Музыкальное развитие дошкольников в контексте ФГОС

0
0
Материал опубликован 24 November 2015
МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ ФГОС
 
 
ФГОС - это ориентация нового документа на со­циализацию и индивидуализацию развития ребёнка о возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организа­ции (далее - ДОО) формируется как программа пси­холого-педагогической поддержки позитивной со­циализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все об­разовательное содержание программы, в т. ч. и му­зыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музы­кальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, откры­тия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в пре­ломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.
 
Образовательная область
 
«Художественно-эстетическое развитие»
 
    Основное содержание образовательной обла­сти «Музыка», к которой мы успели привыкнуть в логике Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, теперь представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изо­бразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. А по отношению к ребенку до­школьного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребенка общаться с произ­ведениями искусства к целом, развивать художе­ственное восприятие, чувственную сферу, способ­ность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, в этих задачах мы можем разойтись, но в целом назначе­ние любого вида искусства - это отражение дей­ствительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя.
 
Итак, образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» предполагает:
 
•   развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства {словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
 
•   становление эстетического отношения к окружающему миру:
 
•   формирование элементарных представлений о видах искусства;
 
•   восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
 
•   стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
 
•   реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктвно - модельной, музыкальной и др.).
 
Задачи музыкального воспитания в различных образовательных областях
 
В других образовательных областях, обозначенных в Стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребенка.
 
Так, например, касательно образовательной области 'Социально коммуникативное развитие» речь идет о формировании представлений о социо­культурных ценностях нашего народа, об отече­ственных традициях и праздниках.
 
    Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, раз­мере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и време­ни, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
 
В образовательной области «Речевое разви­тие» речь идёт о развитии звуковой и интонацион­ной культуры речи.
 
Образовательная область «Физическое раэвитие» подразумевает задачи развития таких физиче­ских качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целена­правленности и саморегуляции в двигательной сфере.
 
    Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Это за­дачи, связанные с вхождением ребенка и мир музы­ки, задачи развития музыкальной эрудиции и куль­туры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с разви­тием опыта восприятия музыкальных произведе­ний, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольни­ков. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, ми­ром предметов и природ и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
 
Музыкапьно-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально- пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двига­тельной сфере.
 
Виды музыкальной деятельности.
 
Стандарт определяет возрастосообразные виды деятельности, в т. ч. и музыкальную деятельность детей.
 
В младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - это непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами и позна- вательно исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная актив­ность и тактильно-двигательные игры.
 
В раннем возрасте (1 год - 3 года) - это пред­метная деятельность и игры с составными и дина­мическими игрушками, экспериментирование с ма­териалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.
 
    Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - это игровая деятельность, включая сюжетно- ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и друтие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно - исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирова­ние с ними), восприятие художественной литерату ры и фольклора, самообслуживание и элементар­ный бытовой труд (в помещении и на улице) кон­струирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликации), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музы­кально ритмические движения, игры на детских му­зыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребёнка.
 
Формы музыкальной деятельности.
 
Исходя из предложенных Стандартом возрасто- сообразных видов деятельности, становится воз­можным конкретизировать формы музыкальной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста (таблица). Обратите внимание, что предло­женные формы практико-ориентированного характера в первую очередь прорастают из культурных практик ребёнка.
 
Программы и технологии музыкального воспитания.
 
Стандартам допускается привлечение парциаль- ных программ и авторских технологий для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Не секрет, что музыкальные руководители редко роботают по разделу «Музыка» примерной образовательной программы дошколь­ного образования, которую выбирает учреждение. Практически всегда специалистом привлекаются парциальные программы, например «Ладушки» И.М Каплуновой, И.А. Новоскольцевой, «Музыкаль­ные шедевры» О.П. Радыновой. «Музыкальная рит­мопластика» Л.М. Бурениной и др. На их основе му­зыкальный педагог разрабатывает свою программу, которая успешна и результативна, сориентирована на воспитанников детского сада, их потребности, интересы и возможности учреждения. Именно так и должен сегодня выглядеть раздел образователь­ной программы детского сада, связанный с музыкальным развитием детей раннего и дошкольного возраста.
 
Если музыкальный руководитель использует парциальную программу в полном объёме, ничего не меняя в ней, то достаточно ссылки на эту про­грамму, авторские технологии, методики, формы организации образовательной работы. Но такой ва­риант встречается крайне редко, поскольку при­ближенная к идеалу программа возможна при личном участии или вдумчивой переработке музыкальным руководителем существующих программ, с опорой на свой опыт профессиональной деятельности.
 
Образовательная программа утверждается уч­реждением самостоятельно в соответствии со Стан­дартом и с учетом Примерных программ.
 
 
 
    В соответствии со Стандартом увеличилось со­отношение времени на часть, формируемую участ­никами образовательных отношений. Теперь это 40% от времени пребывания ребенка в детском саду (от 10 или 12 ч).
 
Эта часть программы может включать различ­ные направления (например, углубленнее художе­ственно-эстетическое развитие, музыкальное раз­витие), выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
 
Данная часть программы должна учитывать об­разовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, мо­жет быть ориентирована
 
•   на специфику национальных, социокультур­ных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
 
•   выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с деть­ми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников ДОО, а также возможностям ее педаго­гического коллектива;
 
сложившиеся традиции ДОО (группы).
 
Очевидно, что при таком подходе необходимо изучать интересы и потребности детей, их родите­лей. в. т. ч. связанные с музыкой и музыкальной дея­тельностью, хорошо знать возможности педагогического коллектива.
 
Как показывает опыт, программы, связанные с музыкальной логоритмикой и ритмопластикой, с творческим музицированием, с музыкальным театром, детской хореографией и танцами, фолькло­ром очень востребованы и детьми, и родителями. В целом художестиенно-эстетическое направле­ние - самое перспективное для части программы, формируемой участниками образовательных отно­шений.
 
       Психолого-педагогические условия реализации программы.
 
    Необходимо остановиться на психолого-педагогических условиях реализации программы, в соответствии со Стандартом.
 
1. Уважение взрослых к человеческому достоин­ству детей, формирование и поддержка их положи­тельной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
 
2.  Использование в образовательной деятельно­сти форм и методов работы с детьми, соответствую­щих их возрастным и индивидуальным особенно­стям {недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).
 
3.    Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориетнтированного на интересы и возможности каждо­го ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
 
4.   Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных ви­дах деятельности.
 
5.     Поддержка инициативы и самостоятель­ности детей в специфических для них видах деятельности.
 
6.  Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
 
7. Защита детей от всех форм физического и пси­хического насилия.
 
8. Поддержка родителей (законных представите лей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
 
Иными словами, ребенок воспринимается взрос­лым как субъект образовательной деятельности.
 
В музыкальной деятельности подобный выбор необходим дли ребёнка. Если мы говоримо ребенке как о субъекте музыкальной деятельности, то и сам процесс музыкального развития и организация музыкальной деятельности требуют нестандартного подхода. Эта тема актуальна как никогда и может быть рассмотрена отдепьно.
 
Целевые ориентиры дошкольного образования.
 
    Принятый Стандарт существенно упрощает про­цесс мониторинга (педагогической диагностики) в деятельности музыкального руководителя. В соответствии со Стандартом для решения образователь­ных задач может проводиться оценка индивидуаль­ного развитии детей в рамках педагогической диа­гностики (или мониторинга).
 
Результаты педагогической диагностики (мони­торинга) могут использоваться специапистом ис­ключительно для решения образовательных задач:
 
•   индивидуализации образования (в т. ч. под­держки ребёнка в музыкальной деятельности, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенно­стей его музыкального развития);
 
•   оптимизации работы с группой детей на музыкальных занятиях, в самостоятельной музыкальной деятельности.
 
Требования Стандарта к результатам освоения Программы даны в виде целевых ориентиров до­школьного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные харак­теристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
 
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс ва­риантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенно­сти дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образовании в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответ­ственности за результат) делают неправомерными требования от дошкольника конкретных образова­тельных достижений и обуславливают необходи­мость определения результатов освоения образо­вательной программы в виде целевых ориентиров.
 
Целевые ориентиры не подлежат непосред­ственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными дости­жениями детей. Они не являются основой объектив­ной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
 
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
 
•   ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициа­тиву и самостоятельность в разных видах дея­тельности игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
 
•   обладает установкой на положительное отно­шение к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интере­сы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно про являет свои чувства, в т. ч. веру в себя, старается разрешать конфликты;
 
•   обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными форма­ми и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
 
•   достаточно хорошо владеет устной речью, мо­жет использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения рече- вого высказывания в ситуации общения, мо­жет выделять звуки в словах, у ребенка скла­дываются предпосылки грамотности;
 
•   у ребёнка развита крупная и мелкая мотори­ка; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управпять ими;
 
•   способен к волевым усилиям, может следо­вать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимо­отношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены:
 
•   проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется при­чинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явле­ниям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; зна­ком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики., истории и т. п.; способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятель­ности.
 
Музыкальное содержание и музыкальная деятельность объективно помогают ребенку освоить заданные целевые ориентиры
 
Литература
 
Источник. Журнал «Справочник музыкального руководителя» №2-2014 г.
Комментарии
Комментариев пока нет.