Анализ работы классного руководителя Кутч Натальи Ивановны по итогам I полугодия 2015-2016 учебного года
Воспитание в каждом ученике порядочности, трудолюбия, милосердия, гражданственности, толерантности, активной жизненной позиции, бережного отношения к природе, охрана культурного наследия – вот ведущие ценности, которыми я руководствуюсь в своей работе. Воспитание успешно, если оно системно. Поэтому в воспитательном процессе реализую следующие направления: нравственное и гражданско-правовое воспитание, художественно-эстетическое воспитание и познавательная деятельность, формирование положительных привычек и культуры поведения, трудовая деятельность, охрана жизни и здоровья, изучение правил безопасного поведения, организационно-педагогическая деятельность и изучение коллектива. Для реализации воспитательной программы, в соответствии с поставленными по каждому направлению целями, провожу разные мероприятия, особое внимание уделяю охране труда и технике безопасности.
В начале года ставились следующие цели воспитания:
Формирование физически и нравственно здоровой личности, свободной, образованной, культурной, готовой к дальнейшему развитию, самосовершенствованию и самореализации.
Формирование самостоятельной, думающей, ответственной личности, четко осознающей свои права и обязанности, способной реализовать себя и избранную им позицию в том или ином социальном пространстве.
Основные положения моей воспитательной системы:
1. Индивидуальный подход в воспитании.
С данным классным коллективом работаю второй год, дружный коллектив уже сформирован, я знаю особенности характера и развития каждого ребенка, его интересы. В нашем маленьком рабочем коллективе сложились добрые отношения, ребята понимают, доверяют, уважают друг друга и меня. Я рада, что они умеют видеть недостатки, признавать их и исправлять, мягко подсказывать друг другу. Увлекаю конечным результатом, стараюсь научить ребят быть творцами, а не только исполнителями, распределяя ответственных за то или иное дело, учитывая их силы и возможности. Советую, как лучше выполнить порученное дело, что для этого нужно узнать, где подобрать необходимый материал, как лучше сделать и помогаю при необходимости. Это даёт возможность каждому приобрести опыт общественной жизни и общения с людьми. Каждое происходящее событие в классе обсуждается, отмечаются реальные успехи и неудачи проведения мероприятий, не замалчиваются и недостатки.
2.Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией, специалистами школы.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта. Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Мое сотрудничество, как классного руководителя, и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Я использую в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с семьей, анкетирования, практикумы, разработка памяток, общение с коллегами по обмену опытом воспитания и др. Стилю общения с родителями придаю большое значение. Формы общения с родителями – диалог, сотрудничество, толерантность. Я строю отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь что бы расположить ребёнка к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей! Я привлекаю родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами.
Системность в работе.
В моей деятельности, как классного руководителя, форма воспитательной работы является той первичной клеточкой, из которой складываются будни и праздники нашей классной жизни. Конечно, невозможно найти ту форму, универсальную и годную на все случаи жизни с любым классным коллективом. Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы считаю классный час. Классный час является прямой формой моего общения с учениками. Провожу различные виды классных часов: классное собрание, воспитательный час, диспут, анкетирование, экскурсии, беседы, викторины и др. Мероприятия планирую совместно с учащимися, но иногда провожу экстренное собрание или заменяю форму проведения классного часа по каким- то причинам. Классный час - это форма воспитательной работы, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. Функции классного часа различные: просветительная, ориентирующая, направляющая, формирующая. Большое внимание мной уделяется воспитанию гражданственности и формированию гражданского самосознания, ведь по мнению психологов, подростковый возраст является наиболее значимым для формирования гражданского самосознания. Именно в подростковом возрасте появляется самопознание и самооценка. Серьезный участок деятельности классного руководителя - организация труда и нравственного воспитания учащихся. Ему необходимо продумывать систему трудовых дел и занятий своих учеников, начиная с работы по самообслуживанию и кончая приобщением к производственно-трудовой деятельности, а также включать их в общественно полезную работу. Участие в различных видах трудовой деятельности, если она правильно организуется, способствует формированию у учащихся нравственных качеств: стремления приносить пользу обществу и себе, дисциплинированности, товарищества, понимания своего долга и т.д. Но нравственно-трудовая деятельность классного руководителя имеет более широкие горизонты. В моём арсенале имеется система классных часов, целью которых является – воспитание нравственности. Обеспечение необходимого уровня физического развития и физической подготовленности через систему спортивной и физкультурно-оздоровительной работы: участие в городских и школьных спортивных мероприятиях, участие в общешкольных Днях здоровья, развитие семейных форм занятий физической культурой.
За I полугодие проведено много классных часов на нравственные темы, на тему укрепления и сохранения здоровья. С минутки безопасности, с правил поведения в школе начинается каждый школьный день. Проводится большая работа по предупреждению правонарушений с учащимися «группы риска», с опекаемыми семьями. В рамках школы в течение I полугодия проходили внеклассные мероприятия. Все мероприятия, проведённые для учащихся, способствовали сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных и творческих способностей учащихся, формировали эстетические вкусы, прививали навыки культуры общения, обогащали знания ребят.
Главной проблемой считаю проблему воспитания девиантных подростков (Д. Д, Г. В.). Девиации поведения проявляются в различных формах: использование нецензурной лексики, вовлечение в отрицательные мероприятия, сквернословие, курение, нежелание подчиняться требованиям педагогов и правилам школьной жизни. Подбираю различные формы, приёмы, методы воздействия на эту группу подростков: постоянная профилактическая беседа, тесная и работа с семьёй, с сотрудниками правоохранительных органов, взаимодействие с администрацией и специалистами школы, приглашение на психолого-педагогический консилиум. Видны небольшие положительные результаты: уважение и признание классного руководителя, адекватная реакция на замечания педагогов, некоторое изменение стиля поведения и общения подростков, осознание необходимости выполнения Устава ОУ, правил поведения и общения в обществе. Планирую продолжить активную работу по данному направлению во II полугодии.
Перспективная работа направлена на реализацию следующих задач:
Воспитание сознательного отношения к непрерывному физическому совершенствованию, воспитанию культуры психического здоровья.
Развитие интеллектуальных способностей учащихся через разнообразие форм образовательной и внеурочной деятельности.
Воспитание духовно-нравственных основ и толерантности, свободы и чувства собственного достоинства, культуры жизненного самоопределения.
Воспитание патриота и гражданина своей страны.
Работа с подростками «группы риска».
Свою работу оцениваю на достаточном уровне.
25.12.2015г. Классный руководитель Кутч Н.И.
Ивлиева Наталия Алексеевна
Кутч Наталья Ивановна
Ивлиева Наталия Алексеевна