Анализ работы по самообразованию «Методы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения воспитанников в коррекционной школе»
Анализ работы по самообразованию
Тема: «Методы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения воспитанников в коррекционной школе»
2015-2016 учебный год
Воспитатель: Фирсова Светлана Геннадьевна
Алейская общеобразовательная школа
Работая над темой, в 2015-2016 учебном году оформила подборку методических рекомендаций по организации работы с девиантным поведением, изучила и систематизировала теоретический материал, который буду пополнять новыми знаниями, использовать в работе и делиться опытом своей работы.
Над данной темой работаю два года. Считаю её очень актуальной в работе с нашими детьми. Проблема отклонения в поведении - одна из центральных психолого-педагогических проблем.
В практике своей работы сталкиваюсь с такими проблемами как:
негативная реакция ребёнка на запреты и невыполнение его желаний; отсутствие игровых навыков и социально-приемлемых способов в общении; влияние теле - или видео - продукции, где присутствуют мотивы насилия; агрессивное, враждебное отношение детей к окружающему миру, близким людям.
В коррекционной работе стараюсь уделять больше внимания формированию круга интересов ребёнка в соответствии с его характером и способностями, умений организовать своё свободное время и проводить его с пользой для себя.
Приведу несколько способов поведения в конфликтной ситуации, которые я использую в работе:
- Уход от конфликта (например, переход на другую тему или же прерывание общения). Это не решение проблемы, а оттягивание развязки - таким способом можно выиграть время для принятия оптимального решения.
- Сглаживание конфликта (одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с предъявленными претензиями, но только на данный момент). Это тоже не решение проблемы, а попытка, прежде всего, успокоить ребёнка, а затем уже работаю с ним в индивидуальном порядке до выяснения всех обстоятельств, признания своей вины, наказания виновного и т.д.
-Компромисс (открытое обсуждение мнений, позиций, направленное на поиск наиболее удобного и приемлемого для обеих сторон решения).
Наиболее приемлемыми являются компромисс и в какой-то мере сглаживание. Уход от конфликта может демонстрировать либо психологическую слабость, либо равнодушие одной из сторон.
В этом году особое внимание уделяю формированию умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях, уметь правильно сгладить конфликт. Немало агрессивных поступков дети совершают в результате эмоционально напряжённых ситуаций.
Задача взрослого: снизить уровень агрессии. Типичные ошибки взрослых: угрожающий тон разговора, повышение голоса, насмешки и высмеивание, негативная оценка личности ребёнка, привлечение в конфликт посторонних людей, демонстрация власти - фразы: «Воспитатель всегда прав», «Будет так, как я сказала»,
проповеди и чтение морали, обобщения типа - «Ты как всегда…».
Один из способов снижения агрессии - установить с ребёнком обратную связь, используя при этом определённые приёмы: например, выразить собственные чувства по отношению к данному поступку («Мне не нравится, когда на меня кричат» или «Мне неприятно, когда со мной так разговаривают»), вскрыть мотивы агрессии («Ты хочешь меня обидеть?», напомнить о правилах («Мы же с тобой договорились…»), дать определение происходящему («Ты ведёшь себя грубо»).
Пытаясь решить проблему, следует проявить заинтересованность, доброжелательность и твёрдость, которые касаются именно конкретного поступка, а не личности в целом. Обсуждая поступок, лучше воздержаться от эмоциональных критических замечаний, которые вызовут у ребёнка раздражение и будут способствовать
уходу от решения проблемы. Вместо неэффективного чтения морали важно показать все возможные негативные последствия агрессивного поступка и обсудить способы разрешения ситуации.
В момент проявления агрессии не стоит анализировать причины поступка. Об этом следует задуматься, когда все успокоятся, однако и откладывать надолго решение вопроса не следует. Ребёнок очень тяжело переживает публичное осуждение и всячески старается его избежать. Плохая репутация и полученная негативная оценка в коллективе могут быть стимулом к проявлению дальнейшей агрессии. Далее в личной беседе дать ребёнку объективную оценку случившегося.
Показать ребёнку пример конструктивного поведения можно с помощью таких приёмов:
-внимательно выслушать ребёнка, предоставить ему возможность высказаться;
- обеспечить спокойную обстановку невербальными способами
(спокойная мимика и жестикуляция взрослого);
-признание чувств ребёнка («Я понимаю, тебе обидно…»);
- пауза, позволяющая ребёнку успокоиться и, конечно, чувство юмора.
В заключении хочется добавить, что агрессивным детям нужно уделять чуточку больше внимания, чем, обычным сверстникам. Такого ребёнка важно научить избавляться от накопившегося напряжения, правильно направить его энергию в нужное русло, в нужном направлении.
Цели и задачи коррекционной работы на 2016-2017 учебный год
Цель коррекционной работы:
- обучение детей приёмам общения, стимулирования развития их коммуникативной культуры;
- формирование умений конструктивно действовать в конфликтных ситуациях;
- формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.
Задачи коррекционной работы:
- Воспитывать и развивать в детях конкретные жизненно-необходимые навыки и умения;
- эффективно взаимодействовать и общаться;
-справляться со стрессом;
- делать выбор и принимать решения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации работы с детьми с девиантным поведением
Воспитатель: Фирсова Светлана Геннадьевна
Алейская общеобразовательная школа
2013 - 2018г.г.