Анализ результатов мониторинга усвоения программы по музыкальному воспитанию
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
мониторинга усвоения программы по музыкальному воспитанию в конце года воспитанниками МАДОУ «Детский сад №39» - филиал «Детский сад №25»
за 2017-2018 учебный год
Музыкальный руководитель: Фазлыева Н.З.
Мониторинг музыкального воспитания детей осуществлялся с помощью анализа проведенной начальной диагностики, которая проводилась путем наблюдения за детьми в процессе совместно-познавательной и свободно-игровой деятельности воспитанников.
Этапы работы:
1 этап диагностический: сбор информации по проблеме, проведение диагностики, изучение и анализ исследований в данной области.
2 этап практический: проведение занятий, индивидуальная работа с детьми по развитию творческих способностей, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.
3 этап обобщающий: итоговая диагностика музыкального развития детей, оценка результатов.
Диагностика уровня развития музыкальных способностей проводится 2 раза в год по следующим направлениям:
§ Слушание музыки
§ Пение
§ Музыкально-ритмические движения
§ Чувство ритма
§ Игра на музыкальных инструментах
В диагностическом исследовании приняли участие 115 воспитанников, из них:
- младшая группа – 21 детей;
- средняя группа – 20 детей;
- 1 старшая группа - 19 детей.
- 2 старшая группа - 15 детей.
- 3 старшая группа - 23 детей.
- подготовительная группа 17 детей
Методика оценки имеет трехуровневый подход:
· если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, уровень «высокий» - «3 балла»
· если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, с помощью взрослого, уровень «средний» - «2 балла»
Эти оценки отражают состояние нормы развития и освоения программы музыкального воспитания.
· если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной, ни в самостоятельной), ставится уровень «низкий» - «1 балл»
Общие показатели уровня музыкального развития детей в МАДОУ «Детский сад №39» - филиал «Детский сад №25» сентябрь 2017 г.
По результатам проведенной диагностики выявлено на начало учебного года: высокий 12 %, средний 44 %, низкий 44 %.
Для улучшения показателей «высокого уровня» развития музыкальных способностей детей к концу учебного года было усилено индивидуальная педагогическая работа с детьми с учетом выявленных проблем.
По результатам проведенной диагностики в конце учебного года показатели улучшились: высокий 60 %, средний 38,3%, низкий 1,7 %.
Данные диагностики показывают, что индивидуальная педагогическая работа с детьми дало положительный результат, но в конце года у некоторых
детей сохраняются определенные затруднения в разных видах музыкальной деятельности.
Высокие результаты можно отметить в разделе «Пение». Большинство детей поёт звонко, выразительно, без напряжения, правильно, чисто интонируя мелодию. Могут петь в хоре и сольно, с аккомпанементом и без него. Эти результаты достигнуты благодаря постепенной и систематической работе над развитием певческих навыков.
Относительно хорошие показатели усвоения программного материала отмечаются в разделе «Игра на детских музыкальных инструментах». Дети любят этот вид музыкальной деятельности и с удовольствием играют на разных инструментах в свободное от занятий время.
Наименьшая динамика прослеживается в разделе «Слушание музыки». У детей повысилась эмоциональная отзывчивость на музыку, появился более устойчивый интерес к ней, но не все дети внимательно слушают музыку до конца. Дети определяют контрастные настроения в музыке, динамические и тембровые оттенки, различают жанры в музыке, но не достаточно умеют высказываться о музыкальном произведении , подбирать соответствующие термины, сравнивать с другими произведениями. Следует в дальнейшей работе применять более эффективные игровые приемы, использовать большее количество наглядного материала (иллюстрации, игрушки), словесного (беседы, образные рассказы), делать более подробный анализ музыкальных произведений после прослушивания. А также целесообразно проводить дополнительные мероприятия по слушанию музыки вне занятий, давать рекомендации родителям и воспитателям групп: «Какую музыку слушать с детьми дома», «Какую музыку слушать с детьми в группе»и др.
Выводы (конец года)
1.Уровень музыкального развития детей групп к концу 2017-2018учебного года вырос по сравнению с показателями на начало года. Этому способствовало несколько факторов, таких, как: высокий профессионализм и творческий подход педагогов, их заинтересованность в достижении лучших результатов; систематизированные музыкальные занятия, досуги и праздники (реализация образовательной программы). Воспитанники детского сада успешно освоили программу музыкального воспитания.
2. Используя систематическую, планомерную работу с постепенным усложнением музыкального материала по развитию музыкальных способностей можно достичь положительной динамики.
3.Вовлекая в образовательный процесс не только педагогов, но и родителей совместными усилиями можно достичь положительных результатов не только в образовательном направлении, но и в эмоциональном, способствуя укреплению семейных взаимоотношений и дружеских отношений между коллегами.
4. Необходимо продолжать проводить индивидуальную работу с детьми по формированию, умений и навыков во всех видах детской музыкальной деятельности, а также совершенствовать и развивать творческие способности воспитанников. Во всех группах продолжать формировать интерес к музыке, закреплять вокальные умения, желание выполнять танцевальные движения.
Рекомендации:
Воспитателям и родителям рекомендуется петь больше песен с детьми дома и в группе, использовать музыкальные игры с пением, а также слушать музыкальные произведения в течение дня в группе. систематически закреплять материал занятия в группе. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, содействовать развитию интереса к музыке, развивать музыкально - сенсорные и двигательные способности детей. продолжать оснащать фонотеку группы ,музыкальный уголок музыкальными игрушками и дидактическими играми.
Продолжать проводить просветительскую работу с родителями.