12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Маркина Валентина Владимировна77
Россия, Ростовская обл., г. Цимлянск

МБОУ Калининская СОШ Цимлянского района Ростовской области

Клуб «Белая ладья»

 

Рассмотрена

на заседании МО учителей

начальных классов

Протокол № ___

«__»__________2017г.

Руководитель МО

______________

Рекомендована к утверждению

методическим советом школы

пр.№__от «__»________2017г.

Председ.МС___________

Утверждена

Директор МБОУ Калининской СОШ

Приказ №__от«__»________2017г.

___________________Н.Н.Капканов

Рабочая программа

 

внеурочной деятельности

по спортивно-оздоровительному направлению

клуб «Белая ладья»

во 2 классе (учащихся 8 –9 лет)

2017 -2018 учебный год

Разработана

Маркиной В.В.

учителем начальных классов

МБОУ Калининской СОШ

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Стандартов второго поколения «Внеурочная деятельность» методический конструктор П.В.Степанов, Д.В.Григорьев, Издательство Просвещение 2011 год; на основе авторской программы «Шахматы» автор А.А.Тимофеев, (Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой 1-4 класс, Москва Издательский центр «Вентана - Граф» 2012 год).

Общая характеристика клуба.

Клуб « Белая ладья» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

Актуальность данного клуба обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Новизна  
Предложенная программа составлена на основе программы Тимофеева А.А, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:
- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр; 
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; 
- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат.

Цель:

создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;

развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях — от наглядно образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.

Задачи:

развитие внимания и мотивации школьника;

развитие наглядно-образного мышления;

организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся;

включение учащихся в разностороннюю деятельность;

формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

Ценностные ориентиры содержания клуба.

Шахматы способствуют улучшению внимания школьника, а это одна из главных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Шахматы учат ребёнка

предупреждать и контролировать угрозы противника. В данном случае развитию внимания способствует мотивация, возникающая у школьника

в процессе интеллектуального единоборства. Важной задачей для современной начальной школы является развитие наглядно-образного мышления; курс А.З. Зака по развитию нагляднооб-

разного мышления фактически почти целиком построен на материале, практически идентичном шахматам. На шахматном материале очень удобно

формировать у младшего школьника рефлексию и определять её глубину. Обучение младших школьников шахматам даёт положительные результаты уже сегодня, но от использования межпредметных связей можно ожидать дополнительного эффекта. Эффект будет получен за счёт комплексного представления младшему школьнику знаний и, как следствие, ускорения развития ученика. Установлено, что шахматы имеют тесные межпредметные связи почти со всеми предметами, составляющими базовый компонент образования в начальной школе. Специфика шахматной игры позволяет понять основы различных наук на шахматном материале. Например, обычное поле шахматной доски может рассматриваться как

единица шахматного пространства (философский аспект), как элемент множества полей, образующих линию, или как множество, являющееся пересечением других множеств — вертикали, горизонтали и диагонали (теория множеств), как элемент кодирования (информатика) или как точка в системе координат (математика). Это позволяет достичь эффекта, о ко-

тором писал ещё Д. Максвелл: «Нет лучше способа сообщения уму знаний, чем метод преподнесения их в возможно более разнообразных формах».Наиболее близким к шахматам предметом является математика, и в частности геометрия. Геометрическая составляющая шахмат особенно сильна. Например, правило квадрата и приём «Треугольник» в пешечном

эндшпиле расширяют представления школьника об особенностях использования геометрических фигур в шахматной борьбе.

Курс шахмат также обеспечивает пропедевтику курса менеджмента, так как в процессе игры реализуются функции контроля, планирования

и анализа, как и при любом процессе управления. Шахматная партия является цепочкой принимаемых обеими сторонами решений, а каждый ход — это аргумент в споре двух конфликтующих структур. Шахматы являются также удобным материалом для моделирования различных процессов.

Объём программы

Рабочая программа по «Шахматам» для1-4 классов составлена на основе авторской программы Тимофеева А.А., предусматривающей 34 часа. На реализацию программы с 1 по 4 класс отводится 1 час в неделю, срок реализации – 4 года.

Согласно Графику – календарю МБОУ «Калининская СОШ» на 2017-2018 учебный год во 2 классе предусмотрено 34 учебных недели, будет проведено 32 часа/ 6.11, 30.04 праздничные дни/, программа будет выполнена за счет уплотнения материала / Анализ ошибок/.

Программа предназначена для занятий детей младшего школьного возраста.

Численный и возрастной состав клуба «Белая ладья»

Возраст детей от 8 лет до 9 лет, численность 6 человек.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы клуба.

Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:

развитие любознательности и сообразительности;

развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

развитие наглядно-образного мышления и логики.

Предметные и метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделах .

Основные формы и средства обучения:

1. Практическая игра.

2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

5. Участие в турнирах и соревнованиях.

Планируемые результаты

В процессе изучения программы обучающиеся овладеют универсальными учебными действиями (УУД): личностными, регулятивными, познавательными, коммуникатив­ными. Содержание программы раскрывает возможность для формирования УУД. По окончанию изучения данной программы возможно достижение следующих результатов:

личностных

-способность к организации собственной деятельности,

-уважительное отношение к иному мнению,

-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,

-умение сотрудничать со сверстниками,

-мотивация к работе на результат.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию обучающимися своей деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные УУД включают самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; самостоятельное создание алгоритмов деятельно­сти при решении шахматных задач, строить речевое высказывание с использованием соответствующих шахматных терминов; способность к рефлексии деятельности; умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, доказательств.)

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентации: умение слу­шать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении .

Основные результаты реализации программы оцениваются через:

анкетирование родителей и обучающихся;

мониторинг результатов обучения и личностного развития;

тесты на определение уровня сформированности УУД.

Итоги реализации программы будут представлены: промежуточная аттестация( конкурс), итоговая аттестация (шахматный турнир).

Прогнозируемые результаты освоения программы по курсу

На начальной этапе обучения (Первый уровень ) базовый и минимальный уровень, рассчитанный на два года обучения. содержит простой и доступный материал для усвоения по каждой теме, обеспечивает неразрывную логику изложения и создает неполную, но ясную и цельную картину основных понятий и представлений. Программный материал реализуется через игру- сказку: «Знакомство с шахматным королевством». Ее участниками становятся начинающие -гости шахматной страны и пешки - слабые (неквалифицированные) игроки. Основной целью данной игры является привитие детям интереса к занятиям, обучение их правилам и основам шахмат.

На начальном этапе оценивание происходит по очковой системе в 2 этапа.

1 этап- решение позиций, 2 этап- практическая игра с королем в форме сеанса одновременной игры. Задания разной степени сложности от 1 до 5 очков. Обучающиеся получают задания в форме диаграмм ( Слайд). Если юный шахматист владеет основами практической игры, умеет ставить мат в один ход в учебных позициях, то его возьмут к себе на службу короли, ферзи он - пешка.

На среднем этапе обучения (Второй уровень). Материал изучается в течение двух лет. Сложность и объем знаний увеличивается. Степень сложности заданий соответствует квалификации шахматистов IV-III разрядов. Программный материал отрабатывается: « Путешествие от пешки до ферзя». Участниками данной игры являются дети, для которых шахматы- это прежде всего спорт, они становятся фигурами, от проходной (хорошей) пешки до ладьи. Ее цель - формирование устойчивого интереса к занятиям, приобретение обучающимися II разряда, с правом присвоения сказочного звания ферзь.

Система оценивания. На данном этапе обучения оценивание идет по бальной системе :1 – решений тестовых заданий, 2- квалификационный турнир, 3- сеанс одновременной игры с королем) . Если в сеансе одновременной игры он сможет победить 3 пешек, на равных играть со слонами и конями – соперниками , решает задания на мат в 2 хода невысокой сложности он может стать легкой фигурой (конь, слон).

Для того, чтобы получить звание «ладья» требуется выполнить в квалификационных соревнованиях норматив –III спортивный разряда, а также уметь решать сложные задания на мат в 2 хода, добиваться выигрыша фигуры в учебных позициях и реализовывать материальный перевес с более сильным игроком. В сеансе одновременной игры надо победить 5 пешек или не проиграть опытным ладьям противоположного цвета.

Выполнение норматива II разряда, умение решать сложные задания на мат в 3 хода, правильно оценивать учебные позиции соответствующего уровня, показать свою силу в сеансе одновременной игры с пешками и фигурами (получить их признание) необходимо для получения сказочного звания ферзь.

Высший этап обучения (Третий уровень). Предполагает углубленное и расширенное изучение материала в течение года. Содержание данного курса достаточно сложное и соответствует уровню II-I разрядов. Он рассчитан на одаренных и способных обучающихся у которых сформирован устойчивый интерес к занятиям и имеются специальные знания, умения и навыки, развиты морально-волевые качества.. Шахматисты этого уровня должны выполнить I разряд и могут принять участие в сказке – суперигре : «Борьба за королевский трон» для того, чтобы стать самыми знатными и сильными игроками клуба – королями.

Система оценивания. На данном этапе обучения оценивание идет по бальной системе :1 – решений тестовых заданий, 2- квалификационный турнир , 3- сеанс одновременной игры с королем)

Критерии практической деятельности обучающихся. Результаты обучающихся оцениваются в турнирах в соответствии с шахматным кодексом России по очковой системе, а сказочная форма оценивается по бальной системе, турнирные очки переводятся в сказочные баллы.

Содержание курса

Название

Основные узловые моменты

Формы организации образовательного процесса

1.Повторение-6ч

Ходы и взятия фигур.

Понятия шаха, мата и пата.

Задачи на ценность.

Правила записи ходов.

Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.

Практическая игра.

Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

2. Защита-6ч

Понятие о защите.

Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара, перекрытие

линии атаки, защита атакованной фигуры своей фигурой, контратака.

Практическая игра.

Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

3. Реализация большого материального перевеса-10ч

Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями,

королём и ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной

стратегией.

Матовые и патовые позиции.

Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция.

Практическая игра.

Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4. Эндшпиль-8ч

Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация.

Пешечные и ладейные эндшпили.

Практическая игра.

Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

5. Практическая игра-4ч

Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок.

Практическая игра.

Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

Тематическое планирование

п.п

Раздел,

количество часов

Тема занятий

Дата

Основные виды деятельности

деятельности

УУД

Теория

Практика

1

Повторение (6ч)

Ходы и взятия фигур.

4/09

Инструктаж по технике безопасности. Повторение пройденного материала.

 

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

2

 

Понятия шаха, мата и пата.

11/09

 

Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре Ходы шахматных фигур. Шах. Мат. Пат. Игровая практика. Рокировка. Взятие в проходе. .Игра «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат».

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

3

 

 

Задачи на ценность.

18/09

 

Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре Ходы шахматных фигур. Шах. Мат. Пат. Игровая практика. Рокировка. Взятие в проходе. .Игра «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат».

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

4

 

Правила записи ходов.

25/09

 

Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре Ходы шахматных фигур. Шах. Мат. Пат. Игровая практика. Рокировка. Взятие в проходе. .Игра «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат».

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

5

 

Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.

02/10

 

Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре Ходы шахматных фигур. Шах. Мат. Пат. Игровая практика. Рокировка. Взятие в проходе. .Игра «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат».

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

6

 

Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.

09/10

 

Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре Ходы шахматных фигур. Шах. Мат. Пат. Игровая практика. Рокировка. Взятие в проходе. .Игра «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат».

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

7

Защита (6ч)

Понятие о защите.

16/10

Достижение материального перевеса.

Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактические игры и задания «Защита» (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая практика

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

8

 

Понятие о защите.

23/10

 

Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактические игры и задания «Защита» (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая практика

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

9

 

Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара.

13/11

 

Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактические игры и задания «Защита» (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая практика

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

10

 

Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара.

20/11

 

Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактические игры и задания «Защита» (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая практика

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

11

 

Перекрытие линии атаки, защита атакованной фигуры своей фигурой, контратака.

27/11

 

Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактические игры и задания «Защита» (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая практика

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

12

 

Перекрытие линии атаки, защита атакованной фигуры своей фигурой, контратака.

04/12

 

Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактические игры и задания «Защита» (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая практика

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

13

Реализация большого материального перевеса

(10 ч)

Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями,

королём и ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной

стратегией.

11/12

Достижение материального перевеса.

Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактические игры и задания «Защита» (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая практика

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

14

 

Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями,

королём и ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной

стратегией.

18/12

 

Ферзь и ладья против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

15

 

Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями,

королём и ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной

стратегией.

25/12

 

Ферзь и ладья против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

16

 

Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями,

королём и ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной

стратегией.

15/01

 

Ферзь и ладья против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

17

 

Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями,

королём и ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной

стратегией.

22/01

 

Ферзь и ладья против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

18

 

Матовые и патовые позиции.

Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция.

29/01

 

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика.

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

19

 

Матовые и патовые позиции.

Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция.

5/02

 

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика.

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

20

 

Матовые и патовые позиции.

Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция.

12/02

 

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика.

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

21

 

Матовые и патовые позиции.

Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция.

19/02

 

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика.

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

22

 

Матовые и патовые позиции.

Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция.

26/02

 

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика.

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

23

Эндшпиль (8ч)

Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация.

05/03

Понятие эндшпиль.

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика.

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

24

 

Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация.

12/03

 

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика.

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

25

 

Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация.

19/03

 

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика.

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

26

 

Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация.

2/04

 

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика.

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

27

 

Пешечные и ладейные эндшпили.

09/04

 

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика.

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

28

 

Пешечные и ладейные эндшпили.

16/04

 

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика.

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

29

 

Пешечные и ладейные эндшпили.

23/04

 

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика.

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

30

 

Пешечные и ладейные эндшпили.

07/05

 

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика.

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

31

Практическая работа (4ч)

Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи.

14/05

 

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

32

 

Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи.

Анализ ошибок.

21/05

 

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

33-34

 

Анализ ошибок.

   

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

- формирование уважения к сопернику;

формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);

-формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;

-составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;

 - оценка действие партнера по игре и своих действий;

-умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.

Основные понятия:

шах, мат, пат, основы дебюта, пешечные и ладейные эндшпили, оппозиция

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.