Отчёт по самообразованию «Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения воспитанников коррекционной школы»

5
1
Материал опубликован 24 March 2016

Отклоняющееся (девиантное ) поведение большинства детей – вызов нашего времени. Число детей с отклонениями в поведении растёт. Отклонения поведения от нормы называют: аномальным, асоциальным, антисоциальным, девиантным, расстроенным, неправильным, искривлённым, испорченным.

Известные педагоги, психологи, которые занимались изучением этой проблемы: В.П.Кащенко, А.Е.Личко, В.Ф.Матвеева, И.И.Фелинский, А.С.Белкин, И.А.Невский, Б.Н.Алмазов, А.И.Долгова, В.Д.Ермаков, Д.И.Фельдштейн, Г.М.Миньковский.

Воспитание детей с отклонениями в поведении осуществляется в рамках единого педагогического процесса и направлено на формирование в ребёнке гуманистических, общечеловеческих ценностей, активной гражданской позиции, нравственно-положительных черт и качеств.

Основной целью педагога является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребёнка, помощь ему в успешном усвоении картины мира и адекватной интеграции в социум.

Виды и формы девиантного поведения.

1.Одна из распространённых вредных привычек у подростков – курение.

Курение отожествляется с мужественностью, независимостью, естественностью, красотой, сексуальностью, благополучием. Одна из причин распространения курения среди подростков заключается в примере взрослых, которым они подражают. И совсем обескураживающий тот факт, что эта пагубная привычка охватывает всё больше девочек.

2. В последнее время всё шире распространяется среди подростков пьянство.

Пиво сегодня рассматривается как обязательный атрибут культа развлечений, а сам ритуал пьянства как самоутверждение, самостоятельность, аппозиция и носит характер противопоставления себя окружающим.

3. Агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде.

Она проявляется в следующих формах:

- физическая агрессия (использование физической силы);

- косвенная агрессия (сплетни, злобные шутки, топанье ногами, битьё кулаком по столу и т. д.);

- склонность к раздражению – это готовность к раздражению при малейшем возбуждении, вспыльчивость, резкость, грубость;

- негативизм – оппозиционная мера поведения, от пассивного сопровождения до активной борьбы против установленных правил;

- обида – зависть и ненависть к окружающим, горечь;

- подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанное на убеждении, что окружающие намеренно причиняют вред;

- вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг) так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятие, ругань);

- угрызение совести, чувство вины (когда ребёнок убеждён, что он является плохим человеком, совершает неправильные поступки). В такой ситуации

идёт борьба между угрызением совести и личной убеждённостью.

4. Проявление вандализма.

Как правило, вандализм совершается сообща, в группе. Роль каждого в отдельности как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется.

5. К негативному явлению относится присвоение детьми чужих вещей. Оно вызвано их недостаточной этической воспитанностью, большой избалованностью или отсутствием возможности в приобретении чего-то.

6. Побеги, бродяжничество.

Было сделано много попыток классифицировать уходы по типам и мотивам.

Самый простой способ классификации – это разделение на две группы: ушедшие от кого-то или чего-то и ушедшие к кому-то или чему-то. Ушедшие от кого-то или чего-то не могли терпеть сложившуюся ситуацию, обстановку, в которой они живут. Ушедшие к кому-то или чему-то искали удовольствий, стремились туда, где ожидали полной свободы действий. Часто бродяжничество или бегство является реакцией на стрессовые ситуации в семье или школе.

7.Сексуальное отклонение.

Сексопатологи выделяют патологические (заболевания) и непатологические девиации, которые характеризуются отклонениями от социальных и моральных норм. Существует много типов сексуальных отклонений:

- гипермаскулинное поведение (пренебрежительное отношение к девочкам, садистские наклонности по отношению к ним);

- гиперфемининное поведение (мягкость, уступчивость, способность прощать цинизм, грубость как в отношении к девочке, так и в отношении к мальчику);

- транзиторный фетишизм (влечение, интерес к отдельным предметам или частям тела);

- подростковый нарциссизм (любование собой, половое влечение к собственному телу);

- эксгибиционизм (влечение к обнажению своего тела, особенно половых органов перед лицами противоположного пола);

- визионизм (влечение к подглядыванию за обнажёнными людьми);

- транзиторная зоофилия (сексуальное влечение к животным);

- гомосексуализм (влечение к лицам своего пола);

- педофилия (влечение к детям);

- мастурбация (искусственное стимулирование руками и достижение этим полового наслаждения (психический онанизм).

8. Страх и навязчивости.

Как правило, навязчивости возникают на фоне различных для ребёнка переживаний, а так же у боязливых, тревожных, мнительных детей.

9. Двигательная расторможенность.

(неусидчивость, обилие нецеленаправленных движений, буйная резвость, неспособность длительно концентрировать внимание, эмоциональная неустойчивость)

Такие подростки, как правило, нарушают дисциплину.

10. Патологическое фантазирование и хобби.

Такие дети отличаются образными фантазиями. Фантазии бывают садистского, эротического характера. Юноши бывают склонными к философическому мудрствованию (философическая интоксикация).

Она проявляется в поиске философской истины, построений своих концепций, своих взглядов на жизнь.

11. Нарушение «пищевого поведения».

Чаще отказ от приёма пищи бывает с целью обратить на себя внимание, добиться желаемой цели или реакция на ссору, разлуку, похудеть, исправить фигуру. Встречаются патологические пищевые нарушения, связанные с чрезмерным употреблением пищи.

12. Азартные игры.

Склонность к игре – реакция на неуспех в основной учебной или общественной деятельности, способность компенсировать неудачу в других сферах жизни.

13. Сквернословие.

Ответственность за воспитание культуры речи несёт, прежде всего, школа и семья.

14. Граффити.

Они выполняются всевозможными способами:

маркерами, краской, выцарапыванием и выбиванием на стенах.

Они содержат разнообразные сообщения, ругательства, изречения, рисунки, символы. Это влечёт порчу имущества, что само по себе является нарушением социальных запретов.

15. Крайняя фаза проявления девиации – суицид.

Этому способствуют многие факторы. Немаловажное значение при этом имеет такой фактор как состояние депрессии, стресс, галлюцинации и другие психические расстройства, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами.

Профилактика девиантного поведения детей.

Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается огромной силой. Отклонение в поведении – девиантное поведение является естественным условием развития человека, жизни всего общества.

Прежде чем корректировать отклоняющееся поведение воспитанников, необходимо в первую очередь разобраться в сущности происходящих общественных процессов, знать норму их патологического поведения, психологические факторы трудновоспитуемости, формы проявления нарушений поведения, возрастные особенности психики, основные причины появления «трудных» детей и подростков. Как не различны формы девиантного поведения, они все взаимосвязаны между собой.

«Легче предупредить болезнь, нежели её лечить» - неоднократно говорил М.Я. Мудров.

Профилактика – это единая система комплексных государственных, общественных, социально-экономических, медико-санитарных, психолого-педагогических и психологических мероприятий. Профилактической и коррекционной работе с детьми предшествует диагностический этап. Важно уяснить характер отклонений в нравственном развитии и поведении конкретного воспитанника, а также выявить истоки девиаций.

Диагностику следует строить так, чтобы получить разностороннюю информацию о развитии ребёнка: ценностная ориентация, сфера и формы самоутверждения (психологический аспект), отношение к учению, поведение в школе и вне её (педагогический аспект), социальные связи с ближайшим окружением. Получив диагностическую информацию, можно перейти к профилактической и коррекционной работе. Положительный опыт показал, что она должна иметь комплексный характер. Следует выделить общие условия, соблюдение которых необходимо по отношению ко всем детям, имеющим отклонения в поведении.

Отклонения в нравственном развитии и поведении не могут быть основанием для отрицательной оценки личности в целом, для проявления неуважения к ней.

Все дети нуждаются в самопознании и самоутверждении, внимании и уважении к себе как к личности, в активной деятельности, в общении. Однако эти потребности часто не удовлетворяются в достаточной степени. Отсюда и деформации в ценности их ориентации, и сужение социальных связей, и школьное неблагополучие детей. Поэтому педагогам при поддержке других специалистов важно сосредоточить своё внимание на решении следующих задач:

- побуждение детей к самопознанию и самовоспитанию;

- обеспечение условий для ориентации активности детей на деятельность преобразующего плана;

- создание условий для накопления воспитанниками позитивного опыта общения с окружающими.

Под воздействием всех этих факторов у ребёнка происходит становление образа своего «Я». Поэтому необходимо, чтобы ребёнок увидел свои достоинства, сильные стороны характера, оценил свои способности. Мало помочь ребёнку, его нужно поддержать. При этом очень важно, чтобы он ощутил сопереживание значимых для него людей, ему просто необходима их позитивная оценка, стимулирующая поддержка, вера в его возможности. («Ты можешь», «Ты способен», «У тебя всё получится») Для ребёнка, который зачастую не видит ласки в семье, очень значимы улыбка, сердечное слово педагога, одобрение пусть небольших достижений, заинтересованное внимание, помощь в определении новых задач.

Приёмы педагогического воздействия и коррекции.

В комплексе приёмов педагогического воздействия выделяются приёмы, задерживающие, тормозящие ход отрицательного развития личности воспитанников и созидающие, содействующие развитию положительных качеств личности, помогающие скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведение детей с отклонениями.

Созидающие приёмы:

- содействующие улучшению взаимоотношений между воспитанниками и педагогами ( проявление доброты, внимания и заботы, просьба, поощрение, прощение, поручительство);

- вовлекающие воспитанников в совершение морально ценных поступков (убеждение, доверие, моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы).

Тормозящие приёмы:

-в которых открыто проявляется власть педагога (констатация поступка, осуждение, наказание, приказание, предупреждение, проявление возмущения, выявление виновного);

- с открытым воздействием ( параллельное педагогическое действие, ласковый упрёк, намёк, мнимое безразличие, ирония);

Вспомогательные приёмы:

-Организуя и проводя воспитательно-коррекционную работу с детьми, используя методы и приёмы педагогического воздействия на них, необходимо учитывать тот факт, что коллектив может выступать как фактор и условие предупреждения отклоняющегося поведения подростка, как действенный компонент воздействия на личность.

Приёмы воздействия коллектива могут быть следующими:

- доверие (подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива);

- постепенное приучение к деятельности на общую пользу, поручения мотивируются их общей значимостью;

- поддержка коллективистических проявлений (поощрение и одобрение коллективом усилий подростка выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих);

-недоверие (коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело подростку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике);

- отклонение недобросовестного и некачественного выполнения работы (коллектив заставляет переделать работу, мотивируя более качественное её выполнение);

- обсуждение безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;

- переключение критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;

- включение подростка в коллективные общественные виды деятельности, где он должен проявить своё отношение к совместной коллективной деятельности, умение сотрудничать с одноклассниками;

- создание целевой установки (с подростком разрабатываются правила повседневной деятельности – начатое дело доводить до конца, не браться за множество дел сразу, качественно выполнять любую работу, анализировать ошибки);

- контрастность (от регулярных неудач в деятельности подводить подростка к первым значительным успехам в ней);

- стимулирование личного достоинства подростка, защита его самолюбия. ---- укрепление веры в успех, поддержка в трудной ситуации;

- требовательное доверие (подчёркивается неизбежность выполнения задания, укрепляется надежда на то, что он эту деятельность осилит);

- поощрение, похвала, побуждение к выполнению принятых решений, доброе участие.

Вывод:

Взвешенное сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных форм и видов внеурочной деятельности в коррекционно-педагогической работе с детьми с отклоняющимся поведением усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по коррекции девиантного поведения и формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.

Наша задача:

Создать такой психологический микроклимат, чтобы ребёнок с отклоняющимся поведением не чувствовал себя одиноким, непризнанным, неполноценным. Вступая в борьбу с недостатками в человеке, следует искать союзника в нём самом.

Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн писал: « Кто хочет исправить недостатки человека, должен искать его достижения, хотя бы потенциальные, те свойства его, которые могут быть обращены в достоинства при надлежащем направлении заключённых в нём сил».

 

Алейская общеобразовательная школа-интернат

Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения воспитанников коррекционной школы

Воспитатель: Фирсова Светлана Геннадьевна

2016 год

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. «Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением»

(психологическая диагностика, игровые технологии)

Из опыта работы

Издательство «Учитель»

Автор-составитель И.Н. Хоменко

2. «Коррекционно-развивающие занятия»

(комплекс мероприятий по развитию воображения, занятия по снижению детской агрессии)

Издательство «Учитель»

Составители: С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко

3. «Профилактика детской агрессивности»

(Теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа)

Издательство «Учитель»

Автор-составитель М. Ю. Михайлина

4. «Коррекция отклоняющегося поведения подростков»

Липина Светлана Ивановна – учитель математики

(из опыта работы передовых педагогов)

5. Научная работа кандидата педагогических наук Л. Н. Вавиловой

«Коррекция девиантного поведения воспитанников» 2016 год

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Возьму на заметку. Спасибо.

26 March 2016