12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Иванова Сардана Петровна27 Россия, Саха (Якутия) респ., Вилюйский район село Илбенге |
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - гражданин»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я - гражданин»
Программа «Я – гражданин России» разработана для организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению на основе Федерального государственного образовательного стандарта и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Организация работы по программе «Я - гражданин России» во 2-4-х классах рассчитан на 1 час в неделю и предполагает 3 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:
1-я ступень - 2-й класс «Моя Малая Родина»;
2-я ступень - 3-й класс «Мы и наш мир»;
3-я ступень - 4-й класс «Истоки».
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):
• беседы;
• классный час;
• просмотр и обсуждение видеоматериала;
• экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
• творческие конкурсы;
• выставки декоративно-прикладного искусства;
• коллективные творческие дела;
• соревнования;
• викторины;
• интеллектуально-познавательные игры;
•трудовые дела;
• наблюдение учащихся за событиями в стране;
• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
• заочные путешествия;
• акции благотворительности;
• творческие проекты, презентации;
• сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).
Программа «Я - гражданин России» используется с 2 по 4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты реализации программы
Ценностные установки:
• любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям;
• долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
• родная земля, заповедная природа, планета Земля;
• красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Планируемые результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетическим отношением к окружающему миру и самому себе.
В результате реализации программы ожидается:
• развитие творческих способностей;
• осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
• способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
• осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Результаты освоения курса «Я - гражданин».
Личностные результаты:
• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
•осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
• осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
• уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
• расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
• способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметные результаты:
• способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
• освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметные результаты:
• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
• сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии;
•владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
•владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
• овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
• понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;
• понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
• понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Курс помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
2. Содержание курса
2-й класс «Моя Малая Родина» (34 часа)
1. «Я и я» (4 часа).
Формирование гражданского отношения к себе, другим людям. Я – ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов. Диагностика. Сбор игр.
2. «Я и семья» (5 часов).
Формирование гражданского отношения к своей семье. Я помощник в своей семье. Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я - дружная семья. Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков, сочинений.
3. «Я и культура» (4 часа).
Формирование отношения к искусству. Родной край в древности. Что посеешь, то и пожнешь. Широкая Масленица. Экскурсии в музеи, вернисажи.
«Я и школа» (6 часов).
Формирование гражданского отношения к школе. Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка. Конкурсы сочинений. Трудовой десант.
«Я и мое Отечество» (9 часов).
Формирование гражданского отношения к Отечеству. Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права. Мой любимый посёлок. О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза - наши земляки. Открытка ветерану. Конкурсы рисунков, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
«Я и планета» (6 часов).
Формирование гражданского отношения к планете Земля. Осень в родном посёлке. Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц. Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
3-й класс «Мы и наш мир» (34 часа)
1. «Я и я» (6 часов). Формирование гражданского отношения к себе. Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком. Диагностика.
2. «Я и семья» (6 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье. В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья - моя радость. Мой папа - мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей - золотые руки Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел. Пожилые люди - мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.
3. «Я и культура» (5 часов). Формирование отношения к искусству. Раз - словечко, два - словечко, - будет песенка. Музыкальная азбука. Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Дети войны. Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка.
Экскурсия в библиотеку.
4.«Я и школа» (5 часов). Формирование гражданского отношения к школе. Мой класс - моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои
друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.
Вежливая улица. По каким правилам мы живем.
Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.
5. «Я и мое Отечество» (10 часов). Формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна - Россия. Конституция - основной закон жизни страны. Флаги России.
Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории
Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества! О подвигах женщин в военное время. Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6. «Я и планета» (2 часов). Формирование гражданского отношения к планете Земля. Осень в родном селе. Животные из Красной книги. Животные-рекордсмены. Чем живет планета Земля? Судьба Земли - наша судьба.
4-й класс «Истоки» (34 часа)
Введение (2 часа).
Краеведение — наука о родном крае. Экскурсия «Природа — наш общий дом»
Моя семья (4 часа).
Моя семья. Понятие «семья». Личная история и история семьи - часть истории страны. Древо семьи. Понятия «предки», «потомки», «современники», «семейная родословная». Правила составления родословного древа. Происхождение и значение имён и отчеств. Что означают различные имена? Как возникло отчество и зачем оно нужно? Семейные традиции. Понятия – «семья», «семейная традиция», «семейный праздник». Необходимость соблюдения семейных традиций. Семейные реликвии моих предков (фотографии, вышивка, вязание, ткачество, плетение и т.п.).
Моя семья. Правила составления родословного древа. Исследовательские, практические работы: «Моё генеалогическое древо», «Мои однофамильцы среди известных людей», «Откуда моя фамилия», «Семейный герб». Выставка рисунков – «Моя семья».
Наша школа (4 часа).
Школа – светлая гавань детства. История развития родной школы, её традиции. История создания и значение школьных символов.
Школьный музей. Основные этапы истории школы. «Старая фотография» рассказывает. Традиции школы. Наша школа на страницах периодической печати.
«В какой школе учились мои родители». Работа с семейными архивами. Как провести опрос родственников.
Школьная символика. «Мои родители – выпускники моей школы».
Экскурсии: в школьный музей (знакомство с экспозицией, посвящённой истории школы).
Исследовательские, практические работы: экскурсия по школе – знакомство со школьной символикой, выставка фотографий – «Мои родители – выпускники моей школы», «В какой школе учились мои родители».
Мой край на карте Родины (2 часа).
Республика Саха (Якутия) – частица России. Флаг, герб, гимн республики. Работа с географической картой. Моя малая родина – Вилюйский улус (район). Вилюйский улус (район) на карте России и Республики Саха (Якутия). Флаг, герб, гимн улуса.
Село, в котором я живу (5 часов).
История возникновения моего села. История села в названиях улиц. Архитектурные, исторические памятники. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного села. Люди, прославившие мое село.
Мой Вилюйский улус (8 часов).
Знакомство с историей возникновения родного края. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Соседние деревни. Памятники архитектуры моего края. Памятники природы. Достопримечательности. Топонимика моего края. Промышленность и сельское хозяйство.
Культура и быт родного края (5 часов).
Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников. Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения. Устное народное творчество народов (сказки, пословицы, поговорки). Народные промыслы. Культура и быт народа.
Известные люди (3 часа).
Писатели и поэты родного края. Спорт нашего края. Художественное творчество.
Итоговое занятие (1 час).
Тематическое планирование
2-й класс «Моя Малая Родина» (34 часа)
№ | Раздел | Кол-во часов | Из них | |
теория | практика | |||
1 | Я и я | 4 | 3 | 1 |
2 | Я и семья | 5 | 1,5 | 3,5 |
3 | Я и культура | 4 | 1 | 3 |
4 | Я и школа | 6 | 2 | 4 |
5 | Я и мое Отечество | 9 | 3 | 6 |
6 | Я и планета | 6 | 1 | 5 |
Итого | 34 | 11,5 | 21,5 |
3-й класс «Мы и наш мир» (34 часов)
№ | Раздел | Кол-во часов | Из них | |
теория | практика | |||
1 | Я и я | 4 | 3 | 1 |
2 | Я и семья | 5 | 1 | 4 |
3 | Я и культура | 4 | 2 | 2 |
4 | Я и школа | 6 | 3 | 3 |
5 | Я и мое Отечество | 9 | 3 | 6 |
6 | Я и планета | 6 | 2 | 4 |
Итого | 34 | 14 | 20 |
4-й класс «Истоки» (34 часов)
№ | Раздел | Кол-во часов | Из них | |
теория | практика | |||
1 | Введение | 2 | 1 | 1 |
2 | Моя семья | 4 | 2,5 | 1,5 |
3 | Наша школа | 4 | 3 | 1 |
4 | Мой край на карте Родины | 2 | 1 | 1 |
5 | Село, в котором я живу | 5 | 1,5 | 3,5 |
6 | Мой Вилюйский улус | 8 | 6 | 2 |
7 | Культура и быт родного края | 5 | 3 | 2 |
8 | Известные люди | 3 | 3 | |
Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
Итого | 34 | 18 | 16 |
Учебно-методическое обеспечение
«Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Филиппова Н.И. Мин - оҕобун. Мин – киһибин. Мин – гражданиммын. 1-4 кылаас оҕолоругар гражд. үөрэх кинигэтэ. – Дьокуускай: Бичик, 2007.
Энциклопедия чудес света. Изд. Роосса
Кубеев М.Н. Сто великих музеев мира. М.: Вече, 2011. – 256 с.
Интернет — ресурсы
Образовательный портал «Инфоурок» (
Социальная сеть работников образования «Наша сеть» (
Учительский портал – международное сообщество учителей (
Педагогическое сообщество «Урок. РФ» (https://урок.рф/)
Видеоуроки в интернет-сайт для учителей (
Педагогическая мастерская Издательский дом «Первое сентября» (
Календарно-учебный план
2-й класс «Моя Малая Родина» (34 часа)
№ | Тема занятия | Форма проведения занятия | Дата | |
план | факт | |||
1 | Урок Мира | Беседа | ||
2 | Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг) | Беседа | ||
3 | Обязанности ученика в школе. | Беседа | ||
4 | Осень в родном селе. | Фотоконкурс | ||
5 | Подумай о других. | Беседа с элементами игры | ||
6 | Моя семья - моя радость | Беседа с творческим заданием | ||
7 | Родной край в древности. | Экскурсия в музей | ||
8 | Что посеешь, то и пожнешь. | Беседа с элементами игры | ||
9 | Я люблю свою школу. | Конкурс сочинений | ||
10 | Мой портфель. | Игра-экспромт | ||
11 | Моя любимая мамочка. | Презентация | ||
12 | Школьная символика | Презентация | ||
13 | Моя любимая деревня. | Беседа | ||
14 | Наше село. | Конкурс визиток | ||
15 | О чем шепчут названия улиц родного села. | Конкурс рисунков | ||
16 | Самый уютный класс. | Конкурс | ||
17 | Экология нашего села. | Беседа | ||
18 | День добрых волшебников. | Вывешивание кормушек | ||
19 | Я помощник в своей семье. | Беседа с элементами игры | ||
20 | Мы и наши права. | Урок-игра | ||
21 | Игры на развитие произвольных процессов | Урок-игра | ||
22 | Об отце говорю с уважением. | Конкурс сочинений | ||
23 | Мама, папа, я -дружная семья. | Конкурс-соревнование | ||
24 | По каким правилам мы живем в школе? | Игра | ||
25 | Широкая Масленица. | Игра | ||
26 | Поэты и писатели нашего улуса. | |||
27 | Здесь живет моя семья. | Заочное путешествие | ||
28 | Уж тает снег, бегут ручьи. | Заочное путешествие | ||
29 | День птиц. | Конкурс рисунков | ||
30 | След Великой Отечественной войны в жизни родного края. | Экскурсия в музей | ||
31 | Герои Советского союза - наши земляки. | Урок Мужества | ||
32 | Открытка ветерану. | Акция | ||
33 | Десант чистоты и порядка | Акция | ||
34 | Знай и люби свой край. | Викторина |
3-й класс «Мы и наш мир» (34 часов)
№ | Тема занятия | Форма проведения занятия | Дата | |
план | факт | |||
1 | Знакомство с символами Российского государства | Беседа с просмотром презентации | ||
2 | Мой класс - моя семья. | Беседа | ||
3 | Мои права и обязанности. | Беседа о школьном Уставе | ||
4 | Ты и твои друзья. | Игра | ||
5 | Откуда я родом | Архивные раскопки | ||
6 | Наша страна – Россия. | Путешествие по страницам журналов. | ||
7 | Что значит быть хорошим сыном, дочерью. | Беседа. | ||
8 | Вежливая улица. | Викторина. | ||
9 | Каков я в школе? | Анкетирование | ||
10 | Животные из Красной книги | |||
11 | Доброта в стихах и сказках. | |||
12 | Мои любимые книги. | Выставка книг. | ||
13 | Почему меня так назвали? | Беседа с просмотром презентации | ||
14 | Конституция - основной закон жизни страны. | Беседа | ||
15 | Новогодние зарисовки | Выставка газет | ||
16 | Экскурсия на родину Деда Мороза в Великий Устюг. | Заочное путешествие | ||
17 | Деревня, в которой я живу. | Конкурс рисунков | ||
18 | Моя семья - моя радость. | Беседа с творческим заданием | ||
19 | Мы все такие разные. | Конкурс рисунков. | ||
20 | Уважения достойны. | Беседы о пожилых людях. | ||
21 | Кто что любит и умеет делать. | Викторина | ||
22 | Для чего я рожден? | Беседа с творческим заданием | ||
23 | Они служили в Армии. | Конкурс сочинений о службе в Армии родных | ||
24 | Наша республика. | Интеллект. игра | ||
25 | Мамины помощники. | Ролевая игра | ||
26 | Животные-рекордсмены. | Просмотр видеофильма | ||
27 | У моих родителей – золотые руки. | Выставка семейных поделок | ||
28 | Быть человеком. | Дискуссия | ||
29 | Музыкальная азбука. | Викторина | ||
30 | Дорогая моя столица. | Заочное путешествие | ||
31 | Что такое хорошо, а что такое плохо. | Беседа | ||
32 | Вам, защитники Отечества! | Акция | ||
33 | Наша школа в будущем. | Конкурс сочинений | ||
34 | Путешествие по стране. | Интеллект. игра |
4-й класс «Истоки» (34 часов)
№ | Тема занятия | Форма проведения занятия | Дата | |
план | факт | |||
1 | Краеведение — наука о родном крае | Беседа | ||
2 | Экскурсия «Природа — наш общий дом» | Экскурсия в природу | ||
3 | Я и моё имя | Беседа с просмотром презентации | ||
4 | Корни моей семьи | Исследование | ||
5 | Моя родословная. Составление генеалогического древа | Выпуск буклетов | ||
6 | Традиции моей семьи | Конкурс рисунков | ||
7 | Знакомство с историей школы | Беседа | ||
8 | Школьный архив. Судьбы выпускников. | Просмотр школьных альбомов выпускников | ||
9 | Ими гордится моя школа. Сбор материала о выпускниках своей школы. | Беседа с творческим заданием | ||
10 | Традиции моей школы | Просмотр презентации | ||
11 | Республика Саха (Якутия) — частица России. Флаг, герб, гимн республики. Работа с географической картой. | Беседа | ||
12 | Моя малая родина – Вилюйский район. Вилюйский улус на карте России и Республики Саха (Якутия). Флаг, герб, гимн района | Беседа | ||
13 | Экскурсия на тему «История возникновения моего села» | Экскурсия в краеведческий музей | ||
14 | Виртуальная экскурсия по селу «История села в названиях улиц». Использование презентационного материала | Беседа. Просмотр презентации | ||
15 | Архитектурные памятники 19-20 веков | Беседа. Просмотр презентации | ||
16 | Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного села | Беседа с творческим заданием | ||
17 | Люди, прославившие мое село | Беседа. Просмотр презентации | ||
18 | Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. | Беседа | ||
19 | Исторические корни нашего края. Легенды и предания | Беседа | ||
20 | Соседние деревни | Игра-путешествие | ||
21 | Памятники архитектуры моего края | Просмотр презентации | ||
22 | Памятники природы | Беседа с творческим заданием | ||
23 | Достопримечательности | Заочное путешествие | ||
24 | Топонимика моего края | Беседа с творческим заданием | ||
25 | Промышленность и сельское хозяйство | Беседа | ||
26 | Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников | Просмотр и обсуждение видео- и фото-материалов | ||
27 | Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения. | Сообщения учащихся | ||
28 | Устное народное творчество народов (сказки, пословицы, поговорки) | Викторина | ||
29 | Народные промыслы | Просмотр презентации | ||
30 | Культура и быт народа | Беседа с творческим заданием | ||
31 | Писатели и поэты родного края. | Библиотечный урок | ||
32 | Художественное творчество | Просмотр презентации | ||
33 | Спорт нашего края | Урок-игра | ||
34 | Итоговое занятие | Игра-викторина |