Социальные нормы и отклоняющееся поведение
Социальные нормы и отклоняющееся поведение Подготовила: преподаватель Брезгунова В.М.
Цели урока: Воспитывать в студентах четкую гражданскую позицию, способствовать воспитанию культуры поведения учащихся, уважения к правам и обязанностям гражданина. Сформировать представление о социальных нормах, социальном контроле, правилах поведения в обществе, девиантном поведении. Развивать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
План урока: Социальные нормы. Социальный контроль. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Преступность.
Верно ли, что деятельность каждого человека контролируется обществом? Хорошо это или плохо? Существуют ли правила поведения для всех? Какой человек может стать преступником? Чем опасны алкоголь и наркотики?
Социальные нормы Социальные нормы – это правила, которые направляют поведение людей, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать.
Социальный контроль Социальный контроль – это целенаправленное воздействие общества на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности.
Реакция общества на поведение человека – это санкции, которые могут быть следующих видов: Позитивные; Негативные; Формальные; Неформальные.
Наряду с высшим контролем со стороны общества, группы, государства, других людей, важнейшее значение имеет внут-ренний контроль, или самоконтроль, в основе которого лежат нормы, обычаи, роли, усвоенные индивидом.
Самоконтроль — одно из важнейших условий самореализации личности, ее успешного взаимо-действия с другими людьми.
Отклоняющееся (девиантное) поведение Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся (девиантным) поведением. Такое поведение – это следствие неправильного развития личности.
Слабые формы отклоняющегося поведения: Оплошность; Обман; Грубость; Халатность. Сильные формы: Правонарушение; Преступление.
Преступность Это самое опасное проявление отклоняющегося поведения, наносящее наибольший ущерб обществу.
Какая преступность называется организованной? Каковы, по-вашему, наибо-лее действенные методы борьбы с преступностью?
Список использованных источников 1. Касьянов В.В. Обществознание: Учебное пособие для ссузов / В.В. Касьянов. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д:Феникс, 2007. – 416 с. 2. Кравченко А.И. Обществознание :Учебник для 10-11 классов. – 8-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2005. – 312 с. 3. Человек и общество. Обществознание : Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений : В 2 ч. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др. ; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой .— 8-е изд. — М. : Просвещение, 2013.