Анализ воспитательной работы за 2018-2019 учебный год
Анализ воспитательной работы за 2018-2019 учебный год
Реализация воспитательных задач, поставленных в учебном году
Воспитательная работа в этом учебном году была направлена на формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека; формирование целостной психологической основы обучения и, в частности, формирование у учащихся положительного отношения и интереса к учению.
Для достижения цели решались воспитательные задачи:
1.Создать благоприятные условия для самореализации личности, способной к индивидуальной интеллектуальной и творческой деятельности.
2.Формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности.
3.Создать условия для развития нравственных качеств личности.
4.Формировать коммуникативные навыки, работать над созданием ученического коллектива.
Для реализации поставленных задач были проведены многие мероприятия, которые способствовали воспитанию нравственно–этических качеств личности.
Итоги жизнедеятельности класса за прошедший год показывают правильность выбранных ориентиров на формирование классного коллектива и способов их реализации через игровые, здоровьесберегающие технологии. Эффективными были средства педагогического влияния, такие как беседа, классные часы разной тематики, игры. В классных делах принимали участие все учащиеся.
Планирование осуществлялось по следующим направлениям:
- Общеинтеллектуальное направление
- Социальное направление
- Духовно – нравственное направление
- Общекультурное направление
- Спортивно – оздоровительное направление.
Общеинтеллектуальное направление.
- Воспитание ценностного отношения к учёбе как виду творческой деятельности; умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий.
Развитию познавательного интереса, росту интеллектуального уровня учащихся способствуют предметные недели, конкурсы, библиотечные уроки, олимпиады по предметам. В течение года все учащиеся активное участие принимали в Межпредметной олимпиаде Учи.ру. Ребята получили призовые места, имеются грамоты и дипломы. По общеинтеллектуальному воспитанию учащихся были проведены внеклассные занятия: «Беседа о правилах поведения в школе», Беседы: «Книга – твой друг береги её», «Мы в профессии играем», «Дорожные знаки». Беседа-диспут «Что сильнее, кулак или слово?» и т.д. Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым, заставляет расширять границы информационного пространства учащиеся с удовольствием просматривают предложенные презентации, участвуют в обсуждении, приводят огромное количество примеров, с удовольствием участвуют в инсценировках, любят рисовать к прочитанным произведениям. Все ребята активно участвовали в предметной неделе по литературному чтению. Имеются грамоты.
Социальное направление.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: уважение к труду и творчеству старших и сверстников.
С целью развития социальных способностей были проведены такие беседы: «Беседа о заботливом отношении к людям», «Справедливая оценка поступков товарищей и своих собственных», классный час «Безопасный интернет». В сентябре выбирали актив класса, распределили поручения, говорили о дежурстве. Приняли участие в праздничном концерте, посвященном дню матери, участвовали в акции «Покормите птиц». Проведены классные часы: «Без друга в жизни туго», «Самое прекрасное на земле слово –мама». Учащимся очень понравилась операция «Книжкина больница». Это операция проводилась после каждой четверти.
Духовно-нравственное направление.
Нравственность является одним из основных регуляторов социального поведения. Идти «дорогою добра» одна из задач, поставленных в нашем классе. Беседы на занятиях о взаимоуважение, заботе о ближнем, толерантности в отношениях с окружающими, долге и чести способствуют достижению цели. Так как основной целью нравственного воспитания является формирование личности устремленной к добру. Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях - главная цель нравственного воспитания подрастающего поколения. Нравственное воспитание учащихся осуществляется путем постепенного углубленного осмысления сущности моральных норм и требований. Главный результат данного направления воспитания заключается в развитии нравственной и гражданской ответственности личности, сознательном предпочтении добра как принципа взаимоотношений между людьми, готовности к саморазвитию и нравственному совершенствованию. Формирование у школьников таких ценностей, как дружба, товарищество, чувство собственного достоинства и долга, искренности происходило при проведении классных часов и общешкольных мероприятий.
Классные часы и беседы по нравственно-духовному воспитанию были проведены: «Правила поведения в школе. Я – ученик». «Безопасность в интернете», «Милосердное сердце», «Твоё поведение в школе и дома», «Земля – наш общий дом», «Без друзей меня чуть-чуть», «Лес- наш друг». Чтение и обсуждение произведений о дружбе, о поведении в школе и дома. Просмотр презентаций по темам классных часов. Учащиеся активно принимали участие и в школьных праздниках, выставках, предметных неделях:
- Линейка посвящённая дню знаний;
- «День учителя» Концерт- поздравление
- «День Матери»
- «Новый год»;
- 8 марта
Общекультурное направление.
- Воспитание основ эстетической культуры, способность различить и видеть прекрасное.
- Развитие художественных способностей.
Решая задачи общекультурного направления провели разнообразные конкурсы, выставки рисунков, беседы. Участвовали в конкурсе поделок «На все руки от скуки», где заняли призовое 3 место. Оформили классный уголок и получили грамоту за 1 место.. Замечательные общешкольные праздники «День пожилого человека» (разучивание песен, стихов к празднику). К Новогоднему празднику дети подготовили красивые костюмы, замечательные стихи. Все учащиеся принимали активное участие. Были проведены классные часы на тему: «Для чего нужна улыбка», «Огонь друг и враг человека», «Весёлая масленка». Участвовали в празднике для мальчиков и для девочек.
Спортивно-оздоровительное направление.
Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление учащимися здоровья являются одной из важнейших задач. Ежедневно в течение года проводились физкультминутки на уроках, связанные с укреплением зрения, снятия физической усталости, принимали участие в школьных спортивных соревнованиях «Веселые старты». Проводились ежедневные беседы - напоминания о необходимости соблюдать правила безопасного поведения на дорогах «Безопасный путь в школу». В классе проводится планомерная работа по предупреждению и профилактике дорожно-транспортного травматизма. Проводились викторины, беседы, конкурсы, практикумы по вопросу безопасного поведения на дорогах: «Мой путь от школы до дома», «Хочешь быть здоровым – будь им», «Будем знать, и выполнять правила дорожного движения», конкурс рисунков «Азбука безопасности». Провелись чтение и обсуждение художественной литературы по ДТП, просмотр презентаций по ПДД. С целью пропаганды здорового образа жизни были проведены беседы, «Мои занятия после школы», «Я и мои друзья», «Права и обязанности», «Поведение в общественных местах», «За здоровый образ жизни», «Пешеходы и пассажиры», «Друзья Мойдодыра», «Осторожно, лёд!», «Вредные привычки». Проводились инструктажи: «Правила поведения в общественных местах», «Правила поведения во время новогоднего утренника», «Правила поведения в общественном транспорте». Проводилось практическое занятие по эвакуации учащихся из здания школы при пожаре. Цель данных бесед и инструктажей – дать возможность представить об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, подстерегающих нас. Формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.
Организация внеурочной деятельности
Велась систематическая работа по вовлечению детей в учебную и внеурочную деятельность, что дало положительные результаты.
В течение всего учебного года дети принимали участие в различных школьных и внеклассных мероприятиях, участвовали в дистанционных всероссийских и международных интеллектуальных конкурсах, интернет-викторинах.
Воспитательная работа в классе велась на основе системно-ролевого подхода. Основными формами работы с детьми стали классные часы, праздники, викторины, конкурсы, соревнования, беседы. В классных делах принимали участие все учащиеся. При их проведении функции организатора и координатора исполнялись в основном учителем, т.к. ребята еще не в состоянии самостоятельно создать совет любого дела организовать и проконтролировать его выполнение, хотя я как классный руководитель старалась провести дело так, как будто все придумали сами ребята, а учитель их поддержал. Ребята, видя поддержку учителя, брались за дело и старались выполнить его хорошо.
Организация учебно-познавательной деятельности
Анализ успеваемости и качества знаний учащихся показал, что к концу учебного года все обучающиеся были переведены в 4 класс.
Активный познавательный интерес и ответственное отношение к учёбе проявляют два учащихся.
Контроль за успеваемостью и учебной дисциплиной осуществлялся через индивидуальные беседы с родителями и учащимися, проведения консультаций для родителей.
В следующем учебном году необходимо уделить внимание формированию у детей навыков самоконтроля.
Знания детей соответствуют объёму и уровню требований, предъявляемых по каждому учебному предмету.
Контроль за успеваемостью ведет классный руководитель, организовывается взаимоконтроль по проверке домашнего задания.
Дети пропускают уроки исключительно по болезни и уважительной причине.
Развитие коллектива класса.
По результатам наблюдений на апрель 2019 года можно отметить, что уровень воспитанности повысился, по сравнению с началом года Определённые результаты в течение учебного года достигнуты в развитии классного коллектива. По мнению учащихся, учителей и родителей, в классе сложился удовлетворительный психологический микроклимат. Большинство ребят стараются быть доброжелательными, самостоятельными, активными. Важно, что в классе есть ребята с высокой степенью нравственной ориентации, которые влияют на общественное мнение в коллективе. Ребята готовы оказывать друг другу помощь, как в учебном процессе, так и во внеклассной деятельности. Удалось в полной мере создать в классном коллективе нравственно и эмоционально благоприятную сферу для развития детей.
Общие дела и интересы объединяли детей и родителей, помогали им найти общий язык общения, положительно воздействовали на формирование личности ребёнка.
Эффективность внеклассной и внешкольной воспитательной работы
В соответствии с воспитательными целями и задачами школы, а также особенностями развития классного коллектива приоритетными направлениями воспитательной работы являлись классные и школьные мероприятия.
Особое место в воспитательном процессе можно отвести классным часам. Все проведенные тематические классные часы были запланированы и проведены по основным направлениям нравственного просвещения, профилактике вредных привычек и противоправного поведения учащихся, по профилактике дорожно–транспортного травматизма учащихся. Они способствовали воспитанию сознательной любви к Родине, проявлению уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны, формированию у учащихся уважительного отношения к членам своей семьи, воспитанию дружеского отношения к окружающим, расширению кругозора и повышения общей культуры учащихся.
Также тематические творческие выставки поделок и рисунков, проведенные в классе и в школе, способствовали не только повышению уровня воспитанности, но и помогли сплотить коллектив, показать себя во внеурочной деятельности.
Все мероприятия, проведенные для учащихся, способствовали сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных и творческих способностей учащихся, формировали эстетические вкусы, прививали навыки культуры общения, обогащали знания ребят.
Педагогическое взаимодействие с семьёй
В 2018 – 2019 уч. г. проведено 4 родительских собрания, организованы индивидуальные консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания детей.
Родителям были предложены следующие тематические собрания: «Трудно ли с «трудным» ребенком?» «Способность ребенка трудиться», «Скромность, застенчивость или тревожность, неуверенность ребенка в себе...», «Значение воображения в интеллектуальном развитии ребенка».
Систематически вовлекала родителей обучающихся в воспитательный процесс школы. Они оказывали помощь в течение года. Родители помогали в организации учебного процесса, организации сладких столов, с удовольствием посещали мероприятия, подготовленные ребятами. Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование на родительских собраниях показали, что в основном все дети имеют хорошие отношения с родителями. В некоторых семьях есть место излишней строгости и завышенных требований к ребенку. В некоторых наоборот, не хватает контроля со стороны родителей. На решение этих проблем было обращено особое внимание.
В течение учебного года сложились хорошие отношения с родителями учащихся. Наиболее эффективными формами взаимодействия были индивидуальные и групповые консультации для родителей.
Общие выводы
Анализ воспитательной работы в соответствии с целями и задачами показывает, что проделанная работа способствовала формированию коллектива класса, интеллектуальному, нравственному и физическому становлению личности, созданию условий для развития индивидуальных и творческих способностей, а основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психофизическим особенностям младших школьников.
В целом воспитательная работа в 3 классе была многоплановой и разносторонней. В течение учебного года был накоплен положительный опыт в организации внеклассных мероприятий с учащимися, работе с родителями. Все запланированные на 2018 - 20 уч. г. мероприятия были проведены. Они укрепляли в сознании детей желание прилежно учиться, любить школу; развивали любознательность, самостоятельность; формировали умение оценивать хорошие и плохие поступки свои и товарищей; воспитывали культуру поведения, внимательное отношение к людям. При проведении мероприятий особое внимание уделялось воспитанию моральных качеств, связанных с понятием «что такое хорошо и что такое плохо», воспитанию уважения к людям труда всех профессий, бережному отношению к результатам труда людей.
Обучающиеся класса приняли активное участие практически во всех школьных мероприятиях, где была возможность поучаствовать учащимся 3 класса. Считаю, что участие ребят в классных и общешкольных мероприятиях способствовало сплочению и формированию классного коллектива.
Задачи, поставленные в 2018 - 2019 учебном году, выполнены.
Цель воспитания в начальной школе — создание условий для развития личности ученика. А личность, на мой взгляд, должна быть свободной, гуманной, духовной, творческой, практической. В новом учебном году необходимо создать в классном коллективе такие условия, которые помогли бы детям ощутить собственную значимость, ценность; способствовали бы укреплению дружбы, уважению потребностей других детей, формировали условия, в которых дети могли бы работать, успешно взаимодействуя.
В основу воспитательной системы на новый учебный год я ставлю следующую цель: создание воспитательной среды, способствующей формированию высоконравственной, творчески активной, культурной, толерантной личности, способной к саморазвитию и самореализации.
Задачи на 2019-2020 учебный год:
продолжить работу по привитию учащимся навыков сознательного приобретения знаний, самостоятельному восстановлению пропущенного учебного материала;
работать над культурой поведения во время урока и на переменах для достижения желаемого результата; активизировать самоуправление в классе, подобрать действительно дело по душе каждому ребёнку; приобщать всех родителей к проведению мероприятий с учащимися.
В 4 классе продолжить работу по формированию у детей положительного отношения к школе, к учению; приобщению учащихся к творчеству, народным традициям; профилактике вредных привычек, противоправного поведения учащихся и дорожно-транспортного травматизма.