Анализ результатов ОГЭ

1
0
Материал опубликован 30 January 2020

​​​​​​​t1580377888aa.gifАнализ результатов ГИА учащихся 9- классов МБОУ СШ № 37 г. Липецка


Анализ результатов ГИА учащихся 9-х классов


Одним из критериев эффективности учебного процесса являются результаты государственной итоговой аттестации. Основная задача, которую ставили перед собой учителя-предметники при подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников, это:

достижение минимального порога по русскому и математике и двум предметам по выбору и как следствие, получение аттестатов всеми выпускниками;

обеспечение качества подготовки к ОГЭ по предметам по выбору, обеспечивающее продолжение профильного образования после школы.

Для достижения этих задач были объединены усилия всего работающего педагогического состава, классных руководителей, администрации, родителей (законных представителей) учащихся. По всем предметам проводился систематический внутренний и внешний мониторинг с целью отслеживания результатов подготовки к ОГЭ и своевременного его корректирования.

Подготовка учащихся 9-х классов к ГИА началась в сентябре 2018г. Был проведен цикл родительских собраний, посвященных ГИА, на которых администрация, учителя-предметники подробно знакомили всех участников образовательного процесса с нормативными документами, определяющими процедуру проведения ГИА, требованиями к ЗУН по предметам. В школе были организованы платные курсы на которых учащиеся могли дополнительно заниматься подготовкой к ОГЭ (русский язык (Улыбышева И.Ю., Путилина С.Н., Пашенцева Л.Л.), математика (Иванова Л.В., Пономарева Н.В., Коршакова С.Н.), химия (Чуносова Т.А.), обществознание (Ермолова Н.Б.), физика (Ряднова С.А.), систематически проводили бесплатные консультации по информатике (Моисейкин А.В.), географии (Рязанцева Л.В.).

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования учащиеся 9- классов в количестве 81 приняли участие в государственной итоговой аттестации по 11 предметам в формате ОГЭ. Трое учащихся сдавали только 2 обязательных экзамена по русскому языку и математике (по медицинским показателям). К итоговой аттестации не были допущены учащихся 9Г класса Евсеев В., Тонких А.

Динамика выбора предметов выпускниками 9 классов за 3 года (%)

t1580377888ab.gif

Из представленной выше диаграммы видно, что Обществознание является самым популярным предметом по выбору для участников ГИА-9 с 2017 года. Однако, несмотря на сложившуюся тенденцию, в 2019 году доля участников, выбравших для сдачи обществознание сократилось на 23%. На втором и третьих местах расположились следующие предметы:

Информатика – доля учащихся, выбравших данный предмет увеличилась на 29%,

Химия – доля учащихся, выбравших данный предмет на 11% уменьшился по сравнению с 2018 годом.

География – доля учащихся. выбравших географию для сдачи ОГЭ уменьшился на 15% по сравнению с 2018 годом.

В 2019 году возросла доля участников ГИА , выбравших для сдачи ОГЭ предмет Физика на 8,2%.

Данные факты свидетельствуют о том, что в 2019 году участники подходили более осознанно к выбору предметов. Введение ФГОС в средней школе также способствовало выбору предметов, связанных с дальнейшей профилизацией образовательного маршрута учащихся.

Меньше всего участники выбирают предметы «узкой» направленности: Иностранный язык, Литература, История. ОГЭ по данным предметам сдавало от 1% до 4% выпускников 9-х классов.

В основные сроки сдаче ОГЭ 4 учащихся 9Д класса и 1 учащихся 9Э классов получили по одной неудовлетворительной отметке по предметам:

Математика – 2 уч-ся;

Химия – 1 уч-ся;

Обществознание – 2 уч-ся;

По результатам основных и дополнительных (июнь) сроков была сформирована таблица результатов сдачи ОГЭ. Из таблицы видено, что не преодолели минимальный порог при сдаче ОГЭ по предметам Математика, Биология и Обществознание. Неудовлетворительную отметку по этим трем предметам получила учащаяся 9Г класса Столбовая Г.

Результаты государственной (итоговой) аттестации

выпускников 9-х классов в 2018/2019 учебном году.

предмет

Кол-во сдав-х

% от числа выпускников

допущенных к ГИА

результаты экзамена

успеваемость

(%)

качество знаний

(%)

сред. балл

5

4

3

2

Русский язык

81

100

12

55

24

0

100

69,8

4,3

Математика

81

100

14

36

30

1

98,8

62

3,8

Информатика и ИКТ

30

37

11

16

3

0

100

90

4,3

Химия

26

32

5

5

16

0

100

38,5

3,6

Обществознание

46

56,8

0

19

26

1

97,8

41,3

3,4

География

19

23,5

2

5

12

0

100

36,8

3,5

Физика

18

22,2

1

10

7

0

100

61,1

3,7

Биология

11

13,6

1

7

2

1

90,9

72,7

3,7

Английский язык

3

3,7

1

2

0

0

100

100

4,3

История

3

3,7

0

1

2

0

100

33,3

3,3

Литература

1

1,2

0

1

0

0

100

100

4



Динамика среднего балла, полученного учащимися 9-х классов

по ОГЭ по предметам (за 3 года)

t1580377888ac.gif













Из диаграммы видно, что наблюдается рост среднего балла по предметам:

Русский язык (учителя Карелина И.А., Улыбышева И.Ю., Путилина С.Н., Крылова С.В., Левина М.Н., Пашенцева Л.Л.),

Математика (учителя Иванова Л.В., Аксенова О.А., Пономарева Н.В., Коршакова С.Н.),

Информатика (учитель Моисейкин А.В.),

Физика (учитель Ряднова С.А.),

Биология (учителя Животворева Л.И., Путилина Н.Ф.).

Необходимо отметить, что учителя, занимавшиеся подготовкой к ГИА учащихся 9В класса (класса коррекции) – Аксенова О.А., Крылова С.В., Рязанцева Л.В., Чуносова Т.А., Моисейкин А.В., выполнили поставленную задачу на 100%. Все учащиеся 9В класса получили аттестаты в основные сроки.

Незначительное снижение среднего балла произошло по предметам: Химия, Обществознание, Английский язык.

Наиболее низкие баллы по ОГЭ получили учащиеся, выбравшие предмет История. Это объясняется тем, что в течение учебного года в 9-х классах менялись преподаватели по истории и обществознанию по причине болезни, увольнения педагогов.

По результатам ОГЭ можно выделить учащихся, которые успешно сдали ОГЭ и получили более 18 баллов за 4 экзамена. Учащиеся 9А класса: Иваненко А., Камкин И., Меркулова Е., Митин М., Пахомова А., Полковникова М., Почивалин А.; 9Б класса: Бубнова Т., Пахомов Д., Сорокин Д., Стебенев П., Цепляева К.; 9Г класса: Борисова Е., Левина Е. Доля учащихся, набравших 18 и более баллов по результатам четырех ОГЭ составила 17, 3%.

Высокие баллы по результатам ОГЭ-2019

ФИО

Предмет

Баллы (макс.)

Полученные баллы

Почивалин Александр

Русский язык

39

38

Пахомов Дмитрий

Русский язык

39

37

Замятина Дарья

Русский язык

39

37

Стебенев Павел

Математика

32

26

Пахомов Дмитрий

Химия

34

32

Сорокин Дмитрий

Химия

34

33

Борисова Елена

Химия

34

33

Почивалин Александр

Информатика и ИКТ

22

21

Иваненко Артем

Информатика и ИКТ

22

21

Камкин Илья

Информатика и ИКТ

22

20

Гитиномагомедов Умар

Информатика и ИКТ

22

20

Пахомова Анастасия

Информатика и ИКТ

22

20

Стебенев Павел

Информатика и ИКТ

22

20

Бубнова Татьяна

Английский язык

70

66

Решетников Сергей

Физика

40

33

Борисова Елена

Биология

46

38

Ивкин Даниил

География

32

30

Цепляева Ксения

География

32

27

Из таблицы видно, что ни один учащийся 9-х классов не набрал максимального количества баллов, что свидетельствует о недостаточной работе учителей-предметников с высокомотивированными учащимися.

На достаточном уровне выполнены задания по предметам по результатам ОГЭ:

Предмет

Успешное выполнение заданий

Русский язык

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.

Словосочетания.

ИК1. Точно передали основное содержание прослушанного текста, отразив все важные компоненты для его восприятия.

Композиционная стройность сочинения.

Математика

Умение выполнять вычисления и преобразования, работать с

координатной прямой.

Умение анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, графиках. диаграммах.

Обществознание

Биологическое и социальное в человеке, личность, деятельность

человека и еѐ основные формы (труд, игра, учение) межличностные отношения.

Социальная структура общества, семья как малая группа, многообразие социальных ролей в подростковом возрасте, отклоняющееся поведение, социальный конфликт и пути его решения.

Биология

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной

картины мира, в практической деятельности людей.

Методы изучения живых объектов.

Биологический эксперимент.

Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.

Обмен веществ. Выделение. Покровы тела.

Влияние экологических факторов на организмы

Умение проводить множественный выбор

Химия

Умение применять алгоритмы к решению задач.

Знание основных свойств химических элементов.

Информатика

Умение анализировать информацию, представленную в виде схем.

Умение осуществлять поиск в готовой базе данных по сформулированному условию.

Оценка количественных параметров информационных процессов.

Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных

продуктов, услуг связи.

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, скорость передачи информации.

Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения.

География

У меть находить информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами.

Знать и понимать особенности населения России.

У меть выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений.

Уметь определять на карте географические координаты.

Физика

Владеют основным понятийным аппаратом школьного курса физики.

Умеют описывать и объяснять физические явления.

Умеют проводить косвенные измерения физических величин.

Понимают смысл использованных в тексте физических терминов.


Выявлены недостаточно освоенные темы и вопросы учебной программы:

Анализ типичных ошибок по предметам по результатам ОГЭ:


Предмет

Типичные ошибки

Русский язык

Соблюдение орфографических норм.

Соблюдение пунктуационных норм.

Соблюдение грамматических норм.

Соблюдение речевых норм.

Математика

Уравнения, неравенства и их системы.

Преобразование алгебраических выражений.

Планиметрические задачи с использованием синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0 до 180 градусов.

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами. Знать связь между параметрами квадрата и описанной окружности.

Обществознание

Сфера духовной культуры (задание на анализ двух суждений)

Экономика, еѐ роль в жизни общества, экон. системы и производство,

разделение труда и специализация, рынок

Экономическая сфера жизни общества (задание на анализ двух

суждений)

Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано на проверяемое умение.

Биология

Царство Растения.

Царство Животные.

Умение определять структуру объекта, выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого.

Умение оценивать правильность биологических суждений.

Умение проводить множественный выбор.

Умение определять последовательности биологических процессов,

явлений, объектов.

Умение определять энергозатраты при различной физической нагрузке, составление рационов питания.

Умение включать в биологический текст пропущенные термины и

понятия из числа предложенных .

Умение работать со статистическими данными, представленными в

табличной форме.

Знание нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности.

Химия

Умение пользоваться лабораторным оборудованием.

Знание классов неорганических соединений.

Составление цепочки превращения.

Решение задач на растворы.

Информатика

Дискретная форма представления информации. Единицы измерения

количества информации.

География

Знать и понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания.

Уметь находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений.

У меть анализировать информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли.

Физика

Умение сопоставления информации из разных частей текста.

Использование знаний в измененной ситуации.

Решение задач повышенного уровня сложности.

Причины затруднения при выполнении заданий:

Учитывая результаты ОГЭ, необходимо обратить внимание на неумение обучающихся сопоставлять, сравнивать суждения, выявлять признаки, систематизировать факты, понятия, извлекать нужную информацию из источника, поэтому необходимо усилить внимание к работе педагогов по формированию теоретических знаний по предметам.

Рассмотрев типичные ошибки по результатам анализа ОГЭ, можно обозначить следующие направления деятельности педагогического коллектива школы на 2019-2020 учебный год:

усовершенствовать систему внутришкольного мониторинга уровня обученности обучающихся выпускных классов, на основе единых оценочных эталонов, федеральных и региональных;

использовать для подготовки учащихся открытые банки тестовых заданий;

совершенствовать методику преподавания с учетом требований итоговой аттестации;

разработать систему стимулов, позволяющих эффективно влиять на подготовку к ОГЭ, обеспечивающих достижения поставленных целей;

на заседаниях школьных МО регулярно обсуждать результаты проводимых

контрольных срезов и намечать пути по ликвидации возникающих у учащихся затруднений, обсудить результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса и разработать план устранения недостатков и обеспечить его выполнение в течение года.

Выводы:

Школа обеспечила выполнение Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273 – ФЗ в части исполнения государственной политики в сфере образования, защиты прав участников образовательного процесса при организации и проведении государственной (итоговой) аттестации. Хорошая организация по подготовке и проведения государственных экзаменов позволила 96,4% выпускников получить государственные документы об образовании.

В целом следует констатировать, что основная масса выпускников освоила стандарт основного общего образования и получила положительный результат. 73,4 % всех выпускников подтвердили знания, полученные в школе, на экзаменах, что выше по сравнению с прошлым годом, однако 26,6% обучающихся на экзаменах не подтвердили свои знания, 3 обучающихся будут допущены к сдаче ГИА в дополнительные сроки в сентябре.

Несмотря на планомерную работу по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников в формате ОГЭ на снижение качества сдачи ОГЭ повлияло:

-слабая организация педагогами исследовательской деятельности на уроке,

-не всеми педагогами учитывается психологический аспект обучения;

-нецелесообразность применяемых методов обучения. При организации повторения и обобщения учебного материала.


Вместе с тем, контроль качества обученности обучающихся 9 класса выявил и ряд пробелов:

недостаточное стимулирование познавательной деятельности учащегося как средства саморазвития и самореализации личности, что способствовало понижению итоговых результатов педагогической деятельности и неравномерному усвоению учащимися учебного материала в течение года;

отсутствие отдельной системы работы со средними, слабыми учащимися по развитию их интеллектуальных способностей;

недостаточный уровень работы по индивидуализации и дифференциации обучения учащихся.


Анализ результатов единого государственного экзамена позволил выявить определенные проблемы в подготовке и проведении ОГЭ и поставить на будущий учебный год следующие задачи:

Учителям –предметникам принимать участие в мероприятиях различных уровней по усовершенствованию методики подготовки и проведения ОГЭ.

Администрации школы, учителям предметникам, классным руководителям усилить контроль за подготовкой учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ОГЭ.

Использовать тестовые технологии при проведении промежуточной аттестации в различных классах с учетом возрастных особенностей учащихся.

Рекомендации на 2019 -2020учебный год:


подготовить выпускников к успешной сдаче ОГЭ:100% выпускников должны получить аттестат об основном общем образовании, преодоление минимального порога баллов всеми выпускниками по всем предметам;

повышение качества подготовки к ОГЭ по математике, биологии, химии, географии; истории, обществознанию.;

повышение доли участников, набравших более 50% от максимального количества баллов по всем предметам.

Для этого необходимо :

На заседаниях школьных МО проанализировать полученные результаты ОГЭ в 2019 году, выявить пробелы и составить план работы по подготовке к ГИА на 2019-2020 учебный год. Включить в план работы школьных методических объединений мероприятия, охватывающие все направления деятельности, связанные с организацией и проведением итоговой аттестации выпускников, разработать план устранения недостатков и обеспечить безусловное его выполнение в течение года.

На заседании предметных методических объединениях обсуждать результаты проводимых контрольных срезов и намечать пути по ликвидации возникающих у обучающихся затруднений.

Включить в план работы МО мероприятия по подготовке к ОГЭ, с одаренными и слабоуспевающими детьми.

Учителям-предметникам активизировать работу по мотивации выпускников на социализацию. Продумать и составить план подготовки выпускников к ОГЭ каждым учителем-предметником.

Усилить влияние на социализацию личности школьника, его адаптацию к новым экономическим условиям, самоопределение в отношении будущей профессии.

Продолжать развитие системы организации итоговой аттестации выпускников школы в форме ОГЭ через повышение информационной компетенции участников образовательного процесса, практической отработки механизма ОГЭ с учителями и выпускниками школы.

С целью обеспечения систематичности подготовки выпускников к занятиям организовать тесное сотрудничество учителей-предметников, классных руководителей с учащимися, их родителями (законными представителями).


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.