Анализ воспитательной работы классного руководителя 6 класса
Анализ воспитательной работы за 2015-2016 учебный год
классного руководителя 6а класса
В классе на начало года - 18 обучающихся, на конец года - 18 обучающихся, из них - 11 девочек и 7 мальчиков.
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году.
В начале прошедшего учебного года ставились следующие воспитательные задачи:
развивать способности учащегося осознавать и изменять мир вокруг себя, самого себя, отношения с другими людьми, реализовывать своё «Я» через целенаправленную творческую деятельность;
формировать стремление занять собственную, независимую позицию в жизни;
формировать баланс между самостоятельностью в принятии решений, инициативностью в делах и необходимостью считаться с мнением коллектива;
сплотить коллектив 6 а класса;
воспитывать умение жить в коллективе, считаться со всеми его членами, проявляя свою индивидуальность;
вовлечь как можно больше учащихся в спортивные секции и кружки художественно-эстетического направления;
активизировать работу по развитию ученического самоуправления в классе;
способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств;
воспитывать социально-адаптированную личность.
Воспитательные задачи, поставленные в начале учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям младших подростков.
За прошедший год было проведено 25 тематических классных часов по плану классного руководителя. Классные часы носили различную тематику и были направлены на развитие личности ребёнка. Так, классным руководителем проводились занятия: «Внешний вид - залог успеха», «Современный этикет», «Я выбираю жизнь», «Осторожно! Интернет!», «Внимание дорога», «Самый большой урок», «День матери», «День Конституции России», «Товарищество и дружба», «День народного единства», «Жизнь виртуальная и жизнь реальная», «Блокада Ленинграда», «О вреде курения», «Вычеркни антибиотики из меню», «Вывод войск из Афганистана», «К 100-летию Маресьева», «Космос – это мы. Гагаринский урок», «Чернобыль. 30 лет трагедии», «71 год Победы», «Вспоминаем дни войны», «День защитника Отечества», «Что такое игромания?», «Международный женский день», «О взаимоотношениях в классе», «Вот и год прилетел».
Кроме того, классным руководителем проводились беседы по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности детей. Проведены инструктажи по ТБ. В конце каждой недели, проверялись дневники, в конце четверти выставлялись оценки в дневники учащихся и в начале новой четверти контролировалась подпись родителей за четвертные оценки.
Поставленные перед коллективом в 2015 – 2016 учебном году задачи я считаю выполненными.
2. Анализ развития учащихся класса
Результаты учебных достижений класса
2014-2015 (5 кл.) 19чел. |
% |
2015-2016 (6 кл.) 18 чел |
% |
|
Успеваемость |
100% |
100% |
||
На «5» |
Грязнов Иван Попкова Екатерина |
10,5% |
Грязнов Иван Попкова Екатерина |
11% |
С одной «4» |
- |
- |
||
На «4» и «5» |
Белякова Софья Колосова Юлия Кореляков Илья Курбанова Седа Петушкова Анастасия Смирнов Даниил Соболева Анна |
36,8% |
Белякова Софья Колосова Юлия Кореляков Илья Красавцев Никита Петушкова Анастасия Пшеничникова Валерия Смирнов Даниил Соболева Анна |
44,4% |
С одной «3» |
Виноградов Александр (природоведение) Красавцев Никита (англ. яз.) Пшеничникова Валерия (англ. яз.) Серебров Артём (рус. яз) |
21% |
Бриллиантова Кристина (матем) |
5,6% |
С двумя «3» |
Бриллиантова Кристина (матем., англ. яз.) Мухина Анастасия (матем., англ. яз.) Цветков Антон (матем., англ. яз.) |
15,8% |
Мухина Анастасия (матем., англ. яз.) |
5,6% |
Качество |
88% |
86% |
||
Степень обученности |
76% |
74% |
Учащиеся класса обладают интеллектуальным потенциалом. По итогам года 2 человека окончили учебный год на «5», 8 человек на «4» и «5», 1 человек с одной «3». Процент качества знаний равен 86 %. Это практически одинаково с прошлым годом, тем более, что появились новые предметы: география, биология. В прошедшем году изменилась мотивационная сфера школьников. Произошла смена мотивов обучения, проявилось желание участвовать не только в урочной, но и внеклассной и внеурочной деятельности.
Следует отметить, что у учащихся класса ещё не сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Ребята не в состоянии анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию. На критику со стороны реагируют, но советы и замечания окружающих принимают большей частью поверхностно. Считаю необходимым организовать работу в этом направлении. В социально культурном развитии учащиеся претерпели изменения: повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников и с взрослыми; повысилась правовая культура.
В 2015-2016 учебном году был 100% охват учащихся горячим питанием (10 человек питались бесплатно).
3. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.
Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Произошло изменение круга наиболее значимых людей, т.е. референтного окружения учащихся класса. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.
Занимаются в кружках и секциях 13 человек (в школьных – 3, вне школы 11).
Каждый ученик включён в общие дела класса: (направления)
Спорт, трудовой сектор, оформитель…
Раздачей поручений, на данном этапе, занимается учитель, но активность детей присутствует по распределению обязанностей (50 %).
Поручения на детей распределены сроком на год.
Социально-психологический микроклимат в классе менялся на протяжении всего года. Дети стали более терпимы друг к другу, помогают и общаются всем классом. К концу года в классе наладились дружеские отношения среди всех учеников. Класс функционирует как единое целое. Отношения мальчиков и девочек являются ровными и доверительными. Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедший год значительно повысился. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность весь коллектив. Делу сплочения коллектива способствовали проведение различных мероприятий, беседы, игры, празднование дней рождения одноклассников.
В начале учебного года классный руководитель возглавляла работу, раздавала задания и поручения. Затем дети стали сами координировать свои действия: репетиции мероприятий, уборка школьной территории, написание сценария мероприятий и т.д.
4. Анализ развития коллектива класса.
Социально-психологический микроклимат в классе благоприятный. Тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу проявляют практически все учащиеся. К учителям и школе доминирует уважение и вместе с тем учащихся класса очень требовательны и критичны, задают много вопросов, часто дают безапелляционные характеристики. Для одного учащегося класса характерна завышенная самооценка.
Большинство учащихся включено в коллективные взаимоотношения и коллективную творческую деятельность. Однако шестиклассникам не хватает ответственности и самостоятельности, активности участия в самоуправлении.
5. Работа с родителями:
За прошедший учебный год проведено:
Родительских собраний – 4
Заседаний родительского комитета – 1
Индивидуальные беседы с родителями - 12
Если в прошлом учебном году на родительских собраниях ни разу не были родители Бриллиантовой Кристины и Масляковой Вероники, то в этом учебном году родители отнеслись более ответственно к учёбе своих детей.
Родителей интересовал следующий ряд вопросов:
Успеваемость детей
Питание детей
Решение проблем с поведением
Подготовка домашнего задания
Отношения в классном коллективе, с учителями
Школьная форма
Родители детей класса активны, откликаются на просьбы классного руководителя. Советы воспринимают положительно. Родительский комитет старается создать благоприятные условия для жизни детей в социуме: оказывает помощь в подготовке мероприятий, решает организационные вопросы. Совместные дела, проведенные с детьми и родителями: оформление класса, повышение успеваемости детей. «Проблемных» семей, требующих особого внимания педагогов школы, в классе нет.
Успешному результату воспитательной работы в классе способствовали:
Целесообразное планирование по периодам
Использование оптимальных форм и методов воспитательной работы (классные часы, беседы, уроки мужества, КТД, проектная деятельность, уроки этики и культуры поведения и др)
Наличие необходимых условий для проведения воспитательной работы (классная кабинет и необходимые помещения, помощь педагогов и родителей)
Методическое обеспечение работы классного руководителя
100% охват детей класса разнообразными видами внеурочной деятельности через кружки и разнообразные воспитательные мероприятия на уровне класса и школы.
Участие большей части родителей в жизни класса
Работа органов ученического самоуправления в классе
Плодотворное сотрудничество с классным коллективом 7б класса
Сотрудничество с педагогами при подготовке и проведении отдельных мероприятий.
Сотрудничество с учителями, работающими в классе.
Индивидуальная работа с учащимися и их родителям.
Но наряду с определенными достижениями в воспитательной работе в классе имеются следующие недостатки:
Некоторые признаки развития классного коллектива (самоуправление, дисциплина и взаимная требовательность) и уровня воспитанности учащихся (отношение к учёбе, нравственные качества) проявляются всё ещё слабо;
Нет инициативы и самостоятельности в плане объёма и выполнения поручений. Некоторые ученики ждут прямых указаний;
Исходя из вышеизложенного целесообразно сформулировать следующие цели и задачи воспитательной работы на новый 2016-2017 учебный год:
Цель:
создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи:
Коллективный уровень:
Продолжить развивать в коллективе дружеские отношения, отношения заботы, взаимопомощи и взаимоподдержки;
Через организацию КТД, через деятельность микроколлективов показать значение норм, правил, традиций в жизни коллектива класса, в жизни семьи, в жизни родного края;
Продолжать формировать представление учащихся об основах самовоспитания и саморазвития.
Групповой уровень:
Организовывать разнообразную творческую, личностную и общественно значимую деятельность микроколлективов в классе, школе;
Учить вести обсуждения вопросов о роли норм и правил в жизни человека и общества;
Развивать умение микроколлективов организовывать свою деятельность по участию в коллективно творческих делах и коллективно общественных делах, вырабатывать алгоритмы выполнения поручений;
Развивать умение работать в коллективе, команде, решать творческие способности;
Способствовать усвоению правил дискуссии, обсуждения, споров.
Индивидуальный уровень:
Продолжать работу по совершенствованию индивидуальных программ здорового образа жизни;
Активизировать участие каждого учащегося в КТД, в выполнении поручений;
Разъяснять важность для каждого человека приручать себя к порядку, организованности, жить по правилам;
Развивать культуру общения.