Артикуляционная гимнастика

4
1
Материал опубликован 17 June

Предварительный просмотр презентации

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционный аппарат совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи. Включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щёк и нижней челюсти, зубы и др.

Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикуляционных упражнений. Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикуляционных упражнений.

Артикуляционная гимнастика способствует: • Улучшению кровоснабжения артикуляционных органов и их нервной проводимости; • Улучшению подвижности артикуляционных органов; • Укреплению мышечной системы языка, губ, щек; • Обучению ребенка удерживать определенную артикуляционную позу; • Увеличению амплитуды движений; • Уменьшению напряженности артикуляционных органов; • Подготовке артикуляционных органов ребенка к правильному произношению звуков. • Развитию гибкости органов речевого аппарата; 

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики: Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день. Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных с логопедом упражнений. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д. Занятия должны быть регулярными.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная  активная  Артикуляционные упражнения бывают беззвучными с участием голоса статические динамические        

Артикуляционную гимнастику можно разделить на: Артикуляционную гимнастику можно разделить на: Упражнения для нижней челюсти Упражнения для щёк Упражнения для губ Упражнения для языка Упражнения для мягкого нёба.

Упражнения для челюстей Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек. Жевательные движения в медленном темпе (в быстром темпе) с сомкнутыми губами. Легкое постукивание зубами — губы разомкнуты. Движение нижней челюсти влево – вправо.

Упражнения для губ "Улыбка" — растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние, и нижние резцы. То же с сомкнутыми губами и зубами. "Трубочка" ("Хоботок") — вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты). Попеременное выполнение "Улыбки" и "Трубочки". Вращательные движения губами. Отставление нижней губы от зубов и десен. Втягивание нижней губы внутрь рта.

Упражнения для языка (выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти): "Индюк" "Часики" "Качели" Круговые движения языком "Лошадки" "Лопатка" "Иголочка" Попеременное выполнение "Лопатки" и "Иголочки". "Желобок" ("Трубочка языком") "Чашечка" ("Ковшик") "Грибок"

Упражнения для мышц мягкого неба и глотки Позевывание;  Глотание капелек воды, слюны;  Полоскание горла;  Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ. Покашливание.  Упражнения для щек   Надувание щек: обеих одновременно и попеременно Перегонка воды из одной щеки в другую Втягивание щек в ротовую полость между зубами

Нетрадиционная артикуляционная гимнастика УПРАЖНЕНИЯ С ШАРИКОМ. АВТОР ДАННОЙ МЕТОДИКИ С.В. КОНОВАЛОВА УПРАЖНЕНИЯ С ЛОЖКОЙ. ГАСТРОНОМИЧЕСКИЕ-ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ И ЛОГОПЕДА Воспитатель Логопед Работает по формированию правильного звукопроизношения. Работает по исправлению звукопроизношения. Подготовительный этап Уточнение движений органов артикуляционного аппарата. Воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определенные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука. Создание определенных положений и тренировка движений органов артикуляционного аппарата. В зависимости от характера нарушения звука логопед вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.

Этап появления звука Уточнение звука или его вызывание по подражанию. Воспитатель использует способность ребенка к подражанию.  Подбирая звуковые образы звука (звукоподражания), соответствующие данному звуку, воспитатель закрепляет произнесение звука с теми детьми, у которых он есть, и вызывает по подражанию у тех детей, которые его еще не произносят, фиксируя внимание ребенка на звучании и артикуляции звука. Постановка звука Постановка звука обычно более сложный процесс, чем вызывание звука Отработанные на предыдущем этапе отдельные движения органов артикуляционного аппарата теперь вводятся в комплекс движений, и таким образом вырабатывается артикуляция нужного звука. Путем повторений перед зеркалом логопед закрепляет ее, а затем, применяя специальные приемы, получает правильное произнесение изолированного звука. Этап усвоения звука правильное произношение звука в речи) Уточнение правильного произношения звука. Звук уточняется в словах, фразах, потешках, стихотворениях, рассказах. Материал дается не весь последовательно, а выборочно, по усмотрению воспитателя. Автоматизация звука. Последовательное введение звука в речь: слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо за полезный ресурс!

0
18 June