Проектирование современного урока русского языка и литературы в контексте ФГОС
Проектирование современного урока русского языка и литературы в контексте ФГОС
Технологический процесс подготовки урока современного типа базируется на этапах урока:
- определение цели и задач;
- отбор содержания учебного материала;
- подбор методов и приёмов обучения;
- определение форм организации деятельности учащихся;
- подбор материала для домашней работы;
- определение способов контроля;
- продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;
- подбор вопросов для подведения итога урока.
Ключом процесса проектирования современного урока может быть технологическая карта урока, которая представляет собой перечень основных требований, включая ряд необходимых параметров:
учет возрастных особенностей
целесообразно выбранный учебник (линия учебников), т.к. он задает алгоритм реализации познавательного процесса
Выбранная технология («Критического мышления», «Портфолио», технология Ильина, технология «Мастерские» и др.
Технологическая карта урока – Это способ графического проектирования урока, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Такими параметрами могут быть:
этапы урока, его цели
содержание учебного материала
методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся
деятельность учителя и деятельность обучающегося
Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований ФГОС
Первое:
- четко определить и сформулировать для себя тему урока;
- определить место темы в учебном курсе;
- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.
Второе:
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен?
Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.
Третье.
1 Спланировать учебный материал;
2 Подобрать учебные задания, целью которых являются:
- узнавание нового материала;
- воспроизведение;
- применение знаний в новой ситуации;
- применение знаний в незнакомой ситуации;
- творческий подход к знаниям
3 Упорядочить учебные задания
4 Составить три набора заданий (задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником)
Четвертое.
Выяснить, над какими умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие УУД формируются на каждом этапе урока.
Пятое.
Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, вызовет удивление, изумление, восторг учеников.
Шестое.
Разработать структуру урока.
Седьмое.
Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
- что контролировать;
- как контролировать;
- как использовать результаты контроля
Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помогать им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»
Восьмое.
Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов.
Девятое.
Подготовить оборудование для урока.
Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Все учебники проходят экспертизу на соответствие требованиям ФГОС ООО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.