Анализ проведенной работы учителем-дефектологом Е.Н. Васильевой за I полугодие 2017-2018 учебного года
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа-интернат обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями»
Анализ проведенной работы учителем-дефектологом Е.Н.Васильевой за I полугодие 2017 – 2018 учебного года
Анализ проведенной работы Е.Н.Васильевой за I полугодие 2017 – 2018 учебного года
Поставленная цель: Развивая функциональную грамотность учащихся, качественно готовить учащихся и воспитывать их в духе патриотизма.
Проблема: С помощью развития функциональной грамотности прививать интерес учащихся к предмету русского языка, литературы.
Задачи:
1. В начале учебного года, выявив учащихся с хорошей и слабой успеваемостью, составить и утвердить план работы.
2. В целях повышения качества успеваемости и интереса к предметам, проводить уроки в новом формате.
3. В целях качественной подготовки учащихся к аттестации, составить, утвердить тематический план работы и проводить системную работу.
4. В целях совершенствования уровня самообразования пополнять методическую библиотеку,посещать семинары и курсы.
5. Внедрять элементы новой технологии, учитывая возрастной уровень учащихся.
6. Задействовать учащихся к участию в различных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах.
Нагрузка учителя на 2017 – 2018 учебный год
№ |
Сроки |
Предмет |
Классы |
Нагрузка |
1.
|
I полугодие |
Русский язык, Д и ТП
|
5, 10 |
5 ч |
2.
|
I полугодие |
Литература, чтение
|
5, 10 |
9 ч |
3.
|
I полугодие |
Музыка
|
5 |
1 ч |
4. |
I полугодие |
Биология, живой мир |
5 |
2 ч |
Анализ проделанной работы
ВШК. По плану работы по ВШК, заместителем директора по учебной работе были посещены следующие уроки:
- урок русского языка в 5 классе по теме: «Склонение имен существительных» (VIII вид)
- урок литературы в 5 классе по теме: «Басня как литературный жанр. А.И.Крылов». (VII вид)
- урок русского языка в 5 классе по теме: «Звуки и буквы. Произношение и правописание». (VII вид)
Сделанные выводы к проведению урока: во время урока чувствовалась взаимосвязь. Хотя темп проведения урока был на должном уровне, ученики не проявили должную активность на уроке. Поэтому учителю необходимо активизировать деятельность учащихся.
Работа учителя над самообразованием
тема: «Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС»;
- прохождение курсов повышения квалификации.
Работа со слабоуспевающими учащимися
По истечении первой четверти и проведения письменных проверочных работ, был составлен тематический план индивидуальной дополнительной работы для учащихся 5- ых классов.
Список слабоуспевающих (по программе VII вида)
№ |
ФИО учащихся |
Класс |
Классный руководитель |
|
Францев Даниил |
5 |
Васильева Е.Н. |
|
Лысенко андрей |
Список слабоуспевающих (по программе VIII вида )
№ |
ФИО учащихся |
Класс |
Классный руководитель |
|
Алалыкина Ксения |
5 |
Васильева Е.Н. |
|
Валяр Ангелина |
||
3. |
Князева Ярослава |
Выше перечисленные учащиеся обладают кратковременной памятью, быстрой утомляемостью, речевыми дефектами, были большие пробелы в начальной школе, слабая мотивация.
У всех детей в начале была проблема даже просто списать текст без каких-либо грамматических заданий. Францев Даниил не выполняет домашнее задание, в классе не выполняют даже тот объём работы, который предлагается им индивидуально. На уроках невнимательны, работоспособность очень низкая. С техникой чтения не справляются, Францев Даниил читает по слогам. Все, за исключением Лысенко Андрея, не запоминают прочитанный текст, чтение механическое. Пересказывать не умели, выделяют основную мысль текста с наводящими вопросами учителя.
Алалыкина Ксения, Валяр Ангелина не читают. С ними приходится заниматься индивидуально, по упрощенной программе. Сейчас они могут прочитать двусложные слова. По письму пока нет особых достижений с девочками.
Стараюсь вызывать почаще к доске, когда на уроке идет закрепление пройденного материала, т.к.повторив его в классе несколько раз они его в классе они его лучше запоминают.
Занимаясь с ребятами, я ставила перед собой цель: научить их использовать принципы орфографии и применять их на письме, различать части речи по всем признакам, развивать умение осознавать выученное правило и уметь применить его на письме.
Планирую организовать группы консультантов – помощников для работы со слабоуспевающими. Встречи и беседы с родителями, консультации для них, как помочь детям повысить успеваемость – это, я думаю, дает положительный эффект.
№ |
Содержание работы. |
Сроки выполнения |
Методы и приемы. |
Предполага- емый результат |
Реальный результат. |
1 |
Диагностировать и анализировать результаты обучения . |
В течение учебного года. |
Тестирование; диагностика; оповещение родителей ребенка об успеваемости ребенка, выставление предварительных отметок за четверть. |
Оказание своевременной помощи по ликвидации пробелов в выполнении программных требований по предмету. |
В течение первого полугодия родители присутствовали на родительских собраниях, получали инд. консультацию по организации занятий с ребенком. |
2 четверть |
В течение 1,2 четверти родители присутствовали на родительских собраниях, получали инд. консультацию по организации занятий с ребенком, были ознакомлены с результатами контрольных и проверочных работ, предварительными итогами 2 четверти. |
||||
2 |
Коррекционная работа с учащимися в течение урока |
В течение года |
Проговаривание, комментирование, систематическое повторение. Опрос по цепочке, программируемый опрос, взаимоопрос, щадящий опрос и другие |
Развитие памяти, усвоение алгоритма рассуждения при выполнении типовых заданий. |
|
3 |
Разработка опорных алгоритмов действий. |
В течение года. |
Иллюстративно – наглядные. |
Добиться умения работать над поставленной задачей, понимать алгоритм рассуждения. |
|
4 |
Отработка навыка чтения. |
В течение года.
|
Репродуктивные методы, коммуникативное творчество. |
Формирования умения самостоятельно работать по учебнику, с текстом заданий. |
|
2 четверть |
Формирование навыка чтения на удовлетворительном уровне, ответы , в основном – односложные. Отвечают только на «прямые» вопросы по условию задачи. Не все принимают участия в рассуждениях, анализах, обсуждениях. |
||||
5 |
Разнообразие тренировочных упражнений, организация дополнительных занятий. |
В течение года
|
Проблемно - поисковые, практические. |
Коррекция ЗУНов, ликвидация пробелов в знаниях. |
|
2 четверть |
В течение первого полугодия дети выполняли индивидуальные задания по карточкам, посещали дополнительные занятия в течение четверти (3 занятия). На каникулах проводились дополнительные инд. занятия со слабоуспевающими. |
||||
6 |
Учет состояния здоровья ребенка, взаимодействие с др. специалистами. |
В течение года |
Проведение динамических пауз; мед. профилактика. |
Соблюдать умственное напряжение и физическую нагрузку. Соблюдать санитарно - гигиенические требования к уроку. |
|
8 |
Проявление особого педагогического такта. |
В течение года. |
Беседы с учащимися. |
Повышение уровня учебной мотивации, развитие интереса к учебе, самостоятельности в работе, оказание педподдержки. |
Ученики понимают значения бесед с учителем, за свои неудачи переживают, работать на уроках стали активнее, Даниил уходит в себя часто. |
9 |
Взаимодействие с семьей. |
В течение года. |
Беседы, репродуктивные методы. |
Организация общих усилий семьи и школы в целях ликвидации пробелов в знаниях ребенка, определение путей коррекционной работы, метод. советы.
|
Занятия русским языком дома. Выполнение домашних заданий по чтению, литературе. Тексты на русском языке. Успеваемость. 22.12.2017 - Рекомендации по повышению успеваемости. Знакомство с результатами комплексной итоговой работы. План работы на зимние каникулы для учеников и родителей. |
2 четверть. |
С обучающимися выполняются почти все домашние задания, кроме чтения, литературы. |
||||
10 |
Взаимодействие с др. специалистами. |
В течение года |
Диагностика, тестирование, инд. занятия. |
Организация помощи детям со стороны логопеда и психолога. Развитие мыслительных операций. |
|
2 четверть |
По итогам диагностики за первую четверть выявлена низкая учебная мотивация у Францева Даниила, низкий уровень развития мыслительных процессов, низкий словарный запас у Валяр Ангелины, Алалыкиной Ксении, Князевой Ярославы. |
Рекомендации по результатам выполнения работ:
В целях повышения уровня подготовленности учащихся необходимо:
- добиваться прочного усвоения школьниками теоретического материала и умения применять теорию на практике;
- систематически осуществлять работу над ошибками;
- использовать в педагогической практике технологии, позволяющие обучать детей с учетом их индивидуальных особенностей;
- использовать современные подходы к разработке инструментария проверки, оценки, организации и проведению изучения учебных достижений учащихся;
- формировать общеучебные умения и навыки, умения применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Сравнительный анализ качества знаний по русскому языку и по чтению. литературе за Iи II четверти показал следующие результаты:
Сравнительный анализ качества знаний по русскому языку и чтению, литературе:
Рекомендации по результатам выполнения работ:
В целях повышения уровня подготовленности учащихся необходимо:
- добиваться прочного усвоения школьниками теоретического материала и умения применять теорию на практике;
- систематически осуществлять работу над ошибками;
- использовать в педагогической практике технологии, позволяющие обучать детей с учетом их индивидуальных особенностей;
- использовать современные подходы к разработке инструментария проверки, оценки, организации и проведению изучения учебных достижений учащихся;
- формировать общеучебные умения и навыки, умения применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Сравнительный анализ качества знаний по русскому языку и по чтению. литературе за Iи II четверти показал следующие результаты:
СОУ по русскому языку |
СОУ по чтению |
||
Iчетв. |
IIчетв |
Iчетв. |
IIчетв. |
12,5% |
12,5% |
12,5% |
25% |
СОУ по
Практически все учащиеся улучшили технику и качество чтения, но я и на будущее считают своей задачей развитие навыков чтения, привитие любви к книге. В целях ликвидации и предупреждения пробелов по составляющим техники чтения необходимо:
- регулярно проводить индивидуальный контроль за ходом формирования у учащихся технической стороны чтения;
- вести строгий учет пробелов, наглядно отражать динамику овладения учащимися приемов чтения;
- добиваться осуществления регулярного контроля за чтением учащихся дома, обсуждения прочитанного, а также оценке прочитанного самими учащимися;
- на уроках чтения больше внимания уделять применению различных приёмов и методик, способствующих повышению техники чтения: каждый урок необходимо начинать с речевой разминки (особенно для Ярославы Князевой), чтение слоговых таблиц хором и индивидуально, чтение по цепочке, по ролям, парами, выборочное чтение, а также работа над пословицами, поговорками и загадками, чтение и проговаривание чистоговорок, заучивание четверостиший, проведение физминуток со словами;
- большую роль в повышении эффективности обучения чтению играют дидактические игры и занимательные упражнения, которые можно проводить в начале урока, чтобы привлечь внимание к изучению нового материала; в середине урока, чтобы сменить вид работы и поднять интерес к изучаемой теме; в конце урока для закрепления пройденного материала.
Необходимость совершенствования педагогических знаний, появления новых стратегий обучения, внедрения школьных технологий требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации.
Программа деятельности на II полугодие
- Использовать на уроке различные виды опроса (устный, индивидуальный, письменный и т.д.) для объективности результата
- Регулярно и систематически опрашивать, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.
- Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки ответа, чтобы учащийся мог их устранять в дальнейшем)
- Учитель после первичного контроля ЗУН должен отрабатывать тему на уроке с учащимися, показавшими низкий результат, после чего можно проводить повторный контроль
- Учитель не должен опрашивать ученика или давать ему контрольную работу в первый день занятий ( после отсутствия в школе по болезни или уважительной причине)
- Учитель должен определить время , за которое учащийся должен освоить пропущенную тему, и в случае затруднения дать ему консультации.
- Учитель должен выставлять полученные учащимися неудовлетворительные оценки в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей.
- Учитель должен дать возможность учащимся сдать пройденный материал в виде проверочной работы или собеседования не менее чем за неделю до окончания четверти
- Учитель должен поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о понижении успеваемости учащегося
- Учитель не должен снижать оценку ученику за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия на ученика
Только при выполнении всех пунктов учитель имеет право выставить учащемуся за четверть неудовлетворительную оценку
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ УЧЕНИКУ НА УРОКЕ
Акценты в обучении |
|
В процессе контроля знаний учащихся |
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, опорными схемами, таблицами и др. Подбадривание, похвала, стимулирование оценкой |
В процессе контроля за усвоением знаний учащимися |
1. Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся затруднения. 2. Тщательно анализировать у систематизировать ошибки, работах, концентрировать внимание на их устранение. 3. Контролировать усвоение материала учениками. 4. По окончании изучения темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений, навыков учащихся, выявлять причины отставания. |
При изложении нового материала |
Поддерживать интерес к усвоению темы. Частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного Привлечение к высказыванию предложений при Обязательно проверять в ходе урока степень Стимулировать вопросы со стороны уч-ся при затруднениях в усвоении учебного материала. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал. |
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке. |
1. Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение из сложных заданий ряда простых. 2. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее, напоминание приема и способа выполнения. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. 3. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. 4. Стимулирование самостоятельных действий. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, систематическая проверка, исправление ошибок. 5. Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее Существенным разделам материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах. 6. Инструктировать о порядке выполнения работы. 7. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной заботе. 8. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. 9. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. |
При организации самостоятельной работы вне класса. |
Выбор для групп учащихся наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения заданий. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. Обеспечить для неуспевающих в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие затруднения. Систематически давать домашнее задание по работе над ошибками. Четко инструктировать уч-ся о порядке выполнения домашней работы, понимать степень понимания этих инструкций слабоуспевающими учащимися. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учащихся. |