Анализ психологического сопровождения учащихся «группы риска» 2010–2011 учебного года
Новосибирской области Рагулина Любовь Давыдовна
АНАЛИЗ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ «ГРУППЫ РИСКА»
2010 – 2011 УЧЕБНОГО ГОДА.
ОТ 25 АПРЕЛЯ 2011г.
В 2010-2011 учебном году «группу риска» составило 7 учащихся,
№ п/п |
ФИО учащегося |
Класс, программа |
Основание постановки |
1 |
2 общеобраз |
Пропуски уроков без уважительной причины. Слабая успеваемость. |
|
2 |
3 общеобраз |
Пропуски уроков без уважительной причины. Слабая подготовка к урокам. |
|
3 |
7 VII вид |
Пропуски без уважительных причин. Часто не готов к урокам. |
|
4 |
7 общеобраз |
Пропуски без уважительных причин. Слабая подготовка к урокам. |
|
5 |
7 VIII вид |
Слабый контроль со стороны родителей. |
|
6 |
9 общеобраз |
Низкая успеваемость. Пропуски без уважительных причин. |
|
7 |
10 общеобраз |
Низкая успеваемость. Пропуски без уважительных причин. |
которых можно распределить по следующим категориям:
Категории |
Критерии, по которым определяются учащиеся "группы риска" |
1. Медицинская |
Имеют хронические заболевания внутренних органов. |
2. Социальная |
Живут в малообеспеченной или неполной семье (проблемы адаптивные). |
3. Учебно-педагогическая |
Имеют стойкую неуспеваемость. Обучаются по специальной программе. Прогуливают, пропускают занятия без уважительной причины. |
4. Поведенческая |
Имеют стойкие нарушения поведения. Испытывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями. Имеют повышенную тревожность. |
Для работы с детьми данной категории определена основная цель:
создание психологического сопровождения детей «группы риска».
Задачи сопровождения:
Проведение диагностического минимума для
- выявления причин трудностей в обучении, поведении, самочувствии в школьных ситуациях,
- степени школьной мотивации, адаптации.
Организация мер и проведение мероприятий, направленных на психологическую поддержку ребенка по устранению, выявленных причин.
Согласно плану сопровождения в октябре 2010 году изучены трудности детей «группы риска».
1). Ученик 10 класса Ф.О. характеризуется
слабыми способностями управлять своей целенаправленной активностью, достигать намеченной цели;
неумением следить за ходом своей деятельности, изменениями ситуации, замечать свои ошибки, быть критичным к своим действиям.
Это выражается в том, что он, то завышает, то занижает свои способности по достижению конкретно поставленных целей.
Требования, предъявляемые педагогом, им не учитываются, что ведет к низкому уровню выполнения различных учебных заданий и возникновению тревожности при включении в любую деятельность.
Избегает препятствий, трудностей. Ему не хватает упорства, терпения, уверенности, произвольной активности.
При принятии решений он нуждаются в опоре, поддержке окружающих, в совете, одобрении.
Трудно адаптируется к новым ситуациям, новой системе обучения, к новым друзьям.
Ему свойственна крайне низкая социальная адаптивность, что является препятствием к самореализации, к самоорганизации в трудных жизненных обстоятельствах. Виталию сложно строить планы на будущее.
У него выражен повышенный уровень различных форм агрессивного поведения.
Ф.О. на 28% (анг. яз, технология, ОБЖ, география) уроках испытывает эмоциональный дискомфорт. Считает, что 59% учителей – предметников (алгебра, анг яз, физкультура, технология, информатика, ОБЖ, МХК, геометрия, ТПК) относятся к нему безразлично, негативно.
Понимает, что учеба ему необходима для того, чтобы стать образованным,
подготовиться к будущей профессии. Ему нравиться узнавать новое, любит мыслить, думать, соображать. На уроках ему интересно. Считает, что школа по-настоящему готовит его к самостоятельной жизни.
2). Ученик 9 класса Ф.О. характеризуется
недостаточным уровнем развития личностной саморегуляции,
слабостью процесса планирования деятельности,
низким уровнем волевых качеств, самоконтроля,
неумением соотносить самооценку с реальными возможностями.
Он с трудом включается в учебную ситуацию, не оперативен при изменении требований, предъявляемых педагогом, не замечает своих ошибок, некритичен к своим действиям, что ведет к низкому уровню выполнения различных учебных заданий, снижению успешности.
На 25% (история, общество, черчение, анг яз.) чувствует себя не комфортно. Думает, что 38% (рус. яз, история, обществознание, история Сибири, анг. яз, информатика) учителей относятся к нему равнодушно, безразлично.
Мотивы учебной деятельности разнообразны. Учиться и потому что, заставляют родители, и потому что, видит необходимость стать образованным, подготовиться к будущей профессии. На уроках интересно, стремиться узнавать новое.
Ему присуща косвенная агрессия и раздражение, бесконфликтность, что не позволяет быть упорным в достижении своих целей и отстаивании жизненной позиции.
3). У ученика 7 класса Ф.О., выявлены следущие проблемы:
низкий уровень автономности, развития социальных качеств,
заниженная самооценка,
страх самовыражения, негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей,
повышенный уровень тревожности в ситуациях общения.
Мальчик испытывает эмоциональный дискомфорт, нейтрально - негативное отношение к 40% предметов, внеурочным делам (рус. яз, алгебра, география, анг. яз, информатика, классные часы). Думает, что 13% учителей (технология, анг. язык) относятся к нему негативно.
4). Ф.О. , ученика 7 класса, характеризует
слабое развитие мотивации обучения,
подростковый инфальтивизм,
низкий уровень автономности, социальной активности, нравственной воспитанности,
недостаточность поведенческой саморегуляции,
повышенный уровень тревожности в ситуациях межличностного общения.
К 13% (2) изучаемых предметов (география, анг. яз) ребенок не проявляет интереса, испытывает дискомфортное состояние. Не чувствует эмоционального принятия себя 20% учителей (литература, трудовое обучение, анг. язык).
5). Ученик 7 класса Ф.О. имеет проблемы, связанные
со здоровьем,
социальной адаптированности, автономности, самостоятельностью,
общением со сверстниками.
Он не проявляет интереса к 29% учебным предметам и школьным мероприятиям (рус. яз, алгебра, история, классные часы), чувствует себя дискомфортно в данных ситуациях. Считает, что 50% учителей безразличны к нему (литература, география, биология, история, музыка, трудовое обучение, классный час).
6). Ученик 3 класса Ф.О. характеризуется
слабой концентрацией и устойчивостью внимания, произвольной деятельности, слухового восприятия,
неорганизованным поведением,
неустойчивостью интереса к учебной деятельности.
7). Ф.О., ученик 2 класса, испытывает проблемы в обучении, которые объясняются недостаточным уровнем развития
произвольности психических процессов, познавательной деятельности, умственной работоспособности, сенсорных эталонов, общего интеллекта, слухового восприятия,
недостаточностью формирования приемов самоконтроля, волевых качеств, школьной мотивации,
что влияет на успешность учебной деятельности.
Возможные причины, выявленных трудностей (низкая мотивация учебной деятельности, слабый самоконтроль действий, недостаточность волевых качеств):
социально-педагогические условия развития (характер и стиль общения в семье, особенности речевого развития семьи, особенности стиля семейного воспитания),
особенности нервной системы (инертный и слабый типы нервной системы),
состояние здоровья,
несформированность приемов учебной деятельности,
недостаточная степень нравственной воспитанности, волевых качеств, произвольности функций,
повышенный уровень тревожности в учебных ситуациях.
Основным направлением работы с данной группой детей выбрано консультирование, которое позволяет не только выявить проблему, но и проанализировать выявленные трудности, а также решить конкретную проблему, провести коррекцию.
Формы психологического сопровождения:
I: младшее звено - коррекционные и развивающие занятия, индивидуальные консультации;
II: среднее и старшее - обучающие встречи, индивидуальные беседы.
I: В рамках работы с детьми «группы коррекции» начальной школы с частотой 1 раз в неделю проводятся развивающие занятия по программе «Развитие когнитивных способностей ребенка», которые посещают и дети 2, 3 класса «группы риска» Ф.О. и Ф.О. .
Основная цель занятий
создание действенных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся,
через
формирование у ребенка умение контролировать свою деятельность, позитивного настроя к познавательной деятельности,
развитие когнитивно – личностных параметров, способствующие самостоятельному осмыслению и систематизации приобретаемых школьниками учебных знаний, собственного поведения,
повышение мотивации к обучению, рефлексии учащихся.
На занятиях специально для этих детей предложены темы для обсуждения:
«Что такое трудолюбие»,
«Как развивать свои способности»,
«Учимся общаться»,
«Стыдно быть ленивым»,
«Мои достижения»,
«Учимся быть здоровыми»,
«Как стать успешным».
Даны рекомендации по
формированию своего личностного «Я»;
организации времени, созданию плана нужных дел,
гигиене зрения,
развитию навыков по преодолению трудностей,
повышению уверенности в себе;
закаливанию организма,
ориентации на позитивные отношения между окружающими людьми.
II: В рамках предпрофильной подготовки и индивидуальных бесед (17 часов) (Ф.О.), специально организованных занятий (работа с детьми ОВЗ, 34 часа) (Ф.О.), групповых и индивидуальных встречах для остальных учащихся (Ф.О.) (1 раз в четверть) рассмотрены следующие темы:
«Самооценка и перспектива жизни»,
«Искусство каждодневного общения»,
«Что значит учиться мыслить»,
«Возможности человеческой памяти»,
«Как развивать свои способности»,
«Правила делового общения»,
«Опасность употребления ПАВ»,
«Что значит быть личностью»
Ребятам предложены памятки:
«Способы развития адекватной самооценки»,
«Пути преодоления агрессивности»,
«Развитие навыков принятия и исполнения решения»,
«15 шагов развития уверенности в себе»,
«Простые правила общения»,
«Приемы развития саморегуляции»,
«Как добиться жизненного успеха»
При индивидуальном консультировании даны рекомендации по умению
извлекать уроки из конфликтных ситуаций,
контролировать свои эмоции,
осознавать важность обучения для определения будущей профессии,
развивать навыки конструктивного взаимодействия,
адекватную самооценку.
Завершающий этап работы с данной группы детей при повторной диагностике, проведенный в апреле 2011 учебном году, позволил выявить некоторую положительную динамику по вопросам разрешения проблем.
1). Ф.О.
снизился уровень агрессивности,
повысился показатель самоконтроля, ответственного отношения к посещению занятий.
2). Ф.О.
повысился уровень волевых качеств, самоконтроля,
самокритичности, адекватность самооценки.
3). Ф.О.
возрос уровень социальной активности,
снизилась тревожность,
повысился уровень познавательных мотивов.
4). Ф.О.
возрос показатель поведенческой регуляции,
социальной и познавательной активности,
межличностного общения.
5). Ф.О.
повысился показатель интереса к предметам.
6). Ф.О.
возрос уровень произвольности деятельности, внимания,
поведенческого самоконтроля,
школьной мотивации (целенаправленность и осознанность учения, учебно-познавательная активность).
7). Ф.О.
незначительно увеличился уровень познавательных функций,
мотивации к школьной жизни.
Таким образом, положительная динамика в изменении отношения к учению выразилась через принятие ответственности за будущие перспективы, развитие рефлексии, уверенности, самоконтроля.
В дальнейшем необходимо активизировать в течение учебного года тесное сотрудничество с классными руководителями по
совместному взаимодействию работы с детьми по их проблемам,
сотрудничеству с родителями по вопросам адаптации детей, нравственной воспитанности, важности приобретения школьных знаний, контроля школьной дисциплины,
консультированию с администрацией по возникшим трудностям.
25.04.2011.г. Психолог ________________/ Л.Д. Рагулина/