Анализ системы планирования в контексте ФГОС ДО
Анализ
системы планирования в контексте ФГОС ДО
в МБОУ «СОШ № 14 с УИОП»
Старший воспитатель
МБОУ "СОШ № 14 с УИОП"
Полозкова Эльвира Викторовна
МБОУ «СОШ № 14 с УИОП» используется следующая система планирования:
- Стратегическое планирование:
- Основная образовательная программа дошкольного образования;
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи);
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (фонетико-фонематическим недоразвитием речи).
- Тактическое планирование:
- Годовой план работы структурного подразделения детский сад МБОУ «СОШ № 14 с УИОП»;
- Учебный план;
- Календарный учебный график;
- Расписание ООД,
- Рабочие программы специалистов;
- Программы социального партнерства с семьей,
- Индивидуальные образовательные маршруты ребенка.
- Оперативное планирование:
- календарно-тематическое планирование в каждой возрастной группе.
Цель планирования: Обеспечение выполнения ООП ДО в каждой возрастной группе; организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса.
В годовом плане, в разделе «Организационно-методическая работа», отражена информационно-аналитическая и методическая деятельность (планируются активные и интерактивные формы работы с педагогами), организационно-педагогическая деятельность (конкурсы, фотовыставки и др.), мониторинг состояния учебно-воспитательного процесса.
Перспективное и календарно-тематическое планирование образовательного процесса составлено в соответствии с ФГОС ДО и Основной общеобразовательной программой дошкольного образования структурного подразделения МБОУ «СОШ № 14 с УИОП» разработанной разработана с учетом «От рождения до школы». Инновационной программы дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, учитывая контингент воспитанников, их возрастные и индивидуальные особенности.
Принципы перспективного и календарно-тематического планирования:
- Системность при изучении материала, который подобран по возрастам с учетом задач ООП;
- Учет санитарно-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса, проведению различных режимных процессов;
- Учет местных и региональных особенностей климата, учет времени года и погодных условий;
- Планирование строится на основе интеграции образовательных областей ФГОС ДО;
- Учет индивидуальных особенностей детей;
- Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности (ООД; игр, совместной деятельности детей и воспитателя, а также свободной игровой деятельности и общения со сверстниками);
- Учет уровня развития детей (проведение ООД, индивидуальной работы, игр по подгруппам);
- В тематическом планировании тема периода объединяет все виды деятельности;
- Взаимосвязь процессов воспитания и развития (воспитательные и обучающие задачи планируются не только на ООД, но и в других видах деятельности).
- Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий;
- Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке (физкультминутки, музыка);
- Мотивация планируемой деятельности.
Построение образовательного процесса осуществляется на основе комплексно-тематического планирования. Календарный план составляется и осуществляется на основе циклограмм, он предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день. Воспитателями планируются следующие компоненты календарного плана:
- Образовательная деятельность в режимных моментах (утренняя гимнастика и гимнастика после сна ежедневно; формирование КГН, конструктивно-модельная деятельность, игровая деятельность, общение при проведении режимных моментов, чтение художественной литературы; при планировании утренних и вечерних прогулок соблюдена обязательная структура прогулки: наблюдение, трудовая деятельность, индивидуальная работа по формированию двигательных навыков, самостоятельная деятельность, подвижные игры);
- Организованная образовательная деятельность (ООД соответствует расписанию; указывается тема, задачи, мотивация детей к началу деятельности, материалы и оборудование, источник);
- Индивидуальная работа (при планировании индивидуальной работы с детьми, воспитатель указывает конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа и прописывает какая работа) строится в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом каждого воспитанника;
- Самостоятельная деятельность детей (воспитатель указывает созданные условия для самостоятельной деятельности детей);
- Взаимодействие с родителями
Перспективный план составляется воспитателями на каждую тему в соответствии с ООП ДО.