12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Колясникова Светлана Юрьеввна56
Россия, Свердловская обл., р.п. Белоярский

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида № 21 «Ягодка» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию воспитанников

Аналитический отчет

Тема: «Методическая работа как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ»

Выполнил: старший воспитатель

Колясникова Светлана Юрьевна

п. Белоярский, 2015

Содержание

Введение

3

Аналитическая часть

6

Проектная часть

9

Заключительная часть

12

Список литературы

13

Приложение

 

Введение

Образовательная стратегия закона «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО ориентируют дошкольных работников на освоение новых профессиональных компетенций, что, в свою очередь, провоцирует возникновение такого стратегического направления работы с педагогическими кадрами, как непрерывное совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов, являющегося одним из условий качества обучения и воспитания дошкольников. Сегодня профессиональное мастерство работников дошкольных образовательных учреждений, реализуемое в их профессиональной деятельности, становится особенно значимо для ДОУ, работающего в режиме развития. На первый план сегодня выходят такие личностные и профессиональные качества и компетенции воспитателя:

четкое видение современных задач дошкольного образования;

ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;

гуманная педагогическая позиция;

умение заботиться о сохранении духовного и физического здоровья детей;

проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;

умение создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;

умение работать с содержанием обучения и разнообразными педагогическими технологиями, придавая им личностно-смысловую направленность;

умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению новых подходов и технологий;

способность к самообразованию.

Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Эти качества специалиста могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Одной из важных составляющих инновационной культуры педагога является профессиональная компетентность педагога.

Современная система образования, ориентированная на компетентностный подход, требует непосредственного вовлечения педагогов в активную познавательную деятельность с применением активных и интерактивных методов и приемов передачи информации, которая полностью осваивается, поддерживается и в дальнейшем используется в непосредственной практической деятельности.

Актуальность темы – возросший интерес к повышению уровня профессионализма и мастерства педагогов.

Противоречие – между необходимостью повышения эффективности образовательного процесса и недостаточным сопровождением педагогов по формированию и развитию навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности.

Проблема – поиск оптимальных путей повышения уровня педагогической компетентности педагогов ДОУ.

Тема – «Методическая работа как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ».

Объект – процесс развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Предмет – организация методической работы, направленной на повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ.

Цель – формирование повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ средствами методической работы.

Гипотеза – методическая работа будет средством повышения профессиональной компетентности педагогов, если:

- определены критерии профессиональной компетентности педагогов ДОУ;

- разработан комплекс методических мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов;

- работа с педагогами ведется с учетом их личностных особенностей, опыта работы и уровня педагогической компетентности.

Задачи:

Создать педагогические условия для повышения профессиональной компетентности и мастерства, проявления творчества и способностей педагогами ДОУ.

Сформировать позитивное отношение и готовность к инновационной деятельности, осуществляемой в ДОУ.

Сформировать творческий потенциал, развитие креативности педагогов: умение продуцировать идеи, анализировать, выбирать оптимальное решение.

В своей работе использовала методические пособия авторов Белой К. Ю., Араловой М.А., Казаковой И.Н., Волобуевой Л.М. из серии «Библиотека руководителя ДОУ». Проблема профессиональной компетентности педагога дошкольного образования рассмотрена в трудах: А.М. Бородич, Р.С. Буре, А.И. Васильевой, Е.А. Гребенщиковой, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Е.А. Панько, В.А. Петровского, Л.В. Поздняка, Л.Г. Семушиной, В.И. Ядэшко и др.).

На основе анализа и самоанализа деятельности педагогов, диагностик уровня их профессиональных умений, был определен дифференцированный подход к выбору содержания и формы оказания помощи каждому педагогу. В работе использовала методы активного обучения, в результате которых педагоги получали не готовые знания, а «добывали» их в процессе самостоятельного изучения новинок литературы, сравнения и анализа разных точек зрения на проблему, решения проблемных ситуаций, кроссвордов и т.п. Это обеспечило более осознанный подход к изучаемому материалу, поддерживало интерес, стимулировало творческую активность педагогов.

Аналитическая часть

В межаттестационный период моя деятельность включала следующие направления:

- создание условий для повышения профессиональной компетентности и готовности к инновационной деятельности;

- разработка программы повышения квалификации педагогического персонала.

В связи с обновлением содержания дошкольного образования использовала такие формы методической работы: проведение анкетирования с целью определения уровня педагогической компетенции каждого педагога по проблеме, самообразование, прохождение курсов повышения квалификации по проблеме, педагогическая студия, деловая игра, индивидуальные консультации, педагогический час, семинары – практикумы, мастер – классы, педагогические советы.

Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Обучала педагогов разным формам обобщения своего педагогического опыта:

- проектная деятельность «Мой поселок», «Милая мама», «Моя малая Родина» (через мультимедиа);

- разработка методических рекомендаций по направлениям;

По запросам педагогов проводились открытые мероприятия по разным видам деятельности.

Обучала педагогов применять информационно-коммуникационные технологии в организованных формах работы.

В результате проделанной работы педагоги овладели элементами разными формами обобщении своего педагогического опыта, что выразилось в презентациях педагогической деятельности, мультимедийных презентациях и т. д. Инициатива предоставления своего опыта стала исходить от самих педагогов.

За межаттестационный период появились новые формы работы:

- «Школа педмастерства», где педагоги расширили своё информационное поле, повысили уровень информационной культуры, стали более уверены в своих знаниях;

- Консультирование (дискуссия), где педагоги научились работать в коллективе, сотрудничать, создавать необходимую атмосферу для взаимодействия с детьми, передавать им коммуникативные умения и навыки;

- семинары-практикумы, где начался активный процесс освоения педагогами проектной и исследовательской технологий, они стали более компетентны в данных видах деятельности, приобрели определённые умения и навыки, в результате чего повысилось качество и результативность образовательного процесса;

- самообразование - педагоги повысили уровень самообразования, работая по индивидуальным маршрутам, проходя педагогическую аттестацию, 2 педагога дистанционно обучались в ВУЗе по программе переподготовки.

В результате диагностики уровня творческого потенциала педагогов в ДОУ мы имеем следующие результата:

высокий – 50%, достаточно высокий – 10%, средний – 30%, низкий 10% педагогического коллектива (Приложение 1).

Возросла творческая активность педагогов. Самостоятельно проводятся информационно – практические занятия, семинары-практикумы, в ходе которых педагоги получают новые знания, демонстрируют свои достижения в области воспитания детей.

Большинство педагогов удовлетворены результатами своего труда, стали уверенно и активно участвовать в конкурсах разного уровня, по разным направлениям.

Продукты инновационной деятельности педагогов ДОУ:

 - разработали и провели проекты: «Мой поселок», «Милая мама».

Рост категорийности педагогов ДОУ: 

В 2013 – 2014 уч. г. число педагогов с 1-ой категорией составило 46%,

 2014-2015 уч.г. число педагогов с 1-ой категорией 85%, соответствуют занимаемой должности -15%, не аттестованы - 0. (Приложение 2).

В ДОУ были созданы условия для самообразования педагогов:

- приобретение методической литературы;

- увеличение числа подписных изданий;

- подборка диагностических и исследовательских материалов по анализу и оценке потребностей педагогов в развитии.

Результаты самообразования педагогов:

- составлен план работы по самообразованию;

- советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;

- составлены перспективные планы работы с детьми (4 педагога перспективные планы составляют в электронном виде);

После теоретического изучения проблемы и разработки планов по самообразованию, был организован педагогический совет, где педагоги имели возможность презентовать свои идеи, планы реализации, выслушать мнение коллег и при необходимости внести изменения и дополнения в свою работу. Встреча имела продуктивный характер, всем воспитателям была оказана необходимая помощь.

Совместно с заместителем заведующего разработала алгоритм подготовки творческих педагогических советов (Приложение 3).

Анализ результатов деятельности показал, что не у всех педагогов развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, умении моделировать и прогнозировать воспитательный процесс. Присутствует инертность у педагогов, особенно с большим стажем работы. Они не могут быстро перестроиться и менять уже устаревшие методы работы на более эффективные и приоритетные. У некоторых педагогов низкая мотивация участия в конкурсах, различных мероприятиях.

Проектная часть

Атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности.

Самостоятельно дошкольник еще не может справиться со всеми этими проблемами, в этом ему должен помочь педагог, владеющий новыми педагогическими технологиями.

Педагоги в своей работе используют методы проблемного и развивающего обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов и т.д. Однако такой подход носит фрагментарный характер. А хотелось бы, чтобы такая работа была постоянной. И решить эту проблему сможет интегрированный подход к обучению, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. В частности, метод проектов, который актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, связан с развивающим обучением и может широко использоваться в учреждении любого типа, в любой группе детского сада. Метод проектов позволяет развивать у воспитанников умение наблюдать, общаться, уважать чужое мнение, действовать совместно с другими детьми, быть занятыми общим делом.

Но для этого необходимо обучить педагогов технологии проектирования, методикам развития творческих способностей детей. Умению привлечь на свою сторону родителей и узких специалистов.

На основании данной проблемы мной выбрана тема:

«Проектная деятельность как средство повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ».

Проектная деятельность педагогов ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования, направлена на выработку исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов) способствует развития креативности и логического мышления; объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий ДОУ и на курсах повышения квалификации.

Цель проектной деятельности - создание условий для инновационной деятельности в ДОУ, применение педагогами знаний, умений и навыков, приобретенных в профессиональной деятельности (на интеграционной основе).

Задачи подготовки педагога к проектной деятельности:

развивать навыки планирования (четкого формулирования цели, определение основных шагов по достижении цели, сроков и средств);

совершенствовать навыки отбора и обработки информации (выбор нужной информации и правильное ее использование);

развивать экспертно-аналитические умения (креативность и критическое мышление);

развивать прогностические умения (предполагаемый результат деятельности);

формировать позитивное отношение к проектной деятельности (инициатива, энтузиазм, обязательность в выполнении работы в соответствии с установленным планом и графиком.

При использовании технологий проектирования очень важно использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

определение актуальности проблемы и вытекающих из нее задач проектной деятельности;

выдвижение проектной гипотезы;

поиск проектных методов исследования (мониторинговых процедур, экспериментальных наблюдений, статистических методов);

обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих ответов, просмотров и т.д.);

сбор, систематизация и анализ полученных данных;

подведение итоговых, материальных результатов, их презентация (видеофильм, альбом, журнал, доклад, газета и пр.);

формулирование выводов, и выдвижение новых проблем для исследования;

распространение педагогического опыта (педагогические чтения, дни открытых дверей и т.д.)

Разработка педагогами проектов и мини-проектов, темы, которых выбираются самостоятельно в зависимости от творческого направления деятельности. На конечном этапе деятельности проводится презентация. Целью презентации являются:

предоставление педагогам возможности для публичного выступления, самовыражения;

повышение мотивации, интереса к профессиональной деятельности; престижности выполнения проектов;

обучение педагогов умению презентовать свою работу;

обучение педагогов технологии проектной деятельности.

Результатом проектного управления для педагогов ДОУ являются познание себя и ориентация на ценности саморазвития, качественное изменение отношений в коллективе, стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь, снятие в коллективе конфликтности и раздражительности, управление технологическим процессом в зависимости от профессионального уровня коллектива.

Следовательно, управленческая деятельность по развитию проектной культуры в образовательном процессе способствует сплоченности педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями. Проектное управление качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических кадров.

Заключительная часть

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.

Таким образом, на мой взгляд, наши направления инновационной деятельности доказывают, что использование нетрадиционных форм (проектная деятельность) совместно с традиционными формами взаимодействия педагогов детского сада с социальным институтом, способствует повышению профессиональной компетентности педагогов и повышению эффективности работы с дошкольниками. При завершении инновационной деятельности по данной проблеме мы можем с уверенностью отметить, что рост активности и творческий потенциал наших педагогов ДОУ позволит работать и дальше уже по намеченному пути в системе инновации.

Список литературы

Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.- Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012

Педагогическое проектирование. Сборник по результатам Областного конкурса «Педагогический проект»,- Томск, 2011

Урмина И.А., Данилина Т.А. «Инновационная деятельность в ДОУ», Линка-пресс, - Москва, 2009

Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: пособие для школьных психологов. - М.:Интор, 1995

Рутецкая Н.А., Пантелеева Л.В. ТРИЗ. Программно-методическая разработка для дошкольных учреждений. - М.: 1994

Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 1996

Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996

Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. – М.: Линка- пресс,1997

 

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.