Программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления в 1 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
«Рассмотрено» |
«Согласовано» |
«Утверждаю» |
Протокол № 1 Руководитель ШУМО учителей начальных классов Кабанова И.Л |
Зам. директора по УВР Коряковская Н.Г. |
Директор МБОУ «СОШ № 11 » Шушерина М.С. |
« 01 » сентября 2015 г. |
« » сентября 2015 г. |
« » сентября 2015 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
(спортивно-оздоровительное направление)
«В стране здоровья», 1 класс
Учитель: Нешкова Е.Н.
г. Северодвинск
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «В стране здоровья» для 1 класса разработана на основании следующих нормативно-правовых документов: федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, федерального базисного учебного плана, примерной программы внеурочной деятельности ( Авторы: Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др. — М.: Просвещение, 2010. — 111 с. ) с учетом учебного плана школы на 2015-2016 учебный год; СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., регистрационный № 19993); Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Программа рассчитана на учащихся первых классов. Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
Цель программы:
Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи:
Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
Профилактика вредных привычек.
Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Общая характеристика курса
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В стране здоровья» предназначена для обучающихся 1 класса. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В стране здоровья» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Здоровьесберегающая организация внеурочной деятельности предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника: игра; соревнование; беседа; просмотр видеофильмов, рисунков, таблиц; походы.
Основные направления реализации программы:
– организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация питания учащихся;
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
– организация и проведение профилактической работы с родителями;
– организация встреч родителей с медицинскими работниками;
– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;
– организация и проведение мероприятий с использованием спортивных упражнений: ходьба на лыжах, катание на коньках, санках; разнообразных спортивных игр; развивающих упражнений с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– активное использование спортивных площадок (футбольная, баскетбольная, волейбольная, хоккейная коробка) в рамках работы программы.
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье. Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
III. Место курса в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В стране здоровья» предназначена для учащихся 1 классов и рассчитана на 1 час в неделю (33 часа в год, 33 учебные недели).
IV. Требования к результатам реализации программ внеурочной деятельности:
Личностные:
Определение и высказывание под руководством учителя самых простых и общих для всех людей правил поведения при сотрудничестве (этические нормы);
Умение делать выбор как поступить в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определение и формулирование цели деятельности на занятии с помощью учителя;
проговаривание последовательности действий;
высказывание своего предположения (версии) на основе работы с иллюстрацией; работа по предложенному учителем плану;
Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса.
Познавательные УУД:
умение делать предварительный отбор источников информации: энциклопедии, справочники, интернет-ресурсы.
добывание новых знаний: нахождение ответов на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках и занятиях;
перерабатывание полученной информации: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса;
умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
умение слушать и понимать речь других;
умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
Информационные: знать правила и закономерности здорового образа жизни. Поведенческие: закрепить социально одобряемые модели поведения.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Планируемые результаты:
Обучающийся научится:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
Обучающийся получит возможность научиться:
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
V. Содержание курса
Весь материал разделён на четыре блока: «Тайны нашего здоровья», «Здоровье в твоих руках» (профилактика вредных привычек), «Со спортом дружить – здоровым быть!», «Маленькие туристы».
«Тайны нашего здоровья». Этот блок рассматривает вопросы: что такое здоровье, здоровый образ жизни, что помогает сохранять и укреплять здоровье. Дети знакомятся с особенностями организма человека, причинами возникновения болезней, способами оказания первой медицинской помощи, говорят о правильном питании.
«Здоровье в твоих руках». Данный раздел посвящён профилактике вредных привычек. Особое внимание нужно обратить на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным. Главное – это формирование ответственности за своё здоровье, приобщение детей к здоровому образу жизни.
«Со спортом дружить – здоровым быть». Знакомство с различными видами спорта, значением спорта в жизни человека. Большое внимание уделяется укреплению здоровья детей через подвижные игры, спортивные состязания, лыжные прогулки, катание на коньках.
«Маленькие туристы». Туризм обладает притягательной силой. Это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в воспитании нравственных качеств личности школьника. Туризм как форма активного отдыха полезен каждому ребёнку. Возможности школьного туризма ограничены, но каждому обучающемуся независимо от его склонностей, желаний и увлечений школа за годы учёбы должна дать некоторый объём туристических знаний и умений. В этом блоке присутствуют теоретические и практические занятия.
Данные блоки взаимосвязаны между собой. Каждая четверть посвящена изучению какого-либо раздела.
Порядок блоков в первом классе обусловлен следующими моментами:
начинать работу по формированию здорового образа жизни необходимо с азов (знакомства с основными понятиями), поэтому первый блок – «Тайны здоровья»;
большое внимание в 1 классе учитель уделяет правильной осанке обучающихся, сохранению зрения, слуха, поэтому данные темы рассматриваются во втором блоке «Здоровье в твоих руках» с точки зрения привития полезных привычек;
третья четверть самая длинная, самая привлекательная пора для любителей зимних видов спорта, подвижных игр на воздухе, поэтому третий блок – «Со спортом дружить – здоровым быть»;
апрель и май – подходящее время для занятий туризмом.
В первом классе основным воспитательным моментом становится формирование понимания значимости здорового образа жизни. Дети знакомятся с самим понятием здоровья (что это такое?), определяют его ценность. Немаловажным является мотивирование учащихся на посещение спортивных кружков и секций.
Основными понятиями, которые красной нитью проходят через всю воспитательную работу по реализации этого направления являются здоровье, здоровый образ жизни, ценностное отношение к здоровью.
VI. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Спортивный инвентарь.
Комплект таблиц для начальной школы: «Основы безопасности и жизнедеятельности», «Безопасное поведение школьника», «Правила личной гигиены», «Дневник твоего здоровья».
Доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Компьютер с принтером.
Ксерокс.
Проектор.
VII. Календарно-тематическое планирование по курсу «В стране здоровья»
1 класс
№ темы п/п |
№ темы в блоке |
Дата |
Тема |
предметные |
Планируемые результаты метапредметные |
личностные |
1 блок – «Тайны здоровья» |
-научатся серьезно относиться к своему здоровью; -научатся составлять и соблюдать режим дня; -выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня; -формировать свое здоровье; - правила ухода за зубами; значение целостности эмали для сохранения здоровых зубов; влияние пищи на возникновение заболеваний зубов; процесс разрушения зуба. -значение режима дня для здоровья и успешной учебы в школе; правильное распределение времени на сон, уроки, игры, занятия спортом способствуют полноценному отдыху, повышению работоспособности, предупреждают переутомление; |
Познавательные УУД: -элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека; -первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; -первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели занятия; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Коммуникативные УУД: -потребность помогать другим; -работать в парах и группах; - уважение к чужому труду и результатам труда; - получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научиться самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству. - владеть монологической и диалогической формами речи. |
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; — проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы - высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни. |
|||
1 |
1 |
Вводное занятие «Мы-школьники» |
||||
2 |
2 |
Дорога к доброму здоровью. |
||||
3 |
3 |
Азбука здоровья. |
||||
4 |
4 |
Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим. |
||||
5 |
5 |
Мой внешний вид – залог здоровья. |
||||
6 |
6 |
Друзья Мойдодыра – вода и мыло. |
||||
7 |
7 |
Путешествие в страну Зубной щетки. |
||||
8 |
8 |
Здоровье в порядке – спасибо зарядке. |
||||
9 |
9 |
Сон – лучшее лекарство. |
||||
2 блок - «Здоровье в твоих руках» |
-осуществлять активную оздоровительную деятельность; -знать факторы, влияющие на состояние здоровья человека; -знать причины некоторых заболеваний; -познакомиться с вредными привычками и профилактикой их появления; - узнают строение глаза; дефекты зрения; правила сохранения зрения; научатся делать гимнастику для глаз; - узнают строение уха человека; болезни ушей; уход за ушами; научатся делать массаж уха; - узнают правильный режим питания; значение полноценного завтрака; продукты, содержащие витамины в большом количестве; сезонный гиповитаминоз и его профилактика; -узнают о вреде курения для организма, особенно растущего; понятие об алкоголе, вред алкогольных напитков. |
Познавательные УУД: -знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. -ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; -элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека; -перерабатывать полученную информацию: уметь делать выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; — характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; — находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; — общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; — обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; - формулировать собственное мнение и позицию; - использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные УУД: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; - задавать вопросы; - контролировать действия партнёра. |
—организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; — планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; — видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; — оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; — управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; — технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. |
|||
10 |
1 |
Здоровая пища для всей семьи. |
||||
11 |
2 |
Дидактическая игра «Магазин полезных продуктов». |
||||
12 |
3 |
Дороже алмазов мои два глаза. |
||||
13 |
4 |
Правильная осанка – основа здоровья. |
||||
14 |
5 |
Ушки на макушке. Профилактика ушных болезней. |
||||
15 |
6 |
Посеешь привычку – пожнешь характер. Профилактика вредных привычек. |
||||
16 |
7 |
Компьютер: друг или враг? |
||||
17 |
8 |
День здоровья «За здоровый образ жизни» |
||||
3 блок – «Со спортом дружить – здоровым быть» |
-Знать причины возникновения травм и правила оказания первой медицинской помощи; - виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; -влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека; -о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека; -основные формы физических занятий и виды физических упражнений; -знать различные виды спорта, уметь рассказывать о своем любимом виде спорта. |
Регулятивные УУД:
-первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
|
-установка на здоровый образ жизни;
|
|||
18 |
1 |
Чтоб болезней не бояться – надо спортом заниматься. |
||||
19 |
2 |
Мой любимый вид спорта. |
||||
20 |
3 |
Зимние забавы. |
||||
21 |
4 |
Шалости и травмы. |
||||
22 |
5 |
Мы выбираем спорт вместо вредных привычек. |
||||
23 |
6 |
Веселые старты «Мама, папа, я – дружная семья». |
||||
24 |
7 |
В спорте – сила! |
||||
25 |
8 |
Путешествие в страну зимних видов спорта. |
||||
26 |
9 |
Спортивный праздник «Мы – здоровое поколение Севера» |
||||
4 блок – «Маленькие туристы» |
-знать правила безопасного поведения в походе; -знать причины возникновения травм в лесу и виды оказания первой медицинской помощи; -знать лекарственные растения; -уметь ориентироваться на местности по компасу и внешним признакам. |
Регулятивные УУД: коррекция – вносить коррективы в выполнение правильных действий упражнений; сличать способ действия с заданным эталоном. Познавательные УУД: ставить и формулировать проблемы; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. -уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). КоммуникативныеУУД: инициативное сотрудничество – обращаться за помощью; взаимодействие – строить монологическое высказывание, вести устный диалог |
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества; – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; – развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; – развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; – формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; |
|||
27 |
1 |
Правила безопасного поведения в походе. |
||||
28 |
2 |
Лесная аптека на службе человека. |
||||
29 |
3 |
Первая помощь при травмах. |
||||
30 |
4 |
Первая помощь при укусах насекомых. |
||||
31 |
5 |
Веселые старты с применением туристского оборудования. |
||||
32 |
6 |
Спортивно-туристическая игра «Школа юного туриста» |
||||
33 |
7 |
Итоговое занятие «Чему мы научились и чего достигли» |
VIII. Список литературы
1.Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г.
2.Долгова Н.В. Волшебные правила здоровья // Начальная школа. – 2007. –№3. – С. 21–22.
3. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
4. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
5. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г.
6. Матвеев В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников/ В.Ф. Матвеев, А.С. Гройсман. – М.: Просвещение,1987. – 114 с.
7. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
8. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с.
9. Синягина Н.Ю. Формирование у школьников отношения к здоровью как ценности // Воспитание школьников. – 2009. – №8. – С. 16–20.