Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности «Я - исследователь» (4 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14» ГОРОДА КАЛУГИ
Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности
«Я - исследователь» (4 класс).
Программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана на основе авторской программы А.И. Савенкова, в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей и в соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» г. Калуги. Имеет обще - интеллектуальную направленность.
Программа «Я - исследователь» является курсом внеурочной деятельности и предназначен наряду с другими предметами и курсами для осуществления полноценного образования и воспитания младших школьников.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Данный курс может быть реализован в рамках внеурочной деятельности в форме:
бесед;
лекций;
экскурсий;
в рамках проектной деятельности;
выпуска газет, информационных буклетов;
проведение деловых игр, дискуссий;
индивидуальная работа;
коллективная работа;
работа в группе;
работа в паре;
занятия-практикумы.
Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
развивать познавательные потребности младших школьников;
развивать познавательные способности младших школьников;
обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Место предмета в учебном плане:
Согласно учебному плану на внеурочную деятельность в 4 классе отводится 2 учебных часа в неделю, итого 70 часов в год.
Тетрадь:
Савенков А.И. Рабочая тетрадь для младших школьников «Я - исследователь».
В результате реализации программы ожидается:
формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
2