Семья и школа методы и формы работы в коррекционной школе
Семья и школа методы и формы работы в коррекционной школе
Семья – это одна из основных ценностей, признаваемых обществом во все времена. Данная ценность является непреходящей. Она никогда не утратит своей значимости, нужности, переходящей в необходимость. Ее не сможет заменить ни один социальный институт, каким бы совершенным он ни был.
Сегодня востребованы модели отношений семьи и школы, которые соответствуют новым жизненным реалиям, отвечают требованиям ФГОС и запросам общества.
Взаимодействие с родителями, другими членами семьи учащегося является особой сферой деятельности педагога, отвечающей современным реальностям. Взаимодействие с семьями учащихся является важным направлением деятельности школы, педагогов, других специалистов. В условиях внедрения новых ФГОС возрастает значимость взаимодействия семьи и школы, что связано: с ростом запросов родителей к качеству образования детей; развитием коммуникативных навыков, информационной культуры детей и взрослых; педагогическим сопровождением семейного воспитания, в котором нуждаются родители в связи с недостаточной компетентностью в вопросах воспитания; социальной и педагогической поддержкой детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; созданием условий для духовно-нравственного развития и воспитания. Для установления педагогической целесообразности взаимодействия семьи и школы, для определения условий его результативности, для выявления особенностей и проблем взаимодействия в условиях реализации новых ФГОС необходимо определить сущностные характеристики категории взаимодействия.
Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы коллектива, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Выстраивание сотруднических отношений между детьми, родителями, педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие и взаимоотношения взрослых в этом процессе.
В своей педагогической работе я использую следующие формы и методы взаимодействия:
Знакомство с родителями (на первом родительском собрании);
Посещение семей (так как работаю в коррекционной школе и детей в классе мало, то это вполне возможно);
Периодическое проведение родительских встреч на разные тематики;
Организация родительских собраний совместно с узкими специалистами нашей школы;
Приглашение на открытые уроки и коррекционно-развивающие занятия;
Регулярное оформление педагогического стенда для родителей и лиц их заменяющих – «Копилка полезных советов»;
Изготовление тематических буклетов;
Проведение опросов и анкетирований и др.
В своей работе стараюсь придерживаться следующих принципов работы с родителями обучающихся:
Доброжелательный и доверительный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями. В общении с родителями не допускается категоричность, требовательный тон.
Преемственность согласованных действий. Главный мотив взаимодействия родителей и педагогов.
Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и школы - доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.
Индивидуальный подход к каждой семье. Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого.
Сотрудничество – создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
Предварительная работа. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой реплик и высказываний.
Каждому педагогу пред встречей с родителями необходимо запомнить и выполнять несколько правил:
- начинать и заканчивать беседу с положительными и позитивными отзывами о ребенке;
- не выносить суждений о ребенке;
- не поучать родителей, а давать советы рекомендательного характера;
- не подсказывать решения и не навязывать собеседнику свою собственную точку зрения;
- не ставьте «диагноз»;
- не задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и педагогом;
- не разглашать «тайну»;
- не провоцировать конфликты между ребенком и родителем.
Важным моментом в предупреждении проблемных ситуаций является установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например, от других родителей, от детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к конфликтной ситуации