Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Самый значительный жанр вокальной музыки»
Управление образования Администрации Навашинского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия г. Навашино»
Методическая разработка урока музыки в 5 классе
Тема: «Самый значительный жанр вокальной музыки»
Выполнила: учитель музыки
первой квалификационной категории
Агафонова Евгения Александровна
«Самый значительный жанр вокальной музыки»
Цель: Формировать познавательный интерес к самому значительному жанру вокальной музыки – опере как синтетическому виду искусства.
Задачи:
Знакомство с оперой М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства.
Формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей оперного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты оперных спектаклей.
Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики.
Тип урока: получение новых знаний.
Оборудование: проектор, компьютер, видео и аудио файлы.
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. Меня зовут Агафонова Евгения Александровна. Давайте с вами вместе по приветствуем друг друга. Мы к соседу повернемся и друг другу улыбнемся. Сегодня на уроке музыки я вас познакомлю с одним из самых значительных жанров вокальной музыки, а с каким вы сейчас узнаете.
2. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока.
Слайд 2 (видео фрагмент оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинка)
- Не правда ли, ребята, когда попадаешь в огромный, сверкающий огнями зал оперного театра, чувствуешь себя словно окрылённым радостью!
Как вы думаете, о каком жанре вокальной музыки пойдет речь сегодня на нашем уроке?
Сегодня на уроке мы будем говорить об опере. Как о самом значительном жанре вокальной музыки. Слайд 3 (тема урока)
- Тема нашего урока «Самый значительный жанр вокальной музыки». Ребята, запишите тему в тетради.
3. Актуализация опорных знаний
- Слайд 4 (на слайде изображение кота, дерева и цепь). Внимательно рассмотрите и скажите, с каким литературным произведением они у вас ассоциируются.
- Слайд 5 (иллюстрация к поэме, слова вступления)
- Правильно, они нам сразу напомнили о вступлении в поэму А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Давайте попробуем инсценировать вступление и мне понадобится 9 человек, которые будут изображать дуб, кота, цепь. По 3 человека с каждого ряда. А остальные будут читать слова автора: 1 ряд первые две строчки, 2 ряд вторые две строчки и 3 ряд оставшиеся строчки. Пока вы тихо, самостоятельно репетируете слова, нарядим наших артистов. Ты будешь дуб – руки раскинешь в стороны, руки на ширине плеч, ты – кот, будешь ходить направо и налево. А вы будете изображать цепь на дубе. Итак, все готовы? Тогда начинаем.
1 ряд: У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
2 ряд: И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
3 ряд: Идёт направо – песнь заводит,
Налево сказку говорит.
- Как вы думаете, текст с наложением на него музыки будет восприниматься легче или она будет мешать?
Дети отвечают: легче.
- Тогда давайте эти же строки исполним ещё раз, но в музыкальном темпе. Какой темп мы с вами выберем? Какой подойдет лучше? Медленный, быстрый, спокойный?
- Итак, дуб, цепь и кот не забывают о своих ролях и могут присоединиться к нам при исполнении текста.
- Молодцы ребята, спасибо, садитесь.
Какие виды искусства мы с вами использовали в театрализации эпизода?
Дети отвечают: театр, литература, музыка.
Слайд 6 (театр, литература, музыка)
- Стремление усилить воздействие сказанного через театрализованные музыкальные элементы возникло в очень далёкие времена.
Слайд 7 (зрелища в Греции)
На открытом воздухе в Древней Греции происходили праздничные театральные представления. Актёры в масках, в особой обуви, увеличивающей их рост, декламировали нараспев трагедии, прославляющие силу человеческого духа. Так зарождался жанр в музыке – ОПЕРА.
4. Изучение нового материала.
- В современном понятии опера начала развиваться в Италии в XVI веке. Предки современной оперы отличались тем, что в них пение чередовалось с обычной разговорной речью. Отличительной же чертой современной оперы является то, что текст в ней с начала и до конца поётся.
Слайд 8 (Определение оперы)
- Опера (итал. opera - букв. - сочинение), музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.
Как вы это понимаете?
- Таким образом, опера – это…. (Опера – сплав искусств)
Мелодичная музыка, прекрасные голоса, красочные декорации, костюмы, сценические эффекты – всё разворачивается на сцене, и мы с волнением следим за судьбой героев. Опера – это чудодейственный сплав многих искусств. И музыка играет в нём ведущую роль.
Слайд 9 (портрет композитора)
- Одним из основоположников русского музыкального театра является композитор Михаил Иванович Глинка. Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» вдохновила его написать одноименную оперу, которой он посвятил пять лет.
Поэма «Руслан и Людмила» начинается с пролога, с которого мы начинали с вами урок. Так и большинство опер начинается с увертюры (от. Фр. Слова «ouverture» - открывать), исполняемой оркестром до поднятия занавеса. Слайд 10 (определение увертюры) музыкальное оркестровое сочинение, служащее началом или вступлением оперы или балета.
Увертюра передает идейный замысел оперы и настраивает зрителя на спектакль.
- сейчас мы с вами внимательно прослушаем Увертюру к опере «Руслан и Людмила»
Запись в тетрадь М.И. Глинка Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
- Оркестранты уже настраивают инструменты. И пёстрый шум этот обещает нечто таинственное, чудесное… Но вот свет меркнет. Дирижер взмахнул палочкой, и звуки оркестра слились в удивительную увертюру.
- Итак внимание на экран.
Слушание увертюры из оперы «Руслан и Людмила»
Слайд 11 (видеофрагмент увертюры)
- Всегда ли она была одинакова?
- Какая музыка была по настроению? А в этом нам помогут ваши словари эмоциональных терминов. «Ассоциативный ряд», вы должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам.
- работа с учебником. Расскажите, что вы услышали?
(Сначала в музыке звучат фанфары, предвосхищающие победу добра над злом. Затем звучат темы главных героев, чувствуется некоторое напряжение, понятно, что борьба будет нелегкой. Музыка звучит динамично, стремительно, увлекая в мир сказочный и волшебный.)
Физкультминутка
- Скажите, вы здесь слышали пение?
- Что не хватает нам на сцене, чтобы получился синтез искусств?
- Правильно, не хватает пения.
- А как вы думаете, актеры целиком пропевают поэму или текст немного изменяется?
- Содержание оперы всегда отличается от оригинала литературного произведения, возможно отсутствие части эпизодов и изменение речи героев. Сейчас мы в этом ещё раз убедимся. У вас на столах карточки с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила». Зачитаем его вслух. А теперь сравните его со сценой из оперы М. И. Глинки.
Слайд 13-14 (Видеофрагмент оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»)
- А как вы думаете, зачем понадобилось композитору изменить текст Пушкина?
Дети отвечают: для облегчения исполнения, так как герои все слова поют).
- Верно, в литературном произведении слово произносится, а в опере распевается. Чтобы музыкальный образ получился полноценным. Требуется время – время музыкального звучания, поэтому литературный первоисточник упрощается композитором, а новый вариант текста называется ЛИБРЕТТО.
- А знаете ли вы, что в переводе означает «книжечка», имеется в виду книжечка с текстом оперной пьесы, которая выдаётся перед спектаклем.
Слайд 15 (определение либретто)
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Игра «Кот ученый» для закрепления материала. Выстроить детей вокруг среднего ряда в импровизированный круг, пустить по кругу игрушечного кота под музыку, когда музыка смолкнет, задавать вопросы ребенку, на котором кот остановился. Вопросы на понятия: театр, музыка, литература, опера, либретто, Древняя Греция, Глинка.
- Спасибо, ребята, займите свои места. Вы молодцы, тему усвоили. Я вам раздам памятки с основными определениями, прозвучавшими на занятии. Вклейте их в тетради.
На уроке многие из вас очень хорошо работали и за свою работу они получают оценки.
6. Домашнее задание.
Слайд 16 (домашнее задание)
«Цветная гамма». После прослушивания увертюры подберите и составьте из красок цветовую гамму-колорит. Нарисуйте этими красками радугу или орнамент, соответствующий характеру музыки.
7. Рефлексия
- Мне очень понравилось с вами работать, но хотелось бы узнать и ваше мнение. Я буду называть характеристики нашего занятия, а вы, если согласны, хлопайте в ладоши.
- Мне понравилось занятие.
- Я узнал сегодня новое и интересное.
- Я расскажу об этом занятии своим друзьям и родителям.
- Я благодарю вас за урок.
Слайд 17 (аплодисменты)
Бурными аплодисментами заканчивается наша встреча. Большое спасибо!
Слайд 18 (финал оперы) Дети уходят из класса под музыку.
Самоанализ урока музыки в 5 классе.
Тема урока: Самый значительный жанр вокальной музыки
Данная тема изучается в разделе «Музыка и литература».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: Формировать познавательный интерес к самому значительному жанру вокальной музыки – опере как синтетическому виду искусства.
Задачи:
Знакомство с оперой М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства.
Формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей оперного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты оперных спектаклей.
Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики.
На уроке использовалось оборудование: интерактивный комплекс (презентация по теме), раздаточный материал (карточки с текстом поэмы «Руслан и Людмила», словарь эмоциональных терминов).
При организации учебной деятельности я старалась спланировать работу, опираясь на компетентностный подход. Деятельность обучающихся спланирована через разнообразные формы работы, соответствующие уровню возможностей школьников и направленные на формирование УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных, личностных.
Регулятивные:
На этапе целеполагания урока обучающеюся самостоятельно поставили цель урока. Прогнозировали, осуществляли контроль и коррекцию исполнительской деятельности.
Познавательные:
На этапе закрепления обучающиеся выполняли задания, требующие анализа музыкального произведения. Учились моделировать музыкальный материал, выдвигать гипотезы на этапе формирования новых понятий и способов действий.
Личностные: На уроке обучающиеся проявляли своё эмоциональное отношение к материалу в движении под музыку, инсценировании. Они оценивали результаты своей деятельности.
Коммуникативные:
Осваивали диалоговую форму общения. Дети учились оформлять свои мысли, высказывать свою точку зрения, доказывать, обсуждать. Учились сотрудничать.
На уроке применялись индивидуальная, фронтальная формы.
Методы также были разнообразны.
интерактивный (учитель-ученик);
метод междисциплинарных взаимодействий;
объяснительно - иллюстративный;
наглядно-слуховой;
драматизации;
словесный.
Урок был ориентирован на использование деятельностных методов и приемов. Использовался метод «Ассоциации». Формы и методы были выбраны мной исходя из объёма и сложности материала.
На протяжении всего урока осуществлялся контроль знаний в форме беседы, индивидуальных ответов, игровой форме.
Большая часть времени на уроке была отведена на основной этап (ребята знакомились с новым материалом, участвовали в инсценировании, слушали музыку).
Отбор дидактических материалов, наглядных пособий произведён в соответствии с целями урока.
Своих целей урок достиг, как показало закрепление и рефлексия, обучающиеся были заинтересованы темой и активно выполняли учебные действия.