Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДО «Школа начинающего педагога»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА»
структурное подразделение
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»
ПРОГРАММА
повышения профессиональной компетентности
педагогов дополнительного образования
ШКОЛА НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА
Срок реализации 1 год
Исполнила:
методист
Фидарова Б.И.
Владикавказ, 2021г
Содержание
Введение.
Краткая аннотация программы
Обоснование необходимости программы.
Цели и задачи программы
5. Основное содержание программы
6. Ресурсы
7. Партнеры.
8. Целевая аудитория
9. План реализации программы
10. План работы Школы начинающего педагога на учебный год
11. Ожидаемые результаты и социальный эффект
12. Литература
1. Введение
Трансформация социальных ориентиров современного общества обострила решение проблем социализации и воспитания подрастающего поколения, потребовав принципиального изменения статуса и функций педагогической деятельности учреждений дополнительного образования. Отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально – педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в различных областях образовательной деятельности. Образовательный процесс необходимо строить в парадигме развивающего обучения, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции.
Современный педагог дополнительного образования должен быть, прежде всего, гуманным, обладать коммуникативными качествами, эмпатийностью, стремиться к сотрудничеству с обучающимися; владеть необходимыми знаниями для разработки авторской образовательной программы; уметь использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приемы, инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, ее организации и анализа.
Анализ деятельности специалистов системы дополнительного образования на современном этапе развития показывает, что существенным барьером в процессе реализации ее потенциальных возможностей является недостаточный уровень профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования.
В современных исследованиях подчеркивается, что профессионализм не сводится лишь к совокупности профессиональных знаний и умений, а определяется еще и уровнем личностно – профессиональных качеств специалиста, направленностью его личности, особенностью его мотивационной деятельностью. Основой профессионализма педагога является профессиональная компетентность, включающая сплав личностных профессионально - значимых особенностей педагогов, их теоретических и методических знаний, а также практических умений, которые необходимы для эффективного осуществления педагогической деятельности.
2. Краткая аннотация программы
Настоящая программа – это представление опыта по организации работы по повышению профессиональной компетентности начинающих педагогов. Качество образования во многом определяется компетентностью педагога в профессиональной деятельности. Профессионализм приходит к педагогу с опытом. В настоящее время высшие учебные заведения стараются дать будущим педагогам самые современные психолого-педагогические знания, пытаются сформировать у студентов педагогическое мышление, способность к педагогическому прогнозированию.
Практика же показывает, что начинающие педагоги оказываются подготовлены к профессии более теоретически, нежели практически. При этом с первого же дня работы начинающий педагог имеет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем. Обучающиеся, родители, как правило, не делают скидки на молодость и неопытность.
Таким образом, возникает противоречие между больше теоретической подготовкой начинающего педагога и практической его готовностью к педагогической деятельности. В условиях реформирования образования это извечное противоречие становится особенно актуальным, так как требования к повышению профессиональной компетенции и ответственности каждого специалиста возрастают.
Реализация данной программы будет способствовать эффективному взаимодействию всех субъектов образовательного процесса, успешной организации работы с начинающими педагогами так, чтобы процесс адаптации, участия в делах центра и объединений был непрерывным.
В программу включены не только лекции, семинары и консультации, работа по программе предполагает доверительные взаимоотношения между молодыми и опытными педагогами, возможность проявить свои творческие способности, поделиться секретами, педагогического мастерства в неформальной атмосфере.
Отличительная черта данной программы в том, что ее реализация помогает педагогам самостоятельно получать новые знания в процессе решения различных проблем и применять их на практике.
3. Обоснование необходимости программы
Сегодня учреждениям дополнительного образования нужны молодые, инициативные, творческие педагоги, готовые работать по-новому. Конечно же, настоящий педагог обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. Очень важную роль играют личностные качества педагога: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, педагогу с многолетним опытом работы. А как же быть начинающему педагогу, только что окончившему университет, или вообще не имеющему педагогического образования? В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на занятии, логично выстроить последовательность этапов занятия, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с детьми и коллегами, сложности при наборе детей в объединения - вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих педагога-новичка. Чтобы вновь прибывший педагог не чувствовал себя «брошенным на произвол судьбы», администрации учебного заведения, педагогическому коллективу необходимо провести определенную работу по оказанию поддержки и целенаправленной помощи начинающему педагогу.
Профессиональное становление педагога происходит труднее, сложнее, чем у представителей других специальностей, потому что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему педагогу, необходим практический опыт, определенные личностные качества. Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на занятиях, стараться заинтересовать детей своим предметом. То есть, коротко говоря, научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией учреждения. Для педагога это новая личностная ситуация – ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают педагоги, обучающиеся, родители. Начинающему специалисту необходима постоянная товарищеская помощь, ему было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы старшее поколение преподавателей стремилось передать им свой опыт, а они при этом готовы были бы его принять. В этом им помогает «Школа начинающего педагога». Основная идея программы определяется противоречием между сложившимся способом получения педагогами готовых теоретических знаний и умением самостоятельно получать новые знания, умения в процессе решения проблемы и применять их на практике.
Методологической и информационной культуры
Профессиональной готовности
Применения новых образовательных технологий
Педагогическая профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому и помогает опытный педагогический коллектив учреждения. В профессиональном становлении начинающего педагога имеет место наличие педагогических способностей. Они состоят из таких компонентов:
дидактические – искусство передавать знания в доступной форме;
конструктивные – когда педагог не использует готовых рецептов, а сам создает их для каждой конкретной ситуации занятия;
экспрессивные – умение в канву занятия уместно включить юмор, доброжелательную иронию, шутку;
коммуникативные – правильный стиль общения с обучающимися в процессе обучения и воспитания;
организационные - способность распределять внимание – широкий обзор внимания, умение легко переключаться по необходимости с одного объекта на другой;
психологические – умение вне зависимости от обстановки и воспитательных задач быть всегда объективным, справедливым; умение контролировать все свои слова, поступки, действия, настроение.
Следует отметить, что все компоненты педагогических способностей тесно связаны между собой, дополняют и предполагают друг друга. Отсутствие одного или нескольких можно компенсировать активным развитием других компонентов.
Актуальность данной программы подтверждена наличием потребности в целенаправленном непрерывном развитии профессиональной компетентности начинающих педагогов, постоянно повышающимися требованиями к качеству профессионального образования, недостаточностью практических навыков, получаемых на курсах повышения квалификации для педагогов учреждений дополнительного образования, необходимостью создания условий для комфортной адаптации молодых специалистов в коллективе.
4. Цель и задачи прогаммы
Цель: научно-методическое сопровождение деятельности начинающих педагогов, повышение их профессионального мастерства, раскрытие индивидуальных педагогических способностей, формирование потребности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.
Объект: молодые педагоги, окончившие ВУЗы, начинающие педагоги без педагогического образования.
Предмет: развитие профессиональной компетентности начинающих педагогов на основе личностно-развивающей модели повышения квалификации.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Реализация программы «Школа начинающего педагога» будет эффективна при выполнении следующих условий:
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи:
дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего педагога;
повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;
развивать творческий потенциал начинающих педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности;
проследить динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога;
повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;
создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию начинающих педагогов.
5. Основное содержание программы
Понимая, что начинающие педагоги нуждаются в особом нравственно-психологическом и морально-этическом климате, динамичном и качественном включении в профессиональную деятельность, необходимо вести работу с ними по трем направлениям:
совершенствование профессионально значимых качеств;
формирование индивидуального стиля педагогической деятельности;
развитие педагогического творчества.
Пересмотрев традиционные формы работы с начинающими педагогами (в том числе ориентацию только на внешний контроль, прикрепление к начинающему педагогу официального наставника), понимая, что нынешние педагоги предпочитают свободу выбора, возможность самостоятельного творчества и поиска, авторы программы приняли решение о создании Школы, ориентированной изначально на коллективные способы теоретической подготовки и реализации её в практической деятельности через сотрудничество всех её участников. Основные принципы ШНП:
от простого к сложному
от личности – к коллективу и от коллектива – к личности
каждый может реализовать свой интеллектуальный, нравственный и творческий потенциал
личный пример – важнейший фактор успеха
системность и непрерывность деятельности
Механизм реализации программы
5.1. Первый модуль: Мониторинг «Теоретические знания и профессиональные умения педагога» - отслеживание 3 раза в течение учебного года (на начало, середину и конец) результатов деятельности педагога по следующим направлениям:
знание своего предмета,
умение анализировать,
знание методики преподавания,
знание детской возрастной психологии,
знание психологии детского общения,
психологии творчества,
умения использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности обучающихся,
обновление методического оснащения занятия.
Диагностическая тестовая карта оценки профессионального роста педагога
(заполняется по результатам посещения и анализа занятий методистом, педагогами – наставниками, психолого - педагогического тестирования)
Теоретические знания и профессиональные умения педагога | Начало года | Середина года | Конец года |
Знание своего предмета | | | |
Умение анализировать | | | |
Знание методики преподавания | | | |
Знание детской возрастной психологии и умение использовать психологические методы, приемы, процедуры, нормы в своей профессиональной деятельности. | | | |
Знание психологии детского общения, психологии творчества. Умение стимулировать детскую активность. | | | |
Поиск разнообразных форм организации познавательной деятельности обучающихся. | | | |
Владение различными формами и методами проведения занятий, традиционными и нетрадиционными. | | | |
Умение увлечь детей, организовать их индивидуальную и коллективную успешную деятельность. | | | |
Знание и использование в своей работе современных образовательных технологий. | | | |
Рациональное использование в своей работе наглядности. | | | |
5.2. Второй модуль. Адаптация - знакомство педагога с методическими материалами по направлению деятельности, библиотекой, учебными кабинетами, спецификой набора детей в объединения, планами учебной, методической, воспитательной работы, документацией, основными требованиями по её ведению, основами составления расписания и плана занятий. Главное на данном этапе – вооружить педагога необходимыми практическими навыками работы с документацией, выявить и компенсировать недостаточность знаний, необходимых для ее разработки.
Цикл занятий с начинающим педагогом включает:
Первое занятие: Семинар-практикум «Ведение и оформление документации»: основные требования к разработке дополнительной общеобразовательной программы общеразвивающего уровня освоения, календарно-тематического планирования, составление плана-конспекта занятия, ведение журнала учета работы педагога дополнительного образования, документация обучающихся при приеме в объединение.
Второе занятие: Обучающий тренинг «Требования к современному занятию в учреждении дополнительного образования»:
Материалы: Основные требования к организации занятия
Дидактические требования: определение образовательной цели и задач, осуществление дидактических принципов обучения; выбор рациональных методов, приёмов, способов проведения занятий.
Воспитательные требования к занятию: постановка воспитательной цели занятия, учёт индивидуальных возрастных, психологических и иных особенностей обучающихся (уровень интеллектуального развития, мотивация отношения к направлению деятельности, стимулирующие методы)
Психологические требования: организация и осуществление восприятия, усвоения, запоминания и осмысления получаемой информации; развитие внимания детей, его концентрация на сложных понятиях; использование механического и смыслового запоминания, тренировка умений на занятии; умственное развитие и самовоспитание личности в процессе обучения.
Гигиенические требования к занятию: обеспечение разумного чередования разнообразных методов и приемов работы на занятии с целью предупреждения утомляемости, перегрузки; соблюдение режима гигиены, проветривание в кабинете; наблюдение за состоянием здоровья детей, своевременное проведение физкультминуток; явка педагога на занятие в абсолютно здоровом состоянии.
Третье занятие: Семинар - практикум «Виды занятий. Этапы занятия»
Типология занятий: освоение новых знаний, развитие навыков и умений, использование знаний, умений, навыков практической деятельности, обобщение и систематизации, контроль и коррекция, комбинированное занятие.
Основные этапы занятия:
– организация начала занятия (1-2 мин.) – настрой детей;
– сообщение темы, целей задач занятия;
– мотивация (где изучаемый материал применяется в жизни);
– актуализация (опора на полученные знания);
– восприятие (сравнение, наблюдение, объяснения, практическая работа);
– осмысление (анализ);
– упорядочивание и систематизация знаний;
– итог занятия (рефлексия).
Педагогам предлагают составить план занятия в соответствии с заданной темой. Производится анализ и исправление недочетов. Даются образцы разработок разных типов занятий, рекомендации.
5.3. Третий модуль: наставничество - сопровождение деятельности начинающего педагога. В качестве наставников и помощников должны выступать разные члены педагогического коллектива, начиная от директора и заместителей, методистов, психологов, заканчивая педагогом-коллегой. Хорошо спланированная система наставничества – залог успешного старта и дальнейшей работы молодого педагога в конкретном коллективе. Если рядом не окажется мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится ценный специалист. Главное на данном этапе - помочь педагогу разобраться во всех тонкостях педагогической профессии. Работу педагогов-наставников по праву можно рассматривать как одно из ответственейших общественных поручений. Это опытные, творчески работающие педагоги. Они составляют индивидуальный план работы с начинающим педагогом.
Пример: Годовой план работы с начинающим педагогом ___Гуссаовой Д.Ч.___
сроки | № п\п | Содержание работы |
сентябрь | 1 | Оказание помощи по составлению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы |
2 | Оказание помощи по составлению календарно-тематического планирования. | |
3 | Методическая консультация «Целеполагание в дополнительном образовании» | |
октябрь | 1 | Посещение и анализ занятий начинающего педагога. Практическая помощь по обучению педагога самоанализу занятий. |
2 | Методическая консультация «Самоанализ занятия в системе дополнительного образования» | |
3 | Оказание помощи по обеспечению учебного процесса методическими материалами. | |
4 | Организация посещения занятий у опытного педагога Кораевой М.Р. | |
5 | Участие в семинарах, тренингах по плану работы Школы | |
ноябрь | 1 | Посещение и анализ занятий начинающего педагога.. |
2 | Методическая консультация «Установление коммуникативных связей с обучающимися» | |
3 | Оказание помощи в разработке методического обеспечения образовательной программы. | |
4 | Организация посещения занятий у педагога Гасиевой Н.Ч.. | |
5 | Участие в семинарах, тренингах по плану работы Школы | |
декабрь | 1 | Посещение и анализ занятий начинающего педагога.. |
2 | Оказание помощи в разработке методического обеспечения образовательной программы. | |
3 | Организация посещения занятий у педагога Цаболовой З.Х. | |
4 | Помощь в подготовке итогового занятия. | |
5 | Участие в семинарах, тренингах по плану работы Школы | |
январь | 1 | Посещение и анализ занятий начинающего педагога. |
2 | Оказание помощи в разработке методического обеспечения образовательной программы. | |
3 | Участие в семинарах, тренингах по плану работы Школы | |
февраль | 1 | Посещение и анализ занятий начинающего педагога. |
2 | Оказание помощи по обеспечению учебного процесса методическими материалами. | |
3 | Организация посещения занятий у педагога Фокиной Е.М. | |
4 | Участие в семинарах, тренингах по плану работы Школы | |
март | 1 | Посещение и анализ занятий начинающего педагога.. |
2 | Консультации по результатам анализа занятий. | |
3 | Организация посещения занятий у педагога Керашвили К.Н. | |
4 | Участие в семинарах, тренингах по плану работы Школы | |
апрель | 1 | Посещение и анализ занятий начинающего педагога.. |
2 | Консультации по результатам анализа занятий. | |
3 | Помощь в подготовке к итоговому занятию | |
4 | Беседы, консультации | |
май | 1 | Подготовка к участие в конкурсе на лучшее занятие |
2 | Подготовка портфолио | |
3 | Анализ и самоанализ работы за учебный год |
5.4. Четвертый модуль - самообразование, оно дает возможность педагогу самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться.
Различные формы методической деятельности (курсы, семинары, методические объединения) лишь тогда можно считать эффективными, когда они нацеливают педагога на творческое переосмысление содержания профессиональной подготовки, которое реализуется через различные формы образовательной деятельности и может стать хорошей основой для дальнейшей самостоятельной работы педагога.
Собственный педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой. Как показывает практика, далеко не все педагоги способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности. Они нуждаются в помощи по вопросу формулирования темы, составления плана, определения перспективности своей деятельности. Педагоги часто задаются вопросами:
Что обеспечивает успех моей деятельности? Что влияет на ее результат? Какова цель моего педагогического труда? Каков должен быть результат? Как его измерить? Как перевести педагогические идеи, задачи на практический уровень? И другие.
Перечисленные трудности свидетельствуют о том, что в учреждении образования необходимо создать благоприятные условия для развития самообразования педагогов с целью формирования высокого профессионального мышления, организационной культуры, устойчивой потребности в самосовершенствовании, непрерывного стремления к изучению опыта самостоятельного приобретения знаний.
Системная работа по организации самообразования начинается с аналитической работы, то есть с диагностики. Это позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны психолого-педагогической и общекультурной готовности педагогов к самообразованию.
Роль Школы начинающего педагога заключается в том, чтобы на основе материалов диагностики помочь педагогам сформулировать, откорректировать темы по самообразованию, грамотно спланировать работу. После выбора тем составляется программа индивидуального развития. Самообразование каждого будет значимым в том случае, если оно определяется проблемным полем учреждения. Начинающему педагогу предоставляется возможность самому выбрать направление деятельности, которое определяется уровнем его профессионального мышления и мастерства.
С целью повышения эффективности самообразования необходимо знакомить педагогов с такими видами работы, как прогнозирование, проектирование, конструирование, программирование. Немаловажно учитывать такие факторы, как интеллект, трудолюбие, наличие цели, высокий уровень мотивации.
Способствовать успеху будет дифференцированный подход в работе с педагогами, умело выстроенные этапы процесса самообразования (ситуативное, ситуативно-инициативное, инициативное).
Плановый характер этого процесса придаст деятельности педагога стройность, ясность. Сам план может состоять из четырех разделов:
Основные вопросы для изучения
Этапы работы над материалом по определенным вопросам
Практический выход (доклад, занятие, методическая разработка)
Где, когда и как реализуется
Завершается самообразовательный процесс по определенной проблеме анализом, самооценкой эффективности выполненной работы, а в случае необходимости – корректировкой педагогической деятельности.
Алгоритм работы педагога по самообразованию таков:
Выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям.
Разработка плана по самообразованию.
Определение источников информации.
Изучение теоретических источников.
Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых уроков, мероприятий).
Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов.
Подготовка отчета по теме самообразования.
Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности
При разработке плана учитывается следующее:
Имеет место научная обоснованность плана
Соответствие темы потребностям педагога
Соответствие целеполагания содержанию плана, соответствие задач целеполаганию
Проблемный характер темы
Определена результативность педагогической деятельности в данном направлении
Прослеживается значимость и перспективность педагогического труда
Наблюдается положительная динамика результатов деятельности обучающихся
Очевиден интерес педагога к продолжению самообразования
Проявлена заинтересованность в данной теме со стороны учреждения
Присутствует творческий подход педагога к решению поставленных задач
Использование педагогом в своей работе информационных технологий. Коллегиальный принцип может быть учтен и при разработке алгоритма стимулирования (морального и материального) самообразования.
В рамках Школы осуществляется разработка системного подхода к организации самообразования педагогов на основе принципов добровольности, аналитичности, преемственности.
5.5. Пятый модуль: профессиональное становление - методист выступает в роли куратора педагогов-наставников, который всегда подскажет, как правильно спланировать работу с педагогом, подобрать формы работы. Значительное внимание уделяется такой форме индивидуальной методической работы, как консультации. Взяв на себя определенную часть работы по информационному ориентированию и обеспечению коллег, руководитель ШНП оказывает тем самым практическую помощь, сокращает время поиска ответов на уже решенные методические задачи, показывает рациональные пути добывания информации и использования этой информации профессионально и творчески. Наставники дадут конкретные советы по трудным вопросам. Неопытный педагог получит помощь не только от наставника, а и от руководителя методического объединения, заместителя директора, психолога, опытных педагогов.
Методической службой может быть организована педагогическая мини-выставка из планов-конспектов занятий, воспитательных мероприятий, материалов самообразования, раздаточного материала (карточки с разными заданиями, иллюстрации, рисунки), дидактического материала (таблицы, карты, образцы изделий, картины, гербарии, муляжи), аудиотека, видеотека. Начинающие педагоги могут задать вопросы, получить рекомендации.
Каждый начинающий педагог с первых дней своей педагогической деятельности со своим наставником готовит «Портфолио» начинающего педагога». Эта папка – «настольная книга», в которой собраны самые необходимые советы, рекомендации и материалы, нужные в становлении педагога. В «Портфолио» материалы собираются по мере накопления:
Раздел 1. Общие сведения о педагоге.
Фамилия, имя, отчество педагога, домашний адрес, дата рождения, сведения об образовании, сведения о профессиональной деятельности, категория, курсы повышения квалификации
Раздел 2. Нормативные документы: копии диплома о профессиональном образовании; трудовой книжки; выписка из приказа о присвоении категории; удостоверения курсов повышения квалификации.
Раздел 3. Результаты педагогической деятельности. Достижения детей, достижения педагога (дипломы, грамоты, сертификаты участников и др.)
Раздел 4. Научно-методическая деятельность. Выступления на конференциях, семинарах, МО; участие в инновационной и научно-исследовательской работе обучающихся (индивидуальный план работы с детьми, материалы по работе с одаренными детьми); публикации и статьи в научно-методических журналах, на сайтах; разработки занятий; мастер-классы.
Раздел 6. Отзывы. Отзывы детей и родителей, материалы СМИ.
Раздел 2. Самоанализ педагогической деятельности: материалы внутренней и внешней экспертизы программ; мониторинг успеваемости и качества обучения (графики, диаграммы); мониторинг достижений обучающихся; анкеты и тесты обучающихся, родителей.
Портфолио постоянно пополняется необходимыми материалами. Постепенно это становится «центром самообразования» педагога. Ожидаемый результат: получение объективной оценки деятельности начинающих педагогов, определение эффективных форм методической помощи
6. Ресурсы программы
Ресурсное обеспечение реализации программы является достаточным для достижения цели. Материально-техническое оснащение учреждения в целом соответствует требованиям для реализации данного проекта:
Медиаресурсы:
интернет – как источник необходимой информации;
программное обеспечение: Microsoft Office Word и Microsoft Office Power Point – как средство структуирования, оформления, систематизации информации.
Материально-технические:
компьютер, принтер, проектор;
интерактивная доска;
учебно-наглядные пособия и оборудование.
7. Партнеры.
Заместитель директора, методист, опытные педагоги – наставники учреждения.
8.Целевая аудитория.
Начинающие педагоги дополнительного образования учреждения
9.План реализации программы
Первый этап. Подготовительный (август сентябрь)
Цель: Создание методической базы для реализации проекта: рекомендации, обучающие и диагностические материалы.
Содержание:
формирование списка начинающих педагогов и назначение наставников;
разработка мониторинга реализации программы: входная диагностика, диагностика профессиональной готовности педагога: деятельность, умения, знания, коррекция; оценка успешности учебной работы педагога;
разработка плана работы «Школы начинающего педагога»;
составление индивидуального плана работы с начинающим педагогом;
организационные вопросы: ознакомление с учреждением, традициями, правилами внутреннего трудового распорядка создание нормативных документов для реализации программы; положение, приказ;
разработка программно-методического, информационного обеспечения: программы, рекомендации, памятки начинающему педагогу, наставнику;
методическая помощь при разработке образовательной программы, при составлении календарно-тематического планирования, при разработке поурочных планов.
Ожидаемый результат: создание условий для качественного внедрения проекта в деятельность центра.
Второй этап. Практический (октябрь - февраль)
Цель: Практическая деятельность по реализации программы
Содержание:
определение образовательной цели;
информационная и методическая поддержка начинающих педагогов: консультации, рекомендации, учеба – организация и проведение проблемных семинаров, тренингов;
мониторинговое отслеживание динамики изменений;
открытые занятия опытных педагогов;
дневник взаимопосещений;
отработка основных этапов занятия;
отработка на практике методов, приемов, используемых в учебном процессе, интерактивных форм и методов обучения;
изучение дидактических, психологических, гигиенических, воспитательных требований к занятию, выбор рациональных методов, приёмов, способов в конкретных условиях;
осуществление дидактических принципов обучения;
использование межпредметных связей;
нестандартные ситуации на занятиях, нетрадиционные, интегрированные занятия с применением компьютерных технологий;
участие начинающих педагогов в конкурсах различного уровня
Данный этап поможет педагогу рационально выбирать тип занятия, его структуру, правильно определять задания, цели (учебную, воспитательную, развивающую), выбирать рациональные методы обучения, объединять разные формы коллективной и индивидуальной работы, знакомиться с современными образовательными технологиями, интерактивными методами, развивать свое творчество и активность.
Ожидаемые результаты:
повышение профессиональной компетентности педагогов;
расширение возможностей для творческого развития личности педагога, реализации его потенциальных возможностей;
повышение результативности обучения, сохранение и увеличение контингента обучающихся.
Третий этап. Аналитический (март-май)
Цель: Анализ, оценка перспектив развития педагога.
осуществление мониторинга взаимного воздействия роста уровня профессиональной компетентности начинающих педагогов и изменения эффективности образовательного процесса в их объединениях;
проведение педагогами нетрадиционных, интегрированных занятий с применением компьютерных технологий интерактивных форм и методов обучения;
оформление «Портфолио начинающего педагога»;
отработка умений педагога проводить анализ и самоанализ занятия;
анализ организации педагогами индивидуальной работы с учащимися;
формирование единых подходов к оцениванию знаний обучающихся;
проведение мероприятий: конкурс профессионального мастерства «Мое лучшее занятие», выставка достижений и портфолио педагогов.
10. План работы Школы начинающего педагога на 2021-2022 учебный год
тема | Содержание | Количество занятий | Формы, методы проведения | дата | ответственные |
Нормативная база образовательного процесса | Нормативно-правовая база: Закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ (ред. от 02.07.2021); Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. N 678-р), Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» | 4 | Консультация | сентябрь | Методист Фидарова Б.И. |
Организация учебно-воспитательного процесса | Занятие 1. -структура дополнительных общеобразовательных программ | 1 | Теоретический семинар Семинары - практикумы | Сентябрь, октябрь | Методист Фидарова Б.И., старший методист Хачирова Б.Р. |
Занятие 2. -календарно-тематическое планирование; | 1 | ||||
Занятие 3. -критерии оценивания образовательных, учебных достижений детей; | 1 | ||||
Занятие 4. -принципы и правила обучения; -формы организации учебного процесса | 1 | ||||
Познавательная деятельность обучающихся | -психологические особенности познавательной деятельности обучающихся ; -способы формирования познавательных интересов; - мотивы обучения; | 1 | Семинар-тренинг | Октябрь | Педагог - психолог |
Методы обучения | Занятие 1. -суть и функции методов обучения; -классификация методов обучения; | 1 | семинары-практикумы | Ноябрь, декабрь | Методист Фидарова Б.И. старший методист Хачирова Б.Р. Педагоги - наставники |
Занятие 2. - способы обучения; -практические методы обучения; | 1 | ||||
Занятие 3. -логические методы обучения. -методы контроля знаний учащихся. | 1 | ||||
Занятие 4. -игровые методы обучения. Методы самоуправления учебно-воспитательным процессом. | 1 | ||||
Формы обучения | Занятие 1. Занятие – основная форма организации учебно-воспитательного процесса функции занятия. Цели занятия. Типы занятий. Требования к современному занятию. | 1 | Теоретический семинар, практическое занятие | Январь, февраль | Методист Фидарова Б.И. старший методист Хачирова Б.Р. Педагоги - наставники |
Занятие 2. -конструирование занятия по целям, дидактическим заданиям, по содержанию программного материала; -выбор методов обучения. | 1 | Семинар-практикум | |||
Занятие 3. -открытое занятие – особенности подготовки и проведения; -анализ и самоанализ проведенного занятия. | 1 | Практическое занятие | |||
Занятие 4. -различные формы обучения: экскурсии, семинары, факультативы, элективные курсы -цели и задачи по формам обучения | 1 | Семинар-практикум | |||
Воспитательный процесс | -суть и содержание процесса воспитания; -формы и виды воспитательных мероприятий; -методы воспитания -национальный характер воспитания; -критерии воспитанности личности; -особенности ориентированного обучения и воспитания | 2 | Проблемный семинар | март | Педагоги – организаторы Еналдиева Э.С., Кузнецова З.Х. |
Роль педагога в учебно-воспитательном процессе | -личность педагога -творца; -требования к педагогу; -самообразование и самовоспитание педагога; -роль личности педагога в современном учебном процессе. | 1 | Консультации | апрель | Методист Фидарова Б.И. старший методист Хачирова Б.Р. |
Подведение итогов | Конкурс «Мое лучшее занятие» | 1 | Конкурс | май | педагоги |
Презентация «Портфолио начинающего педагога» | 1 | Папка | май | педагоги | |
Достижения педагога и обучающихся | 1 | Выставка | май | педагоги |
11. Ожидаемые результаты и социальный эффект
Реализация программы будет способствовать
Созданию материальных объектов:
медиатека: методические разработки семинаров, методических учеб, консультаций, разработки занятий, мероприятий;
выставка педагогических находок начинающих педагогов;
новые дополнительные общеобразовательные программы;
пополнение «Портфолио» педагогов.
Социальным, культурным, психологическим изменениям:
сокращение адаптационного периода в новом учебном заведении
активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;
обеспечению непрерывного совершенствования качества преподавания;
совершенствованию методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
использованию в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий;
Степень достижения поставленных целей и задач осуществляется с помощью итогового мониторинга, собеседования, наблюдения за деятельностью педагогов.
Критериями оценки эффективности реализации программы планируется:
сокращение пути профессионального роста: от готовности к педагогической деятельности до приобретения основ педагогического мастерства;
формирование у начинающего педагога потребности в непрерывном самообразовании;
приобретение каждым начинающим педагогом индивидуального стиля в творческой деятельности.
Возможные негативные последействия реализации проекта:
Нежелание педагогов получать знания, пассивность.
12. Литература
Золотарева А. В. Перспективы профессиональной подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей. - Вестник КГУ им Н. А. Некрасова, 2012г, Том 18, с.153–157
Молодой педагог: Адаптация и профессиональное становление. Материалы II межрегиональной научно-практической конференции. - Кемерово, 2015г
Cизова О.А. Формирование профессионально-значимых качеств педагога дополнительного образования. - Журнал «Внешкольник», №2 (152), 2013г. С.60 - 64
Пугачёва М.Л. Профессиональная компетентность: сопровождение молодых специалистов в процессе её становления. – Журнал «Практика управления ДОУ», № 2, 2011г. С. 35 -– 40
Щербаков А. Профессиональная адаптация начинающего педагога на рабочем месте. – Журнал «Народное образование», № 6, 2009г. С. 133
29