Анализ работы НОО «МОЗГ: Молодость + Опыт = Законы + Гипотезы»

2
0
Материал опубликован 4 November 2021 в группе

Анализ работы НОО «МОЗГ: Молодость + Опыт = Законы + Гипотезы»

«Таганрогского педагогического лицея - интерната» за 2020-2021 учебный год.


Цель работы на 2019-2020 учебный год: «Обеспечить формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта.


Задачи методической работы:

совершенствование условия для реализации ФГОС основного образования (ООО) и создавать условия для поэтапного введения ФГОС общего образования (ООО) и среднего общего образования (СОО);

совершенствование методического уровня педагогов в овладении новыми образовательными технологиями, направленными на реализацию компетентностного подхода;

активизирование работы по выявлению и обобщению, распространению передового педагогического опыта творчески работающих педагогов;

совершенствование системы мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов;

обеспечение методического сопровождения работы с молодыми и вновь принятыми специалистами;

создание условий для самореализации обучающихся в образовательной деятельности и развития ключевых компетенций обучающихся.

развитие и совершенствование системы работы с детьми, имеющими выдающиеся способности;

развитие ключевых компетенций обучающихся на основе использования современных педагогических технологий и методов активного обучения;

развитие информационно-образовательной среды (ИОС) в лицее-интернате, открытой всем субъектам педагогической деятельности, направленной на обеспечение высокого уровня образовательного процесса;

расширение сферы использования информационных технологий, создание условий для раннего раскрытия интересов и склонностей обучающихся к учебно-исследовательской деятельности, для усвоения лицеистами исследовательских, проектировочных и экспериментальных умений;

формирование методической культуры педагогических работников как средства повышения качества образования через развитие ИОС;

автоматизация управленческих компетенций педагогов как средства повышения качества образования в условиях перехода на ФГОС.

Тема научного общества обучающихся в 2019- 2024 г.г.:

«Обеспечение формирования у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта.



Что сделано:

Учесть при планировании на 2021-2022 учебный год

1. Организационное заседание членов НОО «Организация деятельности НОО в наступившем году».

- t1636038104aa.gif что такое учебно – исследовательская и проектная работа (выступления лицеистов, которые успешно справились с исследовательской работой в прошедшем году), использование пирамиды Дилтса (модель логических уровней). Модель логических уровней описывает структуру организации живой системы, такой, как человек, фирма или общество. Её структура является универсальной и для групповой работы в НОО, и для индивидуальной с каждым исследователем.

Формирование каждого логического уровня в основном происходит снизу-вверх.

Мотивационное упражнение: продолжите фразу «Участие в НОО может помочь вам»...( решить проблему, сделать вас увереннее в…, потренировать навык ..., закрыть пробелы в знаниях, закрепить изученное или интегрировать изученное, повысить энергию, настроение, сблизить участников).[1]

Выборы и утверждение Совета НОО.

Интересные факты об учёных, о роли детей в науке, использование видеоролика «Детские открытия».

-формирование предметных секций НОО, определение области интересов: распределение по секциям.




Продолжить в следующем году.

Продолжить в следующем году, используя видеозапись лучших выступлений на НПК.

Продолжить в следующем году.

НАДО организовать: выбрать ред. коллегию НОО, чтобы организовать выпуск новостей и стенгазет НОО.

В этом году так и не получилось наладить работу ред.коллегии в силу того, что много внимания уделялось проектной деятельности 9-классников.


Хорошо вызывает отклик пирамида и мотивационное упражнение, надо использовать…

2. Заседание «Планирование научно-исследовательской деятельности»:

Мотивационное упражнение для развития смысловой сферы, разработанное доктором пед. наук С.В. Тетерским: предложили каждому ученику вспомнить 3 людей, которые его вдохновляют (знакомых ему лично, ныне здравствующих, ушедших или великих). Предложили начертить и заполнить такую табличку.

t1636038104ab.png

Это проективная техника, то есть техника, которая косвенным путем помогает больше понять личность. Что же все это значит?

t1636038104ac.png

Здесь работает закономерность: «Мы не можем заметить то, чем сами не являемся». Чаще ключ упражнения вызывает удивление, воодушевление, иногда скепсис. Но заставляет ребят задуматься о себе, своих качествах, устремлениях и будущей профессии. [1]

Было составлено как планирование для всей команды «МОЗГ», так и индивидуальные планы в двух экземплярах (для обучающегося и руководителя) с использованием коучингового подхода. Для этого весь процесс создания исследовательской работы был разбит на несколько этапов:

1. Этап определения (выбор предмета, руководителя и темы исследования).

2. Этап определения проблемы исследования.

3. Этап составления плана работы.

4. Этап обзора литературы.

5. Этап проведения исследования, эксперимента, формулировки выводов.

6. Этап оформления работы, проекта.

7. Этап подготовки презентации и доклада для защиты исследования.

8. Этап защиты проектных работ обучающихся 9-х классов; исследовательских работы лицеистов.

Пt1636038104ad.png о итогам НПК выяснилось, что не все ребята и их руководители пользовались этим планом, что могло стать одной из причин неправильной организации исследования во времени.


Необходимо продолжать использовать коучинговый подход для научения регулятивным УУД и их отработке, чтобы планирование могло функционировать.

Надо будет и дальше использовать индивидуальные планы на основе колеса успеха в трёх вариантах: для лицеиста, рук-ля и стенда НОО, постоянно отслеживать продвижение, динамику; попросить членов НОО приходить на заседания с планом (пусть будет, н-р, в дневнике).

Дневник исследования и проектирования необходимо сделать обязательным.



3. Персональные встречи, беседы с членами НОО для сохранения заинтересованности, чтобы обучающиеся поверили в свои силы завершить работу, для координации работы с руководителем проекта и исследования.

Были запланированы и проведены промежуточные заседания 1 раз в две-три недели, где лицеисты отчитывались о своей работе, которую проделали с руководителем. Это позволило отследить ребят, которые остались без помощи руководителей, а значит, вовремя организовать их взаимодействие с педагогом.

Не удалось использовать потенциал мини-заседаний с участием руководителей проектов и тех обучающихся, которые перестали по какой-то причине посещать заседания.

Эффективным стало взаимодействие: руководитель проекта –.> руководитель НОО -> обучающийся <- классный руководитель


Продолжить в следующем году.

Систематически отрабатывать колесо исследований на каждом этапе на мини-заседаниях (можно подобрать другую форму) с участием руководителей проектов и тех обучающихся, которые перестали по какой-то причине посещать заседания (при наличии таковых). Можно организовывать заседания по предметным секциям.

4. Открытый семинар «Поиск проблемы исследования»

Организатор: Уманец О.А.

Методическая помощь ребятам в определении направления своего исследования по выбранной теме. Все присутствующие были поделены на 2 группы, с одной работала Уманец О.А., с другой – студент ТИ им. А. П. Чехова Бутаев М., выпускник лицея – интерната, успешно принимавший участие в деятельности НОО.

Результат: некоторые изменили тему исследования, кто-то подкорректировал название, кто-то детализировал объект исследования и т.д.




11.11.2020г.

Ежегодно планировать с участием бывших лицеистов, ставшими студентами.

Использовать для выработки навыка поиска проблемы модель 3 «Дерево проблем» модель 4 «На что я влияю?» модель 5 «Технология CustDev» («Как делать подростовые проекты» Фоксфорд), а также разбирать основные ошибки этого этапа на примере предыдущих работ.

5. Семинар «Поиск информации интернете, работа с образовательными сайтами, проверка на уникальность».

Организаторы: Уманец О.А.

Был проведён обучающий семинар по выработке навыков работы с литературными источниками, сохраняя уникальность исследования.










02.12.2020г.

В следующем году планировать информационный семинар по проверке на уникальность и обучающий семинар по выработке навыков работы с литературными источниками, сохраняя уникальность исследования.

Приглашать для участия лицеистов, которые были успешны в создании уникальных работ: Никитину Е., Катанцеву Д., Петросянц А.

6. Обучающий семинар «Построение графиков и диаграмм в программе «Excel», их дизайн и использование в тексте работы и презентации».

Организаторы: Уманец О.А., Лиманская М.П.

По просьбам лицеистов было проведено 2 семинара на эту тему. Это дало хороший результат. Уровень оформления работ вырос. Кроме диаграмм и схем, ребята освоили новый для себя способ оформления содержания.

22.12.2020г, 12.01.21г.

Ежегодно проводить и делить участников на две группы.


7. Открытое заседание НОО «Оформление проектной и исследовательской работы». Были проработаны детально недостатки оформления работ предыдущего года, проработаны требования к оформлению, продемонстрирован вариант правильного оформления работы и презентации.




20.01.2021г..

Ежегодно проводить и привлекать опытных участников НОО, провести мастер-класс или работу в группах по оценке работ с использованием критериев оценивания оформления работ и презентаций на примере работ предыдущих лет.

8. Совещания – консультации «Участие в НПК: внешний вид, поведение, интеллектуальная активность и др.»

Организатор: Уманец О.А.




24.02.2021г.

Обязательное ежегодное заседание, желательно с участием педагогов – руководителей исследований, использовать видеозапись НПК 2021 для анализа и визуализации предполагаемых достижений

9. Проведение НПК по проектной деятельности 9х классов состоялось в марте на протяжении 4х дней, НПК по исследовательским работам состоялась в новом формате в течении одного дня. Для обучающихся, которые болели на момент защиты, были организованы дополнительные дни защиты: в день НПК исследовательских работ и 17.05.2021г. В дополнительные дни были заслушаны работы обучающихся, проекты которых не прошли проверку на уникальность, а также не были готовы к основному периоду защиты. Основной причиной неуспешности детей считаю отсутствие ответственного подхода и недостаточная профессиональная компетенция педагогов-руководителей проектных работ Филиппского А. Л. и Мишнёва А. К.

Продолжить в следующем году. Для обучающихся 10х классов определить срок защиты проекта или исследования в 11 классе, ориентировочно в январе 2022.

10. Участие обучающихся в XLVI весенней открытой научно-практической конференции Донской академии наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова в онлайн – формате:

Галицкая Н. (р-ль Насонова Н. В.) – 2 место, Чуйков М. (Пивень Ю. А.) – 3 место, Рыбалкина С. (Р-ль Дьяконова И. Н.) – 1 место (заочно), участники: Катанцева Д (р-ль Уманец О. А.), Меркушев Я. (р-ль Уманец О. А.), Мироненко Ю. (р-ль Уманец О. А.), Пирожкова А. (р-ль Грищенко Л. М.), Федина М. (р-ль Дедушкина А.А.).

Направить для участия в областной НПК ДАНЮИ работы обучающихся, которые рекомендованы для участия по итогам защиты.

11. Участие в городской НПК ТИ им. А. П. Чехова:

Рыбалкина С. (Р-ль Дьяконова И. Н.) – 1 место

Катанцева Д (р-ль Уманец О. А.) – 1 место

Галицкая Н. (р-ль Насонова Н. В.) – 1 место

Федина М. (р-ль Дедушкина А.А.) - участник.

Направить для участия в в следующем году работы обучающихся, которые рекомендованы для участия по итогам защиты 2020-2021.

12. Участие в других НПК:

- городская НПК с международным участием в Санкт-Петербурге: участник Мироненко Юлия (р-ль Уманец О. А.) -участник. (27.11.2020);

- международная НПК РГТУ в Ростове-на-Дону:

Галицкая Н. (р-ль Насонова Н. В.) – 2 место; Федина М. (р-ль Дедушкина А.А.) - участник;

- областной дистанционный конкурс «Космонавтика», посвященного 60-летию полета в космос Ю.А. Гагарина:

Катанцева Д (р-ль Уманец О. А.) – 3 место, Меркушев Я. (р-ль Уманец О. А.) – участник;

- всероссийский конкурс проектных работ «Гениальные мысли» NANO- XV нанотехнологии – прорыв в будущее: Катанцева Д (р-ль Уманец О. А.) – участник, Мироненко Ю. (р-ль Уманец О. А.) – участник, Расцветаева К. (р-ль Уманец О. А.) – участник, Кожевникова М. (р-ль Лободенко О.А.) – участник.; Никитина Е. (рук-ль Жиляева, И. В.) – участник.

- XXII международная конференция научно-технических работ школьников «Старт в Науку»: Катанцева Д (р-ль Уманец О. А.) – участник, Меркушев Я. (р-ль Уманец О. А.) – участник.

Обязательно участвовать в следующем году.

13. Заседание членов НОО «Об итогах работы НОО. Подведение итогов». Для облегчения анализа и формирования мотивации было использовано упражнение «Составь историю об НПК» по предложенному маршруту, оt1636038104ae.png но направлено на анализ личных чувств и открытий обучающихся и может помочь в формировании дальнейшего пути личностного развития.

Организатор: Уманец О.А.



Ежегодно планировать. Можно совместить с заседанием «Ума - палата», т.е. две части: торжественная и развлекательная. Проводить на следующей неделе после НПК, пока не началась череда майских мероприятий.


Сотрудничество со школьной лигой Роснано


Впервые в 2020-2021 учебном году было организовано участие лицеистов и педагогов в мероприятиях Школьной лиги Роснано:

1. Участие в осеннем VII Фестивале STA – студий. Индивидуальные конкурсные работы «Мы – волонтёры науки» направили Архипенко К. (10б), Ефимова Н. (10И), Пирожкова А. (10И), руководитель работ Уманец О.А. За участие в конкурсе лицей был награждён печатным изданием в 3х томах.

2. Участие в зимней интеллектуальной онлайн-игре «Красиво атомы сложились». Были подготовлены 3 команды игроков:

10Б «Биоритмы»:

Петросянц А. – капитан

Кайстро В.

Архипенко К.

Савицкая М.

Тараненко М.

Козарез Д.

11Ф «Aurum»

Неклюдова В. – капитан

Хидешели С.

Балакина Д.

Белик И.

Цыганенко Е.

Ковалёв Д.

Чумаченко А.

Винников И.

Поважный А.

Клюев Н.

Красюков Д.

11 Б «Квантовые гиганты»

Меркушев Я – капитан

Мироненко Ю.

Колинько В.

Фадеева Е.

Сотникова Л.

Твердова Т.



3. X Всероссийская школьная неделя высоких технологий и технопредпринимательства (НВТиТ)

Срок проведения НВТиТ: 15 - 20 марта 2021 года.

НВТиТ включал разработку и реализацию учебных проектов, учебной исследовательской деятельности, программ дополнительного образования, ряда событий внеурочной активности обучающихся, связанных со знакомством и взаимодействием с миром высоких технологий.

В рамках недели прошли мероприятия на базе регионального ресурсного центра (МАОУ лицей 28, Таганрог) и на платформе "СТЭМФОРД" http://htweek.ru/enano/; уроки "под ключ" от партнеров: http://htweek.ru/lessons/2021/ .


Наименование

Количество педагогов

Количество обучающихся, класс

Мастер-класс для учителей биологии: «Современные технологии на страже здоровья человека»

Уманец. О.А.

-

Готовые уроки. «Как выбрать профессию в быстро меняющемся мире?»

Бондаренко М. В., Похилая О. П., Дедушкина А. А., Мищенко И. Н.

8а – 21, 10с – 15, 10ф – 18,

11б – 17. Всего: 71

Активные лицеисты: Чуйков Михаил, Соловьёв Дмитрий, Фадеева Екатерина, Евмушков Кирилл, Твердова Татьяна.

Занимательные опыты «Волшебство из НАНОчемодана»

Похилая О. П.

10 е классы – 25 чел.

Готовые уроки. «Изучение Земли из космоса, охрана окружающей среды и экологический мониторинг»

Димитренко Л. В.

11с класс – 11 чел.

Активные: Морозова Мария, Пеннер Эрика, Александр Сухомлин

Видеоконференция с руководителями It-кампаний региона «Моя будущая профессия- инженер»

Димитренко Л. В.

10Ф – 18 чел.

Видеоконференция «Я - будущий инженер»

Димитренко Л. В.

10Ф – 18 чел.

Saince Bar Hopping. Встречи – беседы с ведущими учёными.

Уманец О. А.

11б – 17 чел., 11и – 17 чел. Всего: 34 чел.

Активные: Кабарухина В., Лиховидов Денис, Мироненко Юлия, Меркушев Ярослав, Резникова Анастасия.

Вебинар «ДНК в действии: многофункциональная молекула» (Серия «Ключ в наномиры»)

Уманец О.А.

10б, 11б. Всего – 26 человек. Твердова Татьяна, Меркушев Ярослав.

Роботы в жизни человека

Дьяконова И. Н., Лиманская М. П., Бондаренко М. В.

10 ф, 11б, 10и. Всего: 37 человек

Онлайн-экскурсия Центр подготовки космонавтов

Бондаренко М. В., Похилая О. П., Уманец О. А.

10ф, 11б, 10б. Всего 36 чел.

Литературная гостиная «Слово и космос» о художественном мире М. Лермонтова с подключением к МКС.

Насонова Н. В.

10б – 11 чел.

Готовые уроки. «География. Земля – наш космический адрес».

Павленко И. А.

8а – 20 чел.

Готовые уроки «Естествознание. Космический урок 2.0. Перезагрузка»

Уманец О. А.

11с – 15 чел.

Готовые уроки. «Наводим порядок или основы классификации растений»

Уманец О. А.

10б, 11б. Всего 20 чел.

Гладкова Елена, Резникова Анастасия, Благодарная Наталья, Мироненко Юлия, Меркушев Ярослав, Колинько Валерия, Иванова Полина, Савицкая Марина, Кайстро Валерия, Петросянц Анна, Тараненко Михаил, Хорошко Злата, Архипенко Кирилл, Ступак Дарья, Алейникова Яна, Овчинникова София.

Готовые уроки. Урок – лаборатория «Во что одеты растения»

Уманец О. А.

Готовые уроки. «Токомашина» или Я – Фарадей!

Онискевич М. Ю.

9в – 18 чел.

Готовые уроки. «Электронные таблицы. Визуализация данных»

Лиманская М. П.

9а – 20 чел.

Видеоконференция «В поисках будущей профессии»

Павленко И. А.

9в – 18 чел

Занимательная викторина «Наномиры»

Юнусова Н. А., Димитренко Л. В.

12 чел.

Призовые места: Филлипова Анастасия, Лысова Ирина, Орлова Александра, Соболевский Анатолий.



4. Участие в весеннем VIII Фестивале STA – студий. В период с 01.04.2021 – 23.04.2021 были достигнуты следующие результаты:

No

Наименование

Количество

1 «Открытая студия». Гостевой формат


Количество лицеистов 8-11 классов, принявших участие в Фестивале STA-студий:

Пивень Глеб – 8 кл

Дорохова Анастасия – 8 кл

Беспалова Алина – 8 кл

Ступак Екатерина – 8 кл

Шикунова Виктория – 8 кл

Катанцева Дарья – 9 кл

Сидельникова Анастасия – 9 кл

Архипенко Кирилл – 10 кл

Алейникова Яна – 10 кл

Ступак Дарья – 10 кл

Вилкова Анна – 10 кл

Ткачёва Валерия – 10 кл

Благодарная Наталья – 11 кл

Гладкова Елена – 11 кл

14

«Открытая студия». Гостевой формат

Отчёт

https://youtu.be/aNV95_Hc5FQ


Количество лицеистов 8-11 классов, принявших участие в Фестивале STA-студий в качестве волонтёров:

Петросянц Анна – 10 кл

Кайстро Валерия – 10 кл

Мироненко Юлия – 11 кл

Меркушев Ярослав – 11 кл

Резникова Анастасия – 11 кл

Твердова Татьяна – 11 кл

Колинько Валерия – 11 кл

7

Руководитель команды волонтёров

Уманец Ольга Алексеевна

1

Команда волонтёров награждена именными сертификатами, лицей награждён лабораторным модулем «История красок».


5. Летняя научная школа «Наноград.ДНК.2021». Срок проведения с 15 по 21 июня. Место проведения: г. Таганрог, МАОУ лицея № 28. Мероприятия: работа в мастерских, Корпорации «Граднано», лекции, спортивные мероприятия и вечерние события.

Участники-лицеисты, прошедшие отбор на смену: Беспалова А. (8а), Никитина Е. (9а), Катанцева Д. (9б), Архипенко К. (10б).

6. Заключено соглашение с лигой роснано на 2021-2022 учебный год.





В работе с педагогами было осуществлено следующее:

Что сделано:

Учесть при планировании на 2021-2022 учебный год

1. Выступление на августовском пед.совете по теме: «Анализ работы НОО за 2019-2020 учебный год. Основные направления деятельности НОО 2020-2021 учебном году». Были обсуждены все проблемные вопросы, выработаны совместные решения, которые были реализованы в течении года и особенно в работе лицейской НПК по проектной деятельности 9х классов. Было предложено распределить между всеми педагогическими работниками лицея-интерната, в том числе воспитателями, осуществление проектной и исследовательской деятельности среди обучающихся 9-10 классов, что было реализовано.

27.08.20

Продолжить в следующем году.

9. Разработка критериев оценивания проектных работ (в рамках заседания НМС).

Критерии оценивания предыдущего сезона решено было откорректировать с учётом опыта проведения предыдущей НПК. Изменения были внесены в положение, которое было доступно для ознакомления всем желающим на сайте лицея в разделе НОО, НПК.

Ноябрь 2020г. - Март 2021г.

Ввести критерии оценивания исследовательских работ такие же, как и для проектных работ.

Внести необходимые изменения в существующее Положение о проектной и исследовательской деятельности.

2. Методический семинар для руководителей проектной деятельности «Проектная деятельность обучающихся 9-10 классов с учётом перспективной модели ФГОС - 2021», методический семинар для руководителей исследовательской деятельности «Исследовательская деятельность обучающихся 9-10 классов с учётом перспективной модели ФГОС - 2021»

28-29.10. 2020г.

Запланировать серию методических семинаров:

- для педагогов, испытывающих трудности в организации проектной деятельности;

- для учителей, которые перешли на работу в лицей-интернат.

3. Персональные встречи, беседы с педагогами для сохранения заинтересованности, чтобы педагог владел информацией о выборе его учителем – консультантом, чтобы были возможности поддерживать положительную мотивацию самого педагога, а через него и обучающихся.








Октябрь 2020 – апрель 2021г.

Продолжить в следующем году на каникулах (осенних, зимних) планировать заседания с педагогами, которые уже работают с детьми для осуществления мониторинга степени готовности работ, взаимопомощи, мотивации педагогов и сохранении заинтересованных детей.

Регистрировать факт беседы/семинара и их основного содержания в отдельном журнале (продумать форму) с указанием даты и участников, темы встречи.

Впервые была проведена предзащита проектных работ обучающихся 9-10 классов.

9-15. марта 2021г.

Продолжить в следующем году.



Работу НОО «МОЗГ» считаю удовлетворительной.


Руководитель НОО _________________________/О.А. Уманец


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.