛЯЕВА, П.В. РУМЯНЦЕВА (ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ: диагностика, профилактика, коррекция. Издательсво «РЕЧЬ» САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. 2006)

В течение года программа реализована в полном объеме.

Детям были предложены упражнения, помогающие

-снизить уровень тревожности, эмоциональное напряжение,

-стать более уверенными, научиться преодолевать внутренний барьер при общении с другими людьми,

- раскрытию познания себя, самоконтролю,

- организации деятельности,

- распознавать разные виды эмоций,

- обучить навыкам конструктивного общения,

- развитию толерантных взаимоотношений с одноклассниками.

В конце каждого занятия дети имели возможность высказать свое мнение о степени полезности выполненных заданий.

А по окончанию курса в ходе беседы дети говорили об умении понимать и принимать окружающих, правильности своих действий при общении со сверстниками и взрослыми. Например, в начале курса дети рассуждали так: «А зачем нам общаться с теми одноклассниками, кто нам не интересен, с кем нет общих дел, увлечений?». Чувствуя неприязнь, некоторые дети старались быть незаметными, ненавязчивыми. Занятия способствовали более близкому знакомству детей друг с другом, раскрытию способностей каждого ученика, его достижений в разных мероприятиях, что привело к изменению мнения о тех детях, кто ранее был не замечен, отвержен.

На последних занятиях дети независимо от ранее сложившихся дружеских взаимоотношений, стали непроизвольно формироваться по группам в разных игровых ситуациях, сопереживать за результат общего дела, а значит помогать и принимать друг друга. Активизация деятельности привела к тому, что часть детей стала более раскрепощенная, другая – более сдержанная в своих эмоциях, негативных высказываниях. Дети стали смелее выражать свое отношение к возникающим вопросам, проблемным ситуациям, не боясь быть высмеянными.

Например, у Ф.И. на занятиях наблюдались проявления повышенной тревожности, связанные с переживаниями контактировать со сверстниками, страхом самовыражения, низкой физиологической сопротивляемостью стрессу. Это подтверждалось его неуместными постоянными шутками, привлечением внимания неорганизованным поведением, игнорированием замечаний, даваемые взрослыми и одноклассниками, что приводило к собственным внутренним и внешним переживаниям ребенка, так как одноклассники стали реже отзываться на его поведение. По истечению курса Никита стал осознавать, что необходимо быть достаточно адекватным при взаимодействии с другими людьми в различных ситуациях, что стало проявляться в его высказываниях, желании находить самостоятельные решения в сложных ситуациях. Но над развитием поведенческих реакций, жизненно важных навыков ребенку необходимо серьезно работать.

Высокую тревожность по результатам стартовой диагностики показала Ф.И. по факторам - фрустрация потребности в достижении успеха, самореализации, самоутверждении, страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Психологическая атмосфера, созданная на занятиях, мотивировала девочку на формирование значимой позиции в классе и признании коллективом. Стало заметно, что девочка переживает радость успеха, которое выражено тем, что ее не перебивают, когда она рассуждает, она услышана, с ее мнением считаются.

Повторная диагностика показала снижение высокого уровня тревожности по данным параметрам. Но мнение окружающих о себе ее по – прежнему беспокоит.

По завершению курса дети получили представление

- как разбираться в себе и анализировать свои внутренние проблемы,

- как вести себя в обществе, друг с другом,

- как достичь взаимопонимания,

- как научиться сдерживать и выплескивать свои эмоции,

- как сохранить и восстановить свое душевное равновесие.

Динамику в оценке эмоциональных особенностей каждого ребенка и класса в целом проанализируем по результатам стартовой и итоговой диагностики.

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОДИАГНОСТИК

МЕТОДИКА «ЦВЕТНЫЕ ПИСЬМА»

Цель: определение динамики психологической комфортности учащихся на разных уроках.

 

Ф.И.

МАТЕМАТИКА

РУС.ЯЗ /

ПИСЬМО

АНГ.ЯЗ

ИСТОРИЯ

ЛИТЕРАТУРА /

ЧТЕНИЕ

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

ИНФОРМАТИКА

ИЗО

ТТЕХНОЛОГИЯ /

ДТО

ФИЗКУЛЬТУРА

МУЗЫКА

СБО (ОВЗ)

ОБЖ (ОВЗ)

ВТМ

ПРЕОБЛАДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НА УРОКАХ

 

I П/Г

Энер

Увер

страх

трев

Увер

Страх

стресс

Энер

Энер

Энер

Спок

-

-

-

Энер/увер/4-7+

II П/Г

+

+

+

+

+

трев

страх

актив

актив

актив

увер

 

страх

страх

4-7+

 

ДИНАМИКА

=

=

=

=

=

=

=

+

=

=

=

       

 

I П/Г

Акт

Трев

Страх

Нейр,

Акт

Акт

Акт

Акт

Акт

Акт

Акт

-

-

-

Акт/

2-9+

II П/Г

+

энерг

+

акт

+

спок

+

+

спок

спок

спок

 

спок

страх

1-10+

 

ДИНАМИКА

=

+

=

+

=

=

=

=

=

=

=

       

 

I П/Г

Спок

Увер

Энер

Акт

Спок

Трев

Нейтр

Увер

Акт

Увер

Акт

-

-

-

Увер/ акт/

1-10+

II П/Г

увер

+

страх

спок

энер

увер

страх

актив

+

+

+

 

спок

трево

2-9+

 

ДИНАМИКА

=

=

-

=

=

+

-

=

=

=

=

       

 

I П/Г

Акт

Спок

Страх

Увер

Энер

Страх

Трев

Энер

Энер

Энер

Энер

-

-

-

Энер/

3-8+

II П/Г

увер

акт

+

трев

увер

увер

страх

увер

увер

увер

увер

 

спок

страх

3-8+

 

ДИНАМИКА

=

=

=

-

=

+

=

=

=

=

=

       

 

I П/Г

Увер

Спок

Страх

Энер

Трев

Акт

Трев

Энер

Увер

Увер

Стрес

-

-

-

Увер/

4-7+

II П/Г

акт

увер

энерг

увер

акт

трев

увер

акт

трев

страх

акт

 

спок

страх

3-8+

 

ДИНАМИКА

=

=

+

=

+

-

+

=

-

-

+

       

 

I П/Г

Энер

Энер

Страх

Энер

Энер

Страх

Спок

Энер

Энер

Энер

Энер

-

-

-

Энер/стра

2-9+

II П/Г

+

+

+

+

+

энерг

страх

страх

спок

+

+

 

спок

энерг

3-8+

 

ДИНАМИКА

=

=

=

=

=

+

-

-

=

=

=

       

 

I П/Г

Энер

Трев

-

-

Спок

Энер

Увер

Энер

Нейтр

Увер

Спок

Страх

Акт

-

Энер/

2-8+

II П/Г

увер

актив

   

увер

спок

трев

увер

энер

+

актив

увер

-

-

1-9+

 

ДИНАМИКА

=

+

   

=

=

-

=

+

=

=

+

     

 

I П/Г

Акт

Увер

-

-

Увер

Акт

Энер

Акт

Акт

Акт

Спок

Увер

Акт

-

-

Актив/уве

0-10+

II П/Г

+

акт

-

-

+

энер

+

+

+

энерг

акт

акт

-

-

0-10+

 

ДИНАМИКА

=

=

   

=

=

=

=

=

=

=

=

   

=

 

I П/Г

энер

спок

-

-

энер

стресс

энер

энер

энер

энер

энер

энер

стресс

-

Энер/стресс/

2-8+

10.

II П/Г

энер

акт

-

-

увер

акт

акт

энерг

спок

трев

энерг

акт

-

-

1-9+

11.

II П/Г

увер

энер

-

-

спок

акт

трев

страх

нейтр

увер

нейтр

нейтр

-

-

2-8+

12.

II П/Г

акт

увер

-

-

страх

трев

акт

страх

энер

страх

трев

нейтр

-

-

5-5+

СПОКОЙСТВИЕ, УВЕРЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЭНЕРГИЯ), ОБЩЕНИЮ

I П/Г

9-100%

7-78

1-17

4-67

8-89

4-44

5-57

9-100

8-89

9-100

8-89

2-67

2-67

   

II П/Г 

11-100%

11-100

1-17

4-67

10-90

8-73

5-45

8-73

9-81

8-73

9-81

3-60

5-83

   

СТРАХ, СТРЕСС, ТРЕВОГА

I П/Г

0

2-32

5-86

1-17

1-11

5-56

3-33

0

0

0

1-11

1-33

1-33

   

II П/Г

0

0

5-86

2-34

1-9

3-27

6-55

3-27

1-9

3-27

1-9

0

1-17

   

НЕЙТРАЛЬНАЯ ГРАНИЦА

0

0

0

1-17

0

0

1-11

0

1-11

0

0

0

0

   

II П/Г

0

0

0

0

0

0

0

0

1-9

0

1-9

2-40

0

   

ДИНАМИКА (ИЗ 8 УЧ-СЯ, БЕЗ УЧЕТА ДЕТЕЙ II П/Г), КОЛ-ВО, %

«+»

0-0%

2-25%

1-17%

1-17%

1-13%

3-38%

1-13%

0-0%

1-13%

0-0%

1-13%

1 из 2

50%

     

«-»

0-0%

0%

1-17%

1-17%

0-0%

1-13%

3-38%

1-13%

1-13%

1-13%

0-0%

0-0%

     

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ,

КОЛ-ВО ДЕТЕЙ, %

I П/Г

8-100

6-75%

1-17%

4-67%

7-87%

4-50%

4-50%

8-100%

7-87%

8-100%

7-87%

1-50%

     

II П/Г

8-100

8-100%

1-17%

4-67%

8-100

6-75%

2-25%

7-87%

7-87%

7-87%

8-100%

2-100%

     

ДИНАМИКА - на сколько изменилось

КОЛ-ВО ДЕТЕЙ, %

0%

+25%

0%

0%

+13%

+25%

-25%

-13%

0%

-13%

+13%

+50%

     

ДИНАМИКА

«+» - ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ,

«-» - ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ,

«=» - НЕТ ДИНАМИКИ

Обработка результатов позволила выявить динамику психологического состояния детей на разных уроках.

У детей, которые в начале учебного года испытывали эмоциональный дискомфорт на некоторых уроках (страх, тревога, стресс) наблюдается положительная динамика: данные состояния переросли в спокойствие, уверенность, энергию, стремление к активной деятельности, общению:

У 25% детей (2 из 8) на уроке русского языка прослеживается позитивная динамика (Ф.И.),

17% - английский язык (Ф.И.),

17% - история (Ф.И.),

13% - литература (Ф.И.),

38% - природоведение (Ф.И.),

13% - информатика (Ф.И.),

13% - технология (Ф.И.),

13% - музыка (Ф.И.),

50% (1 из 2) – СБО (Ф.И.)

Но вместе с тем имеет место и отрицательная динамика в психологических ощущениях на уроках. Комфортные состояния сменились на дискомфортные - уверенность и активность на тревожность и страх:

13% - английский язык (Ф.И.),

13% - история (Ф.И.),

13% - природоведение (Ф.И.),

38% - информатика (Ф.И.),

13% - ИЗО (Ф.И.),

13% - технология Ф.И. (),

13% - физическая культура (Ф.И.),

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ,

КОЛ-ВО ДЕТЕЙ, %

I П/Г

8-100

6-75%

1-17%

4-67%

7-87%

4-50%

4-50%

8-100%

7-87%

8-100%

7-87%

1-50%

II П/Г

8-100

8-100%

1-17%

4-67%

8-100

6-75%

2-25%

7-87%

7-87%

7-87%

8-100%

2-100%

ПРЕДМЕТЫ

МАТЕМАТИКА

РУС.ЯЗ /

ПИСЬМО

АНГ.ЯЗ

ИСТОРИЯ

ЛИТЕРАТУРА /

ЧТЕНИЕ

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

ИНФОРМАТИКА

ИЗО

ТТЕХНОЛОГИЯ /

ДТО

ФИЗКУЛЬТУРА

МУЗЫКА

СБО (ОВЗ)

 

диаграмма1

 

Исследования характера общего психологического состояния на различных уроках

- указывают на количество детей, которые имеют положительную и отрицательную динамику в эмоциональном ощущении на уроках;

 

ПРЕДМЕТЫ

МАТЕМАТИКА

РУС.ЯЗ /

ПИСЬМО

АНГ.ЯЗ

ИСТОРИЯ

ЛИТЕРАТУРА /

ЧТЕНИЕ

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

ИНФОРМАТИКА

ИЗО

ТТЕХНОЛОГИЯ /

ДТО

ФИЗКУЛЬТУРА

МУЗЫКА

СБО (ОВЗ)

 

ДИНАМИКА (ИЗ 8 УЧ-СЯ, БЕЗ УЧЕТА ДЕТЕЙ II П/Г), КОЛ-ВО, %

«+»

0-0%

2-25%

1-17%

1-17%

1-13%

3-38%

1-13%

0-0%

1-13%

0-0%

1-13%

1 из 2

50%

«-»

0-0%

0%

1-17%

1-17%

0-0%

1-13%

3-38%

1-13%

1-13%

1-13%

0-0%

0-0%

 

диаграмма2

 

- определяют предмет (информатика), на котором увеличилось количество детей с чувством психологического дискомфорта с 38% (Ф.И.) до 63% (Ф.И.);

- показывают, два предмета (ИЗО, физкультура), на которых в I П/Г все дети чувствовали себя эмоционально комфортно, во II П/Г

13% - ИЗО (Ф.И.),

13% - физическая культура (Ф.И.) стали испытывать страх на данных занятиях, что возможно связано с не готовностью детей к выполнению требований, предъявляемыми педагогами

- выделяют предметы, на которых у детей наблюдается только положительная динамика:

рус. яз от 75% (6) детей до 100% (8),

литература от 87% (7) до 100% (8),

музыка от 87% (7) до 100% (8),

СБО (ОВЗ) от 50% (1) до 100% (2);

- свидетельствуют о том, что на анг. яз, истории, технологии один ребенок дает позитивную динамику и один ребенок дает отрицательную динамику,

ДИНАМИКА (ИЗ 8 УЧ-СЯ, БЕЗ УЧЕТА ДЕТЕЙ II П/Г), КОЛ-ВО, %

«+»

0-0%

2-25%

1-17%

1-17%

1-13%

3-38%

1-13%

0-0%

1-13%

0-0%

1-13%

1 из 2

50%

«-»

0-0%

0%

1-17%

1-17%

0-0%

1-13%

3-38%

1-13%

1-13%

1-13%

0-0%

0-0%

произошла взаимозаменяемая динамика с позитивного на негативное состояние и наоборот, что в целом по классу динамику составляет 0%

ДИНАМИКА (на сколько детей увеличилось, уменьшилось)

КОЛ-ВО ДЕТЕЙ, %

0%

+25%

0%

0%

+13%

+25%

-25%

-13%

0%

-13%

+13%

+50%

ПРЕДМЕТЫ

МАТЕМАТИКА

РУС.ЯЗ /

ПИСЬМО

АНГ.ЯЗ

ИСТОРИЯ

ЛИТЕРАТУРА /

ЧТЕНИЕ

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

ИНФОРМАТИКА

ИЗО

ТТЕХНОЛОГИЯ /

ДТО

ФИЗКУЛЬТУРА

МУЗЫКА

СБО (ОВЗ)

Итоговая диагностика позволяет

- сравнить количество предметов с неблагополучным и психологически комфортным состоянием в I П/Г и II П/Г каждого ребенка,

- показать количество предметов, посещение которых вызывает у вновь прибывших детей психологический дискомфорт

Ф.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I П/Г

4:анг яз, ист, природ, информ

2: рус.яз,

анг яз

1:природ

3:анг яз, природ, информ

4:анг яз, литер, информ, музыка

2:анг яз, природ

2:письмо, СБО

0:

2:природ, ОБЖ

-

-

-

II П/Г

5:анг, ист, природ, информ, ОБЖ

1: анг яз

2: анг яз,

информ

3:анг яз, ист, информ

3:природ, технол, физ-ра

3:анг яз, информ, ИЗО

1:информ

0:

-

1:физ-ра

2:информ, ИЗО

5:чтение, природ, ИЗО, физ-ра, музыка

 

диаграмма3
диаграмма4

 

ОПРОСНИК «ЧУВСТВА В ШКОЛЕ»

Цель: определение динамики доминирующих эмоциональных состояний и чувств у пятиклассников, определяющих уровень адаптированности

Ф.И.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

ЧУВСТВА, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ИСПЫТЫВАЕМЫЕ В ШКОЛЕ

СПОКОЙСТВИЕ

УСТАЛОСТЬ

СКУКУ

РАДОСТЬ

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

БЕСПОКОЙСТВО

НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СОБОЙ

РАЗДРАЖЕНИЕ

СОМНЕНИЕ

ОБИДУ

ЧУВСТВО УНИЖЕНИЯ

СТРАХ

ТРЕВОГА ЗА БУДУЩЕЕ

БЛАГОДАРНОСТЬ

СИМПАТИЮ К УЧИТЕЛЯМ

ЖЕЛАНИЕ ПРИХОДИТЬ В ШКОЛУ

КОЛИЧЕСТВО ПОЗИТИВНЫХ И НЕГАТИВНЫХ ЧУВСТВ НА УРОКАХ

 

I П/Г

II П/Г

+

+

+

 

+

+

 

+

         

+

+

 

4+,4-

+

+

   

+

+

   

+

     

+

+

+

 

4+,4-

 

   

+

 

+

+

 

+

 

+

 

+

 

+

   

+

3+, 5-

 

+

+

 

+

+

+

   

+

+

+

       

1+,7-

 

 

+

+

+

+

+

     

+

       

+

 

+

5+,3-

+

+

+

+

       

+

       

+

+

+

5+,3-

 

 

+

+

+

 

+

+

 

+

+

     

+

     

2+,6-

+

+

 

+

+

     

+

       

+

+

+

6+,2-

 

 

+

   

+

+

       

+

   

+

+

+

+

6+,2-

+

+

   

+

   

+

+

 

+

 

+

   

+

3+,5-

 

   

+

+

+

 

+

+

 

+

       

+

+

 

3+,5-

+

+

 

+

+

+

+

   

+

+

+

       

3+,5-

 

 

+

   

+

+

         

+

 

+

+

+

+

6+, 2-

+

+

+

     

+

 

+

       

+

+

+

4+,4-

 

 

+

   

+

+

+

       

+

 

+

+

+

 

5+,3-

+

+

 

+

+

+

             

+

+

+

6+,2-

 

 

+

   

+

 

+

       

+

+

+

+

+

 

4+,4-

 

 

+

   

+

+

+

       

+

 

+

+

+

+

6+,2-

 

 

+

+

 

+

+

     

+

   

+

 

+

+

 

5+,3-

 

 

+

   

+

+

     

+

   

+

+

+

 

+

5+,3-

КОЛ-ВО УЧ-СЯ / %

I П/Г 9 уч-ся

7-78%

5-56

4-44

7-78

7-78

5-56

2-27

2-27

4-44

1-14

4-44

1-14

6-68

6-68

6-68

4-44

 

II П/Г 11 уч-ся

10-90%

9-82

3-27

7-64

9-82

5-45

3-27

1-9

7-64

2-18

4-36

4-36

4-36

8-72

7-64

7-64

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

ЧУВСТВА, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ИСПЫТЫВАЕМЫЕ В ШКОЛЕ

СПОКОЙСТВИЕ

УСТАЛОСТЬ

СКУКУ

РАДОСТЬ

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

БЕСПОКОЙСТВО

НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СОБОЙ

РАЗДРАЖЕНИЕ

СОМНЕНИЕ

ОБИДУ

ЧУВСТВО УНИЖЕНИЯ

СТРАХ

ТРЕВОГА ЗА БУДУЩЕЕ

БЛАГОДАРНОСТЬ

СИМПАТИЮ К УЧИТЕЛЯМ

ЖЕЛАНИЕ ПРИХОДИТЬ В ШКОЛУ

КОЛ-ВО УЧ-СЯ / %

I П/Г 8 уч-ся

6-75%

5-63%

4-50%

6-75%

7-87%

4-50%

2-25%

2-25%

4-50%

1-13%

3-38%

0%

5-63%

5-63%

5-63%

4-50%

II П/Г 8 уч-ся

7-87%

8-100%

3-38%

4-50%

6-75%

4-50%

3-38%

1-13%

5-63%

2-25%

3-38%

2-25%

2-25%

6-75%

5-63%

5-63%

 

диаграмма5

 

Динамика показывает, что в целом по классу некоторые дети стали менее раздражительные (Ф.И.), уменьшилось количество, испытывающих скуку (Ф.И), появилась уверенность за будущее (Ф.И), он стал более спокойный. Возросло желание приходить в школу (Ф.И).

Выяснилось, что в конце учебного года такие чувства как страх, обида, унижение, стали свойственны Ф.И, раздражение, сомнение, чувство унижения возникли у Ф.И. Беспокойство свойственное Ф.И свидетельствует о признаках возможной дезадаптации детей в школьной жизни.

Итоговое обследование свидетельствует о большой усталости всех детей.

В течение года не изменились негативные эмоциональные состояния такие как беспокойство (Ф.И), тревога за будущее (Ф.И), по прежнему сомневаются в себе Ф.И. Скука присуща Ф.И. А также не изменились и позитивные чувства такие как радость (Ф.И), уверенность в себе (Ф.И), желание ходить в школу (Ф.И)

В целом по классу можно отметить, количество детей с позитивными и негативными чувствами на уроках осталось прежним (I П/Г - 50% детей, II П/Г – 50%)

тест филЛипса

Цель: исследование динамики степени проявления школьной тревожности (особенностей испытуемого, уровень и характер тревожности, связанной со школой, оценка эмоциональных особенностей отношений ребенка со сверстниками и учителями)

ФИО / БАЛЛ / УРОВЕНЬ

ФАКТОРЫ ТРЕВОЖНОСТИ

1 ОБЩАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ В ШКОЛЕ

2 ПЕРЕЖИВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРЕССА

3 ФРУСТРАЦИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА

4 СТРАХ САМОВЫРАЖЕНИЯ

5 СТРАХ СИТУАЦИИ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

6 СТРАХ НЕ СООТВЕТСТВОВАТЬ ОЖИДАНИЯМ ОКРУЖАЮЩИХ

7 НИЗКАЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ СТРЕССУ

8 ПРОБЛЕМЫ И СТРАХИ В ОТНОШЕНИЯХ С УЧИТЕЛЯМИ

НОМЕРА И КОЛИЧЕСТВО ФАКТОРОВ ПОВЫШЕННОГО И ВЫСОКО УРОВНЯ

 

I П/Г

10

36

8

17

17

40

20

13

0=0

II П/Г

15

42

23

17

17

40

20

13

0=0

 

 

59ПОВ

64 ПОВ

38

83 ВЫС

83 ВЫС

60 ПОВ

40

63 ПОВ

124568=6

II П/Г

91В

64ПОВ

38

83ВЫС

100ВЫС

20

80ВЫС

50ПОВ

124578=6

 

 

23

36

15

67 ПОВ

33

20

40

13

4=1

II П/Г

18

27

31

67ПОВ

17

40

20

25

4=1

 

 

10

27

23

67 ПОВ

33

40

80 ВЫС

100 ВЫС

478=3

II П/Г

32

27

54ПОВ

33

67ПОВ

60ПОВ

50ПОВ

50ПОВ

35678=5

 

 

55 ПОВ

55 ПОВ

77ВЫС

67 ПОВ

100 ВЫС

80 ВЫС

60 ПОВ

63 ПОВ

12345678=8

II П/Г

18

27

38

50ПОВ

17

50ПОВ

48

38

46=2

 

 

50 ПОВ

10

23

33

50 ПОВ

20

60 ПОВ

25

157=3

II П/Г

50ПОВ

27

38

33

80В

40

20

63ПОВ

158=3

 

 

-

-

-

-

-

-

-

-

-

 

 

-

-

-

-

-

-

-

-

-

 

 

-

-

-

-

-

-

-

-

-

 

                   

 

                   

 

                   

СРЕДНИЙ БАЛЛ НА КЛАСС, УРОВЕНЬ

35 НОРМА

38 НОРМА

37 НОРМА

56ПОВ

53ПОВ

52ПОВ

50ПОВ

55ПОВ

45678=5

II П/Г

37, 3

35, 7

37

47, 2

49,7

42,7

39,7

39,8

5=1

КОЛ-ВО УЧ-СЯ / %

ВЫСОКИЙ

0%

0

17

17

33

17

17

17

 

II П/Г

17%

0

17

17

33

0

17

0

 

ПОВЫШЕННЫЙ

50%

33

0

50

17

17

33

33

 

II П/Г

17%

17

17

34

17

17

17

50

 

НОРМА

50%

67

83

33

50

66

50

50

 
 

II П/Г

66%

83

66

50

50

83

66

50

 

СРЕДНИЙ БАЛЛ НА КЛАСС, УРОВЕНЬ I П/Г

35% НОРМА

38 НОРМА

37 НОРМА

56ПОВ

53ПОВ

52ПОВ

50ПОВ

55ПОВ

45678=5

II П/Г

37, 3

НОРМА

35, 7

37

47, 2

49,7

ПОВ

42,7

39,7

39,8

5=1

На диаграмме показана динамика соотношений видов школьной тревожности у пятиклассников за период с сентября 2013 по апрель 2014 учебный год.

 

диаграмма6

 

Итоговое обследование показывает, что на конец учебного года главным стрессовым фактором стала ситуация проверки знаний учащихся.

В целом по классу как и на начало года страх проверки знаний беспокоит 50% детей (Ф.И.) Но при этом наблюдается отрицательная динамика: у Ф.И.) (норма на повышенный), Ф.И.) (повышенный на высокий). А положительную динамику по факту проверки знаний показывает Ф.И.) с высокого уровня тревожности на норму.

 

Ф.И.

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА

УСТОЙЧИВОСТЬ ТРЕВОЖНОСТИ

ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА

 

   

норма

=

 

 

 

Переживание соц. стресса

Страх самовыражения

Страх ситуации проверки знаний Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Общая тревожность в школе

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

 

   

Страх самовыражения

=

 

 

Страх самовыражения

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (выс-повыш)

Проблемы и страхи в отношениях с учителями (выс-повыш)

 

Фрустрация потребности достижения успеха

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

 

 

Общая тревожность в школе (до N)

Переживание соц. стресса (до N)

Фрустрация потребности достижения успеха (до N)

Страх ситуации проверки знаний (до N)

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (до N)

Проблемы и страхи в отношениях с учителями (до N)

Страх не соответствовать ожиданиям

окружающих (выс-повыш)

Страх самовыражения

 

 

 

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (до N)

Общая тревожность в школе

Страх ситуации проверки знаний

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

         

Остался страх самовыражения и демонстрации своих возможностей у 50% пятиклассников (Ф.И.). Положительную динамику по данному фактору показала Ф.И.

Значительная позитивная динамика по многим факторам (с 8 до 2) прослеживается у Ф.И. Но девочка по – прежнему испытывает тревогу самовыражения и несоответствия ожиданиям окружающих, что не позволяет развивать стремление к достижению высоких результатов.

На начало года 50% детей (Ф.И) испытывали проблемы, связанные со страхами в отношениях с учителями. В конце учебного года позитивную динамику показала Ф.И от повышенного уровня тревожности до нормы. А у Ф.И наоборот, отрицательная – от нормы до повышенного уровня. В целом по классу по данному фактору динамика не выявлена.

Самыми тревожными детьми на конец учебного года являются Ф.И, количество факторов проявления тревожности не изменилось (6), что может явиться причиной развития личностной тревожности, устойчивой индивидуальной характеристики, отражающая предрасположенность ребенка к тревоге. У Ф.И определилась положительная динамика до нормы по одному факту - страха самовыражения, но возросла тревожность от нормы до повышенного уровня по трем факторам - фрустрации потребности достижения успеха, страха ситуации проверки знаний и не соответствовать ожиданиям окружающих

Самым стрессоустойчивым - осталась Ф.И.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, снижающая приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера и повышающая вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды, осталась у 17% учащихся (Ф.И).

КОЛ-ВО УЧ-СЯ / %

I П/Г

ТРЕВОЖНОСТЬ

50%

33%

17%

67%

50%

34%

50%

50%

II П/Г

ТРЕВОЖНОСТЬ

34%

17%

34%

50%

50%

17%

34%

50%

I П/Г

НОРМА

50%

67%

83%

33%

50%

66%

50%

50%

II П/Г

НОРМА

66%

83%

66%

50%

50%

83%

66%

50%

 

диаграмма7

 

Но необходимо отметить также, что уменьшилось количество детей с 83% до 66%, которые считают, что в школе создан достаточный благоприятный психический фон, позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достигать хорошего результата. Ф.И испытывает недостаток условий реализации своего потенциала.

По остальным факторам в целом по классу наблюдается позитивная динамика до показателя нормы, что свидетельствует о снижении общей тревожности детей в школе.

Возросло количество детей с 67% до 83%, у которых успешно развиваются социальные контакты. Ф.И по-прежнему испытывает затруднения в межличностном общении, прежде всего со сверстниками.

Таким образом, можно говорить – на конец учебного года

наблюдается динамика степени тревожности у всех учащихся по отдельным параметрам,

заметную положительную динамику показывает Ф.И.,

но у пятиклассников по-прежнему присутствует повышенная школьная тревожность, связанная с различными формами их включения в жизнь школы, особенно в ситуациях проверки знаний, самовыражения и волнения в отношениях с учителями, что может объясниться сложностью протекания адаптационного периода.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ:

ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПОЗВОЛИЛА

ИССЛЕДОВАТЬ ДИНАМИКУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА НА УРОКАХ, ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В ШКОЛЕ.

ОБОБЩАЮЩАЯ ТАБЛИЦА

ФИО

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ НА УРОКАХ

(ОБЩЕЕ КОЛ-ВО детей – 8)

ЧУВСТВА, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ

СОСТОЯНИЕ НА УРОКАХ (ОБЩЕЕ КОЛ-ВО – 11)

ПРОЯВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

(ОБЩЕЕ КОЛ-ВО – 8)

ПРОБЛЕМЫ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

КОЛ-ВО ПОЗИТИВНОГО И НЕГАТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НА УРОКАХ

КОЛ-ВО ПОЗИТИВНЫХ И НЕГАТИВНЫХ ЧУВСТВ НА УРОКАХ

КОЛ-ВО

ФАКТОРОВ

ПОВЫШЕННОГО И ВЫСОКО УРОВНЯ

 

 

I П/Г

7+4-

4+4-

0

Страх, тревога, сомнение, беспокойство, усталость

 

II П/Г

7+4-

4+4-

0

 

I П/Г

9+2-

3+5-

1.Общая тревожность в школе

2.Переживание социального стресса

3.Страх самовыражения

4. Страх ситуации проверки знаний

5. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

6. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Страх, скука, беспокойство, обида, усталость

1.Общая тревожность в школе

2.Переживание социального стресса

3.Страх самовыражения

4. Страх ситуации проверки знаний

5. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

6. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

 

II П/Г

10+1-

1+7-

1.Общая тревожность в школе

2.Переживание социального стресса

3.Страх самовыражения

4. Страх ситуации проверки знаний

5. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

6. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

 

I П/Г

10+1-

5+3-

1Страх самовыражения

Страх, тревога, усталость

1Страх самовыражения

 

II П/Г

9+2-

5+3-

1Страх самовыражения

 

I П/Г

8+3-

2+6-

1.Страх самовыражения

2.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

3.Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Страх, сомнение, усталость

1. Фрустрация потребности в достижении успеха

2. Страх ситуации проверки знаний

3. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

4. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

5. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

 

II П/Г

8+3-

6+2-

1. Фрустрация потребности в достижении успеха

2. Страх ситуации проверки знаний

3. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

4. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

5. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

 

I П/Г

7+4-

6+2-

1.Общая тревожность в школе

2.Переживание социального стресса

3.Фрустрация потребности в достижении успеха

4.Страх самовыражения

5.Страх ситуации проверки знаний

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Тревога, страх, раздражение, чувство унижения, усталость

1. Страх самовыражения

2. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

 

II П/Г

8+3-

3+5-

1. Страх самовыражения

2. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

 

I П/Г

9+2-

3+5-

1.Общая тревожность в школе

2. Страх ситуации проверки знаний

3. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

Страх, беспокойство, неудовлетворенность, обида, чувство унижения, усталость

1.Общая тревожность в школе

2. Страх ситуации проверки знаний

3. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

 

II П/Г

8+3-

3+5-

1.Общая тревожность в школе

2. Страх ситуации проверки знаний

3. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

 

I П/Г

8+2-

6+2-

-

Тревога, скука, неудовлетворенность собой, усталость

 

II П/Г

9+1-

4+4-

-

 

I П/Г

10+0-

5+3-

-

Беспокойство, усталость

 

II П/Г

10+0-

6+2-

-

 

I П/Г

8+2-

4+4-

-

-

 

II П/Г

9+1-

6+2-

-

Тревога, беспокойство, чувство унижения

 

II П/Г

8+2-

5+3-

-

Тревога, страх, сомнение, усталость

 

II П/Г

5+5-

5+3-

-

Страх, тревога, сомнение

ОПРЕДЕЛИТЬ ПРОБЛЕМЫ КАЖДОГО РЕБЕНКА НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

ВЫДЕЛИТЬ ОБЩИЕ ТРУДНОСТИ, ХАРАКТЕРНЫЕ КЛАССУ: страх, тревога, усталость

ОПРЕДЕЛИТЬ ГРУППЫ ДЕТЕЙ

50% детей (Ф.И), у которых остался страх самовыражения,

50% (Ф.И) - по-прежнему испытывают страх проверки знаний,

50% (Ф.И) - остаются проблемы в отношениях с учителями,

 что может привести к постоянным эмоциональным неудовлетворенностям, деформации психических познавательных процессов, проявлениям школьной дезадаптации и снижению учебной мотивации.

Опубликовано в группе «Школьный психолог»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.