Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я - исследователь», 6 класс
Протокол от ______20___г. № ____ Приказ от _____20___ г. № ____
Руководитель ШМО_____________ Директор МБОУ СОШ № 1______
Л.В. Довгаль И.К. Пшеничный
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
6 класс
Составитель: учитель высшей категории
Довгаль Л.В.
СОГЛАСОВАНА РЕКОМЕНДОВАНА на заседании методсовета к утверждению на заседании педсовета Протокол от _________20__ г № ___ Протокол от________20___г № _____ Председатель ___________________ Председатель педсовета ___________
О.В. Ушак И.К. Пшеничный
Пояснительная записка
Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством развития активности личности, способной к саморазвитию и самообразованию. В данном процессе учащиеся овладевают навыками исследовательской работы, принципами научного познания окружающей среды. Одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности является выполнение учебно-исследовательских проектов, в рамках которых учащиеся занимают активную субъективную позицию. Суть выполнения учебно-исследовательских проектов заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем работают над исследованием, решая какую-либо задачу, овладевают новыми знаниями, что повышает их мотивацию к учению, саморазвитию.
Основными педагогическими средствами создания рабочей учебной программы по внеурочной деятельности являются следующие нормативно-правовые документы:
Закон РФ «Об образовании»
Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования
Устав МБОУ СОШ № 1 г. Азова
Положение «О рабочей программе учителя МБОУ СОШ № 1 г. Азова»
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 1 г. Азова
Учебный план основного общего образования МБОУ СОШ № 1 г. Азова
Положения о внеурочной деятельности в 6-х классах МБОУ СОШ № 1 г. Азова
Цель программы внеурочной деятельности:
Обучение основам учебно-исследовательской деятельности.
Задачи программы внеурочной деятельности:
Расширить представления учащихся об алгоритме выполнения исследовательской деятельности;
Научить правильно оформлять результаты учебно - исследовательской деятельности;
Познакомить с видами учебно-исследовательских проектов;
Научить способам формулировки проблемы, проблемных вопросов, определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план действий;
Формировать умения пользоваться различными источниками информации, ресурсами;
Научить грамотно оформлять письменную часть проекта, публично представлять результаты работы;
Познакомить с критериями оценивания учебно-исследовательского проекта, объективно оценивать свои и чужие результаты, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении.
Формировать универсальные учебные действия.
Планируемые результаты освоения программы.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования ФГОС обучение на занятиях внеурочной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебной программы:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в учебно-исследовательской деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения содержания программы внеурочной деятельности «Я - исследователь!»:
сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированность познавательных учебных действий.
сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
Содержание тем учебной программы
по внеурочной деятельности
«Я – исследователь»
66 ч (2 часа в неделю)
Географическое познание нашей планеты.
Календарь природы. Что изучает фенология. Закономерности сезонно развития природы. Экватор, земная ось, южный и северный полюс. Северное и южное полушария, день зимнего и летнего солнцестояния. День весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и ночь, полярный круг и тропик.
Развитие географических знаний о земной поверхности.
Первые научные экспедиции. Экспедиционный метод в географии.
Ориентиры и ориентирование на местности с помощью компаса. Определение расстояний на местности различными способами. Построение маршрутов при помощи навигатора.
Инструментальная и глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности. Проводить полярную съёмку пришкольного участка.
Проводить маршрутную съёмку местности и составлять план «Мой путь из дома в школу»
Природа Земли.
ГИДРОСФЕРА. Солёность и температура морской воды. Движения морских вод: течения, приливы и отливы. Тёплые и холодные течения
Составлять карту «Глобальный океанический конвейер».
Находить примеры влияния нарушений в работе конвейера на климат Земли.
ЛИТОСФЕРА. Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Деятельность ветра, воды и льда по перемещению и откладыванию обломочного материала. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность.
Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил.
«Земные кладовые».
АТМОСФЕРА. Воздушная оболочка Земли. Атмосфера. Экскурсия «Метеорологическая станция».
БИОСФЕРА. Представление о возникновении и развитии жизни на Земле. Заочная экскурсия в музей.
Юные исследователи природы.
Охрана природы. Заочное знакомство с Александровским заповедником.
Календарно-тематическое поурочное планирование
Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, 6 класс
№ |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов по теме |
|
план |
факт |
|||
Географическое познание нашей планеты. |
6 |
|||
|
5.09. |
Школа географа-следопыта. |
||
|
Фенолог – наблюдатель. Организация фенологических наблюдений. |
|||
|
12.09. |
Земля-часть солнечной системы. |
||
|
Приплюснутый шар. |
|||
|
19.09. |
Понятие эксперимента. |
||
|
Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. |
|||
Развитие географических знаний о земной поверхности. |
6 |
|||
|
26.09. |
Географ – мореход. |
||
|
Географические открытия и исследования. |
|||
|
03.10. |
Географ-следопыт. Условные знаки. Чтение карты. Масштаб. |
||
|
Компас. Азимут. |
|||
|
10.10. |
Географ-картограф. Ориентирование на карте и на местности. |
||
|
Составление плана местности. |
|||
Природа Земли. |
50 |
|||
|
17.10. |
Географ-гидролог. Водная оболочка Земли. |
||
|
Изучение свойств воды. |
|||
|
24.10. |
Географ – мореход. Знатоки морских названий. |
||
|
«Бутылочная почта». |
|||
|
07.11. |
Строение Земли. |
||
|
Неоднородный волчок. |
|||
|
14.11. |
Географ-геолог. Складки и движение земной коры |
||
|
Метаморфизм. |
|||
|
21.11. |
Прецессия-движение земной коры. |
||
|
Эффект Кориолиса. |
|||
|
28.11. |
Деформация земной коры. |
||
|
Месторождения соли. |
|||
|
05.12. |
Извержение вулкана. |
||
|
Географ-исследователь. Проектная работа на тему: «Вулкан». |
|||
|
12.12. |
Географ-геодезист. |
||
|
По горам и по долинам … |
|||
|
19.12. |
Географ – топонимист. |
||
|
Определение происхождения названий географических объектов. |
|||
|
26.12. |
Погружение на батискафе. |
||
|
Тайна «Бермудского треугольника». |
|||
|
09.01. |
Воздушная оболочка Земли. |
||
|
Аспирация воздуха. |
|||
|
16.01. |
Географ-метеоролог. Приборы метеостанции. |
||
|
Изготовление и принцип работы. |
|||
|
23.01. |
Мини-ураган. |
||
|
Воздушный пресс. |
|||
|
30.01. |
Непростой воздух. |
||
|
«Путешествие капли». |
|||
|
06.02. |
У природы нет плохой погоды … |
||
|
Шуба с шапкой или плащ с зонтиком. |
|||
|
13.02. |
Угадай погоду!? |
||
|
Географ-синоптик. Читаем карту погоды. |
|||
|
20.02. |
Айсберг в банке. |
||
|
Из воды да в воду. |
|||
|
27.02. |
Смерч в бутылке. |
||
|
«Мертвое море» в стакане. |
|||
|
06.03. |
Географ – гидролог. |
||
|
Воображаемое путешествие по рекам России. |
|||
|
13.03. |
Географ – фольклорист. |
||
|
Знакомство и работа с легендой о реке Дон… |
|||
|
20.03. |
Географ – палеонтолог. Работа с изображениями и описаниями. |
||
|
По залам Краеведческого музея. |
|||
|
03.04. |
Сад в бутылке. |
||
|
Огород на подоконнике. |
|||
|
10.04. |
Перерабатываем органический мусор. |
||
|
Акция: Чистота – залог здоровья. |
|||
|
17.04. |
Биогеограф. |
||
|
Создание коллекции комнатных растений. |
|||
|
24.04. |
Географ – затейник. |
||
|
Сохраним и преумножим. |
|||
Юные исследователи природы. |
4 |
|||
|
15.05. |
Проектная работа на тему: « Мой любимый эксперимент». |
||
|
Загадки природы. |
|||
|
22.05. |
Экотуристы. Вместе весело шагать по просторам … |
||
|
По заповедным тропам. |
Пользователь удален
Довгаль Лариса Васильевна
Дёмшина Ирина Петровна