12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ушакова Радмила Николаевна464
Россия, Хабаровский край, р. п. Переяславка
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»
2

Анализ внеурочной деятельности в 1 классе по программе «Юные олимпийцы» (спортивно – оздоровительное направление)

Анализ внеурочной деятельности в 1 классе

по программе «Юные олимпийцы»

(спортивно – оздоровительное направление)

Программа «Юные олимпийцы» была направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья первоклассников, в основу которой положены культурологический, деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Кроме того, программа направлена на формирование познавательного интереса к олимпийским видам спорта.

Целью программы было создание условий для формирования, сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей осознанное стремление и практические навыки здорового и безопасного образа жизни.

Решались следующие задачи:

формирование интереса к собственному здоровью путем соблюдения правил ЗОЖ и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

формирование установок на использование здорового питания;

формирование представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

формирование представлений о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;

развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья.

В первом классе 8 обучающихся. 7 человек относятся к категории «ребёнок-инвалид» (Платонов Георгий, Сорокина Карина, Амеженка Надя, Борисенко Тимофей, Иванова Даша, Шишкина Лена, Вычужанин Миша). 3 человека с синдромом РАС (расстройство аутистического спектра), присутствуют характерные двигательные стереотипии (Иванова Даша, Вычужанин Миша, Борисенко Тимофей). Два человека имеют выраженные нейродинамические расстройства с доминированием в поведении процессов возбуждения (Шишкина Лена, Амеженка Надя). У двоих диагностирована эпилепсия (Шишкина Л., Борисенко Т.). 3 обучающихся имеют избыточный вес (Иванова Д., Борисенко Т., Платонов Г.). Все обучающиеся испытывают стойкие трудности ориентировки в пространстве, координированности движений (страдают зрительно-моторные, слухо-моторные координации, наблюдается рассогласованность при одновременной работе верхних и нижних конечностей), наличие синкинезий при осуществлении целенаправленных движений.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Юные олимпийцы», предполагала обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключался в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Теоретическая (информационная) часть включала в себя информацию:

о технике безопасности во время занятий физическими упражнениями и спортом;

об основах здорового образа жизни;

об оборудовании и спортивном инвентаре для различных видов спорта;

об Олимпийских играх и видах спорта;

о правильном питании;

о рациональном режиме дня школьника.

Практическая часть включала в себя:

обучение жизненно – важным двигательным умениям и навыкам;

развитие физических качеств, координационных, ориентационно-пространственных, временных и ритмических способностей;

обучение умению быстро переключаться с одного вида деятельности (упражнения, задания) на другой;

проведение эстафет с целью формирования личностных качеств и культуры поведения в соревновательной деятельности;

развитие психомоторики и психических качеств (мышление, быстрота реакции, внимание и др.) в различных видах двигательной деятельности;

обучение правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;

обучение элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

упражнения для сохранения зрения;

обучение навыкам самостоятельной организации своего досуга.

При реализации программы осуществлялись следующие принципы:

включение обучающихся в активную деятельность

доступность и наглядность

связь теории с практикой

учёт возрастных особенностей

сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности

целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Программа осуществлялась с учетом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Материал подавался по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Основной формой организации внеурочной деятельности были занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения, с частичным использованием словесного метода: практикумы, экскурсии, игры (интерактивные, познавательные, подвижные, народные, подвижные с элементами спортивных), беседы, коллективные творческие дела, видео-занятия, беседы, участие в соревнованиях, акциях, днях здоровья (общешкольных мероприятиях), игры на развитие сенсорной чувствительности.

Особое внимание уделялось формированию у обучающихся умений использовать средства коммуникации (альтернативные и вербальные) для сообщения о своих действиях, обращения за помощью в случае затруднений.

На занятиях детям предоставлялась возможность перемещаться в свободном пространстве, общаться друг с другом, проявлять смекалку и творчество, приобретать навыки через игру, экскурсии, наблюдения, соревнования и конкурсы.

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Юные олимпийцы» способствовала формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.

Результаты внеурочной деятельности

По сравнению с началом учебного года у первоклассников сформировались личностные качества: они стали более терпеливыми, усидчивыми.

Обучающиеся научились правильно мыть руки и лицо, ухаживать за ушами, зубами, руками и ногами, делать гимнастику для глаз, узнали правила ухода за кожей и о том, как следует питаться; о пользе сна и о правилах поведения в школе и дома, о пользе физических упражнений и закаливания; правила безопасного поведения на воде.

Научились выполнять физические упражнения для укрепления мышц, выполнять закаливающие процедуры, играть в подвижные игры на воздухе.

Сюжетно-ролевые игры помогли отработать нормы поведения при посещении кабинета врача, медсестры.

Научились пользоваться средствами связи для обращения за помощью, вызова скорой.

На практических занятиях у обучающихся развивались: ловкость, скорость, пространственная ориентировка; развивались все познавательные процессы: память, мышление, внимание, воображение, восприятие, речь.

В начале и в конце учебного года был проведён мониторинг уровня сформированности здоровьесберегающих компетенций у обучающихся 1 класса по следующим критериям:

1.Уровень заболеваемости обучающихся.

2.Уровень физической подготовки обучающихся.

3.Уровень посещаемости спортивных учреждений, секций.

4.Уровень сформированности элементарных гигиенических навыков.

5.Уровень сформированности навыков активного отдыха.

6.Уровень овладения навыками правильного питания. (Режим питания).

7.Уровень овладения навыками соблюдения режима дня.

8. Уровень сформированности навыка правильной осанки.

9.Уровень сформированности навыков правильного одевания.

10.Уровень наличия вредных привычек.

                                                                                                                       Диаграммаt1597402246aa.gif


Таким образом, из диаграммы следует, что уровень сформированности здоровьесберегающих компетенций у обучающихся 1 класса вырос по всем показателям, за исключением Борисенко Т., который не посещал школу по уважительной причине.

В апреле в 1 классе (7 чел. – 100%) было проведено анкетирование обучающихся на предмет эмоционального отношения к внеурочной деятельности по программе «Юные олимпийцы».

                                                                                                                               ​​​​​​​Таблица

Очень нравится

Нравится

Не нравится

5 чел. – 71%

2 чел. – 29%

0 чел. – 0%

Из данных таблицы можно сделать вывод, что занятия внеурочной деятельностью вызывают у детей положительные эмоции, они с удовольствием их посещают, не испытывают психоэмоциональных затруднений. Родители обучающихся (100%) отзывались положительно об организации занятий внеурочной деятельности.

Вывод.  Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей. В результате для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.


Педагог: Ушакова Р.Н.


Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.