12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Довгаль Лариса Васильевна401
Учитель географии, классный руководитель, заместитель директора по УВР, руководитель ГМО учителей географии г. Азова
Россия, Ростовская обл., Азов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Азова Ростовской области
РАССМОТРЕНА                                                             УТВЕРЖДЕНА                          на заседании ШМО

Протокол от ______20___г. № ____                                Приказ от _____20___ г. № ____

Руководитель ШМО_____________                                  Директор МБОУ СОШ № 1______

Л.В. Довгаль                                                                И.К. Пшеничный


 


 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

6 класс

Составитель: учитель высшей категории

Довгаль Л.В.


 


 


 

 

 

СОГЛАСОВАНА                                                     РЕКОМЕНДОВАНА                            на заседании методсовета                                     к утверждению на заседании педсовета Протокол от _________20__ г № ___                       Протокол от________20___г № _____ Председатель ________________­___                       Председатель педсовета ___________

О.В. Ушак                                                            И.К. Пшеничный

Пояснительная записка

Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством развития активности личности, способной к саморазвитию и самообразованию. В данном процессе учащиеся овладевают навыками исследовательской работы, принципами научного познания окружающей среды. Одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности является выполнение учебно-исследовательских проектов, в рамках которых учащиеся занимают активную субъективную позицию. Суть выполнения учебно-исследовательских проектов заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем работают над исследованием, решая какую-либо задачу, овладевают новыми знаниями, что повышает их мотивацию к учению, саморазвитию.

Основными педагогическими средствами создания рабочей учебной программы по внеурочной деятельности являются следующие нормативно-правовые документы:

Закон РФ «Об образовании»

Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования

Устав МБОУ СОШ № 1 г. Азова

Положение «О рабочей программе учителя МБОУ СОШ № 1 г. Азова»

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 1 г. Азова

Учебный план основного общего образования МБОУ СОШ № 1 г. Азова

Положения о внеурочной деятельности в 6-х классах МБОУ СОШ № 1 г. Азова

Цель программы внеурочной деятельности:

Обучение основам учебно-исследовательской деятельности.

Задачи программы внеурочной деятельности:

Расширить представления учащихся об алгоритме выполнения исследовательской деятельности;

Научить правильно оформлять результаты учебно - исследовательской деятельности;

Познакомить с видами учебно-исследовательских проектов;

Научить способам формулировки проблемы, проблемных вопросов, определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план действий;

Формировать умения пользоваться различными источниками информации, ресурсами;

Научить грамотно оформлять письменную часть проекта, публично представлять результаты работы;

Познакомить с критериями оценивания учебно-исследовательского проекта, объективно оценивать свои и чужие результаты, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении.

Формировать универсальные учебные действия.

Планируемые результаты освоения программы.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования ФГОС обучение на занятиях внеурочной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебной программы:

- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в учебно-исследовательской деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения содержания программы внеурочной деятельности «Я - исследователь!»:

сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированность познавательных учебных действий.

сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

Содержание тем учебной программы

по внеурочной деятельности

«Я – исследователь»

66 ч (2 часа в неделю)

 

Географическое познание нашей планеты.

Календарь природы. Что изучает фенология. Закономерности сезонно развития природы. Экватор, земная ось, южный и северный полюс. Северное и южное полушария, день зимнего и летнего солнцестояния. День весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и ночь, полярный круг и тропик.

Развитие географических знаний о земной поверхности.

Первые научные экспедиции. Экспедиционный метод в географии.

Ориентиры и ориентирование на местности с помощью компаса. Определение расстояний на местности различными способами. Построение маршрутов при помощи навигатора.

Инструментальная и глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности. Проводить полярную съёмку пришкольного участка.

Проводить маршрутную съёмку местности и составлять план «Мой путь из дома в школу»

Природа Земли.

ГИДРОСФЕРА. Солёность и температура морской воды. Движения морских вод: течения, приливы и отливы. Тёплые и холодные течения

Составлять карту «Глобальный океанический конвейер».

Находить примеры влияния нарушений в работе конвейера на климат Земли.

ЛИТОСФЕРА. Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Деятельность ветра, воды и льда по перемещению и откладыванию обломочного материала. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность.

Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил.

«Земные кладовые».

АТМОСФЕРА. Воздушная оболочка Земли. Атмосфера. Экскурсия «Метеорологическая станция».

БИОСФЕРА. Представление о возникновении и развитии жизни на Земле. Заочная экскурсия в музей.

Юные исследователи природы.

Охрана природы. Заочное знакомство с Александровским заповедником.


 

Календарно-тематическое поурочное планирование

Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, 6 класс

Дата

Тема урока

Кол-во

часов по теме

план

факт

 

Географическое познание нашей планеты.

6

 

5.09.

 

Школа географа-следопыта.

 

   

Фенолог – наблюдатель. Организация фенологических наблюдений.

 

12.09.

 

Земля-часть солнечной системы.

 

   

Приплюснутый шар.

 

19.09.

 

Понятие эксперимента.

 

   

Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь.

 

Развитие географических знаний о земной поверхности.

6

 

26.09.

 

Географ – мореход.

 

   

Географические открытия и исследования.

 

03.10.

 

Географ-следопыт. Условные знаки. Чтение карты. Масштаб.

 

   

Компас. Азимут.

 

10.10.

 

Географ-картограф. Ориентирование на карте и на местности.

 

   

Составление плана местности.

 

Природа Земли.

50

 

17.10.

 

Географ-гидролог. Водная оболочка Земли.

 

   

Изучение свойств воды.

 

24.10.

 

Географ – мореход. Знатоки морских названий.

 

   

«Бутылочная почта».

 

07.11.

 

Строение Земли.

 

   

Неоднородный волчок.

 

14.11.

 

Географ-геолог. Складки и движение земной коры

 

   

Метаморфизм.

 

21.11.

 

Прецессия-движение земной коры.

 

   

Эффект Кориолиса.

 

28.11.

 

Деформация земной коры.

 

   

Месторождения соли.

 

05.12.

 

Извержение вулкана.

 

   

Географ-исследователь. Проектная работа на тему: «Вулкан».

 

12.12.

 

Географ-геодезист.

 

   

По горам и по долинам …

 

19.12.

 

Географ – топонимист.

 

   

Определение происхождения названий географических объектов.

 

26.12.

 

Погружение на батискафе.

 

   

Тайна «Бермудского треугольника».

 

09.01.

 

Воздушная оболочка Земли.

 

   

Аспирация воздуха.

 

16.01.

 

Географ-метеоролог. Приборы метеостанции.

 

   

Изготовление и принцип работы.

 

23.01.

 

Мини-ураган.

 

   

Воздушный пресс.

 

30.01.

 

Непростой воздух.

 

   

«Путешествие капли».

 

06.02.

 

У природы нет плохой погоды …

 

   

Шуба с шапкой или плащ с зонтиком.

 

13.02.

 

Угадай погоду!?

 

   

Географ-синоптик. Читаем карту погоды.

 

20.02.

 

Айсберг в банке.

 

   

Из воды да в воду.

 

27.02.

 

Смерч в бутылке.

 

   

«Мертвое море» в стакане.

 

06.03.

 

Географ – гидролог.

 

   

Воображаемое путешествие по рекам России.

 

13.03.

 

Географ – фольклорист.

 

   

Знакомство и работа с легендой о реке Дон…

 

20.03.

 

Географ – палеонтолог. Работа с изображениями и описаниями.

 

   

По залам Краеведческого музея.

 

03.04.

 

Сад в бутылке.

 

   

Огород на подоконнике.

 

10.04.

 

Перерабатываем органический мусор.

 

   

Акция: Чистота – залог здоровья.

 

17.04.

 

Биогеограф.

 

   

Создание коллекции комнатных растений.

 

24.04.

 

Географ – затейник.

 

   

Сохраним и преумножим.

 

Юные исследователи природы.

4

 

15.05.

 

Проектная работа на тему: « Мой любимый эксперимент».

 

   

Загадки природы.

 

22.05.

 

Экотуристы. Вместе весело шагать по просторам …

 

   

По заповедным тропам.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

, 27.06.18 в 20:18 1Ответить Пожаловаться
Отличная работа, взяла на заметку, добавила в избранное, буду советовать нашим географам. Благодарю!
Довгаль Лариса Васильевна, 27.06.18 в 20:24 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Николаевна, за интерес к работе.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.