Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Самый значительный жанр вокальной музыки»

1
0
Материал опубликован 28 January 2016

Управление образования Администрации Навашинского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия г. Навашино»

Методическая разработка урока музыки в 5 классе

Тема: «Самый значительный жанр вокальной музыки»

Выполнила: учитель музыки

первой квалификационной категории

Агафонова Евгения Александровна

«Самый значительный жанр вокальной музыки»

Цель: Формировать познавательный интерес к самому значительному жанру вокальной музыки – опере как синтетическому виду искусства.

Задачи:

Знакомство с оперой М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства.

Формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей оперного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты оперных спектаклей.

Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики.

Тип урока: получение новых знаний.

Оборудование: проектор, компьютер, видео и аудио файлы.

Ход урока

Организационный момент.

- Здравствуйте ребята. Меня зовут Агафонова Евгения Александровна. Давайте с вами вместе по приветствуем друг друга. Мы к соседу повернемся и друг другу улыбнемся. Сегодня на уроке музыки я вас познакомлю с одним из самых значительных жанров вокальной музыки, а с каким вы сейчас узнаете.

2. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока.

Слайд 2 (видео фрагмент оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинка)

- Не правда ли, ребята, когда попадаешь в огромный, сверкающий огнями зал оперного театра, чувствуешь себя словно окрылённым радостью!

Как вы думаете, о каком жанре вокальной музыки пойдет речь сегодня на нашем уроке?

Сегодня на уроке мы будем говорить об опере. Как о самом значительном жанре вокальной музыки. Слайд 3 (тема урока)

- Тема нашего урока «Самый значительный жанр вокальной музыки». Ребята, запишите тему в тетради.

3. Актуализация опорных знаний

- Слайд 4 (на слайде изображение кота, дерева и цепь). Внимательно рассмотрите и скажите, с каким литературным произведением они у вас ассоциируются.

- Слайд 5 (иллюстрация к поэме, слова вступления)

- Правильно, они нам сразу напомнили о вступлении в поэму А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Давайте попробуем инсценировать вступление и мне понадобится 9 человек, которые будут изображать дуб, кота, цепь. По 3 человека с каждого ряда. А остальные будут читать слова автора: 1 ряд первые две строчки, 2 ряд вторые две строчки и 3 ряд оставшиеся строчки. Пока вы тихо, самостоятельно репетируете слова, нарядим наших артистов. Ты будешь дуб – руки раскинешь в стороны, руки на ширине плеч, ты – кот, будешь ходить направо и налево. А вы будете изображать цепь на дубе. Итак, все готовы? Тогда начинаем.

1 ряд: У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

2 ряд: И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

3 ряд: Идёт направо – песнь заводит,

Налево сказку говорит.

- Как вы думаете, текст с наложением на него музыки будет восприниматься легче или она будет мешать?

Дети отвечают: легче.

- Тогда давайте эти же строки исполним ещё раз, но в музыкальном темпе. Какой темп мы с вами выберем? Какой подойдет лучше? Медленный, быстрый, спокойный?

- Итак, дуб, цепь и кот не забывают о своих ролях и могут присоединиться к нам при исполнении текста.

- Молодцы ребята, спасибо, садитесь.

Какие виды искусства мы с вами использовали в театрализации эпизода?

Дети отвечают: театр, литература, музыка.

Слайд 6 (театр, литература, музыка)

- Стремление усилить воздействие сказанного через театрализованные музыкальные элементы возникло в очень далёкие времена.

Слайд 7 (зрелища в Греции)

На открытом воздухе в Древней Греции происходили праздничные театральные представления. Актёры в масках, в особой обуви, увеличивающей их рост, декламировали нараспев трагедии, прославляющие силу человеческого духа. Так зарождался жанр в музыке – ОПЕРА.

4. Изучение нового материала.

- В современном понятии опера начала развиваться в Италии в XVI веке. Предки современной оперы отличались тем, что в них пение чередовалось с обычной разговорной речью. Отличительной же чертой современной оперы является то, что текст в ней с начала и до конца поётся.

Слайд 8 (Определение оперы)

- Опера (итал. opera - букв. - сочинение), музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.

Как вы это понимаете?

- Таким образом, опера – это…. (Опера – сплав искусств)

Мелодичная музыка, прекрасные голоса, красочные декорации, костюмы, сценические эффекты – всё разворачивается на сцене, и мы с волнением следим за судьбой героев. Опера – это чудодейственный сплав многих искусств. И музыка играет в нём ведущую роль.

Слайд 9 (портрет композитора)

- Одним из основоположников русского музыкального театра является композитор Михаил Иванович Глинка. Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» вдохновила его написать одноименную оперу, которой он посвятил пять лет.

Поэма «Руслан и Людмила» начинается с пролога, с которого мы начинали с вами урок. Так и большинство опер начинается с увертюры (от. Фр. Слова «ouverture» - открывать), исполняемой оркестром до поднятия занавеса. Слайд 10 (определение увертюры) музыкальное оркестровое сочинение, служащее началом или вступлением оперы или балета.

Увертюра передает идейный замысел оперы и настраивает зрителя на спектакль.

- сейчас мы с вами внимательно прослушаем Увертюру к опере «Руслан и Людмила»

Запись в тетрадь М.И. Глинка Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

- Оркестранты уже настраивают инструменты. И пёстрый шум этот обещает нечто таинственное, чудесное… Но вот свет меркнет. Дирижер взмахнул палочкой, и звуки оркестра слились в удивительную увертюру.

- Итак внимание на экран.

Слушание увертюры из оперы «Руслан и Людмила»

Слайд 11 (видеофрагмент увертюры)

- Всегда ли она была одинакова?

- Какая музыка была по настроению? А в этом нам помогут ваши словари эмоциональных терминов. «Ассоциативный ряд», вы должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам.

- работа с учебником. Расскажите, что вы услышали?

(Сначала в музыке звучат фанфары, предвосхищающие победу добра над злом. Затем звучат темы главных героев, чувствуется некоторое напряжение, понятно, что борьба будет нелегкой. Музыка звучит динамично, стремительно, увлекая в мир сказочный и волшебный.)

Физкультминутка

- Скажите, вы здесь слышали пение?

- Что не хватает нам на сцене, чтобы получился синтез искусств?

- Правильно, не хватает пения.

- А как вы думаете, актеры целиком пропевают поэму или текст немного изменяется?

- Содержание оперы всегда отличается от оригинала литературного произведения, возможно отсутствие части эпизодов и изменение речи героев. Сейчас мы в этом ещё раз убедимся. У вас на столах карточки с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила». Зачитаем его вслух. А теперь сравните его со сценой из оперы М. И. Глинки.

Слайд 13-14 (Видеофрагмент оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»)

- А как вы думаете, зачем понадобилось композитору изменить текст Пушкина?

Дети отвечают: для облегчения исполнения, так как герои все слова поют).

- Верно, в литературном произведении слово произносится, а в опере распевается. Чтобы музыкальный образ получился полноценным. Требуется время – время музыкального звучания, поэтому литературный первоисточник упрощается композитором, а новый вариант текста называется ЛИБРЕТТО.

- А знаете ли вы, что в переводе означает «книжечка», имеется в виду книжечка с текстом оперной пьесы, которая выдаётся перед спектаклем.

Слайд 15 (определение либретто)

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Игра «Кот ученый» для закрепления материала. Выстроить детей вокруг среднего ряда в импровизированный круг, пустить по кругу игрушечного кота под музыку, когда музыка смолкнет, задавать вопросы ребенку, на котором кот остановился. Вопросы на понятия: театр, музыка, литература, опера, либретто, Древняя Греция, Глинка.

- Спасибо, ребята, займите свои места. Вы молодцы, тему усвоили. Я вам раздам памятки с основными определениями, прозвучавшими на занятии. Вклейте их в тетради.

На уроке многие из вас очень хорошо работали и за свою работу они получают оценки.

6. Домашнее задание.

Слайд 16 (домашнее задание)

«Цветная гамма». После прослушивания увертюры подберите и составьте из красок цветовую гамму-колорит. Нарисуйте этими красками радугу или орнамент, соответствующий характеру музыки.

7. Рефлексия

- Мне очень понравилось с вами работать, но хотелось бы узнать и ваше мнение. Я буду называть характеристики нашего занятия, а вы, если согласны, хлопайте в ладоши.

- Мне понравилось занятие.

- Я узнал сегодня новое и интересное.

- Я расскажу об этом занятии своим друзьям и родителям.

- Я благодарю вас за урок.

Слайд 17 (аплодисменты)

Бурными аплодисментами заканчивается наша встреча. Большое спасибо!

Слайд 18 (финал оперы) Дети уходят из класса под музыку.

Самоанализ урока музыки в 5 классе.

Тема урока: Самый значительный жанр вокальной музыки

Данная тема изучается в разделе «Музыка и литература».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: Формировать познавательный интерес к самому значительному жанру вокальной музыки – опере как синтетическому виду искусства.

Задачи:

Знакомство с оперой М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства.

Формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей оперного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты оперных спектаклей.

Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики.

На уроке использовалось оборудование: интерактивный комплекс (презентация по теме), раздаточный материал (карточки с текстом поэмы «Руслан и Людмила», словарь эмоциональных терминов).

При организации учебной деятельности я старалась спланировать работу, опираясь на компетентностный подход. Деятельность обучающихся спланирована через разнообразные формы работы, соответствующие уровню возможностей школьников и направленные на формирование УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных, личностных.

Регулятивные:

На этапе целеполагания урока обучающеюся самостоятельно поставили цель урока. Прогнозировали, осуществляли контроль и коррекцию исполнительской деятельности.

Познавательные:

На этапе закрепления обучающиеся выполняли задания, требующие анализа музыкального произведения. Учились моделировать музыкальный материал, выдвигать гипотезы на этапе формирования новых понятий и способов действий.

Личностные: На уроке обучающиеся проявляли своё эмоциональное отношение к материалу в движении под музыку, инсценировании. Они оценивали результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

Осваивали диалоговую форму общения. Дети учились оформлять свои мысли, высказывать свою точку зрения, доказывать, обсуждать. Учились сотрудничать.

На уроке применялись индивидуальная, фронтальная формы.

Методы также были разнообразны.

интерактивный (учитель-ученик);

метод междисциплинарных взаимодействий;

объяснительно - иллюстративный;

наглядно-слуховой;

драматизации;

словесный.

Урок был ориентирован на использование деятельностных методов и приемов. Использовался метод «Ассоциации». Формы и методы были выбраны мной исходя из объёма и сложности материала.

На протяжении всего урока осуществлялся контроль знаний в форме беседы, индивидуальных ответов, игровой форме.

Большая часть времени на уроке была отведена на основной этап (ребята знакомились с новым материалом, участвовали в инсценировании, слушали музыку).

Отбор дидактических материалов, наглядных пособий произведён в соответствии с целями урока.

Своих целей урок достиг, как показало закрепление и рефлексия, обучающиеся были заинтересованы темой и активно выполняли учебные действия.

Комментарии
Комментариев пока нет.