12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Конева Наталья Владимировна108
Россия, Красноярский край, с.Зыково

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗЫКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО

Заседание МО учителей

начальных классов

МБОУ «Зыковскя СОШ»

Протокол № _____

от «____» августа 2015 г.

Руководитель МО:

Якушева И.А.

____________

СОГЛАСОВАНО

Заседание МС

МБОУ «Зыковская СОШ»

Протокол № _____

от «____»августа 2015 г.

Руководитель МС

Левых Ю.А.

___________________

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № ___________

от«___»______________2015г.

Директор МБОУ

«Зыковская СОШ»

Звгородний Е. И. _______________________

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Я- исследователь».

для обучающихся 2 класса

на 2015-2016 учебный год

Направление : «Общеинтеллектуальное».

Разработала: Левых Н.В.

2015г С. Зыково

Программа курса внеурочной деятельности

«Я- исследователь»

 

Пояснительная записка.

Программа курса внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению «Я – исследователь» разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь» в соответствии:

с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

ООП НОО МБОУ «Зыковская СОШ»

с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.

Программа рассчитана на четырёхгодичный курс обучения.

Программа может изучаться модульно.

Основные цели начального общего образования с учетом специфики курса.

Обоснование для разработки.

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит всё большее применение. Современный учитель всё чаще старается предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов основном учебном процессе существенно ограничены.

Цель: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы.

  • Развитие познавательных потребностей младших школьников.
  • Развитие познавательных способностей младших школьников.
  • Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
  • Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
  • Формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

 

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Принципы и подходы к формированию программы.

Изучение практики использования в образовательных целях методов самостоятельного поиска детей убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Так, большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения обучающихся предполагают лишь различные варианты включения ребёнка в собственную исследовательскую практику. В большинстве начальных, средних школ и тем более в высших учебных заведениях педагоги убеждены, что стоит только загрузить обучающегося задачей проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как работа пойдёт полным ходом.

Предполагается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребёнок сам научится это делать. Наивность этого подхода становится очевидной сразу, как только на этом заостряется внимание.

Никакого исследования не проведёт ни младший школьник, не обучающийся неполной средней школы, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. Редкий студент способен делать это после долгих, мучительных проб и ошибок. Можно, конечно, попытаться обучить этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей обучающихся.

Кроме того, любая учебная деятельность, и учебно-исследовательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.

Таким образом, программа учебно-исследовательской деятельности обучающихся должна включать три относительно самостоятельных подпрограммы:

Подпрограмма «Тренинг». Специальные знания по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.

Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.)

 

Сроки реализации программы.

Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю 34 часа ( под руководством учителя в школе), плюс самостоятельная работа вне обучающихся школы (поиск информации, оформление результатов исследования).

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

_ положительное отношение к исследовательской деятельности;

_ широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно_познавательны и внешние мотивы;

_ интерес к новому содержанию и новым способам познания;

_ ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

_ способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

_ внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

_ выраженной познавательной мотивации;

_ устойчивого интереса к новым способам познания;

_ адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

_ морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ принимать и сохранять учебную задачу;

_ учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

_ планировать свои действия;

_ осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

_ адекватно воспринимать оценку учителя;

_ различать способ и результат действия;

_ оценивать свои действия ;

_ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

_ выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ проявлять познавательную инициативу;

_ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;

_ самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

_ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

_ высказываться в устной и письменной формах;

_ ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

_ владеть основами смыслового чтения текста;

_ анализировать объекты, выделять главное;

_ осуществлять синтез (целое из частей);

_ проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

_ устанавливать причинно-следственные связи;

_ строить рассуждения об объекте;

_ обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

_ подводить под понятие;

_ устанавливать аналогии;

_ оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

_ видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

_ фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

_ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

_ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

_ оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,

возможность, невозможность и др.; использованию исследовательских методов обучения

в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ допускать существование различных точек зрения;

_ учитывать разные мнения, стремиться к координации;

_ формулировать собственное мнение и позицию;

_ договариваться, приходить к общему решению;

_ соблюдать корректность в высказываниях;

_ задавать вопросы по существу;

_ использовать речь для регуляции своего действия;

_ контролировать действия партнера;

_ владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

_ аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

_ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

_ допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

_ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

_ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

 

Содержание курса внеурочной деятельности

Во втором классе программа тренинговых занятий делится на две самостоятельные части – два цикла, одна часть реализуется в первой четверти, втора в третьей (во второй и четвёртой четвертях делаются перерывы). Каждая из этих частей планируется как относительно автономная и цельная.

Во втором классе все дети (не только одарённые), должны быть включены в самостоятельную исследовательскую практику. Каждый ребёнок получает тетрадь «Я - исследователь», где подробно описан каждый шаг пути проведения собственного исследования, и начинает работу.

Результаты собственной исследовательской работы второклассники впервые будут представлять на специально организованных «конкурсных» защитах исследовательских работ и творческих проектов.

Очень важно учесть, что дети в силу разности темпераментов и характеров, особенностей когнитивного развития и специфики темы будут работать с разной скоростью. Кто-то уже через неделю заявит, что он готов доложить результаты своих изысканий, а кто-то «созреет» лишь к концу учебного года. Этого не следует бояться, надо позволить каждому ребёнку работать в том темпе, который ему свойственен. При этом надо бороться с попытками представить некачественные, не доведённые до конца работы и с попытками искусственного затягивания( что встречается крайне редко).

Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов).

Содержание занятий 2 класс

 

Тренинг исследовательских способностей

Общий объем тренинговых занятий в классе _ 17 часов (из расчета один час в неделю). На домашнюю самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать примерно 3 часа.

Занятия в каждой четверти проводятся относительно автономно. Поэтому каждый цикл, имея разные акценты, содержит практически весь комплекс знаний, умений и навыков,

отрабатываемых на тренинговых занятиях.

Первый цикл (первая четверть)

 

Тема 1 «Научные исследования и наша жизнь»

Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.

Тема 2 «Методы исследования»

Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).

Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»

Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.

Тема 4 «Эксперимент _ познание в действии»

Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).

Тема 5 «Гипотезы и провокационные идеи»

Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.

Тема 6 «Анализ и синтез»

Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения».

Тема 7 «Как давать определения понятиям»

Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.

Тема 8 «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов»

Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».

 

Второй цикл (третья четверть)

Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»

Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.

Тема 2 «Основные логические операции»

Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.

Тема 3 «Гипотезы и способы их конструирования»

Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез».

Тема 4 «Искусство задавать вопросы»

Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Тема 5 «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное»

Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом».

Тема 6 «Ассоциации и аналогии»

Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия».

Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий.

Тема 7 «Суждения, умозаключения, выводы»

Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.

Тема 8 «Искусство делать сообщения»

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.

Тема 9 «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы»

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.

 

Самостоятельная исследовательская практика

Общий объем занятий _ 11 часов, из них 7 часов отведено на индивидуальную работу. Занятия проводятся периодически, в течение учебного года. На самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать примерно 16 часов.

Тема 1 «Как выбрать тему собственного исследования»

Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).

Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я _ исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.

Тема 3 «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения игр-исследований описана в методических рекомендациях. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.

Тема 4 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Тема 5 «Семинар»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

 

Мониторинг исследовательской деятельности

Общий объем _ 6 часов. Из них на коллективную работу присутствие на защитах других ребят, на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа)

представляет собственную работу, отводится по 2 часа.

Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»

Планирование собственного выступления. Подготовка

текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.

Подготовка к ответам на вопросы.

Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ

и творческих проектов»

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследовании.

 

Тематическое планирование с описанием основных видов учебной деятельности

№\п

Тема.

Основные виды деятельности.

 

Тренинг.17ч

 

1

Научные исследования и наша жизнь

Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.

Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).

Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.

Практические задания на анализ и синтез.

Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.

Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения».

Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.

Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.

Беседа на тему «Как рождаются гипотезы».

Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Практическая работа «Выявление логической структуры текста».

Практическое задание на создание аналогий.

Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.

Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму».

Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования.

Подготовка детских работ к публичной защите.

2

Методы исследования

3

Наблюдение и наблюдательность

4

Эксперимент – познание в действии

5

Гипотезы и провокационные идеи

6

Анализ и синтез

7

Как давать определения понятиям

8

Планирование и проведение наблюдений и экспериментов

 

Второй цикл

9

Наблюдение и экспериментирование

10

Основные логические операции

11

Гипотезы и способы их конструирования

12

Искусство задавать вопросы

13

Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

14

Ассоциации и аналогии

15

Суждения, умозаключения, выводы

16

Искусство делать сообщения

17

Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы

 

Исследовательская практика.11ч

18

Как выбрать тему собственного исследования

19-20

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

21-22

Коллективная игра-исследование

23-26

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

27-28

Семинар

 

Мониторинг. 6ч

29-30

Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей.

31-32

Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)

 

33-34

Защита собственных исследований

 

Описание учебно-методического и и материально-технического обеспечения курса

Учебные и методические пособия:

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. _ Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. _ 224 с.

Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

2. Технические средства обучения:

классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;

мультимедийный проектор;

Интерактивная доска;

персональный компьютер для учителя (ноутбук);

сканер (общешкольный);

принтер лазерный (общешкольный);

3. Оборудование класса:

ученические двухместные парты;

стол учительский с тумбой;

шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;

Календарно-тематическое планирование.

№\п

Тема.

Дата по плану

Дата по факту

 

Тренинг.17ч

   

1

Научные исследования и наша жизнь

   

2

Методы исследования

   

3

Наблюдение и наблюдательность

   

4

Эксперимент – познание в действии

   

5

Гипотезы и провокационные идеи

   

6

Анализ и синтез

   

7

Как давать определения понятиям

   

8

Планирование и проведение наблюдений и экспериментов

   
 

Второй цикл

   

9

Наблюдение и экспериментирование

   

10

Основные логические операции

   

11

Гипотезы и способы их конструирования

   

12

Искусство задавать вопросы

   

13

Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

   

14

Ассоциации и аналогии

   

15

Суждения, умозаключения, выводы

   

16

Искусство делать сообщения

   

17

Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы

   
 

Исследовательская практика.11ч

   

18

Как выбрать тему собственного исследования

   

19-20

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

   

21-22

Коллективная игра-исследование

   

23-26

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

   

27-28

Семинар

   
 

Мониторинг. 6ч

   

29-30

Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей.

   

31-32

Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)

   

33-34

Защита собственных исследований

   
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.