12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Соколова Надежда Ивановна129
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детский (подростковый) центр «Агнес»
Детский подростковый клуб «Импульс»

Методическая разработка

Тема: «Анималистический жанр»
 Изостудия 3 - ой год обучения (художественная направленность)

Разработал: Соколова Надежда Ивановна

Педагог дополнительного образования

Высшее образование

Клуба «Импульс», р.т.229-72-09

Пояснительная записка

  В процессе обучения детей рисованию педагоги используют различные темы: семья, дом, родной город, природа, времена года, праздники и т.д. Одной из самых любимых тем в творчестве юных художников является рисование животных. Мир животных очень интересен для ребенка. Животные двигаются, обладают характером, отличаются своеобразным поведением и в связи с этим вызывают у детей познавательный интерес, активное восприятие, яркий эмоциональный отклик. Необходимо с детства прививать любовь к животному, обращать внимание ребенка на красоту животного, на его пользу, на материнскую заботу о детёнышах, на то чувство привязанности, которым оно отвечает на всякое доброе отношение.

  Знакомство учащихся с анималистическим жанром позволяет решать как познавательные (внешний облик, повадки и поведение животных, их характер), так и воспитательные задачи (любовь и внимательное, чуткое отношение к животному миру, желание защитить, сберечь природу). Формирование эстетического отношения к животному миру происходят и на занятиях по экологическому воспитанию в школе при знакомстве с домашними и дикими животными, при наблюдении за живыми объектами, в других видах деятельности. В результате у учащихся накапливаются разнообразные впечатления, которые они стремятся выразить в своём творчестве. Помочь им в этом позволяет обучение изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ. Создавая рисунок, ребенок применяет изобразительные действия, контролируя их представлением изображаемого образа, и оценивает их как правильные или неправильные.

  Процесс обучения изображению животных длительный, его можно условно разделить на два направления: осуществление деятельности по развитию знаний детей о животных и обучение изображению животных

  Рисование животных – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Использование при изображении животных нетрадиционных техник позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности, развить воображение, фантазию.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что использование нетрадиционных техник рисования животных развивает творческую активность ребенка и способствует активному познанию окружающего мира. Обучение рисованию животных приобретает в настоящее время особую значимость в связи с необходимостью воспитывать у детей гуманистическое отношение к окружающей среде.

Цели и задачи

Цели: формировать знания об анималистическом жанре в изобразительном искусстве, вызвать эмоциональный отклик на красоту животного мира.

Задачи:

Ознакомить с творчеством художников – анималистов;

Провести сравнительный анализ строения тела животных, связать особенности внешнего облика со средой обитания;

Учить рисовать животных в движении, делать наброски, работать над образом;

Развивать навыки композиции, владения графическими материалами, техниками рисования и средствами художественной выразительности;

Воспитывать культуру поведения, эстетическое отношение к природе;

Ожидаемый результат

Учащийся должен знать:

Учащийся должен уметь:

Иметь представление о творчестве художников – анималистов;

Уметь выделять характерные повадки животного, работать над образом;

Знать особенности строения тела животного;

Уметь рисовать животное в движении, делать наброски животного;

 

Уметь использовать различные техники и материалы для изображения животного;

  С целью мониторинга деятельности учащихся в конце каждого занятия осуществляется подведение итогов занятия ( задаются контрольные вопросы по теме занятия, проводятся выставки и анализ работ учащихся), а так же учащиеся выполняют контрольное задание ( самостоятельная работа учащихся) итогом которого является выставка работ учащихся.

  Оценивание достигнутых результатов происходит путем анализа работ учащихся.

  Критерии оценки любого рисунка

1.Насколько успешно решена в рисунке, поставленная задача (самостоятельность).

2.Каков уровень решения задач, с которыми учащиеся знакомились ранее (способ выполнения).

3.Какова образная выразительность рисунка, гармоничность цветового решения.

4.Насколько аккуратно и чисто выполнена работа (эмоционально, эстетическое отношение к процессу рисования).

  Критерии оценки работ учащихся в анималистическом жанре

1.Композиция.

2.Пропорции.

3.Конструктивное строение объекта.

4. Передача фактуры.

5.Передача цвета.

6.Передача объема при помощи светотеневого моделирования.

7. Создание образа.

 

Концептуальные основы

При работе с детьми обшеполагающими принципами обучения и воспитания являются:

Принцип гармонизации личности и среды – ориентация воспитания и обучения на максимальную самореализацию личности.

Принцип гуманизации – обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально – культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания.

Принцип сознательности – предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.

Принцип доступности – выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей, в создании адекватной педагогической среды.

Принцип наглядности – выражается в том, что у ребенка более развита наглядно – образная память, чем словесно – логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представления.

Принцип комплексности, системности и последовательности – обязывает строить процесс обучения таким образом чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено.

Принцип взаимодействия на нескольких уровнях: на уровне взаимоотношения между взрослыми и ребенком в процессе занятий;

взаимодействие детей как партнеров по творческой деятельности;

на уровне сенсорного взаимодействия ребенка с материалом;

Учебно-тематический план

3-го года обучения

Тема

Количество часов

 
   

Теория

Практика

Всего

5

Анималистический жанр

2

8

10

5.1

Художники анималисты

1

0

1

5.2

В мире животных

0

1

1

5.3

Наброски животных

0

1

1

5.4

Забавные животные

0

2

2

7.5

Рисуем животных.

Мое любимое животное

1

4

5

 

Итого:

   

10

Содержание занятий

Занятие №1

Тема: «Анималистический жанр. Художники анималисты».

Цель: Вызвать эмоциональный отклик на красоту животного мира, по средствам знакомства учащихся с художниками анималистами.

Задачи: Развивать навыки рисования в анималистическом, стиле, творческие способности. Обучать выделять характерные повадки животных, позу, особенности стремления. Воспитывать эстетическое отношения к природе.

Оборудование для учителя: акварельные краски, карандаши, тушь, фотографии животных, наборы открыток, нарисованные части животных, репродукцию картин с животными.

Литература: «Дошкольное воспитание» 5/99; набор открыток «Рисует В. Ватагин»; «Звери и птицы» Е. Чарушин.

Ход занятия

Начало занятия

Сегодня на уроке я расскажу о творчестве художников анималистов. Вы должны меня внимательно слушать так-так в конце урока я проведу игру, и чтобы в нее играть вам будет необходимо знания, полученные на уроке.

Скажите, вы знакомы с анималистическим жанром? Что рисуют художники анималисты?

-Животных

- Каких художников анималистов вы знаете?

-Я вам подробнее расскажу о творчестве М.П Митурича, Е.И Чарушина и В.А Ватагина. ( приложение№1)

Эти художники отдельно рисуют животных, а другие включают их в картины. Какие картины с изображением животных вы можете назвать?

« Утро в сосновом бору», « Иван – царевич на сером волке» и др.

Практическая работа

Провести игру.

Разделить учащихся на 2 – 3 команды, команды разделить на 3 группы. Каждая группа получает задание.

Задание №1

Раздать фото животного. Учащиеся должны нарисовать это животное в технике художника анималиста ( Митурича, Чарушина, Ватагина). Команды должны отгадать в технике, какого художника выполнена данная работа.

Рисуя учащиеся должны выбрать материал, которым работал художник, вспомнить особенности изображения: одно или несколько животных изображал художник, использовал ли фон и т.д.

Задание№2

Изобразить животное, передав его характер. Например, трусливое животное, хитрое… передать выражение морды: страх, злобу, удивление и т.д. Изображение должно выглядеть реалистичным.

Команды угадывают, какой характер у животного.

Задание №3

Из частей животного необходимо собрать целое животное. Учащимся раздаются листы с контуром животного, а они подбирают характерные для данного животного глаза, нос, уши, рот.

Подведение итогов

Выставка работ. Подведение итогов игры. Награждение.

Вопросы учащимся для закрепления материала:

Кого рисуют художники анималисты?

О каких художниках анималистах вы узнали?

Творчество, какого художника анималиста больше понравилось и почему?

Занятие № 2

Тема: «В мире животных».

Цель: передавать учащимся в увлекательной форме новые знания о животных.

Задачи: обучать правильному изображению животных, пропорциям животных.

Развивать навыки работы в анималистическом стиле.

Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Оборудование для учителя: схемы с изображением животных, репродукции с изображением животных, фотографии животных.

Оборудование для учащихся: простой карандаш, ластик, альбом.

Литература: Вартанова О., Основы рисунка. – С-П.:1994. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 1999;

Ход занятия.

Начало занятия.

Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеею идешь - и нет конца пути...
Кругом пестреет лес зеленый; уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист; - осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист и, как ковер, устлал дорогу...
Идешь, как будто по водам, - нога шумит... а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там, где пышный папоротник дремлет,
А красных мухоморов ряд, что карлы сказочные, спят...

Загадки о животных.

Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, овец ищет. ( Волк)

Водяные мастера, строят дом без топора. ( Бобры)

Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой, под вьюжный вой, спит в избушке снеговой. ( Медведь)

Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг! По снежочку тык-тык! ( Заяц)

Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый - краса! А зовут её...(Лиса)

Сообщить тему занятия, сказать, кого будем сегодня рисовать.

Вывесить на доску фотографии животных, репродукции с изображением животных.

Объяснение задания.

Ознакомить с особенностями строения животных.

Объяснить этапы рисования, используя схемы (приложение№2):

- поиск и определение композиции рисунка в формате листа

- уточнение и окончательное определение основного пространственного движения туловища животного

- прорисовка отдельных частей животного, уточнение его силуэта

- уточнение индивидуальности в образе животного

Устное рисование.

Практическая работа.

Приступить к рисованию.

Учащиеся рисуют лису с натуры (чучело) или с фотографии.

Учитель поэтапно рисует лису на доске, учащиеся выполняют рисунок в альбомах.

Итог занятия: анализ работ учащихся.

  Занятие№3

Тема: «Наброски животных».

Цель: передавать учащимся знания об особенностях изображения животных.

Задачи: обучать изображать животных в разных позах, в движении, рисованию с натуры.

Развивать навыки работы разными художественными материала.

Воспитывать эстетическое отношение к животным, культуру поведения, аккуратность.

Оборудование для учителя: листы бумаги, туш, пастель, акварель, гуашь, цветные карандаши, ластик, наглядные пособия с изображением животных выполненных в разных техниках, фотографии животных.

Оборудование для учащихся: альбом, карандаш, ластик, акварель, гуашь,карандаши цветные, тушь.

Литература: : Вартанова О., Основы рисунка. – С-П.:1994. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 1999. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1998.

 

Ход занятия.

Начало занятия.

На прошлых занятиях мы узнали кто такие художники анималисты, кого они рисуют, узнали об особенностях изображения животных в неподвижном состоянии. Животные в природе редко бывают статичны, они часто меняют свою позу, поэтому художник должен уметь изображать животных не только в статике, но и в динамике, уметь изображать животное в его естественной среде, рисовать с натуры, чтобы стать настоящим художником анималистом.

- Где мы можем встретиться с животными?

- На улице, в лесу, в зоопарке, дома.

- Где бы мы ни встретились с животным, мы можем выполнить наброски, зарисовки животного и тем самым совершенствовать свои художественные способности и умения работать в анималистическом стиле.

- Для того, чтобы нарисовать животное с натуры, надо знать особенности выполнения набросков.

Объяснение задания

Объяснить особенности выполнения набросков животных.

Вывесить наглядные пособия (приложение №3)

В зависимости от поставленных задач, характера формы животного, его шерстяного покрова и оперения выбирается не только определенная изобразительная техника, но и способ выполнения быстрого рисунка.

Способы выполнения быстрого рисунка:

Одними линиями

Линиями с одновременной проработкой наброска штрихом

Выполнение наброска с применением элементов схемы построения

Выполнение наброска схемой

Выполнение наброска тоном, «пятном»

В зависимости от выбранных способов выполнения наброска он может начаться с осевых, срединных линий, указывающих общее движение и пространственное положение животного, птицы, с последующим указанием короткими линиями, штрихами расположение шеи, головы, ног, хвоста, или начинаться линией, мазком, очерчивающим силуэт, абрис, характерный для изображаемого животного. Широко распространен способ построения набросков животных с использованием элементов схемы, когда набросок выполняется геометрическими схемами, в которые вписываются объемные формы животного, а затем уточняются и прорисовываются индивидуальные

особенности строения, шерстяного покрова и оперения животных и птиц.

 

Животное следует нарисовать в разных позах и поворотах, стараясь уловить характерные особенности силуэта, пропорций его движения. Изображение набросков на листе необходимо продумать заранее. Если животное изменит

позу, набросок можно оставить до следующего раза и приступить к новому на этом же листе. Незаконченные рисунки можно продолжить, когда движение повториться.

При выполнении краткосрочных набросков не требуется тональная завершенность работы, подробная прорисовка оперения и деталей. Необходимо передать общее движение и пропорции основной массы тела, то есть передать абрис и силуэт. Это развивает способность целостного видения. Для набросков более всего подойдет линейно – конструктивная манера рисунка или рисование от пятна. Их удобно выполнять графитным карандашом, углем, тушью, пастелью, можно использовать краски.

Практическая работа.

Учащиеся вместе с учителем выполняют набросок одного животного.

Раздать учащимся листы с изображением животных, учащиеся, повторяя за учителем, выполняют рисунки животных в разных техниках и разными материалами (приложение № 4)

Итог занятия.

Выставка и обсуждение работ учащихся.

Задание на дом: выполнить наброски животного.

Занятие № 4

Тема: «Забавные животные»

Цель: побуждать учащихся к самостоятельному созданию образа животного.

Задачи: учить по описанию создавать образ животного, используя различные художественные техники и приемы.

- развивать навыки работы различными художественными материалами, воображение, образное мышление.

- воспитывать эстетическое отношение к животному миру.

Оборудование для учителя: листочки с описанием животных, тушь, цветные карандаши, краски, пастель, простой карандаш, ластик, рисунки с изображением животных, выполненные разными материалами. Оборудование для учащихся: альбом, тушь, цветные карандаши, краски, простой карандаш, ластик, кисти, баночки.

Литература: Пришвин М. Рассказы о животных. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. – М.: АГАР, 1998.

Ход занятия

Начало занятия.

Начать занятие с выставки и анализа набросков животных выполненных учащимися дома.

Прочитать отрывок из рассказа Пришвина М. « Филин».

Ночью злой хищник охотится, а днем прячется.

« Говорят он плохо видит днем и от того прячется. А по – моему, если бы он хорошо видел, все равно ему бы днем нельзя было никуда показаться – до того своими ночными разбоями нажил он себе много врагов.

Ушастый и огромных размеров и с огромными кошачьими глазами».

Учащиеся отгадывают, о ком идет речь.

Сообщение темы.

Показать изображение филина, нарисованное учителем (приложение№5). Рассказать об особенностях изображения животного по представлению, по описанию. Работа над образом. Объяснить с помощью, каких средств и приемов был создан образ животного.

Объяснение задания.

Раздать учащимся листочки с описанием животного, учащиеся должны нарисовать животное по описанию (приложение № 6). Учащиеся сами выбирают материал и технику, в которой будут рисовать животное.

 

Практическая работа

Учащиеся рисуют животных. Проводится фронтальная и индивидуальная работа.

Итог занятия.

Выставка работ учащихся. Анализ работ.

Занятие №5

Тема: «Мое любимое животное».

Цели: передавать учащимся в увлекательной форме знания о природе и животных.

Задачи: обучать использовать полученные знания о рисовании животных на практике, при помощи пастели передавать фактуру шерсти животных, объем.

Развивать навыки работы пастелью

Воспитывать самостоятельность, эстетическое отношение к природе и животным.

Оборудование для учителя: пастель, листы бумаги, репродукции, рисунки, фото с животными, таблицы.

Оборудование для учащихся: листы бумаги формат А3, пастель, простой карандаш, ластик, фотография животного.

Литература: Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. – М.: «АГАР», 1998. Сальвадор Г. Ольмедо. Как писать пастелью. – С – П.: «Аврора», 1996. Хеммонд Л. Учимся рисовать животных. – Мн.: ООО «Попурри», 1999.

Ход занятия

Начало занятия.

Начать занятие со стихотворения

Зайчик

Александр Блок

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки...
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.
Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому пропасть...
Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится -
Неба не видать...
Только б потеплее,
только бы посуше...
Очень неприятно
По воде ступать.

- Много стихов, рассказов, сказок посвящено животным, но не только поэты и писатели посвящают им свое творчество. Тема животного мира распространена и среди художников. Мы с вами уже ни одно занятие посвятили анималистическому жанру и многому научились. Сегодня я предлагаю вам нарисовать свое любимое животное, а рисовать мы его будем пастелью.

Объяснение задания.

Вместе с учащимися вспомнить основные этапы рисования животных.

Объяснить этапы работы над животным в технике пастель( выполнить педагогический рисунок).

- рассмотреть, как распространяется волосяной покров, направление волос

- начать тональную проработку, нанести границы распределения градаций светотени

- начать работу в цвете пастелью с участков расположенных в тени, далее тон усиливается, насыщается, конкретизируется форма ( способ растушевки)

- уделить внимание фактуре шерстяного покрова, рассмотреть направление шерсти, передать его формой штриха. ( способ штриховки и растушевки)

- окончательная прорисовка деталей, подчеркнуть, выделить белым цветом необходимые участки шерсти (приложение №7).

Практическая работа.

Учащиеся рисуют животное с фотографии. Учитель проводит фронтальную, индивидуальную работу.

Итог занятия.

Выставка и анализ работ учащихся.

Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся в творческой мастерской, на занятиях в кабинете используются регулируемые столы и стулья. (№3 стол 580, стул 340 и №4 стол 640, стул 380)

Методическое обеспечение

Название темы

Форма занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Техническое оснащение, дидактический материал

Форма подведения итогов

1

Анималистический жанр

    Игра,

                 дискуссия,практикум,

соревнование, выставка.

Словесные, наглядные, практические,

объяснительные,

иллюстративные,

частичнопоисковые.

Карандаш простой, ластик,бумага,

цветные карандаши, тушь,перо,

пастель,уголь, краски, палитра. Наглядные пособия, репродукции картин, образцы.

Анализ

детских работ, сравнение,

выставка,

игра

Литература

Вартанова О., Основы рисунка. – С-П.:1994.

Зимняя И.А., Педагогическая психология. – М.: «Логос», 1999.

Мухина В.С., Возрастная психология. – М.: «Академия», 2000.

Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. – М.: «АГАР», 1998.

Сальвадор Г. Ольмедо. Как писать пастелью. – С – П.: «Аврора», 1996.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 1999.

Хеммонд Л. Учимся рисовать животных. – Мн.: ООО «Попурри», 1999.

«Дошкольное воспитание» 5/99

Набор открыток «Рисует В. Ватагин»; «Звери и птицы» Е. Чарушин.

10.Рисунки в приложении взяты с сайтов: http://www.plakitina.ru/uroki-risovanija-pastelju.php ?page=4; http://risovat.ru/risuem-kota-pastelyu-risuem-zhivotnyx/;

http://narisuem.com/risuem-tushyu-shersti-zhivotnyx.html

Приложение №1

Май Петрович Митурич-Хлебников

М.П. Митурич заслуженный художник Р.С.Ф.С.Р.

Много путешествовал по стране - в Тувинской тайге, на Д. Востоке, на Командорских островах. Рисунки Митурича складывались из его личных впечатлении. Его рисунки не были бы такими выразительными, если бы художник сам не слышал и не видел, как шумит птичий базар, как переплетаются рога оленей, как возятся со своими котятами котики на лежбище, как подкрадываются песцы к добыче, как летит ворон.

Рисунок Митурича быстр, легок, артистичен. Он рисует обычно акварелью изящными кистевыми штрихами, обрисовывает форму, сохраняя на всей плоскости изображения открытый белый фон. Прозрачные пересекающиеся мазки просвечивают друг сквозь друга . Он находит орнаментальность в самой природе, а не стилизирует изображение. Цвет у художника особенный. Трава не просто зеленая, а голубая в тени, медведь - фиолетовый, елки коричневые.

Евгений Иванович Чарушин

Е. Чарушин писатель и иллюстратор выполняет иллюстрации к соответственным книгам «Разные звери», «Вольные птицы» и др. Маршака,

К. Чуковского

Больше всего он любил изображать звериных и птичьих малышей.

Стал художником благодаря впечатлениям детства. Вместе с мамой маленький ходил в лес. Здесь он учился наблюдать и работать. Природа все сильнее окружала его, вызывала радость встреч и узнаваний, интерес и любовь ко всему живому.

С отцом ездил в поездки, ездили днем и ночью, лесами и лугами, видели восходы солнца, утренние туманы. Ему хорошо известна жизнь и все повадки животных.

Свои рисунки выполнял акварелью, тушью. Он не просто рисовал, а создавал образы, портреты животных. При работе цветом использует пятна и штрихи, для создания образа.

Василий Алексеевич Ватагин

В. Ватагин замечательный скульптор и художник один из основоположников анималистического жанра. Создал сотни произведений графики и скульптуры, отображающие мир животных. Владел самыми разными материалами: карандаш, туш, акварель, гуашь.

В своих рисунках Ватагин выделял самое главное, подчиняя ему детали. Передавал пропорции форму, фактуру. Проникновенность в изображения превращает рисунки художника в портреты. Для творчества Ватагина характерно изображение животного в разных ракурсах на одном листе.

Приложение №2

Поиск и определение композиции рисунка в формате листа

 

 

Уточнение и окончательное определение основного пространственного движения туловища животного

Обрисовываем контуром форму туловища, а также ног и головы лисицы.

 

Прорисовка отдельных частей животного, уточнение его силуэта.

Прорисовываем голову, хвост и лапы. Намечаем глаза, нос, рот.

 

Уточнение индивидуальности в образе животного.

Детальное прорисовывание. Добавим лисе меха, глаза сделаем более вытянутыми, ну и другие штрихи.

Последний этап - это раскрашивание лисы: можно в цвете, а можно и просто простым карандашом.

Приложение№3

Способы выполнения быстрого рисунка

Выполнение наброска тоном, «пятном»

Выполнение наброска с применением элементов схемы построения

Выполнение наброска одними линиями

Набросок выполненный линиями с одновременной проработкой наброска штрихом

Приложение№4

Техника работы тушью

Техника работы акварелью

Сделать рисунок карандашом Выделить цветом основные детали

Прорисовка теней, общего тона Проработка деталей, фактуры шерсти

Уточнение и доработка образа

Техника работы карандашом

Выполнение наброска

Проработка основным тоном, прорисовка теней

Прорисовка деталей, фактуры шерсти (растушовка, штриховка)

Завершение работы над образом

Приложение№5

филин

 

Приложение№6

Ёж .Раз я шел по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шел автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога; он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.

— А, ты так со мной! — сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.

Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понес домой.

 

Сплю я всегда очень чутко. Слышу — какой-то шелест у меня в комнате, чиркнул спичкой, зажег свечу и только заметил, как ёж мелькнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты. Так я и оставил гореть свечу и сам не сплю, раздумывая: «Зачем это ёжику газета понадобилась?» Скоро мой жилец выбежал из-под кровати — и прямо к газете, завертелся возле нее, шумел, шумел и наконец ухитрился: надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил ее, огромную, в угол.

Тут я и понял его: газета ему была как в лесу сухая листва, он тащил ее себе для гнезда. И оказалось, правда, в скором времени ёж весь обернулся газетой и сделал себе из нее настоящее гнездо.

Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа. Зажигаю свечу — и что же вы думаете? Ёжик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в уголок, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился. Вот ёж подбежал, свернулся около яблок, дернулся и опять бежит — на колючках другое яблоко тащит в гнездо.

Гаечки. Я пошёл на ветер по этой белой дорожке опилок и скоро увидел, что это две самые маленькие синицы, гайки - сизые, с чёрными полосками на белых пухленьких щёчках, - работали носами по сухому дереву и добывали себе насекомых в гнилой древесине. Работа шла так бойко, что птички на моих глазах всё глубже и глубже уходили в дерево.

Я терпеливо смотрел на них в бинокль, пока наконец от одной гаечки на виду остался лишь хвостик. Тогда я тихонечко зашёл с другой стороны, подкрался и то место, где

торчит хвостик, покрыл ладонью. Птичка в дупле не сделала ни одного движения и сразу

как будто умерла. Я принял ладонь, потрогал пальцем хвостик - лежит, не шевелится; погладил пальцем вдоль спинки - лежит, как убитая. А другая гаечка сидела на ветке в двух-трёх шагах и попискивала. Можно было догадаться, что она убеждала подругу лежать как можно смирнее.

Лимон.

И вдруг с очень доброй улыбкой вынул из своей кофты притаенную за пазухой собачку, каких я в жизни своей никогда не видел и, наверное, у нас в Москве мало кто видел. Моей мягкой шляпой ее можно было, бы прикрыть, прихватить и так унести. Она была рыженькая, с очень короткой шерстью, почти голая и, как самая тоненькая пружинка, постоянно отчего-то дрожала. Такая маленькая, а глазища большие, черные, блестящие и навыкате, как у муравья.

Лоси.

Да какие они, лоси-то? - спросил кто-то из нас.

- Хорошенькие, - ответил дед.

- Ну, какие же они хорошенькие! - сказал я. - Огромные, а ножки тонкие, голова носатая, рога - как лопаты. Скорее - безобразные.

Очень хорошенькие, - настаивает дед. - Раз было, по убылой воде, вижу, лосиха плывет с двумя лосятками. А я за кустом. Хотел было бить в нее из ружья, да подумал: деться ей некуда, пусть выходит на берег. Ну вот, она плывет, а дети за ней не поспевают, а возле берега мелко: она идет по грязи, а они тонут, отстали. Мне стало забавно. Возьму-ка, думаю, покажусь ей: что, убежит она или не кинет детей?

Оказалось, у них, как и у нас. Мать так яро на меня поглядела, а я на нее острогой махнул. Думал - убежит, а лосенков я себе захвачу. А ей хоть бы что - и прямо на меня идет и яро глядит. Лосята еще вытаскивают ножонки из грязи. И что же вы подумаете? Что они делать стали, когда вышли на берег?

- Мать сосать?

- Нет, как вышли на берег - прямо играть. Шагов я на пять подъехал к ним на ботничке, и гляжу, и гляжу - чисто дети. Один был особенно хорош. Долго играли, а когда наигрались, то к матке, и она их повела, и пошли они покойно, пошли и пошли...

Охота на бабочек.

Жулька, моя молодая мраморно-голубая охотничья собака, носится как угорелая за птичками, за бабочками, даже за крупными мухами до тех пор, пока горячее дыхание не выбросит из ее пасти язык. Но и это не останавливает ее.

Вот нынче была у всех на виду такая история.

Желтая бабочка-капустница привлекла внимание. Жизель бросилась за ней, подпрыгнула и промахнулась. Бабочка замотыляла дальше. Жулька за ней - хап! Бабочке хоть бы что: летит, мотыляет, как будто смеется.

Бабочки нет в воздухе, капустница исчезла. Сама Жизель стоит неподвижная, как восковая, повертывая удивленно голову то вверх, то вниз, то вбок.

- Где наша бабочка?

В это время горячие пары стали нажимать внутри Жулькиной пасти, - у собак ведь нет потовых желез. Пасть открылась, язык вывалился, пар вырвался, и вместе с паром вылетела бабочка и, как будто совсем с ней ничего не было, - замотыляла себе по-над лугом.

До того измаялась с этой бабочкой Жулька, до того, наверно, ей трудно было сдерживать дыхание с бабочкой во рту, что теперь, увидев бабочку, вдруг сдалась. Вывалив язык, длинный, розовый, она стояла и глядела на летящую бабочку глазами, ставшими сразу и маленькими и глупыми.

Жаркий час.

В полях тает, а в лесу еще снег лежит нетронутый плотными подушками на земле и на ветках деревьев, и деревья стоят в снежном плену. Тонкие стволики пригнулись к земле, примерзли и ждут с часу на час освобождения. Наконец приходит этот жаркий час, самый счастливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц.
Пришел жаркий час, снег незаметно подтаивает, и вот в полной лесной тишине как будто сама собой шевельнется еловая веточка и закачается. А как раз под этой елкой, прикрытой ее широкими ветками, спит заяц. В страхе он встает и прислушивается: веточка не может же сама собой шевельнуться. Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и, освобожденная от снега, подпрыгнула. Заяц метнулся, побежал, опять сел столбиком и слушает: откуда беда, куда ему бежать?
И только стал на задние лапки, только оглянулся, как прыгнет вверх перед самым его носом, как выпрямится, как закачается целая береза, как махнет рядом ветка елки!
И пошло, и пошло: везде прыгают ветки, вырываясь из снежного плена, весь лес кругом шевелится, весь лес пошел. И мечется обезумевший заяц, и встает всякий зверь, и птица улетает из леса.

Приложение №7

Этапы работы над животным в технике пастель

1 этап

 

- выполнить набросок животного.

 

2 этап

 

 

- начать тональную проработку, нанести границы распределения градаций светотени

3 этап

 

- начать работу в цвете пастелью с участков расположенных в тени, далее тон усиливается, насыщается, конкретизируется форма ( способ растушевки)

- уделить внимание фактуре шерстяного покрова, рассмотреть направление шерсти, передать его формой штриха. ( способ штриховки и растушевки)

4 этап

 

- окончательная прорисовка деталей, подчеркнуть, выделить белым цветом необходимые участки шерсти

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.