Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я - исследователь», 6 класс

5
3
Материал опубликован 11 June 2017 в группе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Азова Ростовской области
РАССМОТРЕНА                                                             УТВЕРЖДЕНА                          на заседании ШМО

Протокол от ______20___г. № ____                                Приказ от _____20___ г. № ____

Руководитель ШМО_____________                                  Директор МБОУ СОШ № 1______

Л.В. Довгаль                                                                И.К. Пшеничный


 


 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

6 класс

Составитель: учитель высшей категории

Довгаль Л.В.


 


 


 

 

 

СОГЛАСОВАНА                                                     РЕКОМЕНДОВАНА                            на заседании методсовета                                     к утверждению на заседании педсовета Протокол от _________20__ г № ___                       Протокол от________20___г № _____ Председатель ________________­___                       Председатель педсовета ___________

О.В. Ушак                                                            И.К. Пшеничный

Пояснительная записка

Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством развития активности личности, способной к саморазвитию и самообразованию. В данном процессе учащиеся овладевают навыками исследовательской работы, принципами научного познания окружающей среды. Одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности является выполнение учебно-исследовательских проектов, в рамках которых учащиеся занимают активную субъективную позицию. Суть выполнения учебно-исследовательских проектов заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем работают над исследованием, решая какую-либо задачу, овладевают новыми знаниями, что повышает их мотивацию к учению, саморазвитию.

Основными педагогическими средствами создания рабочей учебной программы по внеурочной деятельности являются следующие нормативно-правовые документы:

Закон РФ «Об образовании»

Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования

Устав МБОУ СОШ № 1 г. Азова

Положение «О рабочей программе учителя МБОУ СОШ № 1 г. Азова»

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 1 г. Азова

Учебный план основного общего образования МБОУ СОШ № 1 г. Азова

Положения о внеурочной деятельности в 6-х классах МБОУ СОШ № 1 г. Азова

Цель программы внеурочной деятельности:

Обучение основам учебно-исследовательской деятельности.

Задачи программы внеурочной деятельности:

Расширить представления учащихся об алгоритме выполнения исследовательской деятельности;

Научить правильно оформлять результаты учебно - исследовательской деятельности;

Познакомить с видами учебно-исследовательских проектов;

Научить способам формулировки проблемы, проблемных вопросов, определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план действий;

Формировать умения пользоваться различными источниками информации, ресурсами;

Научить грамотно оформлять письменную часть проекта, публично представлять результаты работы;

Познакомить с критериями оценивания учебно-исследовательского проекта, объективно оценивать свои и чужие результаты, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении.

Формировать универсальные учебные действия.

Планируемые результаты освоения программы.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования ФГОС обучение на занятиях внеурочной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебной программы:

- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в учебно-исследовательской деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения содержания программы внеурочной деятельности «Я - исследователь!»:

сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированность познавательных учебных действий.

сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

Содержание тем учебной программы

по внеурочной деятельности

«Я – исследователь»

66 ч (2 часа в неделю)

 

Географическое познание нашей планеты.

Календарь природы. Что изучает фенология. Закономерности сезонно развития природы. Экватор, земная ось, южный и северный полюс. Северное и южное полушария, день зимнего и летнего солнцестояния. День весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и ночь, полярный круг и тропик.

Развитие географических знаний о земной поверхности.

Первые научные экспедиции. Экспедиционный метод в географии.

Ориентиры и ориентирование на местности с помощью компаса. Определение расстояний на местности различными способами. Построение маршрутов при помощи навигатора.

Инструментальная и глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности. Проводить полярную съёмку пришкольного участка.

Проводить маршрутную съёмку местности и составлять план «Мой путь из дома в школу»

Природа Земли.

ГИДРОСФЕРА. Солёность и температура морской воды. Движения морских вод: течения, приливы и отливы. Тёплые и холодные течения

Составлять карту «Глобальный океанический конвейер».

Находить примеры влияния нарушений в работе конвейера на климат Земли.

ЛИТОСФЕРА. Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Деятельность ветра, воды и льда по перемещению и откладыванию обломочного материала. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность.

Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил.

«Земные кладовые».

АТМОСФЕРА. Воздушная оболочка Земли. Атмосфера. Экскурсия «Метеорологическая станция».

БИОСФЕРА. Представление о возникновении и развитии жизни на Земле. Заочная экскурсия в музей.

Юные исследователи природы.

Охрана природы. Заочное знакомство с Александровским заповедником.


 

Календарно-тематическое поурочное планирование

Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, 6 класс

Дата

Тема урока

Кол-во

часов по теме

план

факт

 

Географическое познание нашей планеты.

6

 

5.09.

 

Школа географа-следопыта.

 

   

Фенолог – наблюдатель. Организация фенологических наблюдений.

 

12.09.

 

Земля-часть солнечной системы.

 

   

Приплюснутый шар.

 

19.09.

 

Понятие эксперимента.

 

   

Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь.

 

Развитие географических знаний о земной поверхности.

6

 

26.09.

 

Географ – мореход.

 

   

Географические открытия и исследования.

 

03.10.

 

Географ-следопыт. Условные знаки. Чтение карты. Масштаб.

 

   

Компас. Азимут.

 

10.10.

 

Географ-картограф. Ориентирование на карте и на местности.

 

   

Составление плана местности.

 

Природа Земли.

50

 

17.10.

 

Географ-гидролог. Водная оболочка Земли.

 

   

Изучение свойств воды.

 

24.10.

 

Географ – мореход. Знатоки морских названий.

 

   

«Бутылочная почта».

 

07.11.

 

Строение Земли.

 

   

Неоднородный волчок.

 

14.11.

 

Географ-геолог. Складки и движение земной коры

 

   

Метаморфизм.

 

21.11.

 

Прецессия-движение земной коры.

 

   

Эффект Кориолиса.

 

28.11.

 

Деформация земной коры.

 

   

Месторождения соли.

 

05.12.

 

Извержение вулкана.

 

   

Географ-исследователь. Проектная работа на тему: «Вулкан».

 

12.12.

 

Географ-геодезист.

 

   

По горам и по долинам …

 

19.12.

 

Географ – топонимист.

 

   

Определение происхождения названий географических объектов.

 

26.12.

 

Погружение на батискафе.

 

   

Тайна «Бермудского треугольника».

 

09.01.

 

Воздушная оболочка Земли.

 

   

Аспирация воздуха.

 

16.01.

 

Географ-метеоролог. Приборы метеостанции.

 

   

Изготовление и принцип работы.

 

23.01.

 

Мини-ураган.

 

   

Воздушный пресс.

 

30.01.

 

Непростой воздух.

 

   

«Путешествие капли».

 

06.02.

 

У природы нет плохой погоды …

 

   

Шуба с шапкой или плащ с зонтиком.

 

13.02.

 

Угадай погоду!?

 

   

Географ-синоптик. Читаем карту погоды.

 

20.02.

 

Айсберг в банке.

 

   

Из воды да в воду.

 

27.02.

 

Смерч в бутылке.

 

   

«Мертвое море» в стакане.

 

06.03.

 

Географ – гидролог.

 

   

Воображаемое путешествие по рекам России.

 

13.03.

 

Географ – фольклорист.

 

   

Знакомство и работа с легендой о реке Дон…

 

20.03.

 

Географ – палеонтолог. Работа с изображениями и описаниями.

 

   

По залам Краеведческого музея.

 

03.04.

 

Сад в бутылке.

 

   

Огород на подоконнике.

 

10.04.

 

Перерабатываем органический мусор.

 

   

Акция: Чистота – залог здоровья.

 

17.04.

 

Биогеограф.

 

   

Создание коллекции комнатных растений.

 

24.04.

 

Географ – затейник.

 

   

Сохраним и преумножим.

 

Юные исследователи природы.

4

 

15.05.

 

Проектная работа на тему: « Мой любимый эксперимент».

 

   

Загадки природы.

 

22.05.

 

Экотуристы. Вместе весело шагать по просторам …

 

   

По заповедным тропам.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличная работа, взяла на заметку, добавила в избранное, буду советовать нашим географам. Благодарю!

27 June 2018

Спасибо, Наталья Николаевна, за интерес к работе.

27 June 2018

Благодарю!

28 June 2018