Аналитический отчёт воспитателя «Методическая работа как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида № 21 «Ягодка» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию воспитанников
Аналитический отчет
Тема: «Методическая работа как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ»
Выполнил: старший воспитатель
Колясникова Светлана Юрьевна
п. Белоярский, 2015
Содержание
Введение |
3 |
Аналитическая часть |
6 |
Проектная часть |
9 |
Заключительная часть |
12 |
Список литературы |
13 |
Приложение |
Введение
Образовательная стратегия закона «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО ориентируют дошкольных работников на освоение новых профессиональных компетенций, что, в свою очередь, провоцирует возникновение такого стратегического направления работы с педагогическими кадрами, как непрерывное совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов, являющегося одним из условий качества обучения и воспитания дошкольников. Сегодня профессиональное мастерство работников дошкольных образовательных учреждений, реализуемое в их профессиональной деятельности, становится особенно значимо для ДОУ, работающего в режиме развития. На первый план сегодня выходят такие личностные и профессиональные качества и компетенции воспитателя:
четкое видение современных задач дошкольного образования;
ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;
гуманная педагогическая позиция;
умение заботиться о сохранении духовного и физического здоровья детей;
проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;
умение создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;
умение работать с содержанием обучения и разнообразными педагогическими технологиями, придавая им личностно-смысловую направленность;
умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению новых подходов и технологий;
способность к самообразованию.
Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Эти качества специалиста могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Одной из важных составляющих инновационной культуры педагога является профессиональная компетентность педагога.
Современная система образования, ориентированная на компетентностный подход, требует непосредственного вовлечения педагогов в активную познавательную деятельность с применением активных и интерактивных методов и приемов передачи информации, которая полностью осваивается, поддерживается и в дальнейшем используется в непосредственной практической деятельности.
Актуальность темы – возросший интерес к повышению уровня профессионализма и мастерства педагогов.
Противоречие – между необходимостью повышения эффективности образовательного процесса и недостаточным сопровождением педагогов по формированию и развитию навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности.
Проблема – поиск оптимальных путей повышения уровня педагогической компетентности педагогов ДОУ.
Тема – «Методическая работа как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ».
Объект – процесс развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Предмет – организация методической работы, направленной на повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ.
Цель – формирование повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ средствами методической работы.
Гипотеза – методическая работа будет средством повышения профессиональной компетентности педагогов, если:
- определены критерии профессиональной компетентности педагогов ДОУ;
- разработан комплекс методических мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов;
- работа с педагогами ведется с учетом их личностных особенностей, опыта работы и уровня педагогической компетентности.
Задачи:
Создать педагогические условия для повышения профессиональной компетентности и мастерства, проявления творчества и способностей педагогами ДОУ.
Сформировать позитивное отношение и готовность к инновационной деятельности, осуществляемой в ДОУ.
Сформировать творческий потенциал, развитие креативности педагогов: умение продуцировать идеи, анализировать, выбирать оптимальное решение.
В своей работе использовала методические пособия авторов Белой К. Ю., Араловой М.А., Казаковой И.Н., Волобуевой Л.М. из серии «Библиотека руководителя ДОУ». Проблема профессиональной компетентности педагога дошкольного образования рассмотрена в трудах: А.М. Бородич, Р.С. Буре, А.И. Васильевой, Е.А. Гребенщиковой, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Е.А. Панько, В.А. Петровского, Л.В. Поздняка, Л.Г. Семушиной, В.И. Ядэшко и др.).
На основе анализа и самоанализа деятельности педагогов, диагностик уровня их профессиональных умений, был определен дифференцированный подход к выбору содержания и формы оказания помощи каждому педагогу. В работе использовала методы активного обучения, в результате которых педагоги получали не готовые знания, а «добывали» их в процессе самостоятельного изучения новинок литературы, сравнения и анализа разных точек зрения на проблему, решения проблемных ситуаций, кроссвордов и т.п. Это обеспечило более осознанный подход к изучаемому материалу, поддерживало интерес, стимулировало творческую активность педагогов.
Аналитическая часть
В межаттестационный период моя деятельность включала следующие направления:
- создание условий для повышения профессиональной компетентности и готовности к инновационной деятельности;
- разработка программы повышения квалификации педагогического персонала.
В связи с обновлением содержания дошкольного образования использовала такие формы методической работы: проведение анкетирования с целью определения уровня педагогической компетенции каждого педагога по проблеме, самообразование, прохождение курсов повышения квалификации по проблеме, педагогическая студия, деловая игра, индивидуальные консультации, педагогический час, семинары – практикумы, мастер – классы, педагогические советы.
Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Обучала педагогов разным формам обобщения своего педагогического опыта:
- проектная деятельность «Мой поселок», «Милая мама», «Моя малая Родина» (через мультимедиа);
- разработка методических рекомендаций по направлениям;
По запросам педагогов проводились открытые мероприятия по разным видам деятельности.
Обучала педагогов применять информационно-коммуникационные технологии в организованных формах работы.
В результате проделанной работы педагоги овладели элементами разными формами обобщении своего педагогического опыта, что выразилось в презентациях педагогической деятельности, мультимедийных презентациях и т. д. Инициатива предоставления своего опыта стала исходить от самих педагогов.
За межаттестационный период появились новые формы работы:
- «Школа педмастерства», где педагоги расширили своё информационное поле, повысили уровень информационной культуры, стали более уверены в своих знаниях;
- Консультирование (дискуссия), где педагоги научились работать в коллективе, сотрудничать, создавать необходимую атмосферу для взаимодействия с детьми, передавать им коммуникативные умения и навыки;
- семинары-практикумы, где начался активный процесс освоения педагогами проектной и исследовательской технологий, они стали более компетентны в данных видах деятельности, приобрели определённые умения и навыки, в результате чего повысилось качество и результативность образовательного процесса;
- самообразование - педагоги повысили уровень самообразования, работая по индивидуальным маршрутам, проходя педагогическую аттестацию, 2 педагога дистанционно обучались в ВУЗе по программе переподготовки.
В результате диагностики уровня творческого потенциала педагогов в ДОУ мы имеем следующие результата:
высокий – 50%, достаточно высокий – 10%, средний – 30%, низкий 10% педагогического коллектива (Приложение 1).
Возросла творческая активность педагогов. Самостоятельно проводятся информационно – практические занятия, семинары-практикумы, в ходе которых педагоги получают новые знания, демонстрируют свои достижения в области воспитания детей.
Большинство педагогов удовлетворены результатами своего труда, стали уверенно и активно участвовать в конкурсах разного уровня, по разным направлениям.
Продукты инновационной деятельности педагогов ДОУ:
- разработали и провели проекты: «Мой поселок», «Милая мама».
Рост категорийности педагогов ДОУ:
В 2013 – 2014 уч. г. число педагогов с 1-ой категорией составило 46%,
2014-2015 уч.г. число педагогов с 1-ой категорией 85%, соответствуют занимаемой должности -15%, не аттестованы - 0. (Приложение 2).
В ДОУ были созданы условия для самообразования педагогов:
- приобретение методической литературы;
- увеличение числа подписных изданий;
- подборка диагностических и исследовательских материалов по анализу и оценке потребностей педагогов в развитии.
Результаты самообразования педагогов:
- составлен план работы по самообразованию;
- советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;
- составлены перспективные планы работы с детьми (4 педагога перспективные планы составляют в электронном виде);
После теоретического изучения проблемы и разработки планов по самообразованию, был организован педагогический совет, где педагоги имели возможность презентовать свои идеи, планы реализации, выслушать мнение коллег и при необходимости внести изменения и дополнения в свою работу. Встреча имела продуктивный характер, всем воспитателям была оказана необходимая помощь.
Совместно с заместителем заведующего разработала алгоритм подготовки творческих педагогических советов (Приложение 3).
Анализ результатов деятельности показал, что не у всех педагогов развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, умении моделировать и прогнозировать воспитательный процесс. Присутствует инертность у педагогов, особенно с большим стажем работы. Они не могут быстро перестроиться и менять уже устаревшие методы работы на более эффективные и приоритетные. У некоторых педагогов низкая мотивация участия в конкурсах, различных мероприятиях.
Проектная часть
Атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности.
Самостоятельно дошкольник еще не может справиться со всеми этими проблемами, в этом ему должен помочь педагог, владеющий новыми педагогическими технологиями.
Педагоги в своей работе используют методы проблемного и развивающего обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов и т.д. Однако такой подход носит фрагментарный характер. А хотелось бы, чтобы такая работа была постоянной. И решить эту проблему сможет интегрированный подход к обучению, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. В частности, метод проектов, который актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, связан с развивающим обучением и может широко использоваться в учреждении любого типа, в любой группе детского сада. Метод проектов позволяет развивать у воспитанников умение наблюдать, общаться, уважать чужое мнение, действовать совместно с другими детьми, быть занятыми общим делом.
Но для этого необходимо обучить педагогов технологии проектирования, методикам развития творческих способностей детей. Умению привлечь на свою сторону родителей и узких специалистов.
На основании данной проблемы мной выбрана тема:
«Проектная деятельность как средство повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ».
Проектная деятельность педагогов ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования, направлена на выработку исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов) способствует развития креативности и логического мышления; объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий ДОУ и на курсах повышения квалификации.
Цель проектной деятельности - создание условий для инновационной деятельности в ДОУ, применение педагогами знаний, умений и навыков, приобретенных в профессиональной деятельности (на интеграционной основе).
Задачи подготовки педагога к проектной деятельности:
развивать навыки планирования (четкого формулирования цели, определение основных шагов по достижении цели, сроков и средств);
совершенствовать навыки отбора и обработки информации (выбор нужной информации и правильное ее использование);
развивать экспертно-аналитические умения (креативность и критическое мышление);
развивать прогностические умения (предполагаемый результат деятельности);
формировать позитивное отношение к проектной деятельности (инициатива, энтузиазм, обязательность в выполнении работы в соответствии с установленным планом и графиком.
При использовании технологий проектирования очень важно использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
определение актуальности проблемы и вытекающих из нее задач проектной деятельности;
выдвижение проектной гипотезы;
поиск проектных методов исследования (мониторинговых процедур, экспериментальных наблюдений, статистических методов);
обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих ответов, просмотров и т.д.);
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итоговых, материальных результатов, их презентация (видеофильм, альбом, журнал, доклад, газета и пр.);
формулирование выводов, и выдвижение новых проблем для исследования;
распространение педагогического опыта (педагогические чтения, дни открытых дверей и т.д.)
Разработка педагогами проектов и мини-проектов, темы, которых выбираются самостоятельно в зависимости от творческого направления деятельности. На конечном этапе деятельности проводится презентация. Целью презентации являются:
предоставление педагогам возможности для публичного выступления, самовыражения;
повышение мотивации, интереса к профессиональной деятельности; престижности выполнения проектов;
обучение педагогов умению презентовать свою работу;
обучение педагогов технологии проектной деятельности.
Результатом проектного управления для педагогов ДОУ являются познание себя и ориентация на ценности саморазвития, качественное изменение отношений в коллективе, стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь, снятие в коллективе конфликтности и раздражительности, управление технологическим процессом в зависимости от профессионального уровня коллектива.
Следовательно, управленческая деятельность по развитию проектной культуры в образовательном процессе способствует сплоченности педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями. Проектное управление качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических кадров.
Заключительная часть
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
Таким образом, на мой взгляд, наши направления инновационной деятельности доказывают, что использование нетрадиционных форм (проектная деятельность) совместно с традиционными формами взаимодействия педагогов детского сада с социальным институтом, способствует повышению профессиональной компетентности педагогов и повышению эффективности работы с дошкольниками. При завершении инновационной деятельности по данной проблеме мы можем с уверенностью отметить, что рост активности и творческий потенциал наших педагогов ДОУ позволит работать и дальше уже по намеченному пути в системе инновации.
Список литературы
Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.- Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012
Педагогическое проектирование. Сборник по результатам Областного конкурса «Педагогический проект»,- Томск, 2011
Урмина И.А., Данилина Т.А. «Инновационная деятельность в ДОУ», Линка-пресс, - Москва, 2009
Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: пособие для школьных психологов. - М.:Интор, 1995
Рутецкая Н.А., Пантелеева Л.В. ТРИЗ. Программно-методическая разработка для дошкольных учреждений. - М.: 1994
Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 1996
Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. – М.: Линка- пресс,1997