Анализ результатов государственной итоговой аттестации выпускников 2019-2020 учебного года
Анализ результатов
государственной итоговой аттестации
выпускников 2019-2020 учебного года
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с.Чермен»
Согласно ст.59 Закона РФ № 273 «Об образовании в РФ» итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы, проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся с целью определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта и получения информации о результативности педагогической деятельности учителей.
Государственная итоговая аттестация представляет собой форму государственного контроля качества подготовки выпускников, освоивших общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования.
Особенности проведения ГИА в 2020 году обусловлены мероприятиями, направленными на обеспечение санитарно – эпидемиологического благополучия населения и предотвращения распространения новой короновирусной инфекции (COVID -19). Кроме того выпускники 9-го класса 2020г. – это первые выпускники, получившие образование в соответствии с требованиями ФГОС ООО, утверждённого приказом №1897 от 17.12.2010 г. Министерства образования и науки Российской Федерации.
Государственная итоговая аттестация выпускников 11-го класса в формате ЕГЭ проводилась в соответствии с расписанием ГИА в 2020 году в основной период с 3 по 23 июля.
Общая численность выпускников 2019 – 2020 уч. года
класс | 9 | 11 |
Общее количество выпускников | 20 | 9 |
Количество обучающихся на семейном образовании | 0 | 0 |
Количество обучающихся с ОВЗ | 1 | 0 |
Количество обучающихся, получивших «зачёт» за итоговое собеседование/ сочинение | 20 | 9 |
Количество обучающихся не допущенных к ГИА | 0 | 0 |
Количество обучающихся, получивших Аттестат | 20 | 9 |
Количество обучающихся, проходивших процедуру ГИА | 0 | 5 |
Итоговые результаты 9-го класса
В 2019-2020 учебном году выпускники 9-го класса получили аттестаты об основном общем образовании на основании приказа № 295 от 11.06.2020 г. «Об особенностях заполнения и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании в 2020 году" Министерства просвещения Российской Федерации.
Оценки в аттестатах выставлены как среднее арифметическое четвертных отметок за 9 класс целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
Общие результаты 9-ых классов представлены в виде таблицы.
Критерии | 2017-2018 | 2018-2019 | 2019-2020 | ||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | ||
Количество 9-х классов всего | 1 | | 1 | | 1 | | |
Количество выпускников 9-х классов всего | 18 | 100% | 16 | 100% | 20 | 100% | |
Количество выпускников 9-х классов, успевающих по итогам учебного года на "5" | 0 | 0% | 1 | 6% | 1 | 5% | |
Количество выпускников 9-х классов, успевающих по итогам учебного года на "4" и "5" | 4 | 22% | 5 | 31% | 9 | 45% | |
Количество выпускников 9-х классов, допущенных к государственной (итоговой) аттестации | 18 | 100% | 16 | 100% | 20 | 100% | |
Количество выпускников 9-х классов, не допущенных к государственной (итоговой) аттестации | 0 | 0% | 0 | 0% | 0 | 0% | |
Количество выпускников 9-х классов, проходящих государственную (итоговую) аттестацию в режиме ГВЭ | 0 | 0% | 0 | 0% | 0 | 0% | |
По сдававшим ГИА | | | | | | | |
Количество выпускников 9-х классов, проходящих государственную (итоговую) аттестацию по математике в форме ОГЭ | 18 | 100% | 16 | 100% | - | - | |
Количество выпускников 9-х классов, проходящих государственную (итоговую) аттестацию по русскому языку в форме ОГЭ | 18 | 100% | 16 | 100% | - | - | |
Количество выпускников, сдавших экзамены на "4" и "5" по русскому языку | 6 | 33% | 11 | 69% | - | - | |
Количество выпускников, сдавших экзамены на "4" и "5" по математике | 13 | 72% | 14 | 88% | - | - | |
Количество выпускников, сдавших экзамены на "2" | 0 | 0% | 0 | 0% | - | - | |
Количество выпускников, получивших аттестаты | 18 | 100% | 16 | 100% | 20 | 100% | |
Количество выпускников, получивших аттестаты особого образца, похвальные грамоты и т.д. | 0 | 0% | 1 | 6% | 1 | 5% | |
Количество выпускников, продолживших образование в своем ОУ | 4 | 22% | 6 | 38% | 9 | 45% | |
Количество выпускников, продолживших образование в СПО (НПО) | 14 | 78% | 38 | 62% | 10 | 50% |
В 2019-2020 учебном году завершили обучение по основным образовательным программам 20 человек. Один ученик получил аттестат особого образца, девять учащихся закончили 9 классов на «4» и «5», что составляет 45% от общего количества. Эти выпускники продолжили обучение в 10 классе МБОУ «СОШ № 2 с.Чермен».
Ввиду отсутствия результатов ОГЭ 2020 проанализировать данные по установленным критериям и сделать сравнительную характеристику не представляется возможным.
Анализ результатов государственной итоговой аттестации
за курс средней школы в 2020 году.
В течение учебного года по плану контрольно-аналитической деятельности администрацией осуществлялся контроль работы учителей-предметников по подготовке к итоговой аттестации, проведению ГИА, ЕГЭ. Учащиеся, родители, педагогический коллектив были ознакомлены с нормативно-правовой базой, порядком проведения экзаменов в форме ЕГЭ на инструктивно-методических совещаниях, родительских собраниях, индивидуальных консультациях.
На педагогических совещаниях рассматривались следующие вопросы:
Состояние образовательного процесса в выпускных классах по итогам первого и второго полугодий.
Изменения в Порядке проведения ЕГЭ в 2020 году.
Итоги подготовки к ГИА и ЕГЭ выпускников 2019 года.
Допуск выпускников к ЕГЭ в 2020 году.
На административных и оперативных совещаниях, совещаниях при завуче, заседаниях ШМО рассматривались вопросы:
Изучение нормативно-распорядительных документов различного уровня, регламентирующих порядок проведения ОГЭ и ЕГЭ.
«О заполнении аттестатов об основном общем, среднем общем образовании».
Тестовые технологии. Обеспечение готовности учащихся выполнять задания различных уровней сложности.
Информирование родителей учащихся выпускных классов и самих учащихся проводилось через родительские и ученические собрания, на которых они знакомились с перечнем нормативно-правовой документации, методическими рекомендациями по организации деятельности выпускников во время подготовки и прохождения ЕГЭ. Данная информация зафиксирована в "Листах ознакомления», которые содержат дату проведения, тему собрания, список присутствующих, их росписи в получении соответствующего инструктажа.
Контрольно-аналитическая деятельность проводилась по нескольким направлениям:
1. Контроль уровня качества обученности учащихся 11 классов осуществлялся посредством проведения и последующего анализа контрольных работ, контрольных срезов, тестовых заданий различного уровня, репетиционного тестирования. Результаты данных работ обсуждены на заседаниях ШМО, использовались педагогами для прогнозирования дальнейших действий по улучшению качества преподавания.
2. Контроль качества преподавания предметов школьного учебного плана осуществлялся путем посещения уроков, проведения тематических проверок со стороны администрации школы. По итогам посещений уроков, всех проверок проводились собеседования с учителями, даны конкретные рекомендации по использованию эффективных методик и технологий преподавания в выпускных классах, способствующих повышению уровня ЗУН учащихся.
3. Контроль выполнения программного материала по предметам школьного учебного плана.
4. Контроль ведения классных журналов выпускных классов.
5. Контроль успеваемости и посещаемости выпускников 9, 11-х классов.
Все итоги контрольных процедур были обсуждены на совещаниях и заседаниях педагогического коллектива, по их результатам были приняты определенные управленческие решения.
Техническое сопровождение ОГЭ и ЕГЭ осуществлялось с помощью:
базы данных РБД;
школьного сайта;
электронной почты школы.
В учебном году в ОУ велись все предметы учебного плана. По всем предметам учебного плана программы выполнены, школа работала в режиме 6-ти дневки, годовой график работы школы был изменён в связи с объявлением пандемии (COVID – 19). В апреле, мае школа работала в дистанционном режиме. Четверо выпускников 11-го класса получили аттестат без сдачи ЕГЭ, они оформили отказ от сдачи ЕГЭ ввиду отсутствия необходимости получения результатов для поступления в СПО. В июне 2020 г. были организованы консультационные занятия с учениками по выбранным для ЕГЭ предметам.
Результаты:
Средняя ступень (11 класс):
- количество классов – 1 (9 обучающихся);
- успевают на «4» и «5» – 4 человека (44 % обучающихся);
- не допущенных к ЕГЭ – нет;
- большинство выпускников планируют продолжать обучение в высших учебных заведениях.
Год | Число выпускников, допущенных до экзаменов | Число выпускников, проходивших ГИА | Число выпускников, сдавших ЕГЭ | Число выпускников, окончивших школу на «4» и «5» | Число выпускников, окончивших школу со справкой | Число медалистов |
2017-2018 | 4 | 4 | 3 | 3 | 0 | 0 |
2018-2019 | 13 | 13 | 13 | 11 | 0 | 1 |
2019-2020 | 9 | 5 | 5 | 4 | 0 | 0 |
В конце 2019-20 учебного года в 11-ом классе обучалось 9 выпускников. Все учащиеся были допущены к государственной итоговой аттестации.
В 2020 учебном году учащиеся 11 класса сдавали все экзамены в форме Единого государственного экзамена: в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой обязательные экзамены (математика и русский язык) были отменены, дети выбирали те предметы которые им нужны при поступлении в ВУЗ.
С целью подготовки к государственной итоговой аттестации были проведены ученические и родительские собрания по ознакомлению с нормативными документами проведения ЕГЭ, оформлен стенд по подготовке к сдаче ЕГЭ. Для отработки технологии проведения ЕГЭ, правил заполнения бланков для всех выпускников текущего года проведены диагностические контрольные работы по русскому языку, математике, химии, репетиционные экзамены по математике, русскому языку.
Большое внимание уделялось защите персональных данных участников единого государственного экзамена. Принята система мер по защите персональных данных: изданы приказы, разработаны соответствующие положения, назначены ответственные, исключен неправомерный доступ к персональным данным.
Весь коллектив работал согласно Плану подготовки к ЕГЭ.
Количественные данные по выбору предметов ЕГЭ
Предметы | 2018 учебный год | 2019 учебный год | 2020 учебный год |
Русский язык | 3 | 13 | 5 |
Математика | 3(б,п) и 1(ГВЭ) | 9(б), 4(п) | 1(п) |
Обществознание | 2 | 8 | 4 |
История | 1 | 4 | 1 |
Химия | 1 | 3 | 1 |
Биология | 1 | 3 | 1 |
Литература | 0 | 1 | 2 |
Информатика | 1 | 1 | 0 |
Английский язык | 0 | 1 | 0 |
Из анализа выбора обучающимися предметов по выбору видно, что в приоритете, на сегодняшний день, остался предмет - обществознание. Остальные предметы выбирают не каждый год и не в большем количестве, что свидетельствует о дифференцированном и осознанном подходе выпускников к выбору предметов для осуществления в дальнейшем профессионального обучения.
Сравнительный анализ среднего балла ЕГЭ
Предметы | 2018 учебный год | 2019 учебный год | 2020 учебный год |
Русский язык | 60 | 59 | 63 |
Математика | 21 | 55 | 27 |
Обществознание | 54 | 48 | 45 |
История | 56 | 44 | 47 |
Химия | 25 | 35 | 42 |
Биология | 21 | 42 | 23 |
Литература | – | 40 | 58 |
Информатика | 23 | 53 | – |
Английский язык | – | 59 | – |
Динамика среднего балла
Динамика повышения среднего балла наблюдается лишь по русскому языку, истории, химии и литературе. Остальные предметы, кроме биологии были сданы на удовлетворительном уровне. Причины невысоких результатов можно выделить две:
малое количество выпускников не позволяет правильно оценить себя в сравнении с другими;
слабая мотивация учащихся.
Детальный анализ учителей – предметников выявил типичные затруднения учеников: (анализы прилагаются)
Подводя итоги анализа итоговой аттестации в формате ЕГЭ, отметим, что результаты у выпускников школы средние, по некоторым предметам средние баллы выше, чем по Пригородному району, но исходя из перечисленных проблем учителей-предметников, перед коллективом школы стоят следующие задачи:
Выработать определённую систему-программу подготовки учащихся к ЕГЭ, которая будет начинаться с начального звена.
Проводить регулярную корректировку КТП, планов работы по подготовке к ЕГЭ по результатам диагностических и контрольных работ.
Администрации школы усилить контроль за проведением уроков учителей и занятиями во второй половине дня, где проводиться подготовка к итоговой аттестации.
Практиковать репетиционные работы в форме ЕГЭ в рамках промежуточной аттестации в различных классах с учетом возрастных особенностей учащихся.
Способствовать формированию положительных мотивационных установок у учащихся и родителей к Единому экзамену.
Обращаться за консультациями и помощью к психологу.
Проблемы.
Недостаточный уровень:
положительной учебной мотивации;
реального текущего контроля, системы выявления и ликвидации пробелов в осваиваемых предметных компетенций со стороны учителей-предметников (предметы по выбору);
освоения программного материала старшеклассниками.
Перспективы развития.
Необходимо:
учителям-предметникам провести детальный анализ выполнения экзаменационных заданий; учитывать в дальнейшей работе выявленные типичные ошибки выполнения КИМ участниками ГИА-2020 с различным уровнем подготовки и индивидуальные образовательные запросы и возможности различных целевых групп учащихся;
руководителям школьных методических объединений обсудить на заседаниях результаты ГИА-2020; выявить проблемы преподавания отдельных элементов содержания предметов; спланировать работу по устранению типичных ошибок учащихся;
администрации школы выявить объективные причины проблем образовательного процесса и разработать конкретную систему мер по оказанию методической помощи учителям-предметникам, учащиеся которых показали низкие результаты на ГИА-2020, разработать план подготовки к ГИА-2021 с учетом результата анализа ГИА-2020; усилить контроль за качество подготовки к ГИА по программам основного общего образования; рекомендовать учителям, имеющим высокие результаты, обобщать и распространять положительный опыт подготовки к ГИА.
Рекомендации:
подготовку к ЕГЭ начинать с разъяснительной беседы, ориентирующей на адекватный выбор конкретного предмета. Информировать учащихся и их родителей о предназначении и требованиях ЕГЭ;
шире использовать тестовые задания, учитывать необходимость контроля не только усвоения элементов знаний, представленных в кодификаторе, но и проверки овладения учащимися основными умениями; использование графических способов выражения информации;
в начале изучения каждой из тем в 10-11 классах необходимо чётко выявлять степень усвоения тех опорных знаний по данной теме, которые должны были быть усвоены в основной школе. Самым оптимальным для этого является проведение стартового контроля, по результатам которого в каждом конкретном классе корректируется план изучения темы и ликвидируются пробелы;
по результатам диагностических работ на протяжении учебного года проводить подробный поэлементный анализ и отработку пробелов в знаниях учащихся 11 класса; после прохождения каждой темы компенсировать дефициты учебника заданиями в формате ЕГЭ, используя демоверсии, открытые фрагменты КИМ сайта ФИПИ и другие пособия, включенный в «Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345
Усилить эффективность подготовки учащихся 11 класса к государственной итоговой аттестации:
в период подготовки к итоговой аттестации 2020-2021 учебного года рекомендуется каждому учителю отразить в поурочных планах работу по подготовке к ЕГЭ;
организовывать учебный процесс с использованием активных форм обучения;
систематически использовать в работе с учащимися задания, которые требуют умений решать проблемные задачи, анализировать и интерпретировать оригинальные тексты, выражать и аргументировать собственные оценки и суждения, конкретизировать теоретические положения учебного курса, применять контекстные знания;
планомерно осуществлять мониторинг учебных достижений учащихся;
для улучшения успеваемости и качества обучения организовать индивидуальную работу со слабоуспевающими и сильными учащимися (предусмотренную учебным планом);
всем учителям рекомендовано проводить дополнительные занятия с учащимися «группы риска».
проводить с учащимися выпускных классов и их родителями работу по профилактике стрессового состояния.
оптимально сочетать изучение нового материала с повторением основных разделов, создавать ситуации «погружения» в предмет, при этом организуя системное повторение пройденного материала, особенно за курс основной школы;
тщательно планировать итоговое повторение в конце полугодия и года с учетом содержания КИМов ЕГЭ предшествующих лет;
серьезно анализировать нормативную документацию по проведению ЕГЭ: «Спецификации экзаменационных работ», «Кодификаторы», «Планы экзаменационных работ», «Демонстрационные варианты ЕГЭ»;
вести работу с учащимися по правильности заполнения экзаменационных бланков.
Заместитель директора по УВР Келехсаева А.С.