12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Довгаль Лариса Васильевна401 Учитель географии, классный руководитель, заместитель директора по УВР, руководитель ГМО учителей географии г. Азова Россия, Ростовская обл., Азов Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я - исследователь», 6 класс
Протокол от ______20___г. № ____ Приказ от _____20___ г. № ____
Руководитель ШМО_____________ Директор МБОУ СОШ № 1______
Л.В. Довгаль И.К. Пшеничный
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
6 класс
Составитель: учитель высшей категории
Довгаль Л.В.
СОГЛАСОВАНА РЕКОМЕНДОВАНА на заседании методсовета к утверждению на заседании педсовета Протокол от _________20__ г № ___ Протокол от________20___г № _____ Председатель ___________________ Председатель педсовета ___________
О.В. Ушак И.К. Пшеничный
Пояснительная записка
Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством развития активности личности, способной к саморазвитию и самообразованию. В данном процессе учащиеся овладевают навыками исследовательской работы, принципами научного познания окружающей среды. Одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности является выполнение учебно-исследовательских проектов, в рамках которых учащиеся занимают активную субъективную позицию. Суть выполнения учебно-исследовательских проектов заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем работают над исследованием, решая какую-либо задачу, овладевают новыми знаниями, что повышает их мотивацию к учению, саморазвитию.
Основными педагогическими средствами создания рабочей учебной программы по внеурочной деятельности являются следующие нормативно-правовые документы:
Закон РФ «Об образовании»
Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования
Устав МБОУ СОШ № 1 г. Азова
Положение «О рабочей программе учителя МБОУ СОШ № 1 г. Азова»
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 1 г. Азова
Учебный план основного общего образования МБОУ СОШ № 1 г. Азова
Положения о внеурочной деятельности в 6-х классах МБОУ СОШ № 1 г. Азова
Цель программы внеурочной деятельности:
Обучение основам учебно-исследовательской деятельности.
Задачи программы внеурочной деятельности:
Расширить представления учащихся об алгоритме выполнения исследовательской деятельности;
Научить правильно оформлять результаты учебно - исследовательской деятельности;
Познакомить с видами учебно-исследовательских проектов;
Научить способам формулировки проблемы, проблемных вопросов, определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план действий;
Формировать умения пользоваться различными источниками информации, ресурсами;
Научить грамотно оформлять письменную часть проекта, публично представлять результаты работы;
Познакомить с критериями оценивания учебно-исследовательского проекта, объективно оценивать свои и чужие результаты, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении.
Формировать универсальные учебные действия.
Планируемые результаты освоения программы.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования ФГОС обучение на занятиях внеурочной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебной программы:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в учебно-исследовательской деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения содержания программы внеурочной деятельности «Я - исследователь!»:
сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированность познавательных учебных действий.
сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
Содержание тем учебной программы
по внеурочной деятельности
«Я – исследователь»
66 ч (2 часа в неделю)
Географическое познание нашей планеты.
Календарь природы. Что изучает фенология. Закономерности сезонно развития природы. Экватор, земная ось, южный и северный полюс. Северное и южное полушария, день зимнего и летнего солнцестояния. День весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и ночь, полярный круг и тропик.
Развитие географических знаний о земной поверхности.
Первые научные экспедиции. Экспедиционный метод в географии.
Ориентиры и ориентирование на местности с помощью компаса. Определение расстояний на местности различными способами. Построение маршрутов при помощи навигатора.
Инструментальная и глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности. Проводить полярную съёмку пришкольного участка.
Проводить маршрутную съёмку местности и составлять план «Мой путь из дома в школу»
Природа Земли.
ГИДРОСФЕРА. Солёность и температура морской воды. Движения морских вод: течения, приливы и отливы. Тёплые и холодные течения
Составлять карту «Глобальный океанический конвейер».
Находить примеры влияния нарушений в работе конвейера на климат Земли.
ЛИТОСФЕРА. Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Деятельность ветра, воды и льда по перемещению и откладыванию обломочного материала. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность.
Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил.
«Земные кладовые».
АТМОСФЕРА. Воздушная оболочка Земли. Атмосфера. Экскурсия «Метеорологическая станция».
БИОСФЕРА. Представление о возникновении и развитии жизни на Земле. Заочная экскурсия в музей.
Юные исследователи природы.
Охрана природы. Заочное знакомство с Александровским заповедником.
Календарно-тематическое поурочное планирование
Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, 6 класс
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов по теме | |
план | факт | |||
Географическое познание нашей планеты. | 6 | |||
| 5.09. | Школа географа-следопыта. | ||
| Фенолог – наблюдатель. Организация фенологических наблюдений. | |||
| 12.09. | Земля-часть солнечной системы. | ||
| Приплюснутый шар. | |||
| 19.09. | Понятие эксперимента. | ||
| Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. | |||
Развитие географических знаний о земной поверхности. | 6 | |||
| 26.09. | Географ – мореход. | ||
| Географические открытия и исследования. | |||
| 03.10. | Географ-следопыт. Условные знаки. Чтение карты. Масштаб. | ||
| Компас. Азимут. | |||
| 10.10. | Географ-картограф. Ориентирование на карте и на местности. | ||
| Составление плана местности. | |||
Природа Земли. | 50 | |||
| 17.10. | Географ-гидролог. Водная оболочка Земли. | ||
| Изучение свойств воды. | |||
| 24.10. | Географ – мореход. Знатоки морских названий. | ||
| «Бутылочная почта». | |||
| 07.11. | Строение Земли. | ||
| Неоднородный волчок. | |||
| 14.11. | Географ-геолог. Складки и движение земной коры | ||
| Метаморфизм. | |||
| 21.11. | Прецессия-движение земной коры. | ||
| Эффект Кориолиса. | |||
| 28.11. | Деформация земной коры. | ||
| Месторождения соли. | |||
| 05.12. | Извержение вулкана. | ||
| Географ-исследователь. Проектная работа на тему: «Вулкан». | |||
| 12.12. | Географ-геодезист. | ||
| По горам и по долинам … | |||
| 19.12. | Географ – топонимист. | ||
| Определение происхождения названий географических объектов. | |||
| 26.12. | Погружение на батискафе. | ||
| Тайна «Бермудского треугольника». | |||
| 09.01. | Воздушная оболочка Земли. | ||
| Аспирация воздуха. | |||
| 16.01. | Географ-метеоролог. Приборы метеостанции. | ||
| Изготовление и принцип работы. | |||
| 23.01. | Мини-ураган. | ||
| Воздушный пресс. | |||
| 30.01. | Непростой воздух. | ||
| «Путешествие капли». | |||
| 06.02. | У природы нет плохой погоды … | ||
| Шуба с шапкой или плащ с зонтиком. | |||
| 13.02. | Угадай погоду!? | ||
| Географ-синоптик. Читаем карту погоды. | |||
| 20.02. | Айсберг в банке. | ||
| Из воды да в воду. | |||
| 27.02. | Смерч в бутылке. | ||
| «Мертвое море» в стакане. | |||
| 06.03. | Географ – гидролог. | ||
| Воображаемое путешествие по рекам России. | |||
| 13.03. | Географ – фольклорист. | ||
| Знакомство и работа с легендой о реке Дон… | |||
| 20.03. | Географ – палеонтолог. Работа с изображениями и описаниями. | ||
| По залам Краеведческого музея. | |||
| 03.04. | Сад в бутылке. | ||
| Огород на подоконнике. | |||
| 10.04. | Перерабатываем органический мусор. | ||
| Акция: Чистота – залог здоровья. | |||
| 17.04. | Биогеограф. | ||
| Создание коллекции комнатных растений. | |||
| 24.04. | Географ – затейник. | ||
| Сохраним и преумножим. | |||
Юные исследователи природы. | 4 | |||
| 15.05. | Проектная работа на тему: « Мой любимый эксперимент». | ||
| Загадки природы. | |||
| 22.05. | Экотуристы. Вместе весело шагать по просторам … | ||
| По заповедным тропам. |