Анализ результатов государственной итоговой аттестации выпускников 2017 года МОУ Давыдовская СШ в форме основного государственного экзамена
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ 2017 ГОДА МОУ ДАВЫДОВСКАЯ СШ В ФОРМЕ ОСНОВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
Экзаменационная работа состояла из трех модулей: «Алгебра» — задания № 1 — № 8 и № 21 — № 23, «Геометрия» — задания № 9 — № 13 и № 24 — № 26, «Реальная математика» — задания № 14 — № 20. Представленные модули составляли две части экзаменационной работы.
Часть 1: модуль «Алгебра» — 3 задания с выбором ответа, 4 задания с кратким ответом, 1 задание на соотнесение — всего 8 заданий; модуль «Геометрия» — 1 задание с выбором ответа, 4 задания с кратким ответом — всего 5 заданий; модуль «Реальная математика» — 2 задания с выбором ответа, 5 заданий с кратким ответом — всего 7 заданий. Всего заданий первой части 20. Часть 2: модули «Алгебра» и «Геометрия» — по 2 задания повышенного уровня и 1 заданию высокого уровня, от простых до сложных, показывающих свободное владение изученным материалом и уровень математической культуры выпускников основной школы. Задачи, представленные во второй части работы, предполагали различные способы решения (часто нестандартные и не изучаемые в рамках курса математики основной школы).
Решаемость заданий базовой части модуля «Алгебра» ОГЭ (в %)
№задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Итого |
2017г |
100 |
100 |
78 |
78 |
100 |
100 |
89 |
78 |
90 |
№ задания |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Итого |
2017г |
89 |
89 |
89 |
89 |
89 |
89 |
Решаемость заданий базового уровня модуля «Реальная математика» ОГЭ (в %)
№задания |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Итого |
2017г |
100 |
89 |
100 |
89 |
78 |
89 |
78 |
89 |
Решаемость заданий повышенного уровня сложности ОГЭ (в %)
№ задания |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
2017г |
22 |
22 |
0 |
22 |
22 |
11 |
Выводы по выполнению экзаменационной работы
Всего: 9 чел. На "5": 3 чел. На "4": 5 чел. На "3": 1 чел. На "2": 0 чел.
Успеваемость: 100,0% Качество: 88,9% СОУ: 72,9% Средний балл: 4,2 Коэф. знаний: 77,8%
Анализ результатов экзаменационной работы показал достаточный уровень владения фактическим материалом по предмету за курс основной школы выпускниками 2017 года. Недостаток вычислительной культуры и культуры письма (грамотно сформулировать свою мысль в письменном виде, небрежность в оформлении), неумение использовать приемы контроля и самоконтроля плохо способствуют получению более высоких результатов за выполненную работу, особенно за ее вторую часть у всех категорий выпускников. По-прежнему, выпускники при ре- шении заданий второй части показывают фрагментарные знания по изученному материалу, отвечают на вопрос задачи напрямую, не используя требуемых в соответствии с критериями оценивания доказательных фактов и обязательных пояснений к решению. Так, при решении текстовой задачи на движение в записи решения присутствует только уравнение, нет обоснованного и полного решения дробно-рационального уравнения, нет ответа на поставленный в задаче вопрос; при решении геометрических задач небрежно выполняется рисунок к задаче, хотя должен быть грамотный чертеж, реже используются несуществующие свойства фигур, при выполнении рисунка заданная фигура заменяется другой, не соответствующей условию задачи; при решении уравнения неверно выбираются или используются способы решения уравнений; при построении графика функции, заданной алгебраической дробью, неверно указывается область определения функции, что приводит к неверному построению графика функции и нахождению значений параметра. Это значит, что у части выпускников основной школы недостаточно сформировано умение анализировать ситуацию, не отработано в полной мере умение поиска способа решения ситуационной задачи, приемы по обобщению изученного материала и навыки их практического применения.
Рекомендации
▶ Подготовка к итоговой аттестации должна осуществляться на протяжении всего периода обучения в основной школе. Формирование предметных и метапредметных умений, а также и общеучебных навыков способствует развитию самостоятельной деятельности и ответственности за свои успехи каждым участником образовательного процесса.
▶ Особое внимание следует уделять формированию вычислительной культуры обучающихся еще в младших классах, продолжая непрерывно эту работу на протяжении всего периода обучения в основной школе.
▶ Необходимо методически грамотно составлять рабочие про- граммы по предмету, что позволит эффективно использовать учебное время, отведенное на изучение тем школьного курса, на организацию контроля знаний обучающихся, а также и на организацию коррекционной работы по предмету с различными группами учеников с учетом их индивидуальных и психолого-педагогических особенностей.
▶ Отбор учебного материала необходимо осуществлять с учетом его доступности для обучающихся, что должно способствовать более эффективному усвоению конкретных математических формул и правил, не нарушая при этом целостной картины изучаемых процессов и не выходя за рамки обязательного минимума содержания математического образования.
▶ Особое внимание учителя должно быть направлено на рациональное сочетание традиционных и интерактивных приемов и методов, используемых на уроке, и направленных на организацию самостоятельной деятельности каждого обучающегося. При этом непременным условием является проведение мероприятий по формированию навыков самоконтроля и самопроверки выполненных учеником заданий, что способствует повышению качества выполняемой работы.
▶ При планировании обобщающего и обогащающего повторения необходимо учесть уровень подготовки обучающихся и степень изученности основных тем курса математики. Отработку основных тем курса математики основной школы нужно организовать таким образом, чтобы сформировать высокую степень самостоятельности и ответственности каждого выпускника за результативность собственной учебной деятельности. Особое внимание уделять оформлению экзаменационной работы.