12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фирсова Светлана Геннадьевна2293
высшее образование, первая квалификационная категория
Россия, Алтайский край, Алейск
Материал размещён в группе «Работа с детьми в коррекционной школе»

Анализ работы по самообразованию

Тема: «Методы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения воспитанников в коррекционной школе»

2015-2016 учебный год

Воспитатель: Фирсова Светлана Геннадьевна

КГБОУ «Алейская общеобразовательная школа-интернат»


 

Работая над темой, в 2015-2016 учебном году оформила подборку методических рекомендаций по организации работы с девиантным поведением, изучила и систематизировала теоретический материал, который буду пополнять новыми знаниями, использовать в работе и делиться опытом своей работы.

Над данной темой работаю два года. Считаю её очень актуальной в работе с нашими детьми. Проблема отклонения в поведении - одна из центральных психолого-педагогических проблем.

В практике своей работы сталкиваюсь с такими проблемами как:

негативная реакция ребёнка на запреты и невыполнение его желаний; отсутствие игровых навыков и социально-приемлемых способов в общении; влияние теле- или видеопродукции, где присутствуют мотивы насилия; агрессивное, враждебное отношение детей к окружающему миру, близким людям.

В коррекционной работе стараюсь уделять больше внимания формированию круга интересов ребёнка в соответствии с его характером и способностями, умений организовать своё свободное время и проводить его с пользой для себя.

Приведу несколько способов поведения в конфликтной ситуации, которые я использую в работе:

- Уход от конфликта (например, переход на другую тему или же прерывание общения). Это не решение проблемы, а оттягивание развязки - таким способом можно выиграть время для принятия оптимального решения.

- Сглаживание конфликта (одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с предъявленными претензиями, но только на данный момент). Это тоже не решение проблемы, а попытка, прежде всего, успокоить ребёнка, а затем уже работаю с ним в индивидуальном порядке до выяснения всех обстоятельств, признания своей вины, наказания виновного и т.д.

- Компромисс (открытое обсуждение мнений, позиций, направленное на поиск наиболее удобного и приемлемого для обеих сторон решения).

Наиболее приемлемыми являются компромисс и в какой-то мере сглаживание. Уход от конфликта может демонстрировать либо психологическую слабость, либо равнодушие одной из сторон.

В этом году особое внимание уделяю формированию умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях, уметь правильно сгладить конфликт. Немало агрессивных поступков дети совершают в результате эмоционально напряжённых ситуаций.

Задача взрослого: снизить уровень агрессии. Типичные ошибки взрослых: угрожающий тон разговора, повышение голоса, насмешки и высмеивание, негативная оценка личности ребёнка, привлечение в конфликт посторонних людей, демонстрация власти - фразы: «Воспитатель всегда прав», «Будет так, как я сказала», проповеди и чтение морали, обобщения типа - «Ты как всегда…».

Один из способов снижения агрессии - установить с ребёнком обратную связь, используя при этом определённые приёмы: например, выразить собственные чувства по отношению к данному поступку («Мне не нравится, когда на меня кричат» или «Мне неприятно, когда со мной так разговаривают»), вскрыть мотивы агрессии («Ты хочешь меня обидеть?», напомнить о правилах («Мы же с тобой договорились…»), дать определение происходящему («Ты ведёшь себя грубо»).

Пытаясь решить проблему, следует проявить заинтересованность, доброжелательность и твёрдость, которые касаются именно конкретного поступка, а не личности в целом. Обсуждая поступок, лучше воздержаться от эмоциональных критических замечаний, которые вызовут у ребёнка раздражение и будут способствовать уходу от решения проблемы. Вместо неэффективного чтения морали важно показать все возможные негативные последствия агрессивного поступка и обсудить способы разрешения ситуации.

В момент проявления агрессии не стоит анализировать причины поступка. Об этом следует задуматься, когда все успокоятся, однако и откладывать надолго решение вопроса не следует. Ребёнок очень тяжело переживает публичное осуждение и всячески старается его избежать. Плохая репутация и полученная негативная оценка в коллективе могут быть стимулом к проявлению дальнейшей агрессии. Далее в личной беседе дать ребёнку объективную оценку случившегося.

Показать ребёнку пример конструктивного поведения можно с помощью таких приёмов:

-внимательно выслушать ребёнка, предоставить ему возможность высказаться;

- обеспечить спокойную обстановку невербальными способами

(спокойная мимика и жестикуляция взрослого);

-признание чувств ребёнка («Я понимаю, тебе обидно…»);

- пауза, позволяющая ребёнку успокоиться и, конечно, чувство юмора.

В заключении хочется добавить, что агрессивным детям нужно уделять чуточку больше внимания, чем, обычным сверстникам. Такого ребёнка важно научить избавляться от накопившегося напряжения, правильно направить его энергию в нужное русло, в нужном направлении.

Цели и задачи коррекционной работы на 2016-2017 учебный год

Цель коррекционной работы:

- обучение детей приёмам общения, стимулирования развития их коммуникативной культуры;

- формирование умений конструктивно действовать в конфликтных ситуациях;

- формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

Задачи коррекционной работы:

- Воспитывать и развивать в детях конкретные жизненно-необходимые навыки и умения;

- эффективно взаимодействовать и общаться;

-справляться со стрессом;

- делать выбор и принимать решения.

 

Опубликовано в группе «Работа с детьми в коррекционной школе»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.