12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иванова Сардана Петровна27
Россия, Саха (Якутия) респ., Вилюйский район село Илбенге

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я - гражданин»

Программа «Я – гражданин России» разработана для организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению на основе Федерального государственного образовательного стандарта и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

Организация работы по программе «Я - гражданин России» во 2-4-х классах рассчитан на 1 час в неделю и предполагает 3 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:

1-я ступень - 2-й класс «Моя Малая Родина»;

2-я ступень - 3-й класс «Мы и наш мир»;

3-я ступень - 4-й класс «Истоки».

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):

• беседы;

• классный час;

• просмотр и обсуждение видеоматериала;

• экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);

Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

• творческие конкурсы;

• выставки декоративно-прикладного искусства;

• коллективные творческие дела;

• соревнования;

• викторины;

• интеллектуально-познавательные игры;

•трудовые дела;

• наблюдение учащихся за событиями в стране;

• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

• заочные путешествия;

• акции благотворительности;

• творческие проекты, презентации;

• сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содер­жания (урочная, внеурочная, внешкольная).

Программа «Я - гражданин России» используется с 2 по 4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

Планируемые результаты реализации программы

Ценностные установки:

• любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и право­порядок, свобода и ответственность, доверие к людям;

• долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерант­ность;

• родная земля, заповедная природа, планета Земля;

• красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, ху­дожественное творчество.

Планируемые результаты:

Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, госу­дарственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном до­стоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей се­мьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации граж­данской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного воз­раста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетическим отношением к окружа­ющему миру и самому себе.

В результате реализации программы ожидается:

• развитие творческих способностей;

• осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

• способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

• осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, спо­собность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная граж­данская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Результаты освоения курса «Я - гражданин».

Личностные результаты:

•  осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

•осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

• осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;

• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

• уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

• расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

• способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Метапредметные результаты:

• способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

• освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

•     способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметные результаты:

• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

• сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии;

•владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

•владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

• овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

• понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;

• понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

• понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Курс помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

2. Содержание курса

2-й класс «Моя Малая Родина» (34 часа)

1. «Я и я» (4 часа).

Формирование гражданского отношения к себе, другим людям. Я – ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов. Диагностика. Сбор игр.

2. «Я и семья» (5 часов).

Формирование гражданского отношения к своей семье. Я помощник в своей семье. Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я - друж­ная семья. Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков, сочинений.

3. «Я и культура» (4 часа).

Формирование отношения к искусству. Родной край в древности. Что посеешь, то и пожнешь. Широкая Масленица. Экскурсии в музеи, вернисажи.

«Я и школа» (6 часов).

Формирование гражданского отношения к школе. Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка. Конкурсы сочинений. Трудовой десант.

«Я и мое Отечество» (9 часов).

Формирование гражданского отношения к Отечеству. Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права. Мой любимый посёлок. О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза - наши земляки. Открытка ветерану. Конкурсы рисунков, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

«Я и планета» (6 часов).

Формирование гражданского отношения к планете Земля. Осень в родном посёлке. Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц. Вывешивание кормушек, выставки рисунков.

3-й класс «Мы и наш мир» (34 часа)

1. «Я и я» (6 часов). Формирование гражданского отношения к себе. Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком. Диагностика.

2. «Я и семья» (6 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье. В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья - моя радость. Мой папа - мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей - золотые руки Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел. Пожилые люди - мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помо­щи одиноким пенсионерам.

3. «Я и культура» (5 часов). Формирование отношения к искусству. Раз - словечко, два - словечко, - будет песенка. Музыкальная азбука. Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Дети войны. Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка.

Экскурсия в библиотеку.

4.«Я и школа» (5 часов). Формирование гражданского отношения к школе. Мой класс - моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои

друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.

Вежливая улица. По каким правилам мы живем.

Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.

5. «Я и мое Отечество» (10 часов). Формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государ­ства. Наша страна - Россия. Конституция - основной закон жизни страны. Флаги России.

Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. Исто­рия Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории

Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества! О подвигах женщин в военное время. Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6. «Я и планета» (2 часов). Формирование гражданского отношения к плане­те Земля. Осень в родном селе. Животные из Красной книги. Животные-рекордсмены. Чем живет планета Земля? Судьба Земли - наша судьба.

4-й класс «Истоки» (34 часа)

Введение (2 часа).

Краеведение — наука о родном крае. Экскурсия «Природа — наш общий дом»

Моя семья (4 часа).

Моя семья. Понятие «семья». Личная история и история семьи - часть истории страны. Древо семьи. Понятия «предки», «потомки», «современники», «семейная родословная». Правила составления родословного древа. Происхождение и значение имён и отчеств. Что означают различные имена? Как возникло отчество и зачем оно нужно? Семейные традиции. Понятия – «семья», «семейная традиция», «семейный праздник». Необходимость соблюдения семейных традиций. Семейные реликвии моих предков (фотографии, вышивка, вязание, ткачество, плетение и т.п.).

Моя семья. Правила составления родословного древа. Исследовательские, практические работы: «Моё генеалогическое древо», «Мои однофамильцы среди известных людей», «Откуда моя фамилия», «Семейный герб». Выставка рисунков – «Моя семья».

Наша школа (4 часа).

Школа – светлая гавань детства. История развития родной школы, её традиции. История создания и значение школьных символов.

Школьный музей. Основные этапы истории школы. «Старая фотография» рассказывает. Традиции школы. Наша школа на страницах периодической печати.

«В какой школе учились мои родители». Работа с семейными архивами. Как провести опрос родственников.

Школьная символика. «Мои родители – выпускники моей школы».

Экскурсии: в школьный музей (знакомство с экспозицией, посвящённой истории школы).

Исследовательские, практические работы:  экскурсия по школе – знакомство со школьной символикой, выставка фотографий – «Мои родители – выпускники моей школы», «В какой школе учились мои родители».

Мой край на карте Родины (2 часа).

Республика Саха (Якутия) – частица России. Флаг, герб, гимн республики. Работа с географической картой. Моя малая родина – Вилюйский улус (район). Вилюйский улус (район) на карте России и Республики Саха (Якутия). Флаг, герб, гимн улуса.

Село, в котором я живу (5 часов).

История возникновения моего села. История села в названиях улиц. Архитектурные, исторические памятники. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного села. Люди, прославившие мое село.

Мой Вилюйский улус (8 часов).

Знакомство с историей возникновения родного края. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Соседние деревни. Памятники архитектуры моего края. Памятники природы. Достопримечательности. Топонимика моего края. Промышленность и сельское хозяйство.

Культура и быт родного края (5 часов).

Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников. Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения. Устное народное творчество народов (сказки, пословицы, поговорки). Народные промыслы. Культура и  быт народа.

Известные люди (3 часа).

Писатели   и поэты родного края. Спорт нашего края. Художественное творчество.

Итоговое занятие (1 час).

Тематическое планирование

2-й класс «Моя Малая Родина» (34 часа)

Раздел

Кол-во часов

Из них

теория

практика

1

Я и я

4

3

1

2

Я и семья

5

1,5

3,5

3

Я и культура

4

1

3

4

Я и школа

6

2

4

5

Я и мое Отечество

9

3

6

6

Я и планета

6

1

5

 

Итого

34

11,5

21,5

3-й класс «Мы и наш мир» (34 часов)

Раздел

Кол-во часов

Из них

теория

практика

1

Я и я

4

3

1

2

Я и семья

5

1

4

3

Я и культура

4

2

2

4

Я и школа

6

3

3

5

Я и мое Отечество

9

3

6

6

Я и планета

6

2

4

 

Итого

34

14

20

4-й класс «Истоки» (34 часов)

Раздел

Кол-во часов

Из них

теория

практика

1

Введение

2

1

1

2

Моя семья

4

2,5

1,5

3

Наша школа

4

3

1

4

Мой край на карте Родины

2

1

1

5

Село, в котором я живу

5

1,5

3,5

6

Мой Вилюйский улус

8

6

2

7

Культура и быт родного края

5

3

2

8

Известные люди

3

 

3

 

Итоговое занятие

1

 

1

 

Итого

34

18

16

Учебно-методическое обеспечение

«Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

Филиппова Н.И. Мин - оҕобун. Мин – киһибин. Мин – гражданиммын. 1-4 кылаас оҕолоругар гражд. үөрэх кинигэтэ. – Дьокуускай: Бичик, 2007.

Энциклопедия чудес света. Изд. Роосса

Кубеев М.Н. Сто великих музеев мира. М.: Вече, 2011. – 256 с.

Интернет — ресурсы

http://www.metodkabinet.eu/

http://www.uroki.net/doc.htm

http://mir-prazdnikov.ru

http://www.otrok.ru/

http://www.1september.ru/

http://www.moyashkola.net/

Образовательный портал «Инфоурок» (https://infourok.ru/)

Социальная сеть работников образования «Наша сеть» (https://nsportal.ru/)

Учительский портал – международное сообщество учителей (https://www.uchportal.ru/)

Педагогическое сообщество «Урок. РФ» (https://урок.рф/)

Видеоуроки в интернет-сайт для учителей (https://videouroki.net/blog/)

Педагогическая мастерская Издательский дом «Первое сентября» (https://1сентября.рф/)

Календарно-учебный план

2-й класс «Моя Малая Родина» (34 часа)

Тема занятия

Форма проведения занятия

Дата

план

факт

1

Урок Мира

Беседа

   

2

Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг)

Беседа

   

3

Обязанности ученика в школе.

Беседа

   

4

Осень в родном селе.

Фотоконкурс

   

5

Подумай о других.

Беседа с элементами игры

   

6

Моя семья - моя радость

Беседа с творческим заданием

   

7

Родной край в древности.

Экскурсия в музей

   

8

Что посеешь, то и пожнешь.

Беседа с элементами игры

   

9

Я люблю свою школу.

Конкурс сочинений

   

10

Мой портфель.

Игра-экспромт

   

11

Моя любимая мамочка.

Презентация

   

12

Школьная символика

Презентация

   

13

Моя любимая деревня.

Беседа

   

14

Наше село.

Конкурс визиток

   

15

О чем шепчут названия улиц родного села.

Конкурс рисун­ков

   

16

Самый уютный класс.

Конкурс

   

17

Экология нашего села.

Беседа

   

18

День добрых волшебников.

Вывешивание кормушек

   

19

Я помощник в своей семье.

Беседа с элементами игры

   

20

Мы и наши права.

Урок-игра

   

21

Игры на развитие произвольных процессов

Урок-игра

   

22

Об отце говорю с уважением.

Конкурс сочинений

   

23

Мама, папа, я -дружная семья.

Конкурс-соревнование

   

24

По каким правилам мы живем в школе?

Игра

   

25

Широкая Масленица.

Игра

   

26

Поэты и писатели нашего улуса.

     

27

Здесь живет моя семья.

Заочное путешествие

   

28

Уж тает снег, бегут ручьи.

Заочное путешествие

   

29

День птиц.

Конкурс рисунков

   

30

След Великой Отечественной войны в жизни родного края.

Экскурсия в музей

   

31

Герои Советского союза - наши земляки.

Урок Мужества

   

32

Открытка ветерану.

Акция

   

33

Десант чистоты и порядка

Акция

   

34

Знай и люби свой край.

Викторина

   

3-й класс «Мы и наш мир» (34 часов)

Тема занятия

Форма проведения занятия

Дата

план

факт

1

Знакомство с символами Российского государства

Беседа с просмотром презентации

   

2

Мой класс - моя семья.

Беседа

   

3

Мои права и обязанности.

Беседа о школьном Уставе

   

4

Ты и твои друзья.

Игра

   

5

Откуда я родом

Архивные раскопки

   

6

Наша страна – Россия.

Путешествие по страницам журналов.

   

7

Что значит быть хорошим сыном, дочерью.

Беседа.

   

8

Вежливая улица.

Викторина.

   

9

Каков я в школе?

Анкетирование

   

10

Животные из Красной книги

     

11

Доброта в стихах и сказках.

     

12

Мои любимые книги.

Выставка книг.

   

13

Почему меня так назвали?

Беседа с просмотром презентации

   

14

Конституция - основной закон жизни страны.

Беседа

   

15

Новогодние зарисовки

Выставка газет

   

16

Экскурсия на родину Деда Мороза в Великий Устюг.

Заочное путешествие

   

17

Деревня, в которой я живу.

Конкурс рисунков

   

18

Моя семья - моя радость.

Беседа с творческим заданием

   

19

Мы все такие разные.

Конкурс рисунков.

   

20

Уважения достойны.

Беседы о пожилых людях.

   

21

Кто что любит и умеет делать.

Викторина

   

22

Для чего я рожден?

Беседа с творческим заданием

   

23

Они служили в Армии.

Конкурс сочинений о службе в Армии родных

   

24

Наша республика.

Интеллект. игра

   

25

Мамины помощники.

Ролевая игра

   

26

Животные-рекордсмены.

Просмотр видеофильма

   

27

У моих родителей – золотые руки.

Выставка семейных поделок

   

28

Быть человеком.

Дискуссия

   

29

Музыкальная азбука.

Викторина

   

30

Дорогая моя столица.

Заочное путешествие

   

31

Что такое хорошо, а что такое плохо.

Беседа

   

32

Вам, защитники Отечества!

Акция

   

33

Наша школа в будущем.

Конкурс сочинений

   

34

Путешествие по стране.

Интеллект. игра

   

4-й класс «Истоки» (34 часов)

Тема занятия

Форма проведения занятия

Дата

план

факт

1

 Краеведение — наука о родном крае

Беседа

   

2

 Экскурсия «Природа — наш общий дом»

Экскурсия в природу

   

3

 Я и моё имя

Беседа с просмотром презентации

   

4

 Корни моей семьи

Исследование

   

5

 Моя родословная. Составление генеалогического древа

Выпуск буклетов

   

6

Традиции моей семьи 

Конкурс рисунков

   

7

Знакомство с историей  школы

Беседа

   

8

Школьный архив. Судьбы выпускников.

Просмотр школьных альбомов выпускников

   

9

Ими гордится моя школа. Сбор материала о выпускниках  своей школы.

Беседа с творческим заданием

   

10

Традиции моей школы

Просмотр презентации

   

11

Республика Саха (Якутия) — частица России. Флаг, герб, гимн республики. Работа с географической картой.

Беседа

   

12

Моя малая родина – Вилюйский район. Вилюйский улус на карте России и Республики Саха (Якутия). Флаг, герб, гимн района

Беседа

   

13

Экскурсия на тему «История возникновения моего села»

Экскурсия в краеведческий музей

   

14

Виртуальная экскурсия по селу «История села в названиях улиц». Использование презентационного материала

Беседа. Просмотр презентации

   

15

Архитектурные памятники 19-20 веков

Беседа. Просмотр презентации

   

16

 Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного села

Беседа с творческим заданием

   

17

Люди, прославившие мое село

Беседа. Просмотр презентации

   

18

Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края.

Беседа

   

19

Исторические корни нашего края. Легенды и предания

Беседа

   

20

Соседние деревни

Игра-путешествие

   

21

Памятники архитектуры моего края

Просмотр презентации

   

22

Памятники природы

Беседа с творческим заданием

   

23

Достопримечательности

Заочное путешествие

   

24

Топонимика моего края

Беседа с творческим заданием

   

25

 Промышленность и сельское хозяйство

Беседа

   

26

Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников

Просмотр и обсужде­ние видео- и фото-материалов

   

27

Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения.

Сообщения учащихся

   

28

Устное народное творчество народов (сказки, пословицы, поговорки)

Викторина

   

29

Народные промыслы

Просмотр презентации

   

30

Культура и  быт народа

Беседа с творческим заданием

   

31

 Писатели   и поэты родного края.

Библиотечный урок

   

32

Художественное творчество

Просмотр презентации

   

33

Спорт нашего края

Урок-игра

   

34

Итоговое занятие

Игра-викторина

   
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.