Программа внеурочной деятельности «Я-исследователь»

0
0
Материал опубликован 1 August 2019 в группе

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 30 г. Химки

СОГЛАСОВАНО

Уровень ___________________

Зам. Директора

по УВР ___________________

от «____» _________ 20____ г.

РАССМОТРЕНО

 

на заседании пед. Совета

 

от «____» _________ 20____ г.

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 30

_____________Сидоров М.Г.
«____» _________
20____ г.

(Приказ № ______ от «_____» ___________________ 2016 года
 

Рабочая программа внеурочной деятельности

с учащимися 1-4 класса

по общеинтеллектуальному развитию

«Я – исследователь»

Составитель

Химки 2016

Введение

Программа «Я - исследователь » разработана на основании:

Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г .№ 03- 296;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от   6 октября 2009 года № 373  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции  Российской Федерации  22 декабря   2009 года, регистрационный № 15785);.

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от  26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (зарегистрирован  Министерством юстиции  Российской Федерации   04 февраля 2011 года, регистрационный № 19707).

 

Новизна программы.

Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, инте­ресующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креатив­ных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств

Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно – нравственного воспитания и что знания и умения, необ­ходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы

 

 

Программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана на основе авторской программы « Юный исследователь», автор Абдулкина Е.М.. опубликованной в журнале «Завуч начальной школы» №8, 2011г., и на основании письма Департамента общего образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г.№03- 296, в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей. Имеет духовно – нравственную направленность.

В Концепции сформулирована высшая цель образования - высоконрав­ственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и бу­дущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях россий­ского народа.

Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, инте­ресующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креатив­ных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств.

 

Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необ­ходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

 

Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и раз­витие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуни­кативных способностей.

 

Задачи:

познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усер­дия и самостоятельности;

прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

прививать интерес к исследовательской деятельности.

 

В основе формирования исследовательских умений лежат два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микро­группе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекоменда­ций по организации учебно-исследовательской деятельности.

Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще-учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребенка.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс «Я - исследователь» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникатив­ных умений младших школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причем проект­ная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Я исследователь» имеет отличительные особен­ности:

имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обу­словлено психологическими особенностями младших школьников;

проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

проектная деятельность носит групповой характер, что будет способ­ствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распреде­лять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

в содержание проектной деятельности заложено основание для сотруд­ничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодей­ствие семьи и школы;

реализует задачу выявления творческих способностей, одаренности и склонности к различным видам деятельности.

 

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):

беседы;

предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир. музыка, ИЗО);

классный час;

встречи с интересными людьми;

литературно-музыкальные композиции;

просмотр и обсуждение видеоматериала;

экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);

Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

творческие конкурсы;

выставки декоративно-прикладного искусства;

коллективные творческие дела;

соревнования;

показательные выступления;

заочные путешествия;

творческие проекты, презентации;

проведение выставок семейного художественного творчества, музыкаль­ных вечеров;

сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содер­жания (урочная, внеурочная, внешкольная).

Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.

Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.

Программа «Я исследователь» используется с 1 по 4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

 

Принципы обучения

Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятель­ности с учебным процессом.

Принцип гуманизации. Уважение к личности ребенка. Создание благоприят­ных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры. Учет интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планирование, обсуждение, проведение.

Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлекси­ей. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получи­лось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его

людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и не­формальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения.

Принцип стимулирования.

Включает в себя приемы поощрения и вознаграждения.

Программа курса рассчитана на 34 часа - 1,4 классы и 68 часов – 2,3 классы. В основе практиче­ской работы лежит выполнение различных заданий по реализации учебно-исследовательских проектов.

 

Методы обучения

Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания. Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.

Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы - эксперимент, наблюдение. анкетирование. Мыслительные операции, необ­ходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

 

Условия реализации программы

обсуждение в школе, доработка и адаптация программы к собственным условиям и проблемам;

утверждение программы на педсовете школы и включение её в план работы начальной школы;

подбор кадрового состава, участвующего в реализации программы, обучение, методическое сопровождение;

разработка плана реализации программы педагогам – исполнителем, где продуманы режимные моменты;

подбор и подготовка диагностического инструментария;

наличие необходимой литературы создание копилки сценариев, методик материально – технического оснащения мероприятий;

заключение необходимых договоров между педагогом ( школой) и другими участниками в реализации программы.

 

Методические материалы

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим) и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом.

В начальной школе закладываются основы для последующего изучения стематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Я исследователь» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса в 4 классе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нем человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является! одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие) наглядные пособия:

1) натуральные живые пособия - комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты) представителей различных систематических групп; микропрепараты;

3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

4) географические и исторические карты; 5) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благо­даря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подав­ляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах.

Наряду с принципом наглядности в изучении курса в начальной школе важ­ную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осу­ществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подоб­ной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обес­печивается осознанное усвоение изучаемого материала.

В ходе изучения курса «Я исследователь» младшие школьники на до­ступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент.

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

основные источники информации;

правила оформления списка использованной литературы;

способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

выделять объект исследования;

разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

работать в группе;

пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;

вести наблюдения окружающего мира;

планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

работать в группе.

Содержание программы «Я исследователь» связано с многими учебны­ми предметами, в частности с математикой, литературным чтением, окружающим миром.

На курс «Я исследователь» отводится по 1 часу в неделю с 1- 4 классы. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направ­ление - «Проектная деятельность».

 

Планируемые результаты

В результате изучения курса «Я исследователь» обучающиеся на ступени начального общего образования:

получат возможность расширить, систематизировать и углубить исход­ные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонен­тах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о приро­де, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;

приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

получат возможность осознать свое место в мире;

познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружаю­щем мире;

получат возможность приобрести базовые умения работы со средствами ИКТ, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презен­тации.

Выпускник получит возможность научиться:

узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;

различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные истори­ческие события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных со­бытий на «ленте времени»;

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для со­здания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и спосо­бам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия ре­зультатов требованиям конкретной задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с ми­ровой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности неуспешности внеучебной деятельности;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на ис­кусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопережива­ния им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение бла­гополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ре­троспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и за-дачной области;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения дей­ствия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом инфор­мационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресур­сов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов И КГ;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных пози­ций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятель­ности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных ком­муникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогиче­ской формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную по­зицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партне­ров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятель­ности и сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необхо­димую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей дея­тельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы:

1класс

Занятие 1.

Тема: Что такое проекты.

Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследователь­ской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презента­ция исследовательских работ учащихся начальных классов.

Понятия: проект, проблема, информация

Занятие 2.

Тема: Что такое проблема.

Цель: ознакомить с понятием «проблема», формировать умение видеть про­блему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении соб­ственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Понятия: проблема, объект исследования.

Занятие 3.

Тема: Как мы познаем мир.

Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдения­ми и экспериментами.

Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

Занятия 4-5.

Тема: Школа почемучек.

Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.

Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

Занятия 6-7.

Тема: Удивительный вопрос.

Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

Понятия: вопрос, ответ.

Занятия 8-9.

Тема: Источники информации.

Цель: знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со] взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернета).

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Понятия: источник информации.

Занятия 10-11.

Тема: Любимое число. Игры с числами.

Цель: обобщить знания учащихся о числах первого десятка, формировать! умения применять полученные знания в практической деятельности, презентовать! свою работу.

История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.

Понятия: число, нумерация чисел.

Занятия 12-14.

Тема: Проект «Алфавит».

Организация выставки книг в алфавитном порядке.

Азбука в картинках.

Цель: систематизация знаний о знакомых детям буквах, знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся.

История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».

Понятия: буква, алфавит

Занятия 15-16.

Тема: Проект «Почему мы любим встречать Новый год». Новогодние по­дарки.

Цель: прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда.

История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Понятия: традиция, сувенир, самооценка

Занятия 17-19.

Тема: Проект «Игры наших, дедушек и бабушек». Игры нашей семьи. Зимние забавы.

Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.

Понятия: игра, товарищ, друг.

Занятия 20-23.

Тема: Проект «Растения».

Цепь: обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.

Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Рас­тения родного края. Организация выставки «Природа и фантазия». Комнатные рас­тения нашего класса. Охрана растений в Иркутской области.

Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни рас­тений.

.Занятия 24-25.

Тема: Проект «Симметрия вокруг нас».

Цель: знакомство с понятием симметрия, развитие логического и простран­ственного мышления, привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи.

Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.

Понятия: симметрия.

Занятие 26-31.

Тема: Проект «Сказки».

Выбор темы школьного проекта. Моя любимая сказка. Конкурс загадок про героев народных сказок о животных. Сочиняем сказку.

Театрализация сказки (2 часа).

Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творче­ских способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реали­зовать полученные знания в практической деятельности.

Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Автор­ские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.

Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой. Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.

Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи».

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставка Презентация работ учащихся.

 

Содержание программы

2-й класс

 

п/п

Название раздела

Название тем, проектов

Содержание занятий

1

Теорети­ческий блок

Занятия 1,2. Что такое иссле­дование? Кто такие исследо­ватели?

Обучающийся сможет задуматься о том, что такое ис­следование, его видах и роли в жизни человека; обуча­ющийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий

Занятия 3,4. Основные мето­ды исследования. Как зада­вать вопросы?

Обучающийся сможет назвать основной круг вопросов при проведении исследования, сможет описать и срав­нить основные методы исследования, ученики потрени­руются в определении волнующих проблем при прове­дении исследования

Занятия 5-9. Коллективная иг­ра-исследование

Обучающийся сможет поупражняться в отборе материа­ла по теме исследования, проанализировать игровую си­туацию, высказать свою точку зрения

Занятия10-18. Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования

Обучающийся сможет потренироваться выделять глав­ное и второстепенное из собранного материала, сможет назвать основные формы схем исследований

2

Практи­ческий блок

Занятия19-20. Путешествие в Загадкино

Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятия 21-24. Что такое Новый год?

Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятия 25-26. У меня рас­тут года...

Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятия 27-28. Меры длины

Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятия 29-30. Знакомые незнакомцы (озеленение)

Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятия31-34. Праздники в России

Работа над проектом в соответствии с этапами

 

Характеристика результатов

Обучающийся будет знать:

основные особенности проведения исследований разных видов;

методы исследования;

правила выбора темы и объекта исследования;

правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

самостоятельно выбирать тему исследования;

выделять главное и второстепенное в собранном материале;

указывать пути дальнейшего изучения объекта;

презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать ин­формацию по волнующей проблеме;

реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

общаться с людьми разных возрастов;

работать в группе, коллективе;

презентовать работу общественности.

 

 

Содержание программы

3-й класс

Тема 1. Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях (3 часов).

Выявление области знаний, в которых каждый ребенок хотел бы себя про­явить. Определение коммуникативных умений учащихся.

Практика: анкетирование учащихся, опрос.

Тема 2. Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности (2 часа).

Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.

Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Здесь живут мои родствен­ники».

Тема 3. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипоте­за исследования (3 часов).

Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.

Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение ги­потез по исследованию «Родная улица моя». Проверка гипотез.

Тема 4. Основные источники получения информации (2 часа).

Учебная литература - учебники, хрестоматии. Справочная литература - сло­вари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с элек­тронным пособием.

Тема 5. Оформление списка литературы и использованных электронных ис­точников (3 часа).

Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформ­ление списка использованных электронных источников.

Тема 6. Методы исследования. Мыслительные операции (2 часа).

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необ­ходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

Тема 7. Обработка результатов исследования. Методика оформления резуль­татов (2 часа).

Практика: письменный отчет - структура и содержание. Визуальный отчет - диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Результаты загряз­нения окружающей среды».

Тема 8. Оформление работы. Подготовка доклада (3 часов).

Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.

Практика: доклады по теме: «Моя семья вечером». Проверка оформления работ.

Тема 9. Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point (5 часов).

Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.

Практика: работа в программе Microsoft Power Point . Презентация «Моя мама».

Тема 10. Тематические учебные исследования (10 часов = 4 часа +6 часов).

исследование числа - 1 час;

исследование суммы, произведения - 1 час;

исследование «Лексическое значение слов» - 1 час;

исследование «Орфограммы в корне слова» - 1 час;

исследование «Соединительные гласные в сложных словах» - 1 час;

мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции» - 1 час;

исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя» - 1 час;

исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны» - 1 час;

вредные и полезные привычки. Театрализованное представление « Вредные привычки» - 1 час;

игра-викторина «Путешествие в страну Знаний» - 1 час.

 

Содержание программы

4-й класс

Тема 1 «Культура мышления» (1 часа)

Практические задания «Как давать определения понятиям». Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов.

Тема 2 «Методы исследования» (2 часа)

Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания -тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Тема 3 «Научная теория» (1 часа)

Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».

Тема 4 «Научное прогнозирование» ( 1 часа)

Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.). Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по проверке

собственных гипотез.

Тема 5 «Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования» (1 часа)

Коллективная беседа, как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие - проведение наблюдений и экспериментов.

Тема 6 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них» (1 часа)

Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».

Тема 7 «Ассоциации и аналогии» (2 часа)

Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске». Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий.

Тема 8 «Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов» (2 часа)

Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений.

Тема 9 «Умение выявлять проблемы» (2 часа)

Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования.

Тема 10 «Как подготовиться к защите» (2 часа)

Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

Самостоятельная исследовательская практика

Тема 11 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования» (3 часа)

Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования.

Тема 12 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований» (3 часов)

Тема 13 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований» (7 часов)

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Тема 14 «Семинар» (2 часа)

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту работ.

Тема 15 «Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей» (2 часа)

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Тема 16 «Участие в качестве зрителя в защите результатов исследований учеников основной школы» (1 часа)

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Тема 17 «Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов» (1 часа)

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование для 1 – го класса

 

п/п

Наименование тем

Количе­ство ча­сов

Дата

Т.

П.

план

факт

I. Введение (1 час)

1 | Что такое проект

1

 

 

 

II. Учимся делать проекты (7 часов)

2

Что такое проблема

1

 

 

 

3

Как мы познаем мир

1

 

 

 

4-5

Школа «почемучек»

1

1

 

 

6-7

Удивительный вопрос

1

1

 

 

8-9

Источники информации

1

1

 

 

III. Мы исследователи (23 часа)

10-11

Любимое число

1

 

 

 

12-14

Алфавит

1

2

 

 

15-16

Почему мы любим, встречать Новый год

1

1

 

 

17-19

Игры наших дедушек и бабушек

1

2

 

 

20-23

Растения

1

3

 

 

24-25

Симметрия

1

1

 

 

26-31

Сказки

2

4

 

 

IV. Заключение ( 2 часа)

 

32

Что мы узнали и чему научились за год.

1

 

 

 

33

Моя лучшая работа

 

2

 

 

 

Итого

34

 

 

 

 

 

Тематическое планирование для 2-го класса

п/п

Наименование тем

Количество

часов

Дата

проведени

Т.

П.

план

факт

Тренинг исследовательских способностей (18 часов)

1

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1

 

 

 

2,3

Что можно исследовать? (Тренировочные занятия)

 

2

 

 

4

Как выбрать тему исследования? Какими могут быть темы исследования?

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Коллективная игра «Конструирование игровой площадки»

 

1

 

 

 

(Коллективные игры как средство стимулирования исследовательской активности детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Коллективное занятие «Жилой дом»

 

1

 

 

7

Игра «Историческое моделирование»

 

1

 

 

8,9

Экскурсия как средство стимулирования исследователь­ской активности детей

 

2

 

 

10,11

Наблюдение как способ выявления проблем

1

1

 

 

12

Экскурсия-наблюдение за воробьями

1

 

 

 

13

Развитие умения видеть проблемы

 

1

 

 

14

Развитие умения выдвигать гипотезы

 

1

 

 

15

Развитие умений задавать вопросы

 

1

 

 

16

Развитие умений давать определение понятиям

1

1

 

 

17,18

Развитие умений классифицировать

1

1

 

 

Самостоятельная исследовательская практика (16 часов)

19,20

Путешествие в Загадкино

 

2

 

 

21,22

Что такое Новый год?

 

2

 

 

23,24

Что такое Рождество?

 

2

 

 

25,26

У меня растут года…. Профессии

 

2

 

 

27,28

Меры длины.

 

2

 

 

29,30

Знакомые незнакомцы. Что растет на нашей планете.

 

2

 

 

31,32

Праздники в России.

 

2

 

 

33,34 3ащита проектов

2 ч

 

Итого

34 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование для 3-го класса

п/п

Тема занятий

Количество часов

Дата

 

 

 

 

теория

практика

итого

план

факт

1

Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способно­стях

1

2

3

 

 

2

Структура и содержание учебно-исследовательской деятельно­сти

1

1

2

 

 

3

План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования

2

1

3

 

 

4

Основные источники получения информации

1

1

2

 

 

5

Оформление списка литературы и использованных электрон­ных источников

1

1

2

 

 

6

Методы исследования. Мыслительные операции

1

1

2

 

 

7

Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов

 

2

2

 

 

8

Оформление работы. Подготовка доклада

 

3

3

 

 

9

Как правильно делать презентацию. Знакомство с программой Microsoft Power Point

2

3

5

 

 

10

Тематические учебные исследования

4

6

10

 

 

 

Итого

13

21

34

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование для 4-го класса

 

темы

п/п

Название темы

Количество

часов

Дата проведения

Т

П

план

факт

1

Культура мышления

1

 

 

 

2

Методы исследования

1

1

 

 

3

Научная теория

1

 

 

 

4

Научное прогнозирование

1

 

 

 

5

Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования

1

 

 

 

6

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

1

 

 

 

7

Ассоциации и аналогии

1

1

 

 

8

Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов

1

1

 

 

9

Умение выявлять проблемы

1

1

 

 

10

Как подготовиться к защите

1

1

 

 

Исследовательская практика

11

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

1

 

 

12

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

4

 

 

13

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

 

7

 

 

14

Семинар

 

2

 

 

Мониторинг

15

Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей

 

1

 

 

16

Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя

 

1

 

 

17

Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов

 

1

 

 

Итого 34

 

Список литературы

Григорьев Д. В., Степанов П. В. Стандарты второго поколения: внеурочная деятельность в. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010. - 321 с.

Гузеев В. В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения. Директор .. -1995. -№ 6. -16с.

Зверкова П. К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. М. Издательсательский центр «Академия», 1999. -204 с.

Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе. 2010, - 5 с.

Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель, - 126 с.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Учебная литература, 2008. - 1 1 9 с.

Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия, 2005. - 345 с.

Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе М.: Сентябрь, 1998. - 320с.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Издательский центр «Академия», 1999. - 224 с.

Потанина В. Я. Введение проектной деятельности в начальной школе. - М.: Академия. 2009 -

Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.

Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Народное образование.

Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование – 2000-№7

 

 


 

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____________/__________/

«____»_________2016

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение № 1 Структура исследовательской деятельности учащихся

Подготовка учащихся к исследовательской деятельности

(введение в методологию научного исследования)

Выбор проблемы

( от общего к частному)

 

Исследование проблемы

(анализ специальной литературы, опросы, консультации)

Разработка собственного варианта решения проблемы

(составление плана, определение цели и задач работы, выбор средств и ме­тодов исследования)

 

Практическая работа и анализ полученных результатов

(работа в архивах, встречи с участниками, опытная и экспериментальная работа и т.д.)

Подготовка к защите исследовательской работы

(оформление исследования согласно установленным требованиям, рецензирование работы)

Презентация и защита исследовательской работы

(научный доклад, демонстрация наглядного материала, ответы на вопросы)

 

 

Приложение № 2 Этапы информационного поиска

1 Технология защиты учебно-исследовательской работы.

1. Выступление автора с докладом (10 мин).

2. Вопросы участников конференции и ответы автора.

3. Вопросы членов жюри и ответы автора.

4. Выступление учащегося-рецензента с отзывом о работе.

5. Ответы на замечания рецензента.

6. Обмен мнениями о работе и рекомендации.

План доклада по результатам учебно-исследовательской деятельности.

1. Приветствие.

2. Тема учебно-исследовательской работы.

3. Актуальность темы учебно-исследовательской работы.

4. Цель и задачи учебно-исследовательской работы.

5. Гипотеза учебно-исследовательской работы.

6. Значимость учебно-исследовательской работы.

7. Объект и предмет исследования.

8. Этапы учебно-исследовательской работы.

9. Результаты учебно-исследовательской работы.

10. Выводы учебно-исследовательской работы.

 

 


 


 


 


 


 

Согласовано

Заместитель директора по УВР

______________/_________________./

 

«____»____________2016 г.


 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

Требования к содержанию учебно-исследовательской деятельности

 

Структура

Требования к содержанию

Титульный лист

Содержит: наименование учебного заведения, где выполнена работа; Ф.И.О. автора; тему учебно-исследовательской работы; Ф.И.О. научного руководителя; город и год

Оглавление

Включает название всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал

введение

Содержит: актуальность; объект исследования; предмет исследования; цель исследования; гипотезу; задачи;

 

 

методы исследования; • практическую значимость; • апробацию; • базу исследования

Основная часть (не более 10-15 стр.)

Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме

Выводы

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из несколь­ких пунктов, подводящих итог выполненной учебно-исследовательской работе

Список литературы

Должен содержать перечень источников, использованных при написании учебно-исследовательской работы

Приложения

Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе

 

 

 

Приложение №4

Виды исследовательских работ

 

 

Форма

Структура

Доклад

в кратких вводных замечаниях - научно-практическая ценность темы;

сущность темы, обоснованные научные предложения выводы и предложения

Тезисы доклада

основные положения доклада; • основные выводы и предложения

Научная ста­тья

заголовок;

вводные замечания;

краткие данные о методике исследования;

анализ собственных научных результатов и их обобщение; •выводы и предложения;

ссылки на цитируемую литературу

Научный отчет

 

краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы; • значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики;

детальная характеристика применявшихся методов;

существование новых научных результатов;

заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные во­просы

Реферат

 

вводная часть основной текст заключительная часть;

список литературы;

указатели

 

 

 

 

 

 

Приложение №5

Терминологический словарь

 

Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неиз­вестное, что предстоит открыть и доказать.

Тема - отражает характерные черты проблемы.

Объект - это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для ис­следователя информации.

Предмет же исследования более конкретен. Он включает только те связи отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько пред­метов исследования. Предмет исследования определяет цель и задачи самого ис­следования.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении вы­ражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

 

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования:

алгоритм, анализ, абстракция, апробация;

библиография;

внедрение;

гипотеза исследования;

дедукция, деятельность;

закон, закономерность;

индукция, историзм, индикатор, исследование;

концепция, креативность, критерий;

метод, моделирование, мониторинг;

наблюдение, новация, новшество, наука;

обобщение, объект, опыт;

проект, предмет исследования, принцип;

рецензия, рефлексия;

сравнение, синтез, системный анализ;

теория, творческий подход, технология;

факт;

эксперимент.

 

 

 

Приложение №6

Принципы подбора тем исследовательских проектов

Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в со­ответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны нахо­диться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или ми­ни групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований реализуется как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целесообразно вы­полнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Широка перспектива использования разнообразных форм про­ектной и исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др.

Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся, выполняющие учебное исследование, зачастую не видят разницы между докладом, рефератом и соб­ственно исследовательской работой. Ребята и руководители учебного исследова­ния должны знать, какие виды творческих работ могут иметь место в учебном ис­следовании.

 

Учебное исследование ученика должно соответствовать следующим требованиям:

четко сформулирована цель исследования;

выдвинута четкая и лаконичная гипотеза исследования;

определены задачи исследования, посредством решения которых цель может быть достигнута;

приведен полный обзор литературы по исследуемой проблеме;

описано, что и как делал исследователь для доказательства гипотезы (методика исследования, которая описывается в тексте);

представлены собственные данные, полученные в результате исследо­вания;

описание исследования должно демонстрировать глубину знания авто­ром (группой авторов) избранной области исследования;

исследование должно соответствовать установленным формальным критериям;

исследование должно демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора;

проблема, затронутая в работе, должна быть, оригинальной (если про­блема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение);

работа должна завершаться выводами, в которых излагаются ре­зультаты исследования, и защитой. Защита - итог исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.

В педагогической литературе, изучающей вопросы учебного иссле­дования, встречаются следующие виды творческих работ учащихся:

информационно-реферативные;

проблемно-реферативные;

экспериментальные;

природно-описательные;

исследовательские.

Информационно-реферативные работы - это работы, содержание которых основано на одном или нескольких литературных источниках, подтверждающих из­лагаемую автором информацию, и посвящено исследованию или описанию какой-либо одной темы или проблемы. Название такой работы достаточно простое, оно отражает описание той проблемы, которую исследует автор. К примеру, название информационно-реферативной работы может иметь такое название: «Историче­ские памятники моего города».

Проблемно-реферативные творческие работы - это работы, содержание которых основано на нескольких литературных источниках, где описываемая про­блема рассматривается с различных точек зрения и от автора требуется не только осмысление и сопоставление данных точек зрения, но и собственная трактовка ис­следуемой проблемы.

Экспериментальные работы - это работы творческого характера, в которых может быть описан и дан свой анализ уже известному научному эксперименту и его

результатам, а также на основе данного эксперимента может быть проведен свой эксперимент в зависимости от решаемой в ходе эксперимента проблемы.

Природно-описательные работы - это работы, в основе которых лежит наблюдение природных процессов и явлений и их качественное описание. К таким работам, в первую очередь, относятся работы экологической направленности.

Исследовательские работы - это работы, в основу которых положено не только сопоставление точек зрения на одну и ту же проблему различных литера­турных источников, но и использование научной методики, с помощью которой мо­жет быть получен экспериментальный материал. На основании данного экспери­ментального материала делается анализ и выводы о характере исследуемого яв­ления. Особенностью исследовательской работы является то, что заранее нельзя предсказать результат, который может получиться в ходе исследования.

Если автор работает над исследованием гуманитарного плана, то объектами его исследований могут стать тексты, полученные в архивах, библиотеках, у част­ных лиц, различного рода первоисточники.

 

 

 

 

Приложение №7 Работа с литературными источниками

 

п/п

Этапы работы

Содержание этапов

11

Общее ознакомление

Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника

22

Внимательное чтение по гла­вам и разделам

Выделение наиболее важного текста

33

Выборочное чтение

Перечитывание наиболее важного текста

44

Составление плана про­читанного материала

В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль

55

Выписки из прочитанного

Полные и точные (цитата и ее библиографическое описание)

66

Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источ­никами

Отмечается общее и отличительное в решении проблемы

77

Критическая оценка про­читанного и запись замечаний

Обращается внимание на объективность суждений

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.