Методическая разработка открытого урока по информатике по теме: «Архитектура компьютеров» для студентов 1 курса
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края
«Армавирский юридический техникум»
(ГБПОУ КК АЮТ)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока
по дисциплине БД. 06 Информатика
по теме: «Архитектура компьютеров»
для студентов 1 курса
специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения
Подготовила преподаватель:
Волкодамова О.А.
Рассмотрена и утверждена
на заседании цикловой
методической комиссии
математических и компьютерных дисциплин
Пояснительная записка
Данный урок проводится для обучающихся 1 курса специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения в рамках общеобразовательной подготовки.
Урок включён в тему 3.1. Архитектура компьютеров раздела №3. Средства ИКТ.
На изучение темы «Архитектура компьютеров» отводится 8 часов.
В этой разработке содержатся рекомендации по проведению второго урока данной темы в виде практического занятия.
Выбор темы занятия определяется рядом факторов.
Во-первых, эта тема позволяет не только обобщить имеющиеся у обучающихся знания, но и реализовать их практически.
Во-вторых, знания, полученные обучающимися на предыдущем уроке, облегчают им процесс усвоения практических навыков.
Практическое занятие проводится по подгруппам. Каждой подгруппе обучающихся представляются одинаковые виды заданий.
Тема «Архитектура компьютеров».
Вид учебного занятия: практическое занятие
Тип урока: урок творческого проекта.
На уроке используются методы: исследовательский, творческий проект, практический метод обучения, проблемно-поисковый метод обучения.
Цель урока: Урок призван способствовать выработке у обучающихся умений сборки персонального компьютера, определения характеристик отдельных компонентов ПК, умения работать в команде.
Задачи урока:
Обучающая: систематизация знаний об аппаратном составе компьютера, формирование представления о блочном принципе архитектуры компьютера.
Развивающая: развитие умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнения, делать выводы. развитие самостоятельности обучающихся через привлечение их к созданию проекта компьютера, необходимого заказчику; развитие таких общих компетенций обучающихся, как:
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Воспитательная: Воспитание творческого отношения к учебной деятельности, организация проблемно-поисковой работы в группах; закрепление навыков работы в группе и умения обосновывать свою точку зрения.
Оборудование урока:
презентационное оборудование;
системные блоки ПК;
отвёртки;
раздаточный материал:
кроссворд «Архитектура компьютеров»;
таблица для создания проекта;
прайс-лист компонентов персонального компьютера.
План урока
1. Организационный момент: приветствие, отметка отсутствующих в журнале. (2 мин)
2. Постановка цели и задач урока. (1 мин)
3. Актуализация опорных знаний. Повторение материала. Опрос. (8 мин)
4. Создание и защита творческого проекта. (23 мин)
5. Подведение итогов урока. (1 мин.)
6. Выставление оценок. (2 мин.)
6. Домашнее задание. (1 мин)
7.Рефлексия. (2 мин.)
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие, отметка отсутствующих в журнале.
Постановка цели и задач урока.
Цель нашего сегодняшнего занятия – закрепить полученные знания по теме «Архитектура компьютеров» практическими навыками.
Сегодня на уроке нам предстоит ответить на следующие вопросы:
Какие характеристики устройств компьютера необходимо знать при его приобретении?
Как правильно определить состав компьютера в соответствии с вашими потребностями и возможностями?
3. Актуализация опорных знаний. Повторение материала. Опрос.
Форма организации деятельности обучающихся:
Обучающиеся делятся на группы. Одни обучающиеся получают кроссворды и разгадывают их. Другие обучающиеся осуществляют ремонт системного блока ПК. Третьи презентуют подготовленное домашнее задание в виде рекламного ролика (для первой подгруппы) или презентации (для второй подгруппы).
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе:
Деятельность преподавателя направлена на формирование универсальных учебных действий и общих компетенций.
На прошлом уроке мы начали изучение темы «Архитектура компьютеров» и выяснили, из каких именно компонентов состоит ПК. Сегодня мы с вами закрепим полученные знания практическими навыками.
Работать на уроке вы будете в группах, каждый её участник в конце урока получит свою оценку. Каждая группа составляет одну фирму по ремонту и сборке компьютеров на заказ. Вашим домашним заданием было: определить состав каждой группы, название фирмы, её логотип, рекламу и должности каждого сотрудника. Есть ли какие-либо вопросы по домашнему заданию? Давайте посмотрим, что из этого получилось.
Работа каждой фирмы протекает примерно следующим образом: с утра для консультантов ещё нет заказов и можно заняться чем-то полезным и интересным. Например, разгадыванием кроссворда.
А вот программистам всегда найдётся работа. Им оставили два системных блока на ремонт: в каждом необходимо заменить жёсткий диск, модуль оперативной памяти и почистить вентилятор, который охлаждает процессор.
А вот директор и замдиректора обеспокоены отсутствием клиентов и поэтому привлекают наших гостей в свою фирму рекламой.
После проведения рекламы обеими фирмами подводятся итоги опроса. Используется взаимопроверка. Обучающиеся обмениваются кроссвордами и системными блоками и проверяют качество выполненных работ фирм – конкурентов.
Создание и защита творческого проекта.
4.1. Создание проекта:
Форма организации деятельности обучающихся:
Обучающиеся должны организовать поиск нужной информации и распределить роли в группе, просчитать стоимость компьютера.
Обучающиеся открывают файл под названием «Прайс-лист» и моделируют сборку компьютера.
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе:
Преподаватель объясняет цель работы каждой фирмы и вид конечного результата проекта, координирует деятельность обучающихся, отвечает на возникшие вопросы.
Поступает заказ: заказчик хочет купить компьютер, но точно не знает его конфигурацию, зато он знает, зачем ему этот компьютер нужен: кому-то только для печати документа, кому-то для печати и для прослушивания компакт-дисков, а кому-то и для просмотра видеофильмов. Надо заказчику помочь.
Компьютер для обучающегося техникума. 1 подгруппа, 1 фирма
Компьютер для работы юриста.1 подгруппа, 2 фирма
Компьютер для организатора праздников. 2 подгруппа, 1 фирма
Компьютер для домохозяйки. 2 подгруппа, 2 фирма
Каждая группа открывает прайс-лист, открывает программу Калькулятор и моделирует сборку компьютера. Модель оформляется в виде таблицы:
Наименование товара |
Характеристика |
Цена, руб |
Корпус |
||
Материнская плата |
||
Процессор |
||
Оперативная память |
||
Видеокарта |
||
Жёсткий диск |
||
Клавиатура |
||
Мышь |
||
Монитор |
||
Принтер |
||
Сканер |
||
Копировальный аппарат |
||
Колонки |
||
Дополнительные устройства: |
Защита проекта.
Форма организации деятельности обучающихся:
Обучающиеся выступают в защиту выбранной конфигурации компьютера на заданную сумму денег. Они должны вразумительно рассказать о том, какие устройства они включают в конфигурацию и являются ли они действительно необходимыми.
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе:
Преподаватель выступает в роли заказчика, задаёт вопросы по проекту.
Обучающиеся выступают в защиту выбранной конфигурации компьютера на заданную сумму денег. Они должны вразумительно рассказать о том, какие устройства они включают в конфигурацию и являются ли они действительно необходимыми.
Преподаватель выступает в роли заказчика, не совсем понимающий в устройстве компьютеров и постоянно интересуется, а почему заказчику предлагают именно это устройство, а не другое:
Какая разница между DVD-ROM и DVD-RW?
Чем отличаются мониторы на 15 дюймов и на 17 дюймов?
И т.д.
Подведение итогов урока.
Форма организации деятельности обучающихся:
Обучающиеся обмениваются мнениями о своей работе. Отвечают на поставленные в начале занятия вопросы.
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе:
Преподаватель разбирает ход урока, акцентирует внимание на удачных и неудачных решениях, выставляет оценки, даёт домашнее задание, проводит рефлексию.
Итак, смена закончила свою работу. Все покупатели удовлетворены. И это главное. Давайте подведём итог нашей работы и ответим на те вопросы, которые были поставлены в начале занятия:
1. Какие характеристики устройств компьютера необходимо знать при его приобретении?
2. Как правильно определить состав компьютера в соответствии с вашими потребностями и возможностями?
Сегодня мы не только повторили основные компоненты компьютера, но и научились работать в команде, рассуждать, убеждать, создавать.
Выставление оценок.
Оценивание работы на уроке каждой группы учащихся, выявление учащихся, наиболее отличившихся на уроке.
Домашнее задание.
Учебник Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ. С.128-138.
Творческое задание по выбору:
Написать сочинение, начинающееся со слов: «Жили – были монитор, клавиатура, оперативная память и процессор. Жили они дружно, пока не заспорили, кто из них главнее…»
Рефлексия.
Обучающиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал… Я научился…
Меня удивило… У меня получилось…
Было трудно… Я смог ….
Я понял, что… Я попробую…
Я теперь могу…. Я запомнил, что…
Мне захотелось…. Было интересно…
Перечень учебных изданий.
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и Икт. [Текст]: учебник нач и сред. проф. проф. образования. -М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Дополнительные источники:
Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям [Текст]: учебник для 10–11 кл. – М., 2004.
Михеева Е.В. Практикум по информатике[Текст]: учеб. пособие. – М., 2004.
Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика [Текст]: учебник. – М., 2005.
Интернет-ресурсы:
Информатика и информационные технологии - web-конспект и тесты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.junior.ru/wwwexam/.
Тесты по предмету "Информатика" / Батищев П.С. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psbatishev.narod.ru/10.htm.
Учебные пособия по курсу "Информатика и информационные технологии" / М.Е. Крекин[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mckryak.chat.ru/posob/inf_pos.html.
Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://inf.1september.ru.
Информатика и информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusedu.info.
Приложения:
Приложение 1. Кроссворд «Архитектура компьютеров»
ВОПРОСЫ:
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
1. Устройство для вывода звуковой информации.
2. Устройство для вывода на бумагу числовой, текстовой и графической информации.
4. Устройство, используемое для связи удаленных друг от друга компьютеров в глобальной сети.
5. Универсальное (главное) устройство вывода информации.
6. Устройство для ввода графических изображений в память компьютера с бумажного оригинала.
7. Язык программирования.
ПО ВЕРТИКАЛИ:
Устройство, обеспечивающее управление и взаимодействие монитора с компьютером.
2. Бывают проводные (последовательные, параллельные, USB) и беспроводные (Bluetooth).
3. Накопитель оптических дисков.
4. Устройство ввода манипуляторного типа.
5. Устройство для обработки информации и управления работой компьютера.
6. Наименьшая единица измерения количества информации.
7. НЖМД по-другому.
8. Система счисления по основанию 2.
Приложение 2.Кроссворд «Архитектура компьютеров»
ВОПРОСЫ:
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
1. Гибкий магнитный диск.
2. Устройство для вывода информации на бумажный носитель.
3. Запоминающее устройство.
4. Жесткий диск.
5. Устройство ввода информации.
6. Устройство ввода информации с бумажного носителя.
7. Сверхоперативная память.
ПО ВЕРТИКАЛИ:
3. Устройство обработки информации.
5. Устройство вывода информации.
8. Программируемое электронное устройство.
7. Клавишное устройство ввода информации.
9.Подсистема, служащая для передачи данных между функциональными блоками компьютера.
Ответы:
По горизонтали:
1. дискета, 2. принтер, 3. память, 4. винчестер, 5. мышь, 6. сканер, 7. кэш.
По вертикали:
3. процессор, 5.монитор, 8. компьютер, 7.клавиатура, 9. шина.
Приложение 3.
Итоговая таблица компьютерных комплектующих для заказчика Иванова И.И.
Ценовая информация на 02.12.2015 г.
Наименование товара |
Характеристика |
Цена, руб |
Корпус |
||
Материнская плата |
||
Процессор |
||
Оперативная память |
||
Видеокарта |
||
Жёсткий диск |
||
Клавиатура |
||
Мышь |
||
Монитор |
||
Принтер |
||
Сканер |
||
Копировальный аппарат |
||
Колонки |
||
Дополнительные устройства: |
Перечень учебных изданий.
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и Икт. [Текст]: учебник нач и сред. проф. проф. образования. -М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Дополнительные источники:
Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям [Текст]: учебник для 10–11 кл. – М., 2004.
Михеева Е.В. Практикум по информатике[Текст]: учеб. пособие. – М., 2004.
Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика [Текст]: учебник. – М., 2005.
Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика [Текст]: учебник 10-11 кл. – М., 2006.
Майкрософт. Основы компьютерных сетей [Текст]. – М., 2005.
Майкрософт. Учебные проекты с использованием MicrosoftOffice [Текст]. – М., 2006.
Интернет-ресурсы:
Информатика и информационные технологии - web-конспект и тесты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.junior.ru/wwwexam/.
Учебные пособия по курсу "Информатика и информационные технологии" / М.Е. Крекин[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mckryak.chat.ru/posob/inf_pos.html.
Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://inf.1september.ru.
Информатика и информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusedu.info.
Информатика: учебник Л.З. Шауцуковой[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://book.kbsu.ru.